ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-16198/16 от 16.01.2017 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

09 февраля 2017 года

№ дела

А46-16198/2016

Резолютивная часть решения принята 16 января 2017 года.

Решение в полном объёме изготовлено 09 февраля 2017 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи   Погосткиной Е.А.,

рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по иску   Общества с ограниченной ответственностью "Красный квадрат" (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Омск к департаменту жилищной политики Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Омск о взыскании 229 831 руб. 70 коп.

без вызова участвующих в деле лиц,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Красный квадрат» обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о взыскании 229 831 руб. 70 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг и обслуживание жилья.

Определением от 22.11.2016 года в порядке статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление ООО «Красный квадрат» принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, о чем стороны надлежащим образом извещены.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда, в сроки, установленные в определении суда от 22.11.2016г., представил отзыв на иск, в котором указал следующее.

Истец по указанному делу ссылается в обоснование своих требований на то, что с момента передачи жилых помещений, расположенных по адресу: <...>, застройщиком ответчику и до момента заключения последним договоров социального найма, а также договоров мены указанных жилых помещений, с гражданами, обязанность ответчика по внесению платы за указанные жилые помещения и коммунальные услуги не исполнена.

Однако до заключения договоров социального найма, а также договоров мены вышеуказанных жилых помещений ответчиком с гражданами были заключены соглашения, в соответствии с пунктом 1.8 которых граждане обязуются производить оплату коммунальных услуг за предоставленные жилые помещения, расположенные по адресу: <...>.

Данные Соглашения были направлены ответчиком в адрес истца в качестве приложения к ответу на досудебную претензию истца от 29.09.2016 № 175/09/16 письмом Ис-ДЖП/7267 от 24.10.2016.

Гражданами, которым ответчиком были предоставлены жилые помещения, расположенные по адресу: <...>, по договорам социального найма, а также по договорам мены, внесена плата за указанные жилые помещения и коммунальные услуги за спорный период, на основании Соглашений.

Таким образом, взыскиваемая истцом задолженность оплачена гражданами на основании Соглашений.

Истец не согласен с доводами отзыва в силу следующих обстоятельств.

Как ранее истцом указывалось в исковом заявлении, в соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает:

- у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в
 эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о
 передаче, с момента такой передачи (пункт 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ);

- у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (пункт 3 части 2 статьи 153 ЖК РФ);

- у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

По окончании строительства указанного многоквартирного жилого дома спорные квартиры были переданы истцом как застройщику муниципальному образованию в лице ответчика по актам приема-передачи от 24.12.2014 года.

Таким образом, представленные ответчиком соглашения согласно частям 1 и 2 ст. 153ЖКРФ не являются документами и обстоятельствами в связи с которыми у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и собственника помещения возникает обязанность вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

В силу статей 39, 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).

В соответствие с п.п. 3,4 ст. 57, п. 1 ст. 60, п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 153 ЖК РФ обязанность вносить плату за жилые помещения и коммунальные услуги у нанимателя жилого помещения по договору социального найма возникает в силу договора социального найма, заключённого в письменном виде на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до момента издания решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и. на его основании заключения договора социального найма, говорить о предоставлении жилого помещения в установленном порядке не предоставляется возможным.

Такой вывод вытекает из п.п. 2 ст. 10 ЖК РФ, в силу которого жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей. Следовательно, до момента издания решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и на его основании заключённого договора социального найма, обязанность вносить указанную плату у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе и на основании поименованного соглашения, не имеется.

В соответствие с абз. 2 ст. 223, ст. 570 ГК РФ, п. 11 Информационного письма ВАС РФ от 24.09.2002 № 69 «Практика разрешения споров, связанных с договором мены» при обмене недвижимым имуществом право собственности на него возникает с момента государственной регистрации его права на полученную недвижимость.

Даты возникновения права собственности на квартиры, полученные их собственниками по договорам мены жилых помещений муниципального жилищного фонда, приведены истцом в исковом заявлении, подтверждены свидетельствами о государственной регистрации права, являющимися единственным доказательствами, удостоверяющими право собственности согласно ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, представленные ответчиком соглашения не подменяют собой действие абз. 2 ст. 223, ст. 570 ГК РФ в части момента возникновения права собственности на квартиры, полученные их собственниками по договорам мены жилых помещений муниципального жилищного фонда, соответственно на основании п.п. 1 ст. 10 ЖК РФ не могут служить основанием для начисления платы за ремонт и содержание жилых помещений и коммунальные услуги, поскольку в соответствие с ч. 1, п.п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ момент, с которого собственник жилого помещения обязан оплачивать плату за ремонт и содержание жилого помещения определяется датой государственной регистрации права собственности.

