АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск декабря 2021 года | № дела А46-14997/2021 |
Резолютивная часть решения оглашена 06 декабря 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арсеньевой Т.А., рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью «ЛЕСЭКСПОРТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными и отмене постановления Кемеровской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10608000-304/2021 от 03.06.2021, решения Сибирской оперативной таможни от 05.08.2021 № 10614000/32ю/50А,
при участии в заседании суда:
от заявителя – не явились, извещены,
от Кемеровской таможни – ФИО1 (доверенность от 19.04.2021 № 04-50/05839, удостоверение, диплом) – участие обеспечено посредством онлайн заседания,
от Сибирской оперативной таможни – ФИО2 (доверенность от 22.12.2020 № 01-28/07343, паспорт) – участие обеспечено посредством онлайн заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ЛЕСЭКСПОРТ» (далее – заявитель, общество, ООО «ЛЕСЭКСПОРТ») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Кемеровской таможни (далее – заинтересованное лицо, Таможня, административный орган) от 03.06.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10608000-304/2021, решения Сибирской оперативной таможни от 05.08.2021 № 10614000/32ю/50А.
Определением суда от 13.09.2021 после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, указанное заявление принято и возбуждено производство по делу № А46-14997/2021, назначено к рассмотрению.
В ходе судебного разбирательства заявителем требование поддержано по основаниям, приведенным в заявлении, указано, что таможенный орган неправомерно квалифицирует пересортицу пиломатериала по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), так как декларирование пиломатериала с ошибочным указанием породы древесины не образует состава административного правонарушения, если допущенные ошибки не привели к неуплате таможенных пошлин, товар был задекларирован ООО «Лесэкспорт» по количественным характеристикам полностью, ошибки в указании породы древесины не привели к уменьшению или неуплате таможенных платежей, а также пояснил, что свидетельские показания специалиста таможни и акт досмотра, в части выводов о породе древесины, не являются допустимыми доказательствами по делу, специалист таможни проходил обучение, в ходе которого приобрел специальные познания в области древоведения, после выявления события правонарушения (обнаружения несоответствия породы древесины пиломатериала заявленной в декларации) должностное лицо Таможни было обязано назначить проведение экспертизы, несоответствие породы древесины проведением экспертизы доказано не было, иные доказательства не являются допустимыми для установления данного обстоятельства.
В свою очередь административным органом требование не признано по мотивам, приведенным в отзывах и дополнениях к ним.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ООО «ЛесЭкспорт» 17 февраля 2021 года в Сибирский таможенный пост (центр электронного декларирования) Сибирской электронной таможни подана ДТ № 10620010/170221/0033294, в которой к помещению под таможенную процедуру экспорта заявлены следующие товары:
Товар № 1 - лесоматериалы хвойных пород (пихта сибирская «ABIES SEBIRICA», ель сибирская «PICEA OBOVATA»), распиленные вдоль, нестроганые, необтесанные, нешлифованные, не имеющие соединения в шип, для строительства, доска обрезная. 1-4 сорт по ГОСТ 8486-86, 201 шт., номинальный объем 1,664 мЗ по ГОСТ 5306-83, объем с припусками 1,80 мЗ по ГОСТ 24454-80, ГОСТ 6782.1-75, по ОТГРУЗОЧНОЙ спецификации от 17.02.2021 № 21, по спецификации от 15.02.2021 № 7 к договору от oil 1.2020 № 84, объем товара в соответствии с контрактом: 36 мЗ (9500 руб/мЗ), влажность на момент подачи 22%, товар загружен по ГОСТ 6564-84, размеры: длина - 4000 мм (припуски +50 мм), толщина - 23 мм (припуски +1 мм), ширина - 90 мм (припуски +2 мм), производитель ИП ФИО3, товарный знак отсутствует, код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 4407129800.
