АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск октября 2018 года | № дела А46-15202/2017 |
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 23 октября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 26 октября 2018 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Бесединой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макановой Г.Т., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к товариществу собственников жилья «Сибиряк-3» (ИНН 1221056 , ОГРН 5543031781 ) о взыскании 53617 руб. 19 коп. и по встречному иску товарищества собственников жилья «Сибиряк-3» (ИНН 5501221056, ОГРН 1095543031781) к открытому акционерному обществу «ОмскВодоканал» (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора холодного водоснабжения № 50185,
При участии в заседании:
от АО «ОмскВодоканал» – представитель ФИО1 (доверенность от 03.08.2018 № 232);
от ТСЖ «Сибиряк-3» – представитель ФИО2 (доверенность от 10.07.2017 б/н);
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен открытым акционерным обществом «ОмскВодоканал» к товариществу собственников жилья «Сибиряк-3» о взыскании 53617 руб. 19 коп. задолженности за январь-апрель 2017 года за потребленный объем холодного водоснабжения для содержания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
В порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья «Сибиряк-3» предъявлен встречный иск об урегулировании разногласий, возникших между открытым акционерным обществом «ОмскВодоканал» и товариществом собственником жилья «Сибиряк-3», при заключении договора холодного водоснабжения № 50185, а также об обязании ОАО «ОмскВодоканал» принять прибор учета холодного водоснабжения марки СГВ-15 № 28607998 к коммерческому учету в целях определения объема потребленной холодной воды для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
ОАО «ОмскВодоканал» в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшило размер исковых требований до 43173 руб. 70 коп. (заявление от 20.09.2018 б/н); в последующем уменьшило размер исковых требований до 40438 руб. 92 коп. (запись в протоколе судебного заседания от 23.10.2018).
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как указывает истец по первоначальному иску, в управлении ТСЖ «Сибиряк-3» находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>.
ОАО «ОмскВодоканал» осуществляет предоставление коммунальной услуги холодного водоснабжения непосредственно собственникам (пользователям) помещений в указанном многоквартирном доме.
Договоры между ОАО «ОмскВодоканал» и собственниками (пользователями) были заключены до 30.06.2015 путем совершения потребителями конклюдентных действий: фактическое потребление услуг, выставление платежных документов ОАО «ОмскВодоканал» собственникам помещений, внесение оплаты собственниками помещений за потребленные услуги на счет ОАО «ОмскВодоканал». Однако данные договоры с 01.01.2017 не предусматривают обязанность жителей оплачивать объем водоснабжения, поступающего для содержания общего имущества многоквартирного дома.
ОАО «ОмскВодоканал» письмом от 10.02.2017 № И.02.ОмВК.КД.ЦОиА-10022017-0074 в адрес товарищества собственников жилья «Сибиряк-3» направлена оферта о заключении договора холодного водоснабжения № 50185 для нужд указанного многоквартирного дома, однако ТСЖ «Сибиряк-3» указанный договор не подписало.
Между тем, ОАО «ОмскВодоканал» осуществляло предоставление коммунальной услуги водоснабжения в указанном многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета, и произвело начисление платы за потребленный объем холодного водоснабжения для содержания общего имущества указанного многоквартирного дома за январь-апрель 2017 года на общую сумму 40438 руб. 92 коп. (счета-фактуры от 31.01.2017 № Аб-12083, от 28.02.2017 № Аб-16589, от 31.03.2017 № Аб-38447, от 30.04.2017 № Аб-44003 с учетом корректировок).
ТСЖ «Сибиряк-3» оплату оказанных услуг по водоснабжению на общедомовые нужды спорного многоквартирного дома не произвело, в связи с чем образовалась задолженность в размере 40438 руб. 92 коп.
Претензией от 13.07.2017 № И.08.ОмВК.КД.ОСРОБП-13072017-0120 истец предложил в кратчайший срок оплатить задолженность.
Отсутствие действий со стороны ТСЖ «Сибиряк-3» по оплате задолженности явилось основанием для обращения ОАО «ОмскВодоканал» в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные доказательства, доводы сторон, суд полагает заявленные по первоначальному иску требования подлежащими частичному удовлетворению.
