ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-15945/10 от 12.05.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

19 мая 2011 года

№ дела

А46-15945/2010

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 19 мая 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Суставовой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Гриценко И.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   открытого акционерного общества «Омскгоргаз»

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора –   общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная организация «Нефтяник»

о признании недействительными решения и предписания от 14.12.2010 № 04/44-10

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя –   Божко О.И., действующей на основании доверенности от 07.11.2010 № 101 (паспорт 5209 772415);

представителя заинтересованного лица   – Черенкова Н.Г., действующего на основании доверенности от 11.01.2011 № 07-04/НГ (удостоверение № 4638);

представительобщества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная организация «Нефтяник»   – Терентьева Д.Б., действующего на основании доверенности от 17.02.2011 № 11 (паспорт 5205 026467),

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Омскгоргаз» (далее по тексту – заявитель, ОАО «Омскгоргаз») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, Омское УФАС России) о признании недействительными решения и предписания от 14.12.2010 № 04/44-10.

Определением Арбитражного суда Омской области от 28.12.2010 по делу № А46-15945/2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, было привлечено общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная организация «Нефтяник» (далее по тексту – ООО «ЖКО «Нефтяник»).

В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что выводы Комиссии Омского УФАС России о нарушении действующего законодательства со стороны ОАО «Омскгоргаз» основаны на отнесении наружных подземных и фасадных газопроводов к внутридомовому газовому оборудованию, которое ОАО «Омскгоргаз» вместе с наружными газопроводами должно обслуживать по договору ТО ВДГО с оплатой по тарифу на техническое обслуживание ВДГО, ежегодно утверждаемому администрацией города Омска.

По мнению заявителя, при вынесении оспариваемых решения и предписания Комиссия Омского УФАС России неверно оценила нормы действующего законодательства, относящие газовое оборудование к наружному и внутридомовому газопроводу.

Омское УФАС России представило в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменный отзыв на заявление, в котором просило в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность и обоснованность принятого им ненормативного правового акта.

ООО «ЖКО «Нефтяник» в письменном отзыве в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просило в удовлетворении требований ОАО «Омскгоргаз» отказать.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04.05.2011 объявлялся перерыв до 13 час. 00 мин. 12.05.2011. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Омской области.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.

ОАО «Омскгоргаз» зарегистрировано в качестве юридического лица 07.02.1996 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г.Омска, о чем 22.08.2002 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Центральному административному округу г.Омска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025500972881.

17.03.2008 между ОАО «Омскгоргаз» (подрядчик) и ООО «ЖКО «Нефтяник» (заказчик) был заключен договор № 09/2693 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, согласно пункту 1.1 которого подрядчик по заданию заказчика производит техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, в том числе бытового газового оборудования, согласно перечню (приложение № 1), являющемуся неотъемлемой частью договора, а заказчик оплачивает оказанные подрядчиком услуги (выполненные работы).

Между ОАО «Омскгоргаз» (подрядчик) и ООО «ЖКО «Нефтяник» (заказчик) также были заключены: договор № 08/924 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентное обслуживание от 10.10.2006; договор № 08/1121 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентное обслуживание от 19.02.2008; договор № 08/1048 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентное обслуживание от 28.10.2008; договор № 08/1112 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентное обслуживание от 20.11.2008, согласно которым подрядчик по заданию заказчика производит техническое и аварийное обслуживание газопровода по адресам: ул.Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2 и газового оборудования в них, а заказчик оплачивает оказанные подрядчик услуги (выполненные работы).

В содержание данных договоров было включено условие о дополнительном обслуживание и аварийном прикрытии за счет средств ООО «ЖКО «Нефтяник» наружных подземных и наземных частей сетей газопроводов в пределах границ эксплуатационной ответственности по газовым сетям (пункты 2.1, 4.1, 4.2 договоров).

Письмом от 16.04.2010 № 27 ООО «ЖКО «Нефтяник» обратилось к ОАО «Омскгоргаз» с требованием о расторжении договоров № 08/924 от 10.10.2006; № 08/1121 от 19.02.2008; № 08/1048 от 28.10.2008; № 08/1112 от 20.11.2008.

Письмом от 12.07.2010 № 12/2148-12 ОАО «Омскгоргаз» обратилось к ООО «ЖКО «Нефтяник» с предложением продолжить договорные отношения по техническому обслуживанию ВДГО и подписать дополнительное соглашение к договору от 17.03.2008 № 09/2693 об изменении стоимости услуг на 2010 год.

