ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-15886/15 от 25.05.2016 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

мая 2016 года

№ дела

А46-15886/2015

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2016 года.

В полном объёме решение изготовлено 30 мая 2016 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судьи Рыжих С.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сильченко Савелия Павловича к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» о признании недействительным решения от 09.12.2015 по делу № 04-11275, при участии в судебном заседании:

от заявителя – Сильченко С.П., личность удостоверена паспортом; Унжаков Е.С., по доверенности от 15.04.2016, личность удостоверена паспортом,

от заинтересованного лица – Черенков Н.Г., по доверенности от 12.01.2016, удостоверение,

от третьего лица – Мольцева Н.Е., по доверенности от 01.03.2016, личность удостоверена паспортом,

У С Т А Н О В И Л :

Сильченко Савелий Павлович обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – УФАС по Омской области) об оспаривании решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 09.12.2015 по делу № 04-11275.

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что уполномоченным органом дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам о возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения среднего давления общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть», в связи с чем, УФАС по Омской области сделан ошибочный вывод о правомерности отказа общества от заключения договора на подключение (технологическое присоединение) к газораспределительной сети.

УФАС по Омской области представлен отзыв, в котором заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требовании.

Представитель третьего лица поддерживает позицию заинтересованного лица.

В судебном заседании представители сторон поддержали ранее изложенную позицию по делу.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

Сильченко Савелий Павлович обратился к обществу с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» с заявлением о подключении объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:36:130126:746,  местоположение установлено по адресу: г. Омск, Кировский административный округ, МНПП «Темп», участок 5 к сети газораспределения.

Общество с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» рассмотрев заявление, отказало в подключении ввиду отсутствия технической возможности, поскольку в районе местоположения земельного участка заявителя отсутствует распределительный газопровод, к которому возможно было бы подключение объекта капитального строительства заявителя.

Сильченко Савелий Павлович обратился с жалобой о признании незаконным отказа общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) к газорапределительной сети и принять меры к восстановлению нарушенных прав.

По результатам рассмотрения жалобы Сильченко Савелия Павловича решением заинтересованного лица отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с невозможностью подключения объекта капитального строительства заявителя к газопроводу низкого давления в связи с отсутствием пункта редуцирования газа, что исключает возможность применения положений пункта 26(22) Правил подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314) относительно предусмотренной платы при осуществлении процедуры подключения потребителей с целью использования газа для бытового потребления.

Полагая, что оспариваемое решение заинтересованного лица не соответствует требованиям законодательства и нарушает право заявителя на подключения домовладения к сети газораспределения по тарифу в размере 50 тыс. руб., установленному Региональной энергетической комиссией Омской области для общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть», последовало обращение в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

Суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» названный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; создание дискриминационных условий (пункты 5, 8).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Таким образом, для квалификации совершенного деяния как злоупотребления доминирующим положением, необходимо, чтобы действия хозяйствующего субъекта противоречили законодательству Российской Федерации, были направлены на недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заявление юридического или физического лица о нарушении антимонопольного законодательства является лишь основанием для проверки антимонопольными органами этих фактов.

В части 3 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что по результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; 2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства является основанием для принятия антимонопольным органом решения об отказе в возбуждении (пункт 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, то есть, в условиях такого состояния товарного рынка, при котором удовлетворение спора на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товара, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» названный Закон регулирует деятельность субъектов естественной монополии, в том числе, в сфере транспортировки газа по трубопроводам.

Правовые основы экономических отношений в сфере газоснабжения Федеральным законом от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и Правилами № 1314.

Согласно пункту 14 Правил № 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для        осуществления подключения(технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

В случае получения от исполнителя мотивированного отказа в выдаче технических условий заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий (пункт 16 Правил № 1314).

В случае если региональная программа газификации не утверждалась и специальная надбавка к тарифам на услуги исполнителя по транспортировке газа по газораспределительным сетям не установлена, заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого входит утверждение региональной программы газификации, с предложением о разработке и утверждении региональной программы газификации, включающей мероприятия по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства, с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий (пункт 17 Правил № 1314).