Товар № 2 - лесоматериалы хвойных пород (сосна кедровая «PINUS SIBIRICA»), распиленные вдоль, нестроганые, необтесанные, нешлифованные, не имеющие соединения в шип, для строительства, доска обрезная, брус обрезной, 1-4 сорт по ГОСТ 8486-86, 216 шт., номинальный объем 2,564 мЗ по ГОСТ 5306-83, объем с припусками 2,74 мЗ по ГОСТ 24454-80, ГОСТ 6782.1-75, по отгрузочной спецификации от 17.02.2021 № 21, по спецификации от 15.02.2021 № 7 к договору от 02.11.2020 № 84, объем товара в соответствии с контрактом: 36 мЗ (9500 руб/мЗ), влажность на момент подачи 22%, товар загружен по ГОСТ 6564-84, товарный знак отсутствует, код товара в соответствии с ТН ВЭ11 1: АЭС - 4407119800:
- доска обрезная, размеры: длина - 4000 мм (припуски +50 мм), толщина- 23 мм (припуски +1 мм), ширина - 90 мм (припуски +2 мм), производитель ИП ФИО3, 201 шт., номинальный объем 1,664 мЗ, фактический объем товара- 1,80 мЗ;
- брус обрезной, размеры: длина - 6000 мм (припуски +50 мм), толщина - 100 мм (припуски +2 мм), ширина - 100 мм (припуски +2 мм), производитель ООО «Монолит-строй», 15 шт., номинальный объем 0,9 мЗ, фактический объем товара - 0,94 мЗ.
Товар № 3 - лесоматериалы хвойных пород (сосна обыкновенная «PINUS SYLVESTRIS»), распиленные вдоль, нестроганые, необтесанные, нешлифованные, не имеющие соединения в шип, для строительства, брус обрезной, 1-4 сорт по ГОСТ 8486-86, 505 шт., номинальный объем 30,30 мЗ по ГОСТ 5306-83, объем с припусками 31,79 мЗ по ГОСТ 24454-80, ГОСТ 6782.1-75, по отгрузочной спецификации от 17.02.2021 № 21, по спецификации от 15.02.2021 № 7 к договору от 02.11.2020 № 84, объем товара в соответствии с контрактом: 36 мЗ (9500 руб/мЗ), влажность на момент подачи 22%, товар загружен по ГОСТ 6564-34, размеры: длина - 6000 мм (припуски +50 мм), толщина - 100 мм (припуски +2 мм), ширина - 100 мм (припуски +2 мм), производитель ООО «Монолит-строй», 15 шт., товарный знак отсутствует, код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС-4407119300.
Товары были загружены в грузовой отсек автотранспортного средства (далее - автомобиль) с государственным регистрационным (далее - гос.) № X952CVN и прицеп с гос. № 48ALA13 и подлежали перемещению через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) в соответствии с договором от 02.11.2020 № 84 в адрес получателя ООО «СТЕП ЛАК», Узбекистан, <...>.
В период с 19.02.2021 по 20.02.2021 в ходе проведения таможенного досмотра в постоянной зоне таможенного контроля по адресу: г. Томск, пр. Академический, 8/3 (приказ Кемеровской таможни от 27.05.2020 № 287) было установлено, что в грузовом отсеке автомобиля с гос. № X952CVN и прицепе с гос. № 48ALA 13 после выгрузки и сортировки фактически находились пиломатериалы следующих порол, размеров и объемов:
При определении размеров, фактического и номинального объемов лесоматериалов использовался поштучный способ учета обрезного пиломатериала по методике измерений «Объем пилопродукции. Методика измерений при проведении таможенных операций» Правила М 13-24-13, код регистрации ФР 1.27.2014.17136.
В результате досмотра было установлено, что часть пилопродукции по длине, ширине, толщине не соответствуют заявленным номинальным значениям величин. В соответствии с пунктом 11.3.6 Методики в этом случае, номинальный объем пилопродукции со случайными размерами считаются равным фактическому объему.
