АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Город Омск
11 декабря 2014 года
№ дела
А46-14874/2014
Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2014 года
Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2014 года
Арбитражный суд Омской области
в составе судьи Пермякова Владимира Владимировича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутовой Н.К.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, действующей на основании доверенности от 25.11.2014 (личность удостоверена паспортом), после перерыва в судебном заседании: ФИО2, действующей на основании доверенности от 08.09.2014 (личность удостоверена паспортом),
от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности № 17 от 28.10.2014 (личность удостоверена паспортом), ФИО4, действующего на основании доверенности от 28.11.2014 (личность удостоверена паспортом),
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении № 11/14 от 28.10.2014.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области заявленное требование поддержал.
Представитель заинтересованного лица факт совершения вменяемого в вину правонарушения не отрицал.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
15.10.2014 в ходе проведенной Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Омской области плановой выездной проверки в отношении осуществляющего фармацевтическую деятельность на основании лицензии № ЛО-55-02-001210 от 11.08.2014 Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи», по адресам: 644105, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, был установлен факт нарушения обязательных требований хранения лекарственных средств, а именно:
1) Аптека готовых лекарственных форм:
- журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения подлежащих предметно-количественному учету оформлен в нарушении требований правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;
- в бытовой комнате аптеки, где осуществляется хранение лекарственных препаратов (ФИО5 500 мл № 10 коробок 160, серии 134527652, производитель Браун Медикал АГ), отсутствует гигрометр для регистрации параметров воздуха;
- комната для хранения лекарственных препаратов №3 хранение лекарственных препаратов осуществляется в коробках, наставленных друг на друга; большая скученность товара, хранение инфузионных растворов (ФИО5 500 мл - 1900 флаконов, серия 134527652, производитель Браун Медикал АГ) осуществляется рядом с отопительными приборами, хранящиеся лекарственные средства не идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства).
2) Подстанция № 8:
- помещение для хранения лекарственных препаратов № 2 - на одной полке в шкафу осуществляется хранение лекарственных препаратов без учета фармакологических групп: таблетки уголь активированный 0,25 № 10, производитель ООО «Асфарма» 15уп, суспензия для детей парацетамол, 120 мг/ 5 мл -100мл, производитель ООО «Синтез» 8 фл, таблетки Глицин 0,1 № 50, производитель Мосхимфармпрепараты им.Н.А.Симашко 3 уп, капсулы ФИО6 0,1 № 20, производитель РУП «Белмедпрепараты» 3 уп, таблетки Ондансетрон- Тева 8 мг №10, производитель ТЕВА- 8 уп, ФИО7 порошок для приготовления суспензий 5,0 № 10, производитель ЗАО «ПФК Обновление»;
- в помещении для хранения лекарственных препаратов № 2 при температуре +22°С, осуществляется хранение лекарственного препарата раствор для инъекций Натрия тиосульфат 30% 10 мл №10, серии 080313 - 10 упаковок, производитель Эском НПК ОАО (необходимая температура хранения не выше + 20°С);
3) Подстанция № 3:
- в помещении для хранения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения (кабинет старшего фельдшера подстанции № 3) осуществляется хранение дезинфицирующих средств (Экодез 500 мл -10 фл, ФИО8 500 мл - 4 фл, Бонацид спрей 500 мл -15 фл, Септолит № 100-6 фл.).
По результатам проверки главным специалистом-экспертом ФИО9 был составлен протокол об административном правонарушении № 11/14 от 28.10.2014, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании данного протокола Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении БУЗ Омской области «Станция скорой медицинской помощи» к административной ответственности.
Оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд находит факт совершения Учреждением административного правонарушения подтвержденным материалами дела по следующим основаниям.
В части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ указано, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объективную сторону правонарушения образует действие, выраженное, в том числе, в реализации продукции с нарушением требований технических регламентов.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Технический регламент по соблюдению обязательных требований к хранению лекарственных средств отсутствует.
В пункте 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации, состоит в том числе, в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, реализации, не соответствующих таким требованиям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 58 Федерального закона № 61-ФЗ хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правилами № 706н установлены требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, они регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 706н в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что стеллажи (шкафы) для хранения лекарственных средств в помещениях для хранения лекарственных средств должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить доступ к лекарственным средствам, свободный проход персонала и, при необходимости, погрузочных устройств, а также доступность стеллажей, стен, пола для уборки. Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы. Хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.
Согласно пункту 41 Правил при хранении в шкафах, на стеллажах или полках лекарственные препараты для медицинского применения во вторичной (потребительской) упаковке должны быть размещены этикеткой (маркировкой) наружу.
Организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата (пункт 42 Правил).
В силу пункта 32 Правил хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Дезинфицирующие лекарственные средства следует хранить в герметично укупоренной таре в изолированном помещении вдали от помещений хранения пластмассовых, резиновых и металлических изделий и помещений получения дистиллированной воды (пункт 39 Правил).
Из материалов дела следует, что указанные выше нормы БУЗ Омской области «Станция скорой медицинской помощи» соблюдены не были.
Поскольку Территориальным отделом в пределах предоставленных ему полномочий установлено и вменяется в вину Учреждения нарушение, в том числе, Правил хранения лекарственных средств и Закона № 61-ФЗ, то есть обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, то указанное нарушение правомерно квалифицировано административным органом по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Между тем, при решении вопроса о соразмерности предусмотренного указанной выше нормой КоАП РФ административного наказания суд считает необходимым учесть правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, ч. 2 и 5 ст. 15.23.1 и ст. 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).
Пунктом 2 указанного Постановления определено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, ч. 2 и 5 ст. 15.23.1 и ст. 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
Принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, а также руководствуясь принципами справедливости и соразмерности назначения наказания, суд приходит к выводу о том, что административный штраф даже в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, не будет соответствовать тяжести совершенного правонарушения и обеспечивать достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд считает возможным назначить Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи» административное наказание в виде штрафа в размере 50.000 рублей, что будет соответствовать принципам целесообразности и законности административной ответственности.
На основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требование Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), расположенного по адресу: 644024, <...>, удовлетворить.
Привлечь Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи» (ИНН <***>), зарегистрированное в качестве юридического лица 05.10.1994 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г.Омска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>, расположенное по адресу: 644105, г.Омск, ул.22-го Партсъезда, д.98, корп.2, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам: УФК по Омской области (Территориальный орган Росздравнадзора по Омской области), л/с <***>, р/с № <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области г. Омск, БИК 045209001, ОКОГУ 13224, ИНН <***>, КПП 550101001, КБК 060 1 16 90020 02 6000 140.
Доказательства уплаты штрафа представить в суд.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме).
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.В.Пермяков