После получения от исполнителя мотивированного отказа в выдаче технических условий заявитель может также обратиться к исполнителю с подтверждением готовности осуществить подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объекта капитального строительства по индивидуальному проекту с возмещением расходов, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства. После получения такого подтверждения исполнитель в течение 14 дней обязан выдать заявителю технические условия (пункт 24 Правил № 1314).

Пунктом 26 (22) Правил № 1314 предусмотрено, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).

В соответствии с пунктом 91 Правил № 1314 внесение платы за технологическое присоединение заявителями в случае подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 15 куб. метров (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в случаях, когда расстояние от газоиспользующего оборудования до сетей газораспределения необходимого заявителю давления газораспределительной организации, в которую подана заявка о подключении (технологическом присоединении), измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство только газопроводов-вводов в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения   (при   наличии),   кроме   случаев,   когда   плата   за   технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, осуществляется в следующем порядке:

а) 50 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 15 дней со дня заключения договора о подключении;

б) 50 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 15 дней со дня подписания акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Анализ положений, предусмотренных пунктами 26(22) и 91 Правил № 1314 указывает на то, что мотивированным считается отказ в подключении объекта капитального строительства по признаку отсутствия технической возможности при отсутствии у газораспределительной организации сетей газораспределения необходимого заявителю давления, если при этом отсутствуют также в региональной программе газификации мероприятия, направленные на обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства заявителя и (или) установленные для газораспределительной организации специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и на основе ее утвержденной инвестиционной программы.

Региональная программа «Газификация и газоснабжение Омской области на 2015-2017 годы», утвержденная приказом от 23.01.2015 № 3-п Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, и «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Омска до 2015 года», утвержденная Решением Омского городского Совета от 12.12.2012 № 90, не содержат мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объектов капитального строительства в г. Омске.

В соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 42-01-2002 по рабочему давлению транспортируемого природного газа газопроводы подразделяются на газопроводы высокого давления Iи IIкатегорий, среднего давления и низкого давления:

Классификация газопроводов по давлению

Рабочее давление в газопроводе МПа

Высокого

I категории

св. 0,6 до 1,2 включительно

II категории

св. 0,3 до 0,6 включительно

Среднего

св. 0,005 до 0,3 включительно

Низкого

до 0,005 включительно

Пунктами 26(22) и 91 Правил № 1314 определены необходимые условия, при наличии которых возможно строительство газопроводов-вводов с оплатой за технологическое присоединение в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей:

- наличие у газораспределительной организации, в которую подана заявка о подключении, сети газораспределения необходимого заявителю давления;

- расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения необходимого заявителю давления с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа газораспределительной организации, в которую подана заявка о подключении, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), до точки подключения, составляет не более 200 метров;

- предполагается строительство только газопровода-ввода без устройства пункта редуцирования газа.

При отсутствии любого из установленных пунктами 26 (22) и 91 Правил № 1314 условий делает невозможным технологическое присоединение по указанному выше тарифу, и в таком случае может быть осуществлено по индивидуальному проекту с оплатой работ в размере, определенном по стандартизированным тарифным ставкам, установленным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

При рассмотрении дела возбужденного по заявлению землевладельца МНПП «Темп» - Федуловой О.П., общество с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» представило Комиссии Проект № 3084-09/13 ПЗ «Распределительный газопровод к индивидуальным жилым домам по ул. Быстрова в Кировском АО г. Омска», согласно которому газопровод по ул. Быстрова состоит из газопровода высокого и среднего давления.

Указанный распределительный газопровод находится в эксплуатационной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» на основании договора аренды от 29.12.2014 № 8, заключенного с обществом с ограниченной «Омскгоргаз газификация».

Указанным выше проектом газопровода низкого давления (не более 0,005 МПа), к которому возможно было бы присоединение газопровода-ввода Заявителя на условиях пунктов 26(22) и 91 Правил № 1314 в составе распределительного газопровода по ул. Быстрова не предусмотрено.

