ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-16009/09 от 28.10.2009 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omskarbitr.ru

РЕШЕНИЕ

город Омск Дело №

28 октября 2009 года А46-16009/2009

Резолютивная часть судебного акта объявлена 27.10.2009.

Решение в полном объёме изготовлено 28.10.2009.

Арбитражный суд Омской области

в составе судьи   Ярковой С.В.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Нонкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22.10.-27.10.2009 делопо заявлению   общества с ограниченной ответственностью “Конструкторское Бюро “Символ - Релеро”

к   Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области

о признании недействительным ненормативного правового акта,

при участии в заседании:

от заявителя –   ФИО1 по доверенности от 22.04.2009 №11-09,

от заинтересованных лиц   – ФИО2 на основании доверенности от 27.08.2009 №32509,

УСТАНОВИЛ:

27.07.2009 (вход. №48497/2009) в канцелярию Арбитражного суда Омской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью “Конструкторское Бюро “Символ - Релеро” (далее по тексту – ООО “КБ “Символ - Релеро”) от 24.07.2009 №1-07/09ю о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области (далее по тексту - Инспекция) от 13.07.2009 б/н об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее по тексту – Закон №129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов; об обязании Инспекции произвести государственную регистрацию внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об ООО “КБ “Символ - Релеро”, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Представитель заявителя требования поддержал в полном объёме.

Представитель налогового органа с требованиями не согласна по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 24.12.2007 на общем собрании ООО “КБ “Символ - Релеро” (протокол б/н) было принято решение о внесении изменений в учредительные документы общества в связи с изменением состава участников.

В связи с данными изменениями 30.06.2009 в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской областив соответствии с Законом №129-ФЗ ценным письмом был направлен пакет документов:

-заявление ООО “КБ “Символ - Релеро”о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001 (вход. №13156А от 06.07.2009), утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей”;

-заявление ООО “КБ “Символ - Релеро”о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы формы Р14001 (вход. №13154А), удостоверенное нотариально;

-протокол общего собрания участников ООО “КБ “Символ - Релеро” от 24.12.2007;

-изменения в Устав и учредительный договор ООО “КБ “Символ - Релеро”;

-платёжное поручение об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию изменений в учредительные документы ООО “КБ “Символ - Релеро”№111 от 29.06.2009;

-платёжный ордер №00091 от 30.06.2009;

-платёжный ордер №00006 от 29.06.2009.

13.07.2009 на основании представленных документов начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области принято решение б/н об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Законом №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что «к заявлению формы №Р14001 (о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы) приложены листы Д – на участников, у которых прекращаются обязательственные права в отношении юридического лица. Однако, в нарушение пункта 4.4. части V Методических разъяснений в разделе листов Д заявления формы №Р14001 у участников не указаны проданные доли уставного капитала общества. Таким образом, обществом представлено заявление формы №Р14001, оформленное в нарушение пункта 4.4. части V Методических разъяснений и, следовательно, заявление формы №Р14001 считается не представленным»

Полагая, что означенное решение регистрирующего органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО “КБ “Символ - Релеро” обратилось в суд с настоящим заявлением за защитой нарушенного права.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Так, согласно пункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

В статье 29 означенного кодифицированного акта указано, что арбитражному суду подведомственны дела, возникающие из административных и иных правоотношений, в частности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным правовым актом понимается индивидуальный акт государственного или муниципального органа, адресованный конкретному лицу и содержащий обязательные для этого лица правила поведения; акт, … содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих”).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Таким образом, действие (бездействие) органов и должностных лиц, ненормативный правовой акт направлены на реализацию норм права в связи с конкретным делом, в отношении определенного лица, и, соответственно, вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов.

Ненормативный правовой акт налогового органа, являющегося органом государственной власти и реализующего функции по регистрации, принятый в рамках предоставленных ему полномочий, может быть оспорен в суде в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения или действия (бездействия), если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав определяет восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

То есть предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным, является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порожденных действием (решением, актом).

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в суд за защитой обладает лицо, чьи права и законные интересы нарушены.

Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).

Следовательно, для признания ненормативного правового акта регистрирующего органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Другими словами, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых решений действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данный вывод согласуется с правовой позицией высших судебных органов, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” от 01.07.1996.

Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Частью 5 статьи 200 приводимого кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации изложенное выше означает, что законность оспариваемого акта должна доказать Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Омской области, а факт нарушения прав и законных интересов должен доказывать заявитель.

Органом, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию, является Федеральная налоговая служба в лице её территориальных органов (пункт 1 Положения о федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506).

По смыслу пункта 1 статьи 1 Закона №129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных предусмотренных сведений.

В соответствии со статьей 17 анализируемого закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины (пункт 1).

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2). В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 №312-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, действовавшего на момент подачи ООО “КБ “Символ - Релеро” заявления в регистрирующий орган).

Более того, согласно пункту 4 статьи 9 приводимого закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных цитируемым законом.

Факт представления предусмотренных законодательством документов подтверждается описью вложения в ценное письмо, а также самим текстом оспариваемого ненормативного правового акта и регистрационным делом ООО “КБ “Символ - Релеро”.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона №129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей” утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в том числе: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица форма Р13001 (приложение № 3) и заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, форма Р14001 (приложение № 4).