Письмом от 19.07.2010 № 53 ООО «ЖКО «Нефтяник» выразило несогласие с предложенным вариантом дополнительного соглашения в части перечня работ по ТО ВДГО.

Не получив ответа от ОАО «Омскгоргаз» на требование о расторжении договоров и расценив бездействие ОАО «Омскгоргаз» как уклонение от расторжения договоров, ООО «ЖКО «Нефтяник» обратилось с заявлением от 19.07.2010 № 54 (вх. № 4734 от 19.07.2010) в Омское УФАС России на действия ОАО «Омскгоргаз» по отказу от заключения договоров и навязыванию заключения дополнительного соглашения.

Омским УФАС России был издан приказ № 209 от 21.09.2010 о возбуждении дела № 04/44-10 о нарушении антимонопольного законодательства и создании комиссии по рассмотрению дела.

По итогам рассмотрения материалов дела № 04/44-10 Омским УФАС России было принято решение от 14.12.2010 (резолютивная часть решения оглашена 01.12.2010), которым:

1. в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 17.01.2007 № 5, на основании проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в географических границах города Омска установлено доминирующее положение ОАО «Омскгоргаз» на рынке услуг по техническому обслуживанию газового оборудования в географических границах города Омска с долей более 50 процентов;

2. бездействие ОАО «Омскгоргаз» по отношению к обоснованным требованиям и предложениям ООО «ЖКО «Нефтяник» от 16.04.2010 № 27 и от 18.11.2010 № 79 о расторжении договоров на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентное обслуживание № 08/924 от 10.10.2006; № 08/1121 от 19.02.2008; № 08/1048 от 28.10.2008; № 08/1112 от 20.11.2008 на объектах – многоквартирных домах, расположенных по адресу: ул.Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2, что привело к ущемлению интересов ООО «ЖКО «Нефтяник», а также собственников помещении указанных многоквартирных домов, признано нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Также названным решением постановлено выдать ОАО «Омскгоргаз» предписание, в которое включить мероприятия, подлежащие выполнению:

ОАО «Омскгоргаз» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего в течение трех рабочих дней со дня получения предписания в порядке, установленном пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществить действия, направленные на расторжение договоров, заключенных с ООО «ЖКО «Нефтяник» на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентное обслуживание № 08/924 от 10.10.2006; № 08/1121 от 19.02.2008; № 08/1048 от 28.10.2008; № 08/1112 от 20.11.2008 на объектах - многоквартирных домах, расположенных по адресу: ул.Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2, на основании требования и предложений ООО «ЖКО «Нефтяник» от 16.04.2010 № 27 и от 18.11.2010 № 79 об их расторжении, а также на внесение изменений в внутридомового газового оборудования в части определения границ эксплуатационной ответственности и проведения комплекса работ по обслуживанию ВДГО на основании предложенной ООО «ЖКО «Нефтяник» от 18.11.2010 № 79, а также на внесение изменений в условия договора № 09/2693 от 17.03.2008 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в части определения границ эксплуатационной ответственности и проведения комплекса работ по обслуживанию ВДГО на основании предложений ООО «ЖКО «Нефтяник» от 18.11.2010 № 79 (с учетом письма Омского УФАС России от 22.12.2010 № 04-5672 о технической ошибке);

ОАО «Омскгоргаз» об исполнении предписания информировать Омское УФАС России в трехдневный срок со дня исполнения предписания с приложением документов, свидетельствующих об исполнении предписания.

Названным решением также постановлено материалы дела № 04/44-10 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписанием № 04/44-10 от 14.12.2010 ОАО «Омскгоргаз» предписано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего в течение трех рабочих дней со дня получения предписания в порядке, установленном пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществить действия, направленные на расторжение договоров, заключенных с ООО «ЖКО «Нефтяник» на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентное обслуживание № 08/924 от 10.10.2006; № 08/1121 от 19.02.2008; № 08/1048 от 28.10.2008; № 08/1112 от 20.11.2008 на объектах - многоквартирных домах, расположенных по адресу: ул.Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2, на основании требования и предложений ООО «ЖКО «Нефтяник» от 16.04.2010 № 27 и от 18.11.2010 № 79 об их расторжении, а также на внесение изменений в внутридомового газового оборудования в части определения границ эксплуатационной ответственности и проведения комплекса работ по обслуживанию ВДГО на основании предложенной ООО «ЖКО «Нефтяник» от 18.11.2010 № 79, а также на внесение изменений в условия договора № 09/2693 от 17.03.2008 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в части определения границ эксплуатационной ответственности и проведения комплекса работ по обслуживанию ВДГО на основании предложений ООО «ЖКО «Нефтяник» от 18.11.2010 № 79 (с учетом письма Омского УФАС России от 22.12.2010 № 04-5672 о технической ошибке).