По результатам проведения таможенного контроля составлен акт таможенного досмотра № 10608110/200221/000016.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода Таможни о том, что Обществом нарушены положения пунктов 1, 2 статьи 84, подпункт 4 пункта 1 статьи 106, пункта 1 статьи 104, пункта 1 статьи 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, а также основанием для возбуждения в отношении ООО «Лесэкспорт» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением заместителя начальника Кемеровской таможни – начальником службы ФИО4 от 03.06.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10608000-304/2021 Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двукратного размера стоимости товаров, являющихся предметами административного правонарушения, то есть в сумме 109788,40 руб.
Решением Сибирской оперативной таможни от 05.08.2021 № 10614000/32ю/50А постановление Кемеровской таможни от 03.06.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10608000-304/2021 оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Полагая постановление Кемеровской таможни от 01.07.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10608000-105/2021 и решение Сибирской оперативной таможни от 05.08.2021 № 10614000/33ю/51А являются незаконными, ООО «Лесэкспорт» обратилось в суд с настоящими требованиями.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, исходя из следующего
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Согласно положениям части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, образует невыполнение требований таможенного законодательства по декларированию товара.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что ответственность по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ применяется в том случае, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2007 № 13664/06 и № 14970/06 также разъяснено, что состав рассматриваемого административного правонарушения образует незаявление таможенному органу всего товара либо его части.
В подпункте 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары является видом таможенной декларации, которая применяется при таможенном декларировании.
Обязанность декларанта по осуществлению таможенного декларирования товаров возложена на него положениями пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается, в том числе, перемещение товаров через таможенную границу с их не декларированием.
Частью 2 статьи 104 ТК ЕАЭС установлено, что таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем.
Пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС установлен перечень основных сведений о товаре, подлежащих указанию в декларации на товары, в который среди прочих включены: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости.
Согласно пункту 2 статьи 84 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, предъявить декларируемые товары таможенному органу и уплатить таможенные платежи, а также соблюсти иные требования, установленные ТК ЕАЭС.
В силу пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 утверждена Инструкция по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций (далее - Инструкция).
На основании Инструкции в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах. Под номером 1 указываются, в частности, наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов, а также иных платежей, подлежащих уплате при реимпорте, и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений.
Таким образом, количественные и качественные характеристики товара являются обязательными требованиями, подлежащими указанию в таможенной декларации.
В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС:
- по коду 4407119300 подлежат классификации товары со следующим наименованием: лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм, хвойные, из сосны «Pinus spp», прочие: прочие: сосна обыкновенная вида «Pinus sylvestris L.»;
- по коду 4407119800 подлежат классификации товары со следующим наименованием: лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм: хвойные;
- по коду 4407129800 подлежат классификации товары со следующим наименованием: лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм: хвойные: из пихты (Abies spp.) и ели (Picea spp.);
- по коду 4403211900 подлежат классификации товары со следующим наименованием: лесоматериалы необработанные, с удаленной и пи неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные: хвойных пород, прочие: из сосны (Pinus spp.). с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более: сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L.";
- по коду 4403239900 подлежат классификации товары со следующим наименованием: лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные: хвойных пород, прочие: из пихты (Abies spp.) и ели (Picea spp.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более: из пихты (Abies spp.) прочие и ели (Picea spp.) прочие;
- по коду 4403219900 подлежат классификации товары со следующим наименованием: лесоматериалы необработанные, с удаленной пли неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные: хвойных пород, прочие: из сосны (Pinus spp.). с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более: из сосны (Pinus spp.) прочие (кедровой).
