ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-15626/08 от 17.11.2008 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г. Омск, ул. Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

24 ноября 2008 года

№ дела

А46-15626/2008

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Омской области в составе

судьи Чулкова Ю.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Страшковой А.В.,

при участии в судебном заседании:

представителей открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» - Мужавирова С.А. по доверенности от 09.01.2008 (удостоверение № 678); Кириллова А.В. по доверенности от 09.01.2008 (удостоверение № 672); Украина О.А. по доверенности от 22.08.2008 (паспорт 5201 514786 выдан Омским РОВД Омской области 23.05.2001), Костякова Н.Г. по доверенности от 09.01.2008 (паспорт 5202 942728 выдан УВД № 1 ЦАО г. Омска 27.04.2002),

представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области – Черенкова Н.Г. по доверенности от 12.08.2008 (удостоверение № 1306); Алексеевой Е.Г. по доверенности от 16.09.2008 (удостоверение № 2735);

представителя Департамента городской экономической политики Администрации города Омска – Дымура О.И. (удостоверение № 2177/07);

представитель Департамента городского хозяйства Администрации города Омска – не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» о признании недействительными решения № 04/0908 от 11.07.2008 и предписания № 04/0908 от 11.07.2008 Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области, при участии в деле в качестве третьих лиц Департамента городского хозяйства и Департамента городской экономической политики Администрации города Омска,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «ОмскВодоканал» (далее – заявитель, ОАО «ОмскВодоканал», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Омской области) от 11.07.2008 по делу № 04/09-08 о нарушении антимонопольного законодательства.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) заявитель письменно уточнил требования и просил признать оспариваемые решение № 04/0908 от 11.07.2008 и предписание № 04/0908 от 11.07.2008 недействительными.

В обоснование своих требований заявитель указал, что в обжалуемом решении отсутствует какое-либо юридическое обоснование, подтверждающее вывод УФАС по Омской области о том, что проведение работ по приемке в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета является составной частью услуг водоснабжения и водоотведения, подлежащих регулированию. Кроме того, по мнению заявителя, материалами дела № 04/09-08 о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что плата за приемку в эксплуатацию приборов и узлов учета, а также за опломбирование обводных пожарных задвижек, установленных на узлах учета, взимается с абонентов в связи с тем, что расходы, которые несет ОАО «ОмскВодоканал» в связи с оказанием данных услуг, не включены в тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению.

В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании и в письменном отзыве на заявление с изложенными в нем доводами заявителя не согласились и просили в удовлетворении требований отказать, сославшись на то, что взимание Обществом платы за приемку в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку данный вид работ является составной частью услуг водоснабжения и водоотведения, подлежащих регулированию, а расходы на осуществление этой деятельности учтены в составе тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

11 июля 2008 года УФАС по Омской области вынесено решение № 04/09-08 по делу о нарушении антимонопольного законодательства, которым:

- признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») действия ОАО «ОмскВодоканал», выразившиеся в установлении и взимании платы за приемку в эксплуатацию водомерных узлов учета у юридических лиц и приборов учета у населения как за оказание самостоятельной услуги, при том, что расходы на осуществление работ по приемке (участию в приемке) узлов учета учтены в составе тарифов на водоснабжение и водоотведение;

- постановлено выдать Обществу предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в которое включить следующие требования:

- ОАО «ОмскВодоканал» со дня получения предписания отменить взимание платы за приемку в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета, поскольку данный вид работ является составной частью услуг водоснабжения и водоотведения, подлежащих регулированию, а расходы на осуществление этой деятельности учтены в составе тарифов на водоснабжение и водоотведение;

- перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства от оказания работ по приемке в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета в период с 01.01.2008 по дату получения предписания.

В тот же день УФАС по Омской области выдал предписание № 04/09-08 по делу о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «ОмскВодоканал», которым заявителю предписано:

1. Со дня получения предписания отменить взимание платы за приемку в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета, поскольку данный вид работ является составной частью услуг водоснабжения и водоотведения, подлежащих регулированию, а расходы на осуществление этой деятельности учтены в составе тарифов на водоснабжение и водоотведение.

2. Перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства от оказания работ по приемке в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета в период с 01.01.2008 года по дату получения предписания.

3. Информацию о размере дохода, подлежащего перечислению в федеральный бюджет по пункту 1.2 предписания, о выполнении предписания сообщить в УФАС по Омской области в двухнедельный срок со дня получения предписания.

Считая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ОАО «ОмскВодоканал» требований.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Приказу УФАС по Омской области № 58-ОД от 30.08.2005 «О внесении в региональный радел реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %» ОАО «ОмскВодоканал» занимает доминирующее положение на рынке канализации и холодного водоснабжения в географических границах города Омска, территории, охваченной присоединенными инженерными сетями (для оказания услуг канализации и для оказания услуг холодного водоснабжения).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»); арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц; также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим; в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ОАО «ОмскВодоканал», Управлением установлено сле­дующее:

Нормативно-правовыми актами, определяющими порядок оплаты потреби­телями (населением, юридическими лицами) услуг водоснабжения и водоотведения являются Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307), Правила пользования системами ком­мунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (далее - Правила № 167).

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, при наличии приборов учета размер платы за коммунальные услуги, в том числе и раз­мер оплаты услуг водоснабжения и водоотведения, рассчитывается исходя из объе­ма потребляемых коммунальных услуг (полученной воды и сброшенных сточных вод), определяемых по показаниям приборов учета (средств измерений). С этой це­лью на сетях абонента оборудуются узлы учета.

Согласно пункту 41 Правил № 167 приемка в эксплуатацию узла учета осущест­вляется у юридических лиц при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Таким образом, обязательное участие представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства при приёмке в эксплуата­цию коммерческого узла учета потребляемой воды нормативным образом закрепле­но в Правилах № 167. Кроме того, в соответствии с пунктом 47 Правил № 167 организа­ция водопроводно-канализационного хозяйства контролирует правильность снятия абонентами показаний средств измерений и представления ими сведений об объё­мах полученной питьевой воды (сброшенных сточных вод).

В ходе заседания Комиссии 15.04.2008 представители ОАО «ОмскВодока­нал» пояснили, что, поскольку в отношении граждан нет конкретной нормы, ка­сающейся порядка приема в эксплуатацию индивидуальных (квартирных) приборов учета, то ответчиком в данном случае применяется аналогия права.

В качестве одного из оснований признания обжалуемых ненормативных актов заявителем указано на то, что в обжалуемом решении отсутствует какое-либо юридическое обоснование со ссылкой на конкретные юридические нормы конкретных нормативных правовых актов, подтверждающее вывод Управления о том, что проведение работ по приемке в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета является составной частью услуг водоснабжения и водоотведения, подлежащих регулированию.

В обоснование указанного довода Общество ссылается на то обстоятельство, что в настоящее время содержание указанных выше терминов «водоснабжение» и «канализация» определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) «Водоснабжение. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 25.02.1982 № 830, Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 № 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 31.10.1973 № 2410.

Указанные выше ГОСТ 25151-82, ГОСТ 25150-82 и ГОСТ 19185-73 устанавливают применяемые термины и определения в области водоснабжения и канализации; при этом термины, установленные указанными стандартами являются обязательными для применения в документации всех видов, в том числе научно-технической, учебной и справочной литературе. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин; применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается; установленные определения понятий (терминов) можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

Положениями пунктов 1 ГОСТ 25151-82 и ГОСТ 25150-82 установлено, что содержание понятий (терминов) «водоснабжение» и «канализация» определяется по ГОСТ 19185-73.

В соответствии с пунктом 7 и пунктом 9 таблицы ГОСТ 19185-73 под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям, а под «канализацией» - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Аналогичное приведенным выше определениям понятий (терминов) «водоснабжение» и «водоотведение (канализация)» содержится также в Правилах № 167. Так в соответствии с положениями пункта 1 Правил № 167 под «водоснабжением» понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды, а под «водоотведением» - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Как следует из приведенных, выше определений понятий (терминов) «водоснабжение» и «водоотведение (канализация)» в их содержание не включены ни приемка в эксплуатацию водомерных узлов, ни приемка в эксплуатацию приборов учета.