ОАО «Омскгоргаз» об исполнении предписания информировать Омское УФАС России в трехдневный срок со дня исполнения предписания с приложением документов, свидетельствующих об исполнении предписания.

Полагая, что решение и предписание Омского УФАС России № 04/44-10 от 14.12.2010 не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права, свободы и законные интересы ОАО «Омскгоргаз», последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

Проанализировав доводы заявления и отзывов на него, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные ОАО «Омскгоргаз» требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

С учетом приведенных норм права арбитражный суд первой инстанции полагает, что требования ОАО «Омскгоргаз» могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

- несоответствие вынесенного антимонопольным органом решения закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов ОАО «Омскгоргаз» данным ненормативным правовым актом.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган осуществляет, в том числе, следующие полномочия: проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами; возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, решение от 14.11.2010 (резолютивная часть объявлена 01.12.2010) по делу № 04/44-10 вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленной Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» компетенции.

В статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом. При этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как следует их текста оспариваемого решения, действия ОАО «Омскгоргаз» признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке товаров (услуг).

Из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что для квалификации действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение, как злоупотребление доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. Однако, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10 и части 1 статьи 13 Закона № 135-ФЗ и определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Системный анализ приведенных нормативных положений и официального толкования закона позволяет признать, что сфера применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ограничена определенным кругом общественных отношений. Нарушением же антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам. При этом злоупотребление субъективным правом как оценочная категория может выражаться в создании результата (последствий), количественно и (или) качественно негативного для охраняемых законом общественных отношений, с учетом определенной периодичности (систематики) или устойчивой направленности или очевидных и (или) предполагаемых мотивов. Вместе с тем общественно опасной признается и сама возможность наступления соответствующего результата.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта как несоответствующих части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подлежит установлению обстоятельство наличия у субъекта доминирующего положения на товарном рынке, а для констатации злоупотребления правом доминирующим хозяйствующим субъектом его действия (бездействие) должны оцениваться судом в каждом конкретном случае по критерию, во-первых, допустимости пределов осуществления таких прав, во-вторых, разумности тех или иных ограничений для контрагента.

Одновременное наличие совокупности указанных обстоятельств, подлежащих установлению для целей квалификации действий ОАО «Омскгоргаз» как нарушающих требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, подтверждено.

Как было указано выше по тексту настоящего решения, пунктом 2 резолютивной части оспариваемого решения Омского УФАС России бездействие ОАО «Омскгоргаз» по отношению к обоснованным требованиям и предложениям ООО «ЖКО «Нефтяник» от 16.04.2010 № 27 и от 18.11.2010 № 79 о расторжении договоров на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентное обслуживание № 08/924 от 10.10.2006; № 08/1121 от 19.02.2008; № 08/1048 от 28.10.2008; № 08/1112 от 20.11.2008 на объектах – многоквартирных домах, расположенных по адресу: ул.Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2, что привело к ущемлению интересов ООО «ЖКО «Нефтяник», а также собственников помещении указанных многоквартирных домов, признано нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.

17.03.2008 между ОАО «Омскгоргаз» (подрядчик) и ООО «ЖКО «Нефтяник» (заказчик) был заключен договор № 09/2693 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, согласно пункту 1.1 которого подрядчик по заданию заказчика производит техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, в том числе бытового газового оборудования, согласно перечню (приложение № 1), являющемуся неотъемлемой частью договора, а заказчик оплачивает оказанные подрядчиком услуги (выполненные работы).

Пунктом 2.1.1 договора № 09/2693 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 17.03.2008 предусмотрено, что подрядчик обязуется в сроки, в порядке и в объемах, определенными нормативными и техническими актами проводить техническое обслуживание, в том числе бытового газового оборудования в пределах границ эксплуатационной ответственности (границ обслуживания) от отключающих устройств на вводах в жилой дом до кранов газовых приборов и в объемах, определенных перечнями (приложение № 2) к договору.

Акты границ собственности и эксплуатационной ответственности при обслуживании газопроводов к жилым домам № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2 по ул.Малиновского указаны в приложении № 3 к договору № 09/2693 от 17.03.2008.

