ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-15352/13 от 11.03.2014 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

марта 2014 года

№ дела

А46-15352/2013

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 18 марта 2014 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Стрелковой Г.В.

при ведении протокола в судебном заседании помощником судьи Шабаршиной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юза-Инвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>), департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>), департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – открытого акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация»,

о признании незаконными бездействий и обязании совершить действия,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 10.01.2014,

от Администрации города Омска -  ФИО2 по доверенности от 17.10.2013 № Исх-АГ/24-4374,

от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - ФИО3 по доверенности от 29.08.2013 № 7,

от департамента имущественных отношений Администрации города Омска - ФИО4 по доверенности от 22.01.2014 № Исх-ДИО/716,

от открытого акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация» - ФИО5 по доверенности от 07.09.2012 №77,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Юза-Инвест» (далее – ООО «Юза-Инвест», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением  о признании незаконными:

бездействия Администрации города Омска, выразившегося в не предоставлении технических условий ООО «Юза-Инвест» при принятии решения о предоставлении публичных сервитутов в соответствии с Распоряжением №4177-р от 29.08.2013 и обязании Администрации города Омска выдать ООО «Юза-Инвест» технических условий на подключение к системе газоснабжения;

бездействия Администрации города Омска, выразившегося в не заключении с ООО «Юза-Инвест» соглашения о предоставлении публичных сервитутов в соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска №4177-р от 29.08.2013 и обязании Администрации города Омска заключить с ООО «Юза-Инвест» соглашение о предоставлении публичных сервитутов в соответствии с Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска №4177-р от 29.08.2013.

До рассмотрения дела по существу заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просит суд признать незаконными:

бездействие Администрации города Омска, выразившееся в оставлении без ответа
обращения ООО «Юза-Инвест» № 1770 от 31.10.2013 и не принятии мер по предотвращению нарушения норм Федерального закона "О защите конкуренции";

действия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившиееся в не предоставлении ООО «Юза-Инвест» и удерживании технических условий на подключение к системе газоснабжения №2505, полученных 03.09.2013 в ОАО "Омскгазстройэксплуатация", обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска передать ООО «Юза-Инвест» технические условия на подключение к системе газоснабжения №2505 от 03.09.2013;

действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска при подготовке соглашений о предоставлении публичных сервитутов для ООО «Юза-Инвест» в соответствии с Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Омска №4177-р от 29.08.2013 и обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Омска подготовить и предоставить ООО "Юза-Инвест" соглашения о предоставлении публичных сервитутов для ООО «Юза-Инвест» в соответствии с Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска №4177-р от 29.08.2013 со сроком действия соглашений до 31.12.2014.

С учетом мнения представителей заинтересованных лиц уточнение принято судом.          

В обоснование требований заявитель указал на то, что Администрация города Омска неправомерно не предоставило обществу ответ по обращению № 1770 от 31.10.2013. Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, незаконно удерживает и отказывается предоставить ООО «Юза-Инвест» технические условия на подключение к системе газоснабжения №2505, полученные 03.09.2013 в ОАО "Омскгазстройэксплуатация". Кроме того, заявитель считает, что Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска неправомерно подписаны 22.01.2014 соглашения о предоставлении публичных сервитутов в соответствии с Распоряжением №4177-р от 29.08.2013 сроком до 31.12.2013.

Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители заинтересованных лиц требования не признали по доводам, изложенным в отзывах.

Из материалов дела следует, что

ООО «Юза-Инвест» обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 19.02.2013 с заявлением о выборе земельного участка в границах улиц: Луговая - 20-я Электровозная - 2-я Марьяновская - Урожайная -Тоннельная - 1-я Карьерная - переулок 4-й Воровского в Ленинском административном округе города Омска для строительства сетей газоснабжения.

25.02.2013 в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поступило дублирующее заявление ООО «Юза - Инвест» о выборе земельного участка в границах улиц: Луговая - 20-я Электровозная - 23-я Марьяновская - Урожайная - Тоннельная - 1-я Карьерная - переулок 4-й Воровского в Ленинском административном округе города Омска для строительства сетей газоснабжения. 25.03.2013   в адрес ООО «Юза-Инвест» направлено письмо от Департамента архитектуры и градостроительства г. Омска, содержащее информацию о том, что вопрос обеспечения выбора земельного участка для строительства объекта инженерной инфраструктуры (сети газоснабжения) будет рассмотрен на комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска.

18.04.2013 состоялось заседание комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска на которой было принято решение о возможности использования земельного участка в границах: Луговая - 20-я Электровозная - 23-я Марьяновская - Урожайная - Тоннельная - 1-я Карьерная - переулок 4-й Воровского в Ленинском административном округе города Омска.

04.06.2013 в ответ на запрос ООО «Юза-Инвест» от 14.05.2013 № 30 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска были направлены чертежи планировки территории и чертежи межевания территории (Ленинский, Центральный, Советский, Кировский, Октябрьский административные округа г. Омска).

27.06.2013 Департаментом архитектуры и градостроительства сделан запрос технических условий в ОАО «Омскгазстройэксплуатация».

10.07.2013 ОАО «Омскгазстройэксплуатация» сообщило о необходимости представления дополнительной информации. Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в дополнение к запросу от 27.06.2013 представил информацию и схему расположения земельного участка.