Поскольку услугой холодного водоснабжения и водоотведения в данном случае обеспечивалось население жилого дома, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124), и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
На основании части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 21 (1) Правил № 124, в контексте части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Правил № 124, товарищества собственников жилья (исполнители), которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ, а также прекратившие предоставление коммунальных услуг, в связи с положениями пункта 30 Правил № 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Сторонами не отрицается, что многоквартирный дом № 3 по ул. Мамина-Сибиряка в городе Омске до 20 апреля 2017 года был оборудован общедомовым прибором учета воды.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пункте 21 (1) Правил № 124, предусмотрен пунктами 40, 44, 45 Правил № 354.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 21 (1) Правил № 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Как следует из представленного расчета от 08.10.2018, ОАО «ОмскВодоканал» за январь 2017 года предъявило к оплате 11173 руб. 90 коп.
ТСЖ «Сибиряк-3» в дополнительных доводах от 23.10.2018 не оспаривает порядок начисления платы за потребленный объем холодного водоснабжения для содержания общего имущества многоквартирного дома в январе 2017 года; возражает относительно исходных данных ОАО «ОмскВодоканал» за февраль-апрель 2017 года.
Из расчета от 08.10.2018 следует, что за февраль 2017 года предъявлено к оплате 6753 руб. 29 коп.; за март 2017 года – 12115 руб. 54 коп., за апрель 2017 года – 10396 руб. 19 коп.
Как следует из материалов дела, объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за февраль 2017 года, составил 996 куб. м.; за март 2017 года – 817 куб. м.
При этом объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, в феврале-марте 2017 года составил 1080 куб. м.
Поскольку объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, превышает объем коммунального ресурса, определенный по показаниям общедомового прибора учета, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, за указанные расчетные периоды принимается равным 0.
При изложенных обстоятельствах 6753 руб. 29 коп. за февраль 2017 года и 12115 руб. 54 коп. за март 2017 года предъявлены неправомерно.
Как уже указывалось, в многоквартирном доме № 3 по ул. Мамина-Сибиряка был установлен общедомовый прибор учета холодной воды № 12002001, однако актом от 20.04.2017 ОАО «ОмскВодоканал» в присутствии абонента зафиксирована его неисправность.
В связи с этим расчет объема холодной воды, потребленной на общедомовые нужды, за апрель 2017 года произведен ОАО «ОмскВодоканал» исходя из норматива потребления холодной воды, утвержденного Приказом РЭК Омской области от 11.09.2014 № 118/46 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории города Омска и Омской области».
Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, под нормативом потребления коммунальных услуг понимается определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в ред. постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498); под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). Контроль за соблюдением уполномоченными органами требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных услуг и норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации (в ред. постановлений Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498, от 29.09.2017 № 1186).
Приказом РЭК Омской области от 11.09.2014 № 118/46 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории города Омска и Омской области. Так, в Приложении № 1 к приказу установлены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека). В Приложении № 2 к приказу установлены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме).
Таким образом, произведенный ОАО «ОмскВодоканал» расчет учитывает, что многоквартирный дом № 3 по ул. Мамина-Сибиряка в городе Омске является жилым домом секционного типа с общими кухнями, туалетами, душевыми.
Расчет платы за потребленную в апреле 2017 года холодную воду на общедомовые нужды на 10396 руб. 19 коп. судом проверен, признан допустимым.
При изложенных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в размере 21570 руб. 09 коп. (за январь и апрель 2017 года).
Относительно встречных исковых требований суд приходит к следующим выводам.
Как указывалось выше, ОАО «ОмскВодоканал» направило ответчику проект договора холодного водоснабжения № 50185, при заключении которого между сторонами возникли разногласия, самостоятельно урегулировать которые, путем подписания протоколов согласования разногласий, стороны не смогли.