Кроме того, между ОАО «Омскгоргаз» (подрядчик) и ООО «ЖКО «Нефтяник» (заказчик) были заключены: договор № 08/924 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентное обслуживание от 10.10.2006; договор № 08/1121 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентное обслуживание от 19.02.2008; договор № 08/1048 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентное обслуживание от 28.10.2008; договор № 08/1112 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентное обслуживание от 20.11.2008, согласно которым подрядчик по заданию заказчика производит техническое и аварийное обслуживание газопровода по адресам: ул.Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2 и газового оборудования в них, а заказчик оплачивает оказанные подрядчик услуги (выполненные работы).

Данными договорами ОАО «Омскгоргаз» предусмотрено условие о дополнительном обслуживании и аварийном прикрытии за счет средств ООО «ЖКО «Нефтяник» наружных подземных и наземных частей сетей газопроводов в пределах границ эксплуатационной ответственности по газовым сетям (пункты 2.1, 4.1, 4.2 договоров), которые являются принадлежностью внутридомового оборудования.

В процессе исполнения договорных обязательств ООО «ЖКО «Нефтяник» на основе норм жилищного законодательства, а также на основе нормативных правовых актов, регулирующих сферу жилищных отношений и связанных с ними отношений по газоснабжению населения и оказанию услуг по техническому обслуживанию ВДГО, пришло к выводу о необоснованности заключения договоров на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание № 08/924 от 10.10.2006, № 08/1121 от 19.02.2008, № 08/1048 от 28.10.2008, № 08/1112 от 20.11.2008 на объектах - многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, 10/1, № 10/2.

С целью приведения договорных отношений в соответствие с нормами действующего законодательства в части обслуживания внутридомового газового оборудования ООО «ЖКО «Нефтяник» письмом от 16.04.2010 № 27 обратилось к ОАО «Омскгоргаз» с требованием о расторжении договоров № 08/924 от 10.10.2006; № 08/1121 от 19.02.2008; № 08/1048 от 28.10.2008; № 08/1112 от 20.11.2008.

В свою очередь ОАО «Омскгоргаз» письмом от 12.07.2010 № 12/2148-12 обратилось к ООО «ЖКО «Нефтяник» с предложением продолжить договорные отношения по техническому обслуживанию ВДГО и подписать дополнительное соглашение к договору от 17.03.2008 № 09/2693 об изменении стоимости услуг на 2010 год.

Письмом от 19.07.2010 № 53 ООО «ЖКО «Нефтяник» выразило несогласие с предложенным вариантом дополнительного соглашения в части перечня работ по ТО ВДГО.

Данные обстоятельства послужили основанием обращения ТСЖ «ЖКО «Нефтяник» с заявлением о нарушении ОАО «Омскгоргаз» антимонопольного законодательства в Омское УФАС России, по результатам рассмотрения которого было вынесено оспариваемое в рамках настоящего дела решение.

ОАО «Омскгоргаз», оспаривая выводы антимонопольного органа, ссылается на то, что выводы Омского УФАС России по отнесению наружных подземных и фасадных газопроводов к внутридомовому газовому оборудованию, которое ОАО «Омскгоргаз» вместе с наружными газопроводами должно обслуживать по договору ТО ВДГО с оплатой по тарифу на техническое обслуживание ВДГО, ежегодно утверждаемому администрацией города Омска, необоснованны, поскольку в соответствии со всеми определениями ВДГО, имеющимися в действующем законодательстве Российской Федерации, внешней границей внутридомового газового оборудования является место подключения его к внешней газораспределительной сети, а таким местом подключения является запорное устройство на вводе в жилые дома, и оно расположено на вводах в здание. Все остальные обслуживаемые по договорам газопроводы (наружные, не относящиеся к ВДГО) расположены до отключающего устройства перед вводным газопроводом и относятся к газораспределительной сети.

По мнению заявителя, обслуживаемая в соответствии с договорами на техническое обслуживание наружных (в т.ч. подземных, наземных, надземных, фасадных) газопроводов часть газопровода является не вводным газопроводом, который является частью внутридомового газового оборудования, а газопроводом -вводом к каждому из перечисленных в договоре домов и, соответственно, не частью ВДГО, а именно частью внешней газораспределительной сети.

Арбитражный суд первой инстанции, проанализировав представленные в дело доказательства, пришел к выводу о правильности сделанных в оспариваемом решении выводов, а доводы ОАО «Омскгоргаз» подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170.

Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, регламенти­руются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549.

В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, определяющими требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и контроль за соблюдением правил пользования газом возложена на пользователя и организацию по обслуживанию жилищного фонда.

Пункт 5.5.6 данных Правил предусматривает, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.