Отсутствие в районе расположения объекта капитального строительства Заявителя сети газораспределения необходимого Заявителю низкого давления указывает на отсутствие у газораспределительной организации общество с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» технической возможности технологического присоединения объекта капитального строительства Заявителя - строительства газопровода-ввода на условиях пунктов 26(22) и 91 Правил № 1314, однако допускает технологическое присоединение объекта капитального строительства Заявителя по стандартизованным тарифным ставкам по индивидуальному проекту при соответствующем обращении Заявителя в газораспределительную организацию общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть».

Таким образом, Комиссия установила, что технологическое присоединение к газораспределительным сетям в районе расположения объекта капитального строительства Заявителя путем строительства газопровода-ввода с оплатой за технологическое присоединение в размере до 50 тыс. руб., при отсутствии соответствующих мероприятий развития сети газоснабжения в существующих региональной и городской программах невозможно в связи с отсутствием сети газораспределения низкого давления, для строительства которой требуется установка пункта редуцирования газа с рабочим давлением 0,005 МПа включительно.

В рассматриваемом случае подключения объекта капитального строительства заявителя к сетям газораспределения возможно только с устройством пункта редуцирования газа, что подтверждают требования Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, в котором указано, что максимальное значение величины давления природного газа в сетях газопотребления – котельных пристроенных к жилым зданиям и крышных котельных жилых зданий должно  быть до 0,005 МПа (включительно), тогда как газопровод, к которому планируется подключаться заявитель имеет давление 0,3 МПа.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «Системы газораспределительные. Термины и определения» ГОСТ Р 53865-2010, утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.09.2010 № 242-ст под сетью газораспределения понимается технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений и технических устройств. В свою очередь газопроводом-вводом является газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления, которая представляет собой технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них.

При этом, под пунктом редуцирования газа понимается технологическое устройство сети газораспределения, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его в заданных пределах независимо от расхода газа.

Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 (подпункт «г» пункта 4 Правил № 878), установлено, что в состав газораспределительных сетей в частности входят отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размешенные в зданиях, шкафах или блоках.

Для эксплуатации газораспределительной сети, частью которой являются газорегуляторные пункты, необходима гарантированная возможность прохода и проезда к нему в целях выполнения ремонтных, профилактических, аварийных и иных работ.

В связи с чем, доводы заявителя об отсутствии необходимости установки устройства, понижающего давления газа и возможности размещения пункта редуцирования газа на наружной стене жилого здания несостоятельны.

На основании изложенных обстоятельств, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией было принято решение от 21.10.2015 по делу № 04/33-15 о прекращении его рассмотрения в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» по отказу в осуществлении процедуры технологического присоединения объекта капитального строительства Федуловой О.П. путем строительства газопровода-ввода в связи с отсутствием технической возможности подключения (технологического присоединения) жилого дома по ул. Санина к сети газораспределения по тарифу, установленному Региональной энергетической комиссии Омской области.

При принятии Омским УФАС России решения № 04-11275 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по жалобе Сильченко Савелия Павловича было учтено, что домовладение заявителя расположено в МНПП «Темп» в непосредственной близости от домовладения Федуловой О.П.

Кроме того в решении № 04-11275 указано, что в связи с рассмотрением дела № 04/33-15 УФАС по Омской области располагает полным пакетом документов, свидетельствующих о том, что в границах микрорайона МНПП «Темп» в эксплуатационной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» имеются сети газораспределения высокого и среднего давления. Проектом № 3084-09/13 ПЗ не предусмотрено строительство в микрорайоне МНПП «Темп» сети газораспределения низкого давления (до 0,005 МПа включительно), необходимого для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

При рассмотрении жалобы Сильченко Савелия Павловича были также учтены положения законодательных и нормативных правовых актов относительно установления размера платы за подключение к сети газораспределения.

Согласно статьи 23.2 Закона о газоснабжении размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину утверждены приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/З (далее - Методические указания).