Спорными являются условия пунктов 4, 17 договора, Приложений № 1 и 2 к договору.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии со статьей 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Статьей 445 ГК РФ предусмотрена возможность передачи на рассмотрение суда разногласий по договору, обязанность заключения которого для одной из сторон предусмотрена настоящим кодексом или иными законами.
По правилам пункта 2 статьи 445 ГК РФ в случаях недостижения соглашения между контрагентами в отношении редакции определенных условий договора, составляется протокол разногласий, подлежащий дальнейшему согласованию.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Принимая определенную редакцию не согласованных сторонами пунктов договора, суд должен руководствоваться надлежащей нормативной правовой базой.
Согласно пункту 2 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей, при этом правила, изданные Правительством Российской Федерации, а также уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Водоснабжение и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ), заключаемым абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в настоящем случае такой организацией является ОАО «ОмскВодоканал».
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.
При рассмотрении споров, связанных с водоснабжением и приемом (сбросом) сточных вод, подлежат применению также положения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), а также Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (статья 7 Федерального закона № 416-ФЗ).
В соответствии с требованиями части 3 статьи 13 и части 3 статьи 14 Федерального закона № 416-ФЗ, пункта 18 Правил № 644, договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645, вступившим в силу с 14.08.2013, утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения.
Предложенный ОАО «ОмскВодоканал» проект договора соответствует типовому договору.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 4 настоящей статьи, ничтожны.
В соответствии с пунктом 13 Правил № 644 абонент имеет право представлять в организацию водопроводно-канализационного хозяйства предложения об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона № 416-ФЗ, Правил холодного водоснабжения и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Таким образом, то обстоятельство, что ОАО «ОмскВодоканал» предложена редакция договора, составленного по типовой форме, не лишает ТСЖ «Сибиряк-3» передать возникшие разногласия на разрешение суда в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.
В данном случае разногласия между сторонами договора возникли относительно разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, а также содержания пунктов 4 и 17 договора.
Согласно условиям Приложений № 1, 2 к договору № 50185 в редакции ОАО «ОмскВодоканал» границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон является «по водопроводу: наружная стена многоквартирного дома № 3 по ул. Мамина-Сибиряка»
ТСЖ «Сибиряк-3» настаивает на установлении границы балансовой принадлежности (Приложение № 1) и эксплуатационной ответственности (Приложение № 2) по отсекающему крану на границе прибора учета холодного водоснабжения марки СГВ-15 № 28607998 или границам помещения со смежными комнатами, обозначенными на поэтажном плане первого этажа под номерами 11 и 10.
При этом ТСЖ «Сибиряк-3» просит суд обязать ОАО «ОмскВодоканал» принять прибор учета холодного водоснабжения марки СГВ-15 № 28607998 к коммерческому учету в целях определения объема потребленной ТСЖ «Сибиряк-3» холодной воды для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В обоснование данного требования ТСЖ «Сибиряк-3» указало на следующие обстоятельства.
В туалетной комнате (помещения № 10 и 11 на поэтажном плане 1-го этажа дома) на вводе в помещение трубы холодного водоснабжения установлен прибор учета холодного водоснабжения марки СГВ-15 заводной № 28607998, дата выпуска 03.01.201, указанный в Приложении № 4 к договору № 50185. Данные помещения представляют собой фактически одно помещение, разделенное на две смежные комнаты (умывальную с умывальниками и туалетную комнату), которыми пользуются как собственники данного дома, так и лица, обслуживающие дом (вахтеры, технички); из этой комнаты берется вода для технических нужд в целях управления жилым домом.
С учетом указанных обстоятельств ТСЖ «Сибиряк-3» предложило пункт 4 спорного договора изложить следующим образом: «Датой начала подачи воды (потребления) является дата опломбирования прибора учета и потребления холодной воды, указанного в Приложении № 4 к настоящему договору.».
В обоснование своей позиции ТСЖ «Сибиряк-3» указало на то, что согласно техническому паспорту на многоквартирный дом секции в доме, расположенные со 2-го по 5-й этаж, являются коммунальными квартирами, и поскольку общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме включает в себя общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, то весь расход по общедомовому прибору учета должен быть распределен на граждан, в том числе и ОДН.