В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, под специализированной организацией понимается газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Во исполнение требований приведенных норм законодательства ООО «ЖКО «Нефтяник» был заключен со специализированной организацией - ОАО «Омскгоргаз» договор № 09/2693 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 17.03.2008 в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, 10/1, № 10/2.

Согласно пункту 1.1 договора подрядчик по заданию заказчика производит техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, в том числе бытового газового оборудования, согласно перечню (приложение № 1), являющемуся неотъемлемой частью договора, а заказчик оплачивает оказанные подрядчиком услуги (выполненные работы).

Пунктом 2.1.1 договора № 09/2693 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 17.03.2008 предусмотрено, что подрядчик обязуется в сроки, в порядке и в объемах, определенными нормативными и техническими актами проводить техническое обслуживание, в том числе бытового газового оборудования в пределах границ эксплуатационной ответственности (границ обслуживания) от отключающих устройств на вводах в жилой дом до кранов газовых приборов и в объемах, определенных перечнями (приложение № 2) к договору.

Пунктом 2.1.2 договора предусмотрена обязанность подрядчика обеспечивать аварийное прикрытие на условиях абонентного обслуживания.

Приложением № 3 к договору № 09/2693 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 17.03.2008 установлены акты границ собственности и эксплуатационной ответственности при обслуживании газопроводов к указанным выше жилым домам.

Согласно актам границ собственности и эксплуатационной ответственности при обслуживании газопроводов зоной обслуживания ОАО «Омскгоргаз» являются газопроводы от места врезки в существующий распределительный газопровод от ШРП № 78 до кранов ввода включительно многоквартирных жилых домов № 6, № 6/1, № 6/2. № 10, № 10/1 и № 10/2 по ул. Малиновского и фасадные газопроводы; зоной обслуживания ОАО «Омскгоргаз» являются газопроводы от кранов ввода газопроводов до газового оборудования в квартирах жильцов указанных многоквартирных домов.

Таким образом, данными актами границ условно установлены две зоны обслуживания ОАО «Омскгоргаз», а газопроводы, принадлежащие собственникам указанных многоквартирных домов, разделены на две части: внешние газопроводы (от распределительного газопровода до кранов ввода включительно в указанные многоквартирные дома) и газопроводы с газоиспользующим оборудованием, находящимся во внутренней части указанных многоквартирных домов.

При этом ОАО «Омскгоргаз» полагает, что только газопроводы с газоиспользующим оборудованием, находящиеся во внутренней части указанных многоквартирных домов, относятся к внутридомовому газовому оборудованию, тогда как внешние газопроводы, проходящие по фасаду многоквартирных домов, а также подземная часть газопроводов до врезки в газораспределительную сеть, к таковому не относится, и обслуживание его должно осуществляться по отдельным договорам.

Данные доводы противоречат законодательству.

В соответствии пунктом 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Согласно пункту 1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (общие положения), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9, газораспределительная сеть - технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции (ГРС), или иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления.

В газораспределительную сеть входят сооружения на газопроводах, средства электрохимической защиты, газорегуляторные пункты (ГРП, ГРПБ), шкафные регуляторные пункты (ШРП), система автоматизированного управления технологическим процессом распределения газа (АСУ ТП РГ).

В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, «внутридомовое газовое оборудование» - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

В соответствии с пунктом 2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, в cocтав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.

Согласно пунктам 3, 4, 4.1 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию, в который включаются следующие виды работ:

а) техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления;

б) техническое обслуживание и ремонт групповых и индивидуальных баллонных установок;

в) техническое обслуживание (в том числе сезонное) и ремонт бытового газоиспользующего оборудования;

г) аварийное обслуживание потребителей газа и проведение аварийно-восстановительных работ.

Таким образом, границей раздела между газораспределительной сетью, находящейся в эксплуатации ОАО «Омскгоргаз» и внутридомового газового оборудования многоквартирных домах, расположенных в г.Омске по ул.Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, 10/1, № 10/2, принадлежащего управляющей компании - ООО «ЖКО «Нефтяник» на праве эксплуатационной ответственности, должно быть место соединения первого запорного устройства с газораспределительной сетью, находящейся в эксплуатации ОАО «Омскгоргаз», поскольку наружные (фасадные, подземные) домовые газопроводы, находящиеся в общей собственности собственников помещений указанных многоквартирных домов не могут быть отнесены к газораспределительным сетям поселения (в данном случае города Омска).