Вышеизложенные доводы подтверждаются вступившими в законную силу судебными актами по делам № А46-10751/2016, А46-9870/2016.

При этом следует отметить, что какая-либо оплата в адрес ООО «Красный квадрат», включая и по названным соглашениям, от физических лиц не поступала.

Правовые и фактические основания взыскания платы с ответчика в соответствие с частями 1 и 2 ст. 153 ЖК РФ приведены истцом в исковом заявлении. Поскольку, как собственник жилого помещения, ответчик до передачи в установленном порядке жилых помещений физическим лицам должен нести бремя содержания жилых помещений.

Принимая во внимание тот факт, что ответчиком не представлены доказательства оплаты физическими лицами платы за ремонт и содержание жилых помещений и коммунальные услуги ответчику, включая и по названным им соглашениям и не представлено иных возражений, в том числе относительно расчётов платы за содержание жилья и коммунальные услуги, истец просит завяленные требования удовлетворить в полном объёме.

Суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ, арбитражный суд установил, что истец в обоснование своих доводов ссылается на следующие обстоятельства.

Муниципальное образование городской округ город Омск владеет (владело) на праве собственности квартирами, расположенными по адресу: <...>, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 27 .

Строительство указанных квартир осуществлялось застройщиком - 000 «Красный

квадрат», в рамках муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений (квартир) посредством участия в долевом строительстве многоквартирного малоэтажного жилого, а именно:

№ 602 от 28.02.2014 г. в отношении квартиры № 1;

№ 389 от 21.02.2014 г. в отношении квартиры № 2;

№ 375 от 21.02.2014 г. в отношении квартиры № 5;

№ 397 от 21.02.2014 в отношении квартиры № 6;

№ 365 от 19.02.2014 г. в отношении квартиры № 7,

№ 600 от 28.02.2014 г. в отношении квартиры № 8;

№ 592 от 28.02.2014 г. в отношении квартиры № 9;

№ 614 от 28.02.2014 г. в отношении квартиры № 12;

№ 30 от 27.01.2014 г. в отношении квартиры №14;

№ 101 от 05.02.2014 г в отношении квартиры № 15;

№ 309 от 18.02.2014 г. в отношении квартиры №16;

№ 604 от 28.02.2014 г. в отношении квартиры №17;

№ 99 от 05.02'.2014 г. в отношении квартиры №18;

№ 220 от 12.02.2014 г. в отношении квартиры № 19;

№ 494 от 25.02.2014 г. в отношении квартиры №20;

№ 97 от 05.02.2014 г. в отношении квартиры №21,

№ 26 от 27.01.2014 г. в отношении квартиры №23;

№ 223 от 12.02.2014 г. в отношении квартиры №24;

№ 98 от 05.02.2014 г. в отношении квартиры №25;

№ 337 от 19.02.2014 г. в отношении квартиры № 26;

№ 60 от 03.02.2014 г. в отношении квартиры № 27.

По окончании строительства многоквартирного жилого дома 24.12.2014 квартиры были переданы муниципальному образованию в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска.

Квартира № 1 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 2;

общая площадь 46,8 кв. м.;

жилая площадь 27,6 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы .следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 28 кВт;

прибор учета потребления газа 85,81 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 2,373 куб. м.

В июле 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 652 кВт;

прибор учета потребления газа 716 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 34 куб. м.

Право собственности муниципального образования город Омск на квартиру № 1 по ул. Верхнеднепровская, д. 263, корпус 3 прекращено 16.07.2015 в связи с переходом указанного права на основании договора мены жилого помещения муниципального жилищного фонда от 25.03.2015 на ФИО1, ФИО2 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 № 055089).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента прекращения права собственности муниципального образования обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 12 597 руб. 03 коп.

Квартира № 2 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 3;

общая площадь 60,3 кв. м.;

жилая площадь 40,0 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета прибор учета потребления электроэнергии 25,6 кВт;

прибор учета потребления газа 148,310 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,381 куб. м.

В июне 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 337 кВт;

прибор учета потребления газа 1075 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 8 куб. м.

Право собственности муниципального образования город Омск на квартиру № 2 по ул. Верхнеднепровская, д. 263, корпус 3 прекращено 23.06.2015 в связи с переходом указанного права на основании договора мены жилого помещения муниципального жилищного фонда от 23.06.2015 на ФИО3 (выписка из ЕГРП от 13.11.2016 № 90-28266635).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента прекращения права собственности муниципального образования обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 15 413 руб. 16 коп.

Квартира № 5 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 2;

общая площадь 58,3 кв. м.;

жилая площадь 34,2 кв. м.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 28,7 кВт;

прибор учета потребления газа 154,09 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 1,329 куб. м.