ТСЖ «Сибиряк-3» просит принять пункт 17 договора в следующей редакции: «Количество поданной холодной воды определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет поданной (полученной) воды, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды по показаниям приборов учета, указанных в Приложении № 4 к настоящему договору. В случае выхода прибора учета из строя, он подлежит замене в срок, не превышающий 30-ти дней, за время его отсутствия на период замены оплата абонентом производится по среднемесячному потреблению, рассчитанному за предыдущий отчетный период.».
В обоснование своей позиции ТСЖ «Сибиряк-3», ссылаясь на положения статей 544, 548 ГК РФ, пунктов 33, 77 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (далее – Правила № 167), указывает, что количество полученной воды определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления и использование расчетных методов потребления коммунального ресурса является неправомерным.
Ссылка истца по встречному иску на положения пунктов 33 и 77 Правил № 167 признается судом несостоятельной, поскольку указанные пункты утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, которым утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
Как установлено судом, все разногласия сторон по договору связаны с различным пониманием предмета настоящего договора, цели его заключения и используемых понятий.
В пункте 2 Правил № 354 указано, что понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
- «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы. В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;
- «внутриквартирное оборудование» - находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;
- «индивидуальный прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
- «коллективный (общедомовый) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;
- «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Закона № 416-ФЗ).
Согласно пункту 35 Правил № 644 абонент обязан обеспечивать учет получаемой холодной воды; установить приборы учета холодной воды на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Исходя из правового анализа в совокупности положений Правил № 354, Правил № 124, Правил № 644 следует, что законодательством не предусмотрено ведение коммерческого учета коммунального ресурса внутри помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
При изложенных обстоятельствах требование об обязании ОАО «ОмскВодоканал» принять прибор учета холодного водоснабжения марки СГВ-15 № 28607998 к коммерческому учету удовлетворению не подлежит, поскольку данный прибор учета не является общедомовым и не определяет объем коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 644 граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 8 части 5 статьи 13, пункту 11 части 5 статьи 14 Федерального закона № 416-ФЗ условия о границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям и сетям водоотведения абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства являются существенными условиями для договора водоснабжения и водоотведения.
Более того, в силу части 7 статьи 13 и части 7 статьи 14 Федерального закона № 416-ФЗ именно граница эксплуатационной ответственности определена в качестве места исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение.
В соответствии с пунктом 31 Правил № 644 к договору холодного водоснабжения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
Согласно пункту 32 Правил № 644 при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.
В рассматриваемой ситуации имеется специфика, которая выражается в том, что ТСЖ «Сибиряк-3» осуществляет управление общим имуществом в пределах предоставленных ему собственниками помещений в многоквартирном доме полномочий.
По правилам статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 2 Правил № 354 внутридомовые инженерные системы, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, - это инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
На основании абзаца 3 пункта 2 Правил № 354 внутридомовые инженерные системы в жилом доме включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Как следует из пунктов 5, 6 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Из анализа приведенных норм права следует, что водопроводные и канализационные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему водоснабжения и водоотведения, но и систему за ее пределами, по общему правилу, не могут быть включены в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
При этом в соответствии с пунктом 8 Правил № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, по общему правилу, точка поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы водоснабжения и водоотведения с внешними сетями.
В то же время законодательство не исключает возможности нахождения в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома инженерных сетей и объектов, предназначенных для эксплуатации этого дома и находящихся за внешней границей его стен.
Такой подход к определению условий договора ресурсоснабжения многоквартирного дома соответствует правовым позициям, содержащимся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2008 № 3431/08 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 № 305-ЭС15-11564. По смыслу этих позиций при отсутствии соглашения сторон по содержанию условия договора и наличии диспозитивной нормы, регулирующей спорное отношение, таковое условие должно определяться судом в соответствии с общим правилом диспозитивной нормы, содержащим наиболее оптимальный баланс интересов сторон договора, а применительно к законодательству о снабжении коммунальными ресурсами многоквартирных домов этот оптимальный баланс достигается при определении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по внешней стене многоквартирного дома.