При этом из материалов дела следует, что ОАО «Омскгоргаз» на единые комплексы внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул.Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, 10/1, № 10/2, помимо договора № 09/2693 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 17.03.2008, также были заключены с ООО «ЖКО «Нефтяник» договоры на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание № 08/924 от 10.10.2006, № 08/1121 от 19.02.2008, № 08/1048 от 28.10.2008, № 08/1112 от 20.11.2008.

По условиям договора № 08/924 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание от 10.10.2006 подрядчик по заданию заказчика производит техническое и аварийное обслуживание газопровода по адресу: ул. Малиновского, дома № 10/1 и № 10/2, и газового оборудования в нем, в рамках границ эксплуатационной ответственности, установленных в приложениях № 1 и № 2 к договору.

Согласно акту раздела границ обслуживания газопровода и газового оборудования (эксплуатационной ответственности) (приложение № 1 к договору) зоной обслуживания ОАО «Омскгоргаз» является газопровод от выходного фланца газовой задвижки в месте врезки в газопровод высокого давления ГРС 1 - пр. Менделеева до наружного конца футляра в месте перехода вводных газопроводов через стены домов 10 к.1, к.2, включая: газопровод подземный L = 301,6 м., надземный L = 390,0 м., краны ввода - 21 шт., газовая задвижка - 2 шт.

В соответствии с пунктом 4.1 данного договора стоимость работ (услуг) за техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание составляет 7859 руб. 00 коп. ежемесячно, в том числе НДС. Стоимость работ определяется в соответствии с расценками подрядчика (ОАО «Омскгоргаз), действующими на момент (месяц) проведения работ.

По условиям договора № 08/1121 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание от 19.02.2008 подрядчик по заданию заказчика производит техническое и аварийное обслуживание газопровода по адресу: ул. Малиновского, дом 10, и газового оборудования в нем, в рамках границ эксплуатационной ответственности, установленных в приложениях № 1 и № 2 к договору.

Согласно акту раздела границ обслуживания газопровода и газового оборудования (эксплуатационной ответственности) зоной обслуживания ОАО «Омскгоргаз» является газопровод от места врезки в существующий распределительный газопровод от ШРП № 78 до наружного конца футляра в месте перехода вводных газопроводов через стену дома № 10, включая: газопровод фасадный L = 212,1 м., краны ввода- 12 шт.

В соответствии с пунктом 4.1 данного договора стоимость работ (услуг) за техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание составляет 1697 руб. 00 коп. ежемесячно, в том числе НДС. Стоимость работ определяется в соответствии с расценками подрядчика (ОАО «Омскгоргаз), действующими на момент (месяц) проведения работ.

По условиям договора № 08/1048 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание от 28.10.2008 подрядчик по заданию заказчика производит техническое и аварийное обслуживание газопровода по адресу: ул. Малиновского, дом 6, 6 корп.1, и газового оборудования в нем, в рамках границ эксплуатационной ответственности, установленных в приложениях № 1 и № 2 к договору.

Согласно акту раздела границ обслуживания газопровода и газового оборудования (эксплуатационной ответственности) зоной обслуживания ОАО «Омскгоргаз» является газопровод от выходного фланца задвижки после ШРП № 78 существующего распределительного газопровода природного газа до наружного конца футляра в месте перехода газопровода через стены жилых домов № 6, № 6 корпус 1 по ул. Малиновского, включая: подземный газопровод протяженностью L = 89,71 м., надземный газопровод протяженностью L = 362,88 м., кран Ду50 - 2 шт., кран Ду32 - 24 шт.

В соответствии с пунктом 4.1 данного договора стоимость работ (услуг) за техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание составляет 3336 руб. 00 коп. ежемесячно, в том числе НДС. Стоимость работ определяется в соответствии с расценками подрядчика (ОАО «Омскгоргаз), действующими на момент (месяц) проведения работ.

По условиям договора № 08/1112 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание от 20.11.2008 подрядчик по заданию заказчика производит техническое и аварийное обслуживание газопровода по адресу: ул. Малиновского, дом 6 корп.2, и газового оборудования в нем, в рамках границ эксплуатационной ответственности, установленных в приложениях № 1 и № 2 к договору.

Согласно акту раздела границ обслуживания газопровода и газового оборудования (эксплуатационной ответственности) зоной обслуживания ОАО «Омскгоргаз» является газопровод от места врезки в кран Ду50 существующего газопровода природного газа к жилым домам № 6, № 6 корпус 1 по ул. Малиновского до наружного конца футляра в месте перехода газопровода через стену жилого дома № 6 корпус 2 по ул. Малиновского, включая: надземный газопровод протяженностью L = 257,3 м., кран Ду32 - 12 шт., ИФС Ду50 - 1 шт.

