ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-14986/2011 от 20.02.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск дело № А46-14986/2011

«27» февраля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 февраля 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Третинник М.А.,

судей Крещановской Л.А., Стрелковой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЖКО «Московка» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Региональной энергетической комиссии Омской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третье лицо - открытое акционерное общество «ОмскВодоканал»,

о признании недействующим Приказа от 06.09.2011 № 142/40,

при участии в судебном заседании представителей

заявителя ФИО1 (паспорт) по доверенности от 20.09.2011 б/н,

заинтересованного лица ФИО2 по доверенности от 11.01.2012 № ИСХ-12/РЭК-01-06/1 (удостоверение № 147),

третьего лица ФИО3 (паспорт) по доверенности от 10.01.2012 № 15/14,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «ЖКО «Московка» (по тексту также – заявитель, ООО «ЖКО «Московка», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области (по тексту – РЭК Омской области, заинтересованное лицо, регулирующий орган) от 06.09.2011 № 142/40 «О внесении изменений в отдельные приказы Региональной энергетической комиссии Омской области».

По мнению заявителя, Приказ РЭК Омской области № 142/40 имеет обратную силу, что противоречит пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210-ФЗ.

Возражения РЭК Омской области обоснованы соответствием оспариваемого Приказа действующему законодательству.

Третье лицо находит требования заявителя необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поддержав позицию РЭК Омской области.

Выслушав участников процесса, рассмотрев материалы дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее обстоятельства.

ООО «ЖКО «Московка» является управляющей компанией, обслуживающей жилой фонд. В частности, по договору на управление многоквартирным домом от 01.03.2010 б/н, ООО «ЖКО «Московка» приняло на себя обязательство перед собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, оказывать услуги и выполнять работы в целях управления многоквартирного дома по данному адресу.

РЭК Омской области был принят Приказ от 06.09.2011 № 142/40 «О внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии Омской области» следующего содержания:

«В соответствии с пунктом 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации приказываю:

1. Пункт 2 приказа РЭК Омской области от 29.10.2010 № 117/49 "Об установлении тарифов на холодную воду для потребителей ОАО "ОмскВодоканал" изложить в следующей редакции:

"2. Установить и ввести в действие на период с 01.01.2011 по 31.12.2011 тарифы на холодную воду для потребителей ОАО "ОмскВодоканал":

Тариф по категориям потребителей, руб./куб.м

Население
 (без НДС)

Население
 (с НДС)

Потребители, приобретающие
 холодную воду для оказания
 населению услуг по
 горячему водоснабжению, в
 части объемов,
 используемых на услуги по
 горячему водоснабжению
 населения
 (без НДС)

Прочие
 потребители
 (без НДС)

10,52

12,41

10,52

12,46

2. Пункт 2 приказа РЭК Омской области от 29.10.2010 № 118/49 "Об установлении тарифов на водоотведение и очистку сточных вод для потребителей ОАО "ОмскВодоканал" изложить в следующей редакции:

"2. Установить и ввести в действие на период с 01.12.2011 по 31.12.2011 тариф на водоотведение и очистку сточных вод для потребителей ОАО "ОмскВодоканал":

Тариф по категориям потребителей, руб./куб.м

Население
 (без НДС)

Население
 (с НДС)

Прочие потребители (без НДС):

бытовое водоотведение

промышленное
 водоотведение
 (производственные
 сточные воды)

8,49

10,02

9,76

15,60

3. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2011 года.».

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «ЖКО «Московка» в арбитражный суд с заявлением о признании Приказа РЭК Омской области № 142/40 недействующим в связи с его несоответствием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, повлекшим нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявления ООО «ЖКО «Московка» в силу следующего.

Пункт 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает - граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из указанной нормы следует – нормативный правовой акт государственного органа может быть признан недействующим, если таковой не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права заявителя.

Как следует из заявления, Приказ РЭК Омской области № 142/40, по мнению Общества, не соответствует статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а также статье 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210-ФЗ (далее Закон № 210-ФЗ), согласно которой тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, согласно пунктам 8,14 статьи 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210-ФЗ (далее Закон № 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения, являются регулируемыми.

В силу пункта 4 Закона № 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в том числе по установлению тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг» (далее - постановление Правительства РФ № 307) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

Таким образом, при реализации товаров (работ, услуг) населению по регулируемым ценам (тарифам) соответствующая сумма налога подлежит включению в указанные цены (тарифы).