Таким образом, по мнению заявителя, приемка в эксплуатацию водомерных узлов учета и приборов учета не входят и не могут входить в состав услуг по водоснабжению и водоотведению (канализации), оказываемых ОАО «ОмскВодоканал» потребителям, и даже теоретически не могут являться предметом тарифного регулирования со стороны уполномоченных органов местного самоуправления а, следовательно, не могут быть включены в тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения.

Однако указанный довод заявителя не может быть принят судом в силу следующего.

Системный анализ нормативных правовых актов - Правил № 167, Правил № 307, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст (далее - ОКВЭД 029-2007), Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163 (далее - ОКУН 002-2002-93) позволил Управлению сделать вывод о том, что приемка в эксплуатацию (участие в приемке) водомерных узлов у юридических лиц и приборов учета у граждан не является самостоятельным видом экономической деятельности и не предусмотрена в качестве самостоятельной услуги.

Согласно Правилам № 167 «водоснабжение» представляет собой технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды, «водоотведение» - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

ОКВЭД 029-2007 предусматривает, что объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

В соответствии с указанным определением экономической деятельности Управление пришло к выводу о том, что приемка водомерных узлов у юридических лиц и приборов учета у граждан входит в основной вид экономической деятельности - сбор, очистка и распределение воды (ОКВЭД 029-2007, раздел Е. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, класс 41), поскольку входит в производственный процесс распределения воды.

Такой вывод подтверждается разделом 1У Правил № 167, устанавливающим порядок учета количества отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод.

Кроме того, ОКУН 002-2002-93 в составе услуги водоснабжения и водоотведения (код 042200) предусматривает такой вид услуги как установка (монтаж), наладка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды, но не предусматривает в качестве услуги приемку водомерных узлов и приборов учета расхода воды.

То обстоятельство, что для определения содержания понятий (терминов) «водоснабжение» и «водоотведение (канализация)», ОКВЭД-029-2007 и ОКУН-002-93 применяться не могут, не может быть принято судом в качестве основания для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными, поскольку на основании анализа указанных выше нормативных актов суд приходит к выводу, что в качестве самостоятельного вида услуга приемки водомерных узлов у юридических лиц и приборов учета расхода воды у граждан нормативными правовыми актами не предусмотрена, и проведение данных работ является составной частью услуг водоснабжения и водоотведения, оказываемых Обществом.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию.

На период с 1 января по 31 декабря 2008 года тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения ОАО «ОмскВодоканал» установлены постановлением Мэра города Омска от 28.11.2007 № 902-п.

Согласно постановлению Мэра города Омска от 28.12.2006 № 380-п «О внесении изменения в постановление Мэра города Омска от 3 мая 2006 года № 135-п «Об утверждении порядка регулирования тарифов и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса», департамент городского хозяйства Администрации города Омска проверяет обоснованность производственной программы, обоснованность расчета тарифов и на основании представленных документов дает заключение об экономической обоснованности расходов, учитываемых при формировании и расчете тарифов, после чего направляет согласованную производственную программу и свое заключение в департамент городской экономичен политики Администрации г. Омска, который устанавливает тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.

По информации, представленной ОАО «ОмскВодоканал», учетная политика организации не предусматривает формирование себестоимости приемки водомерных узлов. Учет расходов на производство ведется укрупненно по видам деятельности - водоснабжение и водоотведение, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что расходы по приемке в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета являются частью затрат по осуществлению регулируемых услуг. Какого-либо документального подтверждения, опровергающего данный вывод, представителями ОАО «ОмскВодоканал» представлено не было.

Ссылка ОАО «ОмскВодоканал» на Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Государственного Комитета РФ по строительной, архитектурной жилищной политике от 22.03.1999 № 66 (далее - Рекомендации по нормированию труда работников ВКХ), в соответствии с которыми работы по приемке в эксплуатацию приборов учета не предусмотрены перечнем работ по реализации и учету водопотребления и водоотведения по абонентам, несостоятельна по следующим основаниям.

В соответствии с письмом департамента городского хозяйства Администрации г. Омска (вх. № 1189-02 от 13.03.2008) расчет фонда оплаты труда, включенного в состав тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения ОАО «ОмскВодоканал» на период с 1 января по 31 декабря 2008 года, произведен исходя из нормативной численности работников.