В соответствии с пунктом 4.1 данного договора стоимость работ (услуг) за техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание составляет 1833 руб. 00 коп. ежемесячно, в том числе НДС. Стоимость работ определяется в соответствии с расценками подрядчика (ОАО «Омскгоргаз), действующими на момент (месяц) проведения работ.

Таким образом, из анализа приведенных условий данных договоров следует, что ОАО «Омскгоргаз» дополнительно установило обслуживание и аварийное прикрытие за счет средств ООО «ЖКО «Нефтяник» наружных подземных и наземных частей сетей газопроводов многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2, которые являются принадлежностью внутридомового газового оборудования и должны обслуживаться ОАО «Омскгоргаз» на основании договора № 09/2693 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 17.03.2008, поскольку таковое является составной частью внутридомового газового оборудования, входящего в единый комплекс домовых газопроводов, что подтверждается техническими паспортами на газопроводы многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2, выданными государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства».

При этом суд находит обоснованными доводы Омского УФАС России об ущемлении интересов ООО «ЖКО «Нефтяник», а также собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2, ввиду необоснованного заключения договоров на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание № 08/924 от 10.10.2006, № 08/1121 от 19.02.2008, № 08/1048 от 28.10.2008, № 08/1112 от 20.11.2008.

Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение входит плата за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что плата за жилое помещение в зависимости от выбранного собственниками жилых помещений способа управления многоквартирным домом вносится управляющей организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный кооператив, на которых в силу статей 110, 138 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации лежит обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что в соответствии с решениями собственников многоквартирных домов № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2 по ул. Малиновского, принятыми на общих собраниях, установлено, что собственники приняли предложение ООО «ЖКО «Нефтяник» о применении тарифов на содержание и ремонт многоквартирных жилых домов, в том числе на техническое обслуживание ВДГО, которые утверждаются ежегодно нормативными правовыми актами администрации города Омска (постановлениями) Мэра города Омска.

Данное волеизъявление собственников жилых помещений многоквартирных домов отражено в пункте 4.1 договора № 09/2693 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 17.03.2008.

Стороны договора предусмотрели, что стоимость работ по техническому обслуживанию ВДГО, в том числе бытового газового оборудования, выполняемых подрядчиком (ОАО «Омскгоргаз») в рамках данного договора определяется на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определяющих (устанавливающих) размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, действующих на дату выполнения соответствующих работ, В случае принятия органами местного самоуправления решений, влекущих за собой изменение размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, сторонами принимаются указанные тарифы к исполнению без внесения каких-либо дополнительных изменений в настоящий договор.

Ежегодно Мэром города Омска принимаются постановления об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, с учетом затрат на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, в месяц.

Следовательно, собственники помещений многоквартирных домов, производя плату ООО «ЖКО «Нефтяник» за услуги по содержанию и ремонту многоквартирных домов, в составе этой платы оплачивают также услуги ОАО «Омскгоргаз» за техническое обслуживание ВДГО на основании договора № 09/2693 от 17.03.2008.

В свою очередь в соответствии с условиями договоров на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание № 08/924 от 10.10.2006, № 08/1121 от 19.02.2008, № 08/1048 от 28.10.2008, № 08/1112 от 20.11.2008 на объектах - многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Малиновского, дома № о, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2, дополнительно к плате за техническое обслуживание ВДГО по договору № 09/2693 от 17.03.2008 ОАО «Омскгоргаз» ежемесячно выставляет ООО «ЖКО «Нефтяник» платежные документы на оплату услуг.

ООО «ЖКО «Нефтяник» не располагает собственными средствами на оплату услуг по указанным договорам, следовательно данную оплату производили собственники (жильцы) помещений многоквартирных домов в качестве дополнительной платы, которая в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг проходит по отдельной строке - обслуживание газопровода, что противоречит нормам действующего законодательства.

Действия ОАО «Омскгоргаз» по выставлению ООО «ЖКО «Нефтяник» платежных документов на оплату услуг по указанным договорам ущемляют интересы собственников (жильцов) помещений многоквартирных домов, которые, не являясь стороной договоров на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание № 08/924 от 10.10.2006, № 08/1121 от 19.02.2008, № 08/1048 от 28.10.2008, № 08/1112 от 20.11.2008 вынуждены по требованию ООО «ЖКО «Нефтяник» вносить дополнительную плату за обслуживание газопроводов по указанным договорам, что подтверждает обоснованность выводов Омского УФАС России об ущемлении интересов ТСЖ «ЖКО «Нефтяник» и собственников жилых помещений многоквартирных домов.

