АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 53-02-05 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
11 ноября 2008 года дело № А46-15173/2008
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2008 года.
Арбитражный суд в составе судьи Захарцевой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Захарцевой С.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» г. Омска
к Администрации г. Омска (далее – Администрация) и Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее – Департамент)
о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.08.2008 б/н;;
от Департамента – ФИО2 по доверенности от 08.02.2008 №02/2481;
от Администрации – ФИО3 по доверенности от 01.04.2008 №02-24/1578;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» г. Омска обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о:
- признании незаконными действия Администрации г. Омска, выразившегося в отказе ООО «Газтехкомплект» продлить срок действия распоряжения Мэра г. Омска №561-р от 11.03.2004 «О предварительном согласовании места размещения административного здания по ул. 10 лет Октября в ЦАО г. Омска», изложенном в письме Департамента №09/9747 от 18.06.2008 и восстановлении нарушенного права ООО «Газтехкомплект» на предоставление земельного участка - обязании Администрации г. Омска продлить на тот же срок действие распоряжения Мэра г. Омска №561-р от 11.03.2004;
- признании незаконным бездействия Администрации г. Омска и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, выразившегося в не устранении противоречий в границах и площади земельного участка, предусмотренных распоряжением Мэра г. Омска№561-р от 11.03.2004 «О предварительном согласовании места размещения административного здания по ул. 10 лет Октября в ЦАО г. Омска» и распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 13.11.2006 №399-р; обязании устранить данное противоречие путем внесения изменения в распоряжение Мэра г. Омска №561-р от 11.03.2004, заменив в нем цифры «1966» на цифры «2798» и изложив приложение №2 в соответствующей редакции.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что поскольку все три этапа предоставления земельного участка для строительства, предусмотренные частью 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, им пройдены; и на 4, последнем этапе, причиной отказа в предоставлении земельного участка Главным управлением по земельным ресурсам Омской области явилось существенным превышение площади земельного участка по сравнению с указанной в акте выбора и проекте границ; пунктом 13 Регламента оформления документов при предоставлении земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, утв. Мэром г. Омска предусмотрена возможность изменения проектных границ земельного участка на основании разработанной и зарегистрированной проектной документации.
Заинтересованные лица требования не признали, указав в отзыве, что письмом Департамента архитектуры и градостроительства от 05.04.2007 №07/5687 заявителю было отказано во внесении изменений в распоряжение, что не является бездействием; внесение изменений в распоряжение №561-р носило бы неправомерный характер, так как, является, по сути, формированием нового земельного участка, для предоставления которого необходимо соблюдение процедуры выбора земельного участка; с принятием Федерального закона от 10.05.2007 №69-ФЗ, которым внесены изменения в Земельный кодекс РФ: по сути, исключена возможность продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил.
08.08.2002 ООО «Газтехкомплект» (далее – заявитель, Общество) подало заявку Мэру г. Омска о предоставлении земельного участка под капитальное строительство административного здания по ул. 10 лет Октября в районе Омского хладокомбината.
15.10.2002 комиссия по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска приняла решение о согласовании предварительного выбора земельного участка под строительство.
29.10.2002 Главомскархитектура выдала акт предварительного выбора земельного участка №6538 от 29.10.2002.
В течение 2003 года заявитель занимался сбором технических условий и заключений по данному акту выбора.
22.01.2004 заявителю было выдано архитектурно-планировочное задание №10770.
11.03.2004 распоряжением Мэра Г. Омска №561-р «О предварительном согласовании места размещения административного здания по ул. 10 лет Октября в ЦАО г. Омска» утверждены акт выбора №6538 от 29.10.2002 и проект границ земельного участка площадью 1966 кв. м.
23.11.2005 заявитель обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о выдаче проекта территориального землеустройства (сокр. – ПТЗ).
06.04.2006 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска издано распоряжение №71-р «Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по ул. 10 лет Октября в ЦАО г. Омска», согласно которому площадь сформированного участка уже равнялась 2798 кв.м.
03.10.2006 заявитель получил кадастровый план №36/06-27246 земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2028 площадью2798 кв.м.