Нормативная численность работников ОАО «ОмскВодоканал» определена соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников ВКХ. При этом их общая численность увеличена на 88 человек по сравнению с численностью, предусмотренной штатным расписанием Общества и заявленной в качестве обоснования для утверждения тарифов.

В ходе заседания Комиссии 06.05.2008 представитель Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска пояснил, что ОАО «ОмскВодоканал» самостоятельно распределяет числен­ность по категориям работников. Представитель этого департамента также пояснил, что расчет нормативной численности при организации реализации и учета водопотребления и водоотведения, контроле и учете расхода воды осуществлялся исходя из количества абонентов и вида учета расхода воды (по показаниям приборов учета воды и при отсутствии приборов учета воды). Таким образом, численность работ­ников предприятия не зависит от перечня работ, а Рекомендациями по нормирова­нию труда работников ВКХ установлен примерный перечень работ, который не яв­ляется исчерпывающим.

Примерный перечень работ, предусмотренный Рекомендациями по нормированию труда работников ВКХ, включает контроль правильности снятия абонентами показаний средств измерений и предоставления ими сведений об объемах полученной воды (сброшенных сточных вод). В соответствии с актами приемки квартирных приборов учета холодной, горячей воды для коммерческих расчетов, представленных заявителем, при приемке в эксплуатацию приборов учета одновременно снимаются показания со всех приборов учета, тем самым осуществляется работа, затраты на осуществление которой предусмотрены в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения. Данный факт также подтверждает, что работа по приемке в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета, также как и работа по контролю правильности снятия абонентами показаний средств измерения, являются составной частью услуг водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с утвержденными генеральным директором ОАО «ОмскВодо­канал» калькуляциями, основными статьями затрат, формирующими стоимость ус­луг по приемке в эксплуатацию водомерных узлов и индивидуальных приборов уче­та, являются заработная плата (с начислениями) мастера водомерного участка, транспортные расходы (а/м ГАЗ-2752), накладные расходы, рентабельность.

Контрольным мероприятием Инспекции Омского УФАС России по проверке соблюдения департаментом городского хозяйства Администрации города Омска требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкурен­ции» (акт № 22 от 23.06.2008) установлено, что расходы ОАО «ОмскВодоканал» по статьям затрат: фонд оплаты труда, транспортные расходы, материалы, предусмотренные в калькуляциях, учтены департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска при формировании тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2008 год.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» орган местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок согласовывает производственную программу организации коммунального комплекса, которая представляет собой программу деятельности указанной организации по обеспечению ею товаров (оказания услуг) в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.

Под организацией коммунального комплекса, в свою очередь, согласно упомянутому Федеральному закону понимается юридическое лицо независимо его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Для установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2008 год ОАО «ОмскВодоканал» была разработана и представлена в Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска производственная программа по разделам обосновывающая расходы, учитываемые при формировании тарифов на регулируемые виды услуг.

4.1. Фонд оплаты труда (далее - ФОТ).

Согласно программе обеспечения производственного процесса человеческими ресурсами при формировании тарифов на 2008 год ОАО «ОмскВодоканал» представлены документы по расчету ФОТ в соответствии со штатным расписанием. При этом в расчет ФОТ включена численность мастеров абонентской службы (11 человек), в должностные обязанности которых входит приемка приборов учета и водомерных узлов абонентов.

При формировании тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения ОАО «ОмскВодоканал» на 2008 год расчет ФОТ произведен исходя из нормативной численности работников, которая определена в соответствии с приказом Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства» (далее – Рекомендации № 66).

В соответствии с вышеуказанными Рекомендациями, при определении численности работников абонентской службы за основу принято количество абонентов и количество водомеров, установленных на объектах на момент рассмотрения документов, представленных на установление тарифов.

В результате приведения численности работников к нормативной, общая численность в целом по организации увеличена на 88 человек.

По пояснению представителя Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска при формировании тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения ФОТ установлен на общую численность, без разбивки по подразделениям, в связи с чем ОАО «ОмскВодоканал» может перераспределять численность внутри предприятия по своему усмотрению.