В соответствии с данными Методическими указаниями органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливают для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 14.11.2014 № 295/64 для общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» на 2015 год установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, в размере 50,00 тыс. руб. (с учетом НДС).

При этом пунктом 3 данного приказа предусмотрено, что указанный размер платы применяется при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).

При этом заявитель, оспаривая решение № 04-11275, необоснованно считает, что для подключения его домовладения к сети газораспределения   не   требуется   устройства   пункта   редуцирования   газа   при строительстве газопровода-ввода, ссылаясь при этом на нормы Свода правил № 62.13330.2011 (далее - Свод правил), содержащие термины и понятия относительно сетей газоснабжения.

Данный документ содержит нормы и правила проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, расширения и технического перевооружения сетей газораспределения, газопотребления и объектов сжиженных углеводородных газов (СУГ), предназначенных для обеспечения природным и сжиженными углеводородными газами потребителей, использующих газ в качестве топлива, однако не регулирует отношения по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения, в связи с чем положения данного Свода правил не имеют нормативного значения для решения вопросов относительно оснований и порядка подключения к сетям газораспределения, поэтому по рассматриваемому делу могут использоваться только в качестве справочного материала относительно применения Правил № 1314.

С учетом решения Комиссии по делу № 04/33-15 Омское УФАС России при рассмотрении жалобы Сильченко Савелием Павловичем установило, что у общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» в микрорайоне МНПП «Темп» отсутствуют сети газораспределения низкого давления, к которым можно было бы осуществить подключение домовладения Сильченко Савелием Павловичем к сети газораспределения без установки пункта редуцирования газа.

При этом суд принимает во внимание довод общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» о том, что создание газопровода-ввода к домовладению заявителя приведёт к невозможности газификации домовладений остальных собственником, расположенных на этой же улице, в связи с необходимостью соблюдения при прокладке газопроводов требований охранных зон газороспределительных сетей и минимально допустимых расстояний от газопроводов до зданий, сооружений и других инженерных коммуникаций.

Поскольку договор о подключении является соглашением, заключаемым газораспределительной организацией и устанавливающим ее обязанности по подключению объекта капитального строительства к сетям газораспределения, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится; при этом она не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. (Решение Верховного Суда РФ от 23.06.2014 № АКПИ14-534 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующими отдельных положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314»).

Поэтому факт подачи идентичных заявлений на подключение собственников земельных участков расположенных в МНПП «Темп» объективно свидетельствует о возможности подключения домов заявителей к газу не иначе как после строительства распределительных сетей, поскольку выполнить подключение (технологическое присоединение) путем строительства газопроводов-вводов по землям общего пользования к распределительному газопроводу, расположенному на другой улице технически невозможно.

Вопросы «групповых» подключений к газораспределительным сетям необходимо решать комплексно, с участием органов местного самоуправления, уполномоченным на разрешение вопросов газификации муниципального образования.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьёй 7 Федерального Закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа газоснабжения населения, осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Однако в Программа комплексного развития системкоммунальнойинфраструктуры города Омска до 2105 года, утвержденная решением Омского городского Совета от 12.12.2012 № 90 не содержит мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к сети газораспределения объектов капитального строительства в г.Омске.

На основании указанных выше положений Правил № 1314, учитывая решение Комиссии по делу № 04/33-15, Омское УФАС России пришло к выводу о том, что отказ общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» от заключения договора о подключении домовладения Сильченко Савелием Павловичем к сети газораспределения по тарифу в размере 50 тыс. руб., установленному Региональной энергетической комиссии Омской области для общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» приказом от 14.11.2014 № 295/64, является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оспариваемое решение антимонопольного органа не противоречит требованиям действующего законодательства, т.к. испрашиваемая заявителем возможность подключения домовладения к газопроводу общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» отсутствовала, в связи с чем, оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства у уполномоченного органа не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Сильченко Савелия Павловича отказать полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья          С.В. Ярковой