31.07.2013 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска издано распоряжение № 1853-р об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в границах улиц Луговая - 20-я Электровозная - 23-я Марьяновская - Урожайная - Тоннельная - 1-я Карьерная - переулок 4-й Воровского.

08.08.2013 Департамент архитектуры и градостроительства был сделан повторный запрос технических условий в ОАО «Омскгазстройэксплуатация».

29.08.2013 Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска было принято решение №4177-р от 29.08.2013 об установлении публичных сервитутов.

03.09.2013 ОАО «Омскгазстройэксплуатация» (исх. № 03-04/2125-OAO) направило в адрес Департамента архитектуры и градостроительства технические условия на   подключение к сети газораспределения  объекта капитального строительства в границах: Луговая - 20-я Электровозная - 23-я Марьяновская - Урожайная - Тоннельная - 1-я Карьерная - переулок 4-й Воровского в Ленинском административном округе города Омска №2505 от 02.09.2013.

06.09.2013 ООО «Юза-Инвест» дополнительно обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выдаче, полученных технических условий на подключение к системе газоснабжения.

Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска своим ответом предложил ООО «Юза-Инвест» предоставить экспертное заключение о соответствии земельного участка санитарным нормам и правилам.

04.10.2013 ООО «Юза-Инвест» было предоставлено в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска положительное заключение, выданное ООО «Центр независимых экспертиз», о соответствии запрашиваемых земельных участков санитарным нормам и правилам.

Однако, до настоящего времени, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска удерживает, полученные в ОАО «Омскгазстройэксплуатация» для ООО «Юза-Инвест», технические условия №2505 от 02.09.2013.

Считая данное удержание незаконным, ООО «Юза-Инвест» обратилось в суд с соответствующими требованиями.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя в части   признания незаконным действия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившиеся в не предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Юза-Инвест»  и удержании технических условий на подключение к системе газоснабжения №2505, полученные в открытом акционерном обществе «Омскгазстройэксплуатация» подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий устанавливается организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с названной нормой права Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 1 Правил № 83 они регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

На основании Правил определения и предоставления технических условий орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляет заинтересованным лицам технические условия (пункт 5 Правил № 83).

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия указанного решения обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства (пункт 5 Правил № 83).

Пункт 6 Правил № 83 предусматривает, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Таким образом, обязанность самостоятельного обращения заинтересованного лица за получение технических условий предусмотрена лишь для случаев, указанных в пункте 6 Правил, а именно: в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка.

При отсутствии данных условий, обязанность по получению и выдаче технических условий правообладателем земельных участков лежит на органе местного самоуправления, которым в данном случае является Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска.

В рассматриваемом случае у заявителя отсутствует право самостоятельного получения  технических условий.

Материалами дела подтверждается и заинтересованными лицами не оспаривается, что Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска не была исполнена предусмотренная законодательством обязанность по выдаче технических условий на подключение к системе газоснабжения №2505.

Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, суд, пришел к выводу, что действие Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, выразившееся в не предоставлении ООО «Юза-Инвест»  и удержании технических условий на подключение к системе газоснабжения №2505, полученные в ОАО «Омскгазстройэксплуатация», нарушает требования Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", препятствует обществу осуществлять предпринимательскую и экономическую деятельность по строительству газопровода на территории микрорайона «Порт-Артур» в Ленинском административном округе г. Омска в интересах ООО «Юза-Инвест», в связи с чем требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.

Отказывая заявителю в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия Администрации города Омска, выразившееся в оставлении без ответа
обращения ООО «Юза-Инвест» № 1770 от 31.10.2013 и не принятия мер по предотвращению нарушения норм Федерального закона "О защите конкуренции" суд исходит из следующего.

На основании пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

В пунктах 1 и 2 статьи 12 указанного Закона предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявителем не представлено доказательств того, каким образом данным ответом или отсутствием соответствующего ответа нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Как усматривается из материалов дела, Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска был дан ответ на указанное обращение в адрес ООО «ЮЗА-Инвест» от 02.12.2013 № 10/14385.

Требования заявителя в части признания незаконным действий Департамента имущественных отношений Администрации города Омска при подготовке соглашений о предоставлении публичных сервитутов для ООО «Юза-Инвест» в соответствии с Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска №4177-р от 29.08.2013 и обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Омска подготовить и предоставить ООО "Юза-Инвест" соглашения о предоставлении публичных сервитутов для ООО «Юза-Инвест» в соответствии с Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска №4177-р от 29.08.2013 со сроком действия соглашений до 31.12.2014 не подлежат удовлетворению, поскольку соглашение о сервитуте было заключено в соответствии с Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска №4177-р от 29.08.2013, в котором указан срок действия соглашений, а именно до 31.12.2014.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с частичным удовлетворением заявленных ООО «Юза-инвест» требований, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

требования общества с ограниченной ответственностью «Юза-Инвест» удовлетворить частично. 

Признать незаконным действия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившиеся в не предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Юза-Инвест»  и удержании технических условий на подключение к системе газоснабжения №2505, полученные в открытом акционерном обществе «Омскгазстройэксплуатация».

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска передать обществу с ограниченной ответственностью «Юза-Инвест»  технические условия на подключение к системе газоснабжения №2505 от 03.09.2013.

Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу, 644043, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 30.12.2002 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Центральному административному округу г. Омска, в пользу  общества с ограниченной ответственностью «Юза-Инвест», ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу, 646250, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 22.05.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Омской области, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению в удовлетворенной части.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                    Стрелкова Г.В.