Анализ штатного расписания ОАО «ОмскВодоканал», утвержденного на 01.01.2008, и других материалов дела показал, что при согласовании тарифа департаментом городского хозяйства Администрации города Омска ОАО «ОмскВодоканал» установлена штатная численность 2169 человек.

Согласно штатному расписанию ОАО «ОмскВодоканал» общая штатная численность на 01.01.2008 составляла 2022 человека, то есть на 147 штатных единиц меньше утвержденной штатной численности.

При этом мастера водомерного участка абонентской службы, выполняющие работы по приемке приборов учета, включены в штатную численность служащих абонентской службы, что свидетельствует об их содержании за счет утвержденного фонда оплаты труда.

4.2. Транспортные расходы.

В соответствии с калькуляцией стоимости 1 м/часа автомашины ГАЗ-2752, ГАЗ-2705 (фургон), представленной ОАО «ОмскВодоканал» в адрес Омского УФАС России письмом от 06.03.2008 № 3/1276, транспортные расходы складываются из арендной платы, заработной платы (с начислениями) водителя, затрат на горючее, накладных расходов, рентабельности. Накладные расходы определены в процентном отношении от основных статей затрат.

В приложении 8 Программы эксплуатации автотранспорта и специальной и техники приведен перечень техники в количестве 305 единиц (с учетом прицепов и полуприцепов), эксплуатируемой ОАО «ОмскВодоканал», расходы на технический осмотр которой предусмотрены в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения. При этом почти вся техника является арендованной. Информации о необходи­мости использования иной автотранспортной техники Обществом не представлено.

При подаче заявки на установление тарифов на регулируемые виды услуг ОAO «ОмскВодоканал» в Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска представлен расчет арендной платы движимого муниципального имущества г. Омска и недвижимого имущества согласно действующим договорам на 2008 год.

Сумма затрат на оплату аренды движимого муниципального имущества г. Омска (в соответствии с договором аренды № 31672/к/224 от 15 февраля 2006 года туда вошли 4 автомобиля ГАЗ-2705 и 11 автомобилей ГАЗ-2752) составила 128 865 292 руб. и при формировании тарифов ОАО «ОмскВодоканал» на услуги во­доснабжения и водоотведения учтена Департаментом городского хозяйства Адми­нистрации г. Омска в полном объеме.

При подаче заявки на установление тарифов на услуги водоснабжения и водо­отведения ОАО «ОмскВодоканал» предусмотрен ФОТ водителей автомобилей из расчета 276 человек. Департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска принят в тарифах ФОТ согласно штатному расписанию из расчета 283 человек. При определении численности за основу принято количество единиц автотранспортной техники с учетом сменного графика работ.

Расчет затрат на ГСМ, предусмотренных Департаментом городского хозяйст­ва Администрации г. Омска в тарифах на водоснабжение и водоотведение на 2008 год, осуществлялся по нормативам с учетом транспорта (как собственного, так и арендованного), эксплуатируемого ОАО «ОмскВодоканал» на момент установления тарифов.

В ходе рассмотрения тарифов на регулируемые виды услуг затраты на ГСМ снижены Департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска по сравне­нию с уровнем, заявленным ОАО «ОмскВодоканал», за счет уменьшения индекса-дефлятора с 107,7 % до 104,2 % и исключения расходов на технику, планируемую к приобретению. При этом автомашины моделей ГАЗ-2752 и ГАЗ-2705, затраты на транспортные расходы которых предусмотрены в калькуляциях по приемке в экс­плуатацию (опломбированию) водомерных узлов и индивидуальных приборов учета водоснабжения, к приобретению ОАО «ОмскВодоканал» не запланированы.

4.3. Материалы.

Согласно производственной программе на 2008 год ОАО «ОмскВодоканал» запланировано опломбирование 12 000 узлов учета у физических лиц и 5 000 узлов учета у юридических лиц. В среднем по расчетам ОАО «ОмскВодоканал» при оп­ломбировке у физических лиц опломбируется 2 узла учета, у юридических лиц - 2,5. Итого планируется к опломбированию 36 500 узлов учета.