14.09.2006 ООО «Газтехкомплект» обратилось с письмом в Департамент архитектуры и градостроительства об оформлении градостроительного плана земельного участка.
13.11.2006 Департамент издал распоряжение №399-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по ул. 10 лет Октября в ЦАО г. Омска» площадью2798 кв.м.
25.10.2006 Общество обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области (далее – ГУЗР) с заявлением о предоставлении вышеназванного земельного участка площадью2798 кв. м в аренду под строительство.
25.12.2006 ГУ по земельным ресурсам отказало в предоставлении земельного участка, ссылаясь на существенное превышение площади, заявленной Обществом, над площадью, указанной в акте выбора (1966 кв.м).
Располагая информацией о том, что ГУЗР готовит отказ, Общество 08.12.2006 обратилось к Мэру г. Омска с письмом №7/12-01 о внесении изменений в распоряжение №561-р в части увеличения площади с 1966 кв. м до 2798 кв. м в соответствии с материалами межевания, кадастровым планом земельного участка.
25.12.2006 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска письмом №07/19574 ответил, что прилагаемые ООО «Газтехкомплект» свидетельствуют, что проект границ земельного участка 2798 кв.м и проект распоряжения Мэра г. Омска о внесении изменений в распоряжение от 11.03.2004 №561-р будут оформлены в установленном порядке.
Однако, такое распоряжение так и не было издано.
05.04.2007 заявитель получил письмо Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска №07/5687, в котором сообщалось, что внесение изменений в распоряжение №561-р в части увеличения площади невозможно, так как это фактически является формированием нового земельного участка и для этого нужно соблюсти процедуру выбора земельного участка.
11.05.2007 письмом ГУ ЗР заявителю было отказано в согласовании нового проекта территориального землеустройства со ссылкой на истечение трехгодичного срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (распоряжения Мэра г. Омска №561-р от 11.03.2004).
19.03.2008 заявитель снова обратился в ГУЗР с заявлением о выборе этого же земельного участка, как это было предложено письмом Департамента от 05.04.2007.
Письмом от 10.04.2008 №04-02/3697 в удовлетворении указанного заявления было отказано на основании того, что, так как земельный участок уже сформирован и поставлен на кадастровый учет, он может быть предоставлен в аренду лишь на торгах.
22.05.2008 заявитель вновь обратился к Мэру г. Омска, в котором изложил сложившуюся ситуацию и просил продлить действие распоряжения №561-р, на что был получен ответ от 18.06.2008 №09/9747 за подписью директора Департамента архитектуры и градостроительства с указанием на то, что «процедура продления указанного правового акта законодательством не предусмотрена».
Поскольку противоречие по площади допущено в распоряжениях, изданных органами местного самоуправления, и по этой причине заявитель не смог в срок получить земельный участок для строительства, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Требования заявителя, заключающиеся в продлении действия распоряжения №561-р, удовлетворены судом в силу следующего.
Как следует из части 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Из этого следует, что в случае, если решение о предоставлении земельного участка для строительства не было принято по истечении действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта по вине органов местного самоуправления, имеется возможность продления его действия.
При таких обстоятельствах действия Администрации г. Омска и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска по отказу в продлении срока распоряжения №561-р, заключающиеся в направлении письма №09/9747 от 18.06.2008, не соответствуют закону.
Доводы Администрации, что она не совершала действий, отклонены судом по причине того, что, как следует из Письма №09/9747 от 18.06.2008 за подписью директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, указанное письмо является результатом рассмотрения обращения заявителя к Мэру г. Омска.
Ссылка Администрации на Федеральный закон от 10.05.2007 №69-ФЗ не принята судом, так как, как следует из материалов дела, заявителю было отказано в продлении действия распоряжения письмом от 05.04.2007, то есть, издания указанного закона.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт (в широком смысле – действие (бездействие)) государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Поскольку заявителем было избрано в качестве способа защиты нарушенного права его восстановление путем обязания Администрации г. Омска продлить на тот же срок действие распоряжения Мэра г. Омска №561-р от 11.03.2004, суд удовлетворил требования заявителя и в этой части.