На основании названных норм права, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.02.2011 № 12552/10 указал, что при расчетах организаций коммунального комплекса с исполнителями коммунальных услуг за питьевую воду и сброшенные сточные воды должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами, устанавливаемый для граждан с включением в него налога на добавленную стоимость.

В Информационном письме от 07.10.2011 № СН-7917/5 Федеральная служба по тарифам России, принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рекомендовала принятие органами местного самоуправления нормативных актов по оформлению действующих решений по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, принятых органами местного самоуправления в пределах их компетенции, оформив действующие решения с учетом выделения категории «население» и отражения для указанной категории потребителей установленных тарифов на водоснабжение, водоотведение с включением налога на добавленную стоимость.

При этом, выделение в действующих решениях категории «население» и отражение для указанной категории потребителей установленных тарифов на водоснабжение, водоотведение с включением налога на добавленную стоимость не является пересмотром действующих тарифов, а является их правильным оформлением в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Как следует из материалов дела – РЭК Омской области был принят Приказ № 117/49 «Об установлении тарифов на холодную воду для потребителей ОАО «ОмскВодоканал», пунктом 2 которого были утверждены и введены в действие на период с 01.01.2011 по 31.12.2011 тарифы на холодную воду для потребителей ОАО «ОмскВодоканал» для населения в размере 10,52 руб. за куб.м. без налога на добавленную стоимость.

В соответствии с рекомендациями, изложенными Федеральной службы по тарифам России в Информационном письме № СН-7917/5, 06.09.2011 РЭК Омской области был принят оспариваемый Приказ № 142/40, согласно которому пункт 2 Приказа № 117/49 был изложен в иной редакции, а именно: установлены и введены в действие тарифы на холодную воду для потребителей ОАО «ОмскВодоканал» за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 для населения в размере 12,41 руб. за куб.м. с налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, Приказом № 142/40 РЭК Омской области новых тарифов на водоотведение не устанавливалось. Указанным Приказом была приведена в соответствие названным выше нормам права неточность в формулировке размера тарифов, утвержденных и веденных в действие Приказом РЭК Омской области № 117/49, а именно: была выделена в действующем решении категория «население», для указанной категории потребителей отражен установленный тариф на водоотведение с включением налога на добавленную стоимость.

При указанных обстоятельствах Приказ РЭК Омской области № 142/40 не может быть признан несоответствующим статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Закона № 210-ФЗ.

Кроме того, согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд обращаются за защитой своего   нарушенного права.

Как было указано выше, ООО «ЖКО «Московка» является управляющей организацией, обслуживающей жилой фонд.

Управляющая организация в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляет управление многоквартирным домом, в том числе осуществляет сбор денежных средств в счет оплаты коммунальных услуг.

Изложенное согласуется с постановлением Правительства Российской Федерации № 307, согласно которому управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, под которым понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Как было указано выше и следует из пункта 15 постановления Правительства РФ № 307, в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, управляющая организация не осуществляет реализацию коммунальных ресурсов (услуг), а выступает посредником при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном объеме на счета ресурсоснабжающей организации.

При указанных обстоятельствах, суд считает недоказанным ООО «ЖКО Московка» обстоятельства того, каким образом Приказ РЭК Омской области № 142/40 повлек нарушение его прав.

Довод Общества об обращении в суд в защиту собственников помещений многоквартирного дома, где ООО «ЖКО «Московка» осуществляет управление на основании договора б/н от 01.03.2010, судом во внимание не принимается, поскольку (как было указано выше) в суд обращаются за защитой своего нарушенного права (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, поскольку при принятии Приказа РЭК Омской области № 142/40 судом не установлено нарушения норм права, и учитывая, что ООО «ЖКО «Московка» не представлено доказательств его нарушенного права, оснований для признания обжалуемого нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации недействующим суд не находит.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом заявителю в удовлетворении его требования, понесенные им судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в сумме 2000 руб., оплаты услуг представителю в сумме 5 000 руб., возмещению за счет средств заинтересованного лица не подлежат.

Руководствуясь статьями 168-175,195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, -

Р Е Ш И Л :

Заявление общества с ограниченной ответственностью «ЖКО «Московка» о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 06.09.2011 № 142/40 «О внесении изменений в отдельные приказы Региональной энергетической комиссии Омской области» оставить без удовлетворения.

Приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 06.09.2011 № 142/40 «О внесении изменений в отдельные приказы Региональной энергетической комиссии Омской области» признать соответствующим пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210-ФЗ.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий М.А.Третинник

Судьи Л.А.Крещановская

Г.В.Стрелкова