В соответствии с постановлением Правилами № 167 узел учета потребляемой воды и сбрасываемых сточных вод (узел учета) - совокупность приборов и устройств, обеспечивающих учет количества потребляемой (получаемой) питьевой воды и сбрасываемых (принимаемых) сточных вод.

Как правило, узлы учета устанавливаются у юридических лиц, у физических лиц - приборы учета.

Таким образом, ОАО «ОмскВодоканал» запланировано на 2008 год опломбирование 24 000 приборов учета у физических лиц и 5 000 узлов учета у юридических лиц.

Исходя из расчета ОАО «ОмскВодоканал», при котором в среднем при опломбировке у юридических лиц опломбируется 2,5 узла учета (прибора и устройства), на 2008 год в целом запланировано проведение 36 500 опломбировок (2400+5000*2,5). При каждом опломбировании предусмотрено расходование одной одноразовой пломбы и 0,5 м медной проволоки.

Поскольку в расчете использовались цены, предлагаемые поставщиками 2007 году, то для расчета затрат на 2008 год данная сумма увеличена ОАО «OмскВодоканал» на коэффициент инфляции, спрогнозированный Министерством экономического развития и торговли РФ в размере 7,7 %. Таким образом, сумма затрат на пломбировочные материалы в 2008 году предусмотрена ОАО «ОмскВодоканал» размере 284,3 тыс. руб. и учтена Департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения в полном объеме.

Кроме того, в установленных тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения Департаментом полностью включены расходы на бланочную продукцию (составление актов), затраченную при опломбировке водомерных узлов и приборов учета у юридических и физических лиц, в размере 20, 27 тыс. руб.

Кроме того, согласно пояснениям Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска по вопросу о включении в тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения ОАО «ОмскВодоканал» затрат на оказание услуг по приемке в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета, установлено следующее.

При формировании тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения ОАО «ОмскВодоканал» на 2008 год расчет ФОТ произведен исходя из нормативной численности работников. Нормативная численность определена в соответствии с приказом Государственного комитета РФ от 22.03.1999 № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства». ОАО «ОмскВодоканал» при расчете тарифа были представлены документы по расчету фонда оплаты труда в соответствии со штатным расписанием.

Расчет затрат на ГСМ, предусмотренных в тарифах на водоснабжение и водоотведение на 2008 год осуществлялся по нормативам с учетом транспорта, эксплуатируемого ОАО «ОмскВодоканал» на момент утверждения тарифов (как собственного, так и арендованного).

В тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения ОАО «ОмскВодоканал» на 2008 год учтены затраты на пломбировочные материалы в сумме 284, 3 тыс. руб. из расчета опломбирования 12 000 узлов у физ. лиц и 5 000 узлов у юридических лиц, а также затраты на бланочную продукцию (составление актов) в сумме 20, 27 тыс. руб.

Довод заявителя о том, что заинтересованным лицом не исследовался вопрос о включении или не включении в тариф платы за приемку узлов учета и платы за пломбировку приборов учета у категорий лиц, отличных от категорий лиц, определенных Постановлением Мэра г. Омска от 28.11.2007 № 902-п «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» не может быть положен в основу решения о признании оспариваемых ненормативных актов недействительными, поскольку факт нарушения Обществом антимонопольного законодательства установлен и подтвержден материалами дела.

Учитывая изложенные обстоятельства, УФАС по Омской области пришло к обоснованному выводу, что действия ОАО «ОмскВодоканал», выразившиеся в установлении и взимании платы за приемку в эксплуатацию водомерных узлов учета у юридических лиц и приборов учета у населения как за оказание самостоятельной услуги, при том, что расходы на осуществление работ по приемке (участию в приемке) узлов учета учтены в составе тарифов на водоснабжение и водоотведение, являются нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Поскольку нарушение Обществом положений Федерального закона «О защите конкуренции» установлено и материалами дела подтверждено, а оспариваемые решение и предписание антимонопольным органом вынесены в соответствии с законодательством и прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» о признании недействительными решения № 04/0908 от 11.07.2008 и предписания № 04/0908 от 11.07.2008, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области, проверив их на соответствие Федеральному закону «О защите конкуренции», отказать в полном объеме.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Ю.П. Чулков