Как пояснило ОАО «ОмскВодоканал», письмом от 10.02.2017 № И.02.ОмВК.КД.ЦОиА-10022017-0074 в адрес товарищества собственников жилья «Сибиряк-3» направлена оферта о заключении договора холодного водоснабжения № 50185 для нужд указанного многоквартирного дома, при этом в Приложении № 4 к договору сведения о приборах учета воды отсутствовали. ТСЖ «Сибиряк-3», направляя протокол разногласий к данному договору, возражений относительно содержания Приложения № 4 не заявило, а данные по прибору учета воды в Приложение № 4 были внесены в договор уже после подписания договора ОАО «ОмскВодоканал».
Принимая во внимание изложенное, суд полагает содержание Приложений № 1 и 2 к договору № 50185 в редакции ОАО «ОмскВодоканал» не противоречащим действующему законодательству.
ОАО «ОмскВодоканал» предложило пункт 4 договора изложить следующим образом: «Датой начала подачи (потребления) холодной воды является 01.01.2017», указав, что датой начала подачи (потребления) холодной воды должна быть дата, с которой организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны начислять собственникам помещений в многоквартирных домах плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном дома – на законодательном уровне данной датой является - 01.01.2017. Кроме того, указало, что закон не ставит дату начала подачи (потребления) холодной воды в зависимость от даты опломбировки прибора учета.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации изменена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. С 01.01.2017 плата захолодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме,а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включена в состав платы за содержание жилого помещения.
Пункт 40 Правил № 354 (в ред. постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498) изложен в соответствии с положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей структуру платы за коммунальные услуги, согласно которому по общему правилу потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами (т.е. коммунальной услугой считается только индивидуальное потребление).
Таким образом, с 01.01.2017 при выбранном способе управления в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив), за исключением непосредственного управления и случая, если выбранный способ управления не реализован, ресурсоснабжающие организации не вправе производить индивидуальным потребителям начисление платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды.
Суд соглашается с позицией ОАО «ОмскВодоканал» и считает возможным пункт 4 договора принять в редакции ОАО «ОмскВодоканал».
Порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается в соответствии с пунктом 21 (1) Правил № 124.
ОАО «ОмскВодоканал» предложена следующая редакция пункта 17 спорного договора: «Количество поданной холодной воды определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда такой учет осуществляется расчетным способом в соответствии Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Порядок определения объемов холодной воды, поставляемой по договору, устанавливается с учетом следующего:
а) объем холодной воды, подлежащий оплате абонентом по настоящему договору в отношении многоквартирного дома, оборудованного общедомовым прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где:
Vодпу - объем холодной воды, определенный по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период;
Vпотр - объем холодной воды, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме непосредственно организации водопроводно-канализационного хозяйства, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем холодной воды, подлежащий оплате абонентом по настоящему договору в отношении многоквартирного дома за расчетный период, принимается равным 0;
б) объем холодной воды, подлежащий оплате абонентом по настоящему договору в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период определяется по формуле:
VД = Vодн 1,
где:
Vодн 1 - объем холодной воды, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления холодной воды, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;
в) объем холодной воды, поставляемой в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении абонентом сведений о показаниях общедомового прибора учета в сроки, установленные законодательством или настоящим договором, либо при недопуске абонентом 2 и более раз представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период по формуле:
,
где:
- объем холодной воды, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия общедомового прибора учета воды, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных в установленном порядке;
г) стоимость холодной воды, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия общедомового прибора учета воды, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета воды или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении абонентом сведений о показаниях общедомового прибора учета воды в сроки, установленные настоящим договором, при недопуске абонентом 2 и более раз представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета определяется исходя из нормативов потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных в установленном порядке, с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.».
Пункт 17 договора в редакции организации водопроводно-канализационного хозяйства соответствует положениям Федерального закона № 416-ФЗ и Правил № 124, поэтому суд находит возможным принять пункт 17 договора в редакции ОАО «ОмскВодоканал».