Таким образом, приведенные отличительные признаки товара составляют структуру его наименования для таможенных целей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при сопоставлении сведений, заявленных в ДТ № 10620010/170221/0033294, со сведениями, полученными при проведении таможенного досмотра, установлено, что декларантом ООО «Лесэкспорт» в ДТ № 10620010/170221/0033294 не заявлены сведения о товарах:
- из пихты сибирской/ели сибирской, объемом по фактическим размерам - 0,25мЗ в количестве 4 шт., код по ТН ВЭД ЕАЭС 4403239900 не заявлены в ДТ;
- из сосны кедровой сибирской, объёмом по фактическим размерам - 0,18м3 в количестве 3 шт., код по ТН ВЭД ЕАЭС 4403219900, е заявлены в ДТ;
- из сосны обыкновенной, объёмом по фактическим размерам – 3,74 мЗ в количестве 61 шт., код по ТН ВЭД ЕАЭС 4403211900, не заявлены в ДТ.
Указанные обстоятельства подтверждают выводы таможенного органа относительно того, что ООО «Лесэкспорт» не произвело декларирование по установленной форме подлежащего таможенному декларированию товара.
Вопреки позиции Общества, невыполнение ООО «Лесэкспорт» данной обязанности образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Ссылки ООО «Лесэкспорт» на положения пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» являются ошибочными, поскольку произведены заявителем без учета абзаца второго указанного пункта, в котором указано, что если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Декларантом не учтено, что принадлежность всех перемещаемых товаров к 44 группе ТН ВЭД ЕАЭС не свидетельствует об отсутствии события вмененного административного правонарушения.
Товарная группа 44 ТН ВЭД ЕАЭС имеет детализацию на уровне товарных позиций (первые четыре знака), субпозиций (первые шесть знаков) и подсубпозиций (с 7 по 10 знаки кода).
В частности к товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС относятся не только лесоматериалы хвойных пород, но и лесоматериалы тропических пород древесины, которые разграничивают субпозиции в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, совпадение кодов ТН ВЭД ЕАЭС на уровне первых четырех знаков, без учета их принадлежности по породе древесины, ведет к невозможности идентификации товаров для целей таможенного декларирования, а также принадлежности изготовленных изделий.
Количественные характеристики пиломатериалов не могут рассчитываться для таможенного декларирования как общий объем декларированных лесоматериалов.
В рассматриваемом случае имеет место незаявление в ДТ части товара (пиломатериалов из сосны обыкновенной, сосны сибирской кедровой, осины), и, именно его количественных (а не качественных) характеристик.
В таможенных целях товары, отнесенные к разным классификационным кодам по ТН ВЭД ЕАЭС, являются разными товарами, и, соответственно, количество лесоматериалов, заявленных как отдельные товары, в рамках одной товарной партии, должно учитываться по каждой товарной позиции отдельно.
Доводы Общества о том, что свидетельские показания специалиста таможни и акт досмотра в части выводов о породе древесины не являются допустимыми доказательствами по делу, отклоняются судом.
Исходя из статьи 322 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют различные формы таможенного контроля, в том числе и таможенный досмотр.
В соответствии со статьей 223 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) результаты проведения таможенного контроля, в том числе результаты таможенной экспертизы, могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении указанных дел, жалоб на решение; действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемых арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов проверки следует, что при определении размеров, фактического и номинального объемов лесоматериалов при проведении таможенного досмотра по декларации на товары № 10620010/170221/0033294 использовался поштучный способ учета пилопродукции по методике измерения «Объем пилопродукции. Методика измерения при проведении таможенных операций» Правила М 13-24-13». Регистрационный код методики по Федеральному реестру ФР. 1.27.2014.17136 (далее - Методика).
В результате досмотра было установлено, что часть пилопродукции по длине, ширине, толщине не соответствуют заявленным номинальным значениям величин.
В соответствии с пунктом 11.3.6 Методики, если фактические размеры единиц пилопродукции не соответствуют заявленным номинальным значениям величин, объем вычисляется по фактическим значениям, а пилопродукция с размерами, превышающими допустимые отклонения, признается пилопродукцией, изготовленной по случайным размерам.
В этом случае, номинальный объем пилопродукции со случайными размерами считается равным фактическому объему.