Установив незаконность заключения договоров на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание № 08/924 от 10.10.2006, № 08/1121 от 19.02.2008, № 08/1048 от 28.10.2008, № 08/1112 от 20.11.2008 на объектах - многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2, ТСЖ «ЖКО «Нефтяник» с целью приведения договорных отношений в соответствие с нормами действующего законодательства в части обслуживания внутридомового газового оборудования обратилось в ОАО «Омскгоргаз» с письмом от 16.04.2010 № 27 о расторжении указанных договоров.

ОАО «Омскгоргаз» не согласилось с требованием ООО «ЖКО «Нефтяник» о расторжении указанных договоров.

Письмом от 18.11.2010 № 79 ТСЖ «ЖКО «Нефтяник» повторно обратилось к ОАО «Омскгоргаз» с предложением расторгнуть договоры на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание № 08/924 от 10.10.2006, № 08/1121 от 19.02.2008, № 08/1048 от 28.10.2008, № 08/1112 от 20.11.2008, а также внести изменения в редакцию договора № 09/2693 от 17.03.2008 с целью приведения положений договора в соответствие с нормами действующих нормативных правовых актов, на что от ОАО «Омскгоргаз» ответа не последовало.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к исключительным полномочиям антимонопольного органа отнесено установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного
 законодательства или при осуществлении государственного контроля за
 экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение
 указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не
 является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта
 установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной
 малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке,
 относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих
 конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо
 исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5.

Согласно пункту 3.6.3 указанного Административного регламента в ходе рассмотрения поступившего заявления, материалов, сообщения средств массовой информации исполнитель определяет наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Как следует из материалов антимонопольного дела, в рамках рассмотрения дела № 04/44-10 о нарушении антимонопольного законодательства Омским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО в географических границах города Омска в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и подготовлен Аналитический отчет от 24.11.2010.

Согласно Аналитическому отчету доля ОАО «Омскгоргаз» на данном рынке составляет более 50%, с долей в размере 92,72% по результатам работы в 2009 году и в размере 94,51% по результатам работы в первом полугодии 2010 года.

В соответствии с нормами Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административного регламента, на основании проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в географических границах города Омска Комиссией Омского УФАС России при рассмотрении дела № 04/44-10 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено доминирующее положение ОАО «Омскгоргаз» на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования с долей более 50%.

Учитывая доминирующее положение ОАО «Омскгоргаз» на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в географических границах города Омска, Комиссия Омского УФАС России в оспариваемом решении обоснованно признала, что со стороны ОАО «Омскгоргаз» допущено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в бездействии ОАО «Омскгоргаз» по отношению к обоснованным требованиям и предложениям управляющей компании ООО «ЖКО «Нефтяник» от 16.04.2010 № 27 и от 18.11.2010 № 79 о расторжении договоров на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийное абонентское обслуживание № 08/924 от 10.10.2006, № 08/1121 от 19.02.2008, № 08/1048 от 28.10.2008, № 08/1112 от 20.11.2008 на объектах - многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Малиновского, дома № 6, № 6/1, № 6/2, № 10, № 10/1, № 10/2, что привело к ущемлению интересов ООО «ЖКО «Нефтяник», а также собственников помещений указанных многоквартирных домов.

При этом согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган уполномочен выдавать в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, допущенном при заключении конкретного договора, антимонопольный орган вправе (при наличии соответствующего ходатайства) на основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции вынести предписание об изменении условий заключенного договора или о его расторжении.

Кроме того, в силу пункта 20 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 право выбора судебного или административного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит субъекту спорных правоотношений. Закон не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд.

Как было указано выше, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено судом лишь в случае одновременного наличия двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательств нарушения оспариваемыми решением и предписание прав и законных интересов ОАО «Омскгоргаз» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителем не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что антимонопольный орган вынес законное и обоснованное решение.

Поскольку решение Омского УФАС России от 14.12.2010 № 04/44-10 признается арбитражным судом законным и обоснованным, то предписание Омского УФАС России от 14.12.2010, вынесенное в отношении ОАО «Омскгоргаз», также подлежит признанию арбитражным судом законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований ОАО «Омскгоргаз».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом «Омскгоргаз» требований о признании недействительными решения и предписания от 14.12.2010 № 04/44-10 Управления Федеральной антимонопольной службы Омской области отказать.

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежит немедленному исполнению.

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, а также в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.

Судья О.Ю. Суставова