В мае 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 410 кВт;

прибор учета потребления газа 757 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 12 куб. м

Право собственности муниципального образования город Омск на квартиру № 5 по ул. Верхнеднепровская, д. 263, корпус 3 прекращено 20.05.2015 в связи с переходом указанного права на основании договора мены жилого помещения муниципального жилищного фонда от 20.05.2015 на ФИО4 (выписка из ЕГРП от 26.05.2016 № 55/001/010/2016-20025).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента прекращения права собственности муниципального образования обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 11 165 руб. 95 коп.

Квартира № 6 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 2;

общая площадь 59,1 кв. м.;

жилая площадь 34,0 кв. м.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 24,1 кВт;

прибор учета потребления газа 85,46 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,262 куб. м.

прибор учета потребления электроэнергии 291 кВт;

прибор учета потребления газа 952 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 12 куб. м

Право собственности муниципального образования город Омск на квартиру № 6 по ул. Верхнеднепровская, д. 263, корпус 3 прекращено 16.07.2015 в связи с переходом указанного права на основании договора мены жилого помещения муниципального жилищного фонда от 03.07.2015 на ФИО5 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 № 035278 от 16.07.2015).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента прекращения права собственности муниципального образования обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 15 406 руб. 59 коп.

Квартира № 7 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 3;

общая площадь 62,4 кв. м.;

жилая площадь 40,6 кв. м.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 28,3 кВт;

прибор учета потребления газа 135,138 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 4,13 куб. м.

В ноябре 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 206 кВт; ,

прибор учета потребления газа 731 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 218 куб. м

Указанная квартира по состоянию на текущую дату является собственностью муниципального образования городской округ город Омск в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска (выписка ЕГРП от 27.09.2016 г. № 90-25448030).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента отбора управляющей организации ООО «Сибирский город +» для управления указанным многоквартирным домом, проведённого Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, отражённых в протоколе конкурсной комиссии от 30.04.2015 и заключении на его основании договора управления многоквартирным домом от 12.05.2015 г. обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 5 537 руб. 82 коп.

Квартира № 8 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 3;

общая площадь 60,2 кв. м.;

жилая площадь 38,0 кв. м.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 26,0 кВт;

прибор учета потребления газа 161,0 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,568 куб. м.

В ноябре 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 982 кВт;

прибор учета потребления газа 1222 куб.м;

прибор учета потребления холодной воды 60 куб. м

Право собственности муниципального образования город Омск на квартиру № 8 по ул. Верхнеднепровская, д. 263, корпус 3 прекращено 29.06.2015 в связи с переходом указанного права на основании договора мены жилого помещения муниципального жилищного фонда от 27.02.2015 на ФИО6, ФИО7 (свидетельства о государственной регистрации права серии 55 № 210703 от 29.06.2015).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента прекращения права собственности муниципального образования обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 18 105 руб. 41 коп.

Квартира № 9 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 2;

общая площадь 60,1 кв. м.;

жилая площадь 30,2 кв. м.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 27,6 кВт;

прибор учета потребления газа 105,0 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,128 куб. м.

В феврале 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 982 кВт;

прибор учета потребления газа 1222 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 60 куб. м

Указанная квартира передана муниципальным образованием городской округ город Омск в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска нанимателю ФИО8 на основании договора социального найма жилого помещения № 489/15 от 12.02.2015.

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента заключения последним договора социального найма с гражданином ФИО8 обязанность соответствующего структурного подразделения администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не исполнена.

Так задолженность за указанный период составила 2 852 руб. 27 коп.

Квартира № 12 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 3;

общая площадь 62,5 кв. м.;

жилая площадь 39,8 кв. м.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 18,5 кВт;

прибор учета потребления газа 118,63 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,38 куб. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

В феврале 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 306 кВт;

прибор учета потребления газа 932 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,38 куб. м.

Указанная квартира по состоянию на текущую дату является собственностью муниципального образования городской округ город Омск в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска (выписка из ЕГРП от 13.П.2016 № 90-28270974).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента отбора управляющей организации ООО «Сибирский город +» для управления указанным многоквартирным домом, проведённого Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, отражённых в протоколе конкурсной комиссии от 30.04.2015 и заключении на его основании договора управления многоквартирным домом от 12.05.2015 г. обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 10 482 руб. 62 коп.

Квартира № 14 имеет следующие технические характеристик:

количество комнат 2;

общая площадь 58,2 кв. м.;

жилая площадь 34,34 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 34,8 кВт;

прибор учета потребления газа 94,09 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,42 куб. м.

В период с января по март 2015 года показания индивидуальных приборов учета
 собственником жилого помещения не передавались.