Согласно представленным ООО «Лесэкспорт» сведениям по делу об административном правонарушении фактический и номинальный объем лесоматериалов, также сведения о породе, заявленные в декларации на товары, заявителем не определялись, указанные сведения получены от поставщика лесоматериалов.
Должностное лицо Кемеровской таможни, проводившее таможенный досмотр товаров, заявленных в ДТ № 10620010/170221/0033294 ФИО5 владеет познаниями и навыками по определению пород древесины, а также навыками: по измерению качества (сортности), геометрических параметров и объема лесо- и пиломатериалов, поскольку прошел курсы краткосрочного повышения квалификации по специальности «Древесиноведение, лесное товароведение» в Томском лесотехническом техникуме, также имеет 9-летний стаж работы в сфере таможенного дела, связанный с определением геометрических параметров, объема, породы, древесины, методик измерения лесоматериалов.
Определение породы лесоматериалов проводилось в соответствии со следующими справочными пособиями: 1. «Древесные породы, и основные пороки древесины. Иллюстрированное справочное пособие для работников таможенной службы» ФИО6, ФИО7 Г.А. М., 2010, 2. «Краткий справочник по лесоматериалам. Пособие для работников таможенной службы» ФИО8 и др., под ред. ФИО9, ФИО10. М., 2010. 3. «Краткий справочник-определитель Экспортируемые древесные породы Дальнего Востока». ДВТУ ГТК России, <...> (2-е издание, дополненное).
На основании вышеуказанных характерных признаков лесоматериала и в соответствии с указанными справочными пособиями должностным лицом Кемеровской таможни проводившим таможенный досмотр, определена порода лесоматериала, представленного к досмотру (акт таможенного досмотра № 10608110/200221/000016).
В ходе таможенного досмотра присутствовал представитель ООО «Лесэкспорт»по доверенности ФИО11, который с результатами таможенного досмотра был согласен что подтверждается его показаниями, полученными в рамках административного расследования по настоящему делу.
С обжалованием результатов таможенного досмотра, отраженных в акте таможенного досмотра № 10608110/200221/000016, ООО «Лесэкспорт» в таможенный орган не обращалось, каких-либо доказательств, ставящих под сомнение или опровергающих результаты досмотра не представило, в силу чего доводы заявителя отклоняются судом как необоснованные.
Таким образом, факт совершения вменяемого административного правонарушения подтвержден надлежащими материалами административного производства и является установленным.
Довод заинтересованного лица о подаче заявления ООО «Лесэкспорт» за установленным на то сроком основан на толковании, отличном от предложенного Арбитражным судом Западно-Сибирского округа в постановлении от 07.12.2020 по делу №А46-5540/2020, поэтому отклоняется судом.
Согласно части 3 статьи 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективно непреодолимых, либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля Общества, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, суд по материалам дела не усматривает.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, за нарушение которых частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Таким образом, материалами дела доказано наличие оснований для привлечения заявителя к административной ответственности (установлен состав вменяемых правонарушений).
Существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дел об административных правонарушениях и назначения административного наказания не истек.
Наказание применено в пределах санкции статьи с учетом повторности совершения правонарушения, что подтверждается справкой таможенного органа на листе 186 дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности постановления Кемеровской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10608000-304/2021 от 03.06.2021 и решения Сибирской оперативной таможни от 05.08.2021 №10614000/32ю/50А по жалобе на указанное постановление, что влечет отказ в удовлетворении заявленных ООО «Лесэкспорт» требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, именем РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью «ЛЕСЭКСПОРТ» о признании незаконным и отмене постановления Кемеровской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10608000-304/2021 от 03.06.2021, которым общество с ограниченной ответственностью «ЛЕСЭКСПОРТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 109788,40 руб., а также об отмене решения Сибирской оперативной таможни от 05.08.2021 №10614000/32ю/50А по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице определений суда по делу. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в определениях коду.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.Г. Захарцева