Упоминаемым Постановлением установлены формы листов А - М, предназначенных для соответствующих сведений, вносимых по данному заявлению в Единый государственный реестр юридических лиц, из чего следует, что указанные листы являются неотъемлемой частью заявления формы №Р14001.

Согласно приложению № 4 к названному постановлению в заявлении формы Р14001 в листе “Д” указывается причина внесения изменений: возникновение у физического лица обязательственных прав в отношении юридического лица; прекращение у физического лица обязательственных прав в отношении юридического лица; изменение сведений об участнике; аннулирование сведений о гражданине, подавшем заявление о приеме в члены кооператива.

Общество в заявлении формы Р14001 в листе “Д” на ФИО3 и ФИО4 знаком - “V” отметило прекращение у физических лиц обязательственных прав в отношении юридического лица.

Перечисленные в пункте 3 страницы 05 и 06 листа “Д” заявления основания внесения сведений содержат указание на сноски внизу страницы, поясняющие ту или иную графу и обозначены знаками*. Отмеченное заявителем основание прекращения у физических лиц обязательственных прав в отношении юридического лица содержит пояснение в сноске под тремя знаками*** - выход участника, продажа или уступка доли в уставном капитале общества с ограниченной или дополнительной ответственностью либо прекращение членства в жилищном накопительном кооперативе.

Правомерность указания причины изменения сведений об участниках юридического лица налоговым органом не оспаривается.

Вместе с тем, налоговый орган ссылается на отсутствие в пункте 2 страниц 05 и 06 листа “Д” заявления указания на размер проданной участниками общества доли в уставном капитале, что является нарушением требований пункта 4.4. раздела V Методических разъяснений.

Так, в рамках полномочий, предоставленных пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439, Приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

В соответствии с разделом V Методических разъяснений заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (формы N Р14001), заполняется юридическим лицом в следующих случаях:

- при изменении сведений о держателе реестра акционеров акционерного общества, состава участников обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ. Изменение состава акционеров акционерных обществ регистрирующий орган не отслеживает;

- при принятии учредителями (участниками) юридического лица либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица;

- при необходимости исправления допущенных заявителем ошибок в ранее представленных документах для государственной регистрации юридического лица (например, в случае неправильного указания наименования юридического лица, размера уставного капитала, данных постоянного действующего исполнительного органа юридического лица, сведений о регистрации при создании для юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 г.

Согласно пункту 4.4. раздела V Методических разъяснений если вносятся изменения в сведения об участниках юридического лица - физических лицах, знак “V” проставляется в пункте 3.4 и заполняется лист “Д”, а также указывается количество участников юридического лица - физических лиц.

Требование об указании в пункте 2 листа “Д” заявления размера проданной участниками общества доли в уставном капитале указанная норма права не содержит. Более того, указание сведений о размере проданной участниками общества доли в уставном капиталене предусмотрено ни статьёй 17 Закона о регистрации, ни Постановлением от 19.06.2002 № 439 и приложением №4 названного Постановления.

Кроме того, судом установлено, и подтверждено материалами дела, что в 2007 году ООО “КБ “Символ - Релеро” уже подавалось заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (вход. №423А). При этом в ранее поданном заявлении формы №Р14001 в разделе 2 листа “Д” (страницы 05 и 06) также не были указаны доли в уставном капитале выбывших на тот момент участников организации. Данные изменения были зарегистрированы Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Омской области в установленном законодательством порядке без каких-либо претензий со стороны уполномоченного органа.

Часть 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает отказ в государственной регистрации юридического лица только в случаях, установленных законом.

Пункт 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, служащих основаниями для отказа в государственной регистрации: непредставление необходимых документов, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО “КБ “Символ - Релеро” на государственную регистрацию представлен полный пакет документов в надлежащий регистрирующий орган. Таким образом, суд приходит к выводу, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений.

Частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Заявителем были предоставлены достаточные доказательства, с достоверностью свидетельствующие о факте нарушения его прав и законных интересов, незаконного возложения на него дополнительных обязанностей, создающих препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности. В то же время Инспекцией не представлено подтверждение обоснованности вынесения решения от 13.07.2009.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа, решения и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области от 13.07.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Законом №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, подлежит признанию недействительным.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы. Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена, в том числе и государственная пошлина.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей уплате организациями при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, составляет 2 000руб.

В материалах дела имеется платёжное поручение от 22.07.2009 №131 на сумму 2 000руб., свидетельствующие об уплате государственной пошлины заявителем в полном объёме при обращении в суд.

Согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, а также учитывая правовую позицию, сформулированную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 Информационного письма от 13.03.2007 №117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации”, в связи с удовлетворением требования организации, носящего нематериальный характер, в полном объеме, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000руб. подлежат отнесению на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Омской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 176, 180, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования общества с ограниченной ответственностью “Конструкторское Бюро “Символ - Релеро” удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области от 13.07.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” необходимых для государственной регистрации документов.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Конструкторское Бюро “Символ - Релеро”.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области, расположенной по адресу: <...>, в пользу общества с ограниченной ответственностью “Конструкторское Бюро “Символ - Релеро” расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000руб.

Решение в части признания ненормативного правового акта недействительным подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в течение указанного срока может быть обжаловано путем подачи жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья С.В.Яркова