Требования заявителя в части устранения противоречий по площади земельного участка удовлетворены по следующим основаниям.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется двумя способами: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, заявитель добросовестно прошел три этапа из вышеназванных четырех.
Каких-либо пояснений о том, по какой причине была указана большая площадь на этапе утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по ул. 10 лет Октября в ЦАО г. Омска, заинтересованные лица не представили.
Заинтересованные лица в ходе судебного разбирательства также не привели каких-либо доводов относительно имеющихся препятствий в строительстве объекта на площади 2798 кв.м.
При таких обстоятельствах в отношении заявителя должен действовать принцип «разрешено все, что не запрещено законом и нарушает права и интересы других лиц», так как, утвердив ПТЗ и градостроительный план с указанием площади 2798 кв.м и соответствующего ей места размещения объекта, Департамент фактически согласовал место размещения объекта., а Администрация г. Омска «промолчала».
Как следует из статьи 11, 29 Земельного кодекса РФ, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, органами местного самоуправления на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта на торгах.
Администрацией г. Омска не оспорено, что на момент издания Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска распоряжения №71-р «Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по ул. 10 лет Октября в ЦАО г. Омска» - 06.04.2006, она обладала полномочиями по предоставлению в аренду земельных участков (указанные полномочия были переданы Главному управлению по земельным ресурсам Омской области Указом Губернатора Омской области от 16 июня 2006 г. N 95).
Учитывая, что в результате незаконных действий (бездействий) заинтересованных лиц фактически произошло формирование, в том числе и части земельного участка, указанного в распоряжении «О предварительном согласовании места размещения объекта», заявитель в настоящее время лишился своего права на размещение объекта строительства без проведения торгов.
Таким образом, бездействия заинтересованных лиц по неустранению противоречий, имеющихся в двух распоряжениях: №561-р и №71-р, не соответствуют закону.
Тем более, что такая возможность, как правильно указал заявитель, имеется в соответствии с пунктом 13 Регламента оформления документов, утв. Мэром г. Омска 07.12.2002.
Исходя из сказанного, суд удовлетворил требования заявителя в части признания незаконными бездействий по неустранению противоречий в площади земельного участка, обязав устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО «Газтехкомплект».
В связи с удовлетворением требования заявителя, на основании статей 104, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 года № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», уплаченная заявителем по платежному поручению №338 от 03.07.2008 государственная пошлина взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа, как со стороны по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» г. Омска требования удовлетворить.
Признать незаконным действие Администрации г. Омска, выразившееся в отказе ООО «Газтехкомплект» продлить срок действия распоряжения Мэра г. Омска №561-р от 11.03.2004 «О предварительном согласовании места размещения административного здания по ул. 10 лет Октября в ЦАО г. Омска», изложенном в письме Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска №09/9747 от 18.06.2008, как несоответствующие части 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Обязать Администрацию г. Омска устранить допущенные нарушения путем продления на тот же срок действия распоряжения Мэра г. Омска №561-р от 11.03.2004 «О предварительном согласовании места размещения административного здания по ул. 10 лет Октября в ЦАО г. Омска».
Признать незаконным бездействие Администрации г. Омска и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, выразившееся в не устранении противоречий в границах и площади земельного участка, предусмотренных распоряжением Мэра г. Омска№561-р от 11.03.2004 «О предварительном согласовании места размещения административного здания по ул. 10 лет Октября в ЦАО г. Омска» и распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 13.11.2006 №399-р, как несоответствующие части 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Обязать Администрацию г. Омска устранить допущенные нарушения путем внесения изменения в распоряжение Мэра г. Омска №561-р от 11.03.2004, заменив в нем цифры «1966» на цифры «2798» и изложив приложение №2 в соответствующей редакции.
Взыскать с Администрации г. Омска, расположенной по адресу: 644043, <...>, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» (ИНН <***>), расположенного по адресу: 644043, <...>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, расположенного по адресу: 644043, <...>, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» (ИНН <***>), расположенного по адресу: 644043, <...>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья С.Г. Захарцева