Открытое акционерное общество «ОмскВодоканал» изменило наименование на акционерное общество «ОмскВодоканал» в связи с приведением учредительных документов в соответствие с положениями Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», о чем 17.10.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с частичным удовлетворением первоначальных исковых требований судебные расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на стороны пропорционально размеру удовлетворенных первоначальных исковых требований; в связи с отказом в удовлетворении встречных исковых требований судебные расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на истца по встречному иску.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу по первоначальному иску надлежит возвратить из федерального бюджета уплаченную им по иску государственную пошлину в размере 145 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
По первоначальному иску:
Истцом считать акционерное общество «ОмскВодоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>; место нахождения: 644042, <...>).
Взыскать с товарищества собственников жилья «Сибиряк-3» (ИНН 5501221056, ОГРН 1095543031781; место нахождения: 644077, г. Омск, ул. Мамина-Сибиряка, д. 3) в пользу акционерного общества «ОмскВодоканал» (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344; место нахождения: 644042, г. Омск, ул. Маяковского, д. 2) 21570 руб. 09 коп. задолженности; а также 1067 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Возвратить акционерному обществу «ОмскВодоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>; место нахождения: 644042, <...>) из федерального бюджета 145 руб. государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению от 08.08.2017 № 26684.
По встречному иску:
Урегулировать разногласия, возникшие между акционерным обществом «ОмскВодоканал» и товариществом собственников жилья «Сибиряк-3» при заключении договора холодного водоснабжения № 50185, следующим образом:
- принять пункт 4 договора в редакции акционерного общества «ОмскВодоканал» («Датой начала подачи (потребления) холодной воды является 01.01.2017»);
- принять пункт 17 договора в редакции акционерного общества «ОмскВодоканал» («Количество поданной холодной воды определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда такой учет осуществляется расчетным способом в соответствии Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Порядок определения объемов холодной воды, поставляемой по договору, устанавливается с учетом следующего:
а) объем холодной воды, подлежащий оплате абонентом по настоящему договору в отношении многоквартирного дома, оборудованного общедомовым прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где:
Vодпу - объем холодной воды, определенный по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период;
Vпотр - объем холодной воды, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме непосредственно организации водопроводно-канализационного хозяйства, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем холодной воды, подлежащий оплате абонентом по настоящему договору в отношении многоквартирного дома за расчетный период, принимается равным 0;
б) объем холодной воды, подлежащий оплате абонентом по настоящему договору в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период определяется по формуле:
VД = Vодн 1,
где:
Vодн 1 - объем холодной воды, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления холодной воды, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;
в) объем холодной воды, поставляемой в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении абонентом сведений о показаниях общедомового прибора учета в сроки, установленные законодательством или настоящим договором, либо при недопуске абонентом 2 и более раз представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период по формуле:
,
где:
- объем холодной воды, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия общедомового прибора учета воды, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных в установленном порядке;
г) стоимость холодной воды, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия общедомового прибора учета воды, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета воды или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении абонентом сведений о показаниях общедомового прибора учета воды в сроки, установленные настоящим договором, при недопуске абонентом 2 и более раз представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета определяется исходя из нормативов потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных в установленном порядке, с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.»);
- принять Приложение № 1 к договору «Акт о разграничении балансовой принадлежности» в редакции акционерного общества «ОмскВодоканал» («по водопроводу: наружная стена многоквартирного дома № 3 по ул. Мамина-Сибиряка»);
- принять Приложение № 2 к договору «Акт о разграничении эксплуатационной ответственности» в редакции акционерного общества «ОмскВодоканал» («по водопроводу: наружная стена многоквартирного дома № 3 по ул. Мамина-Сибиряка»).
В удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказать.
Взыскать с товарищества собственников жилья «Сибиряк-3» (ИНН <***>, ОГРН <***>; место нахождения: 644077, <...>) в доход федерального бюджета 12000 руб. государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а после проверки законности решения в апелляционном порядке также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Т.А. Беседина