В апреле 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 210 кВт;

прибор учета потребления газа 524 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 2 куб. м. Более, показания приборов учета Обществу не передавались.

Указанная квартира по состоянию на текущую дату является собственностью муниципального образования городской округ город Омск в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска (выписка ЕГРП от 27.09.2016 г. № 90-25448355).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента отбора управляющей организации ООО «Сибирский город +» для управления указанным многоквартирным домом , проведённого Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, отражённых в протоколе конкурсной комиссии от 30.04.2015 и заключении на его основании договора управления многоквартирным домом от 12.05.2015 г. обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 19 092 руб. 32 коп.

Квартира № 15 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 2;

общая площадь 59,3 кв. м.;

жилая площадь 34,40 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

- прибор учета потребления электроэнергии 23,4 кВт;

прибор учета потребления газа 115,55 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,27 куб. м.

В январе и феврале 2015 года показания индивидуальных приборов учета собственником жилого помещения не передавались.

Указанная квартира передана муниципальным образованием городской округ город Омск в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска нанимателю ФИО9 на основании договора социального найма жилого помещения № 261/15 от 12.02.2015.

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента заключения последним договора социального найма с гражданкой ФИО9 обязанность соответствующего структурного подразделения администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не исполнена.

Так задолженность за указанный период составила 3 877 руб. 34 коп.

Квартира № 16 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 3;

общая площадь 62,1 кв. м.;

жилая площадь 40,05кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 19,7 кВт;

прибор учета потребления газа 118,33 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 2,17 куб. м.

В январе 2015 года показания индивидуальных приборов учета собственником жилого помещения не передавались.

В феврале 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 66 кВт;

прибор учета потребления газа 296 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 2,2 куб. м.

С марта по июнь 2015 года показания приборов учета Обществу не передавались.

Указанная квартира по состоянию на текущую дату является собственностью муниципального образования городской округ город Омск в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска (выписка из ЕГРПН от 10.11.2016 № 90-28164975).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента отбора управляющей организации ООО «Сибирский город +» для управления указанным многоквартирным домом, проведённого Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, отражённых в протоколе конкурсной комиссии от 30.04.2015 и заключении на его основании договора управления многоквартирным домом от 12.05.2015 г. обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была

Так задолженность за указанный период составила 11 487 руб. 74 коп.

Квартира № 17 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 3;

общая площадь 60,1 кв. м.;

жилая площадь 38,0 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 21,9 кВт;

прибор учета потребления газа 121,86 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,45 куб. м.

В январе, марте, 2015 года показания индивидуальных приборов учета собственником жилого помещения не передавались.

В июле 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 904 кВт;

прибор учета потребления газа 909 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 31 куб. м.

Право собственности муниципального образования город Омск на квартиру № 17 по ул. Верхнеднепровская, д. 263, корпус 3 прекращено 23.07.2015 в связи с переходом указанного права на основании договора мены жилого помещения муниципального жилищного фонда от 23.03.2015 на ФИО10 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 № 035877 от 23.07.2015).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента прекращения права собственности муниципального образования обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 12 663 руб. 23 коп.

Квартира № 18 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 2;

общая площадь 50,6 кв. м.;

жилая площадь 30,1 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 20,5 кВт;

прибор учета потребления газа 76,10 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,38 куб. м.

В январе, марте, 2015 года показания индивидуальных приборов учета собственником жилого помещения не передавались.

В июле 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 600 кВт;

прибор учета потребления газа 224 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,38 куб. м.

Указанная квартира по состоянию на текущую дату является собственностью муниципального образования городской округ город Омск в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска (выписка ЕГРП от 27.09.2016 г. № 90-35448689).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента отбора управляющей организации ООО «Сибирский город +» для управления указанным многоквартирным домом, проведённого Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, отражённых в протоколе конкурсной комиссии от 30.04.2015 и заключении на его основании договора управления многоквартирным домом от 12.05.2015 г. обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 19 801 руб. 93 коп.

Квартира № 19 имеет следующие технические характеристики:

- количество комнат 2;

общая площадь 46,5 кв. м.;

жилая площадь 27,2 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 21,4 кВт;

прибор учета потребления газа 120,34 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,26 куб. м.

В январе и феврале 2015 года показания индивидуальных приборов учета собственником жилого помещения не передавались.

Указанная квартира передана муниципальным образованием городской округ город Омск в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска нанимателю ФИО11 на основании договора социального найма жилого помещения № 259/15 от 12.02.2015.

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента заключения последним договора социального найма с гражданкой ФИО11 обязанность соответствующего структурного подразделения администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не исполнена.

Так задолженность за указанный период составила 3 040 руб. 37 коп.

Квартира 20 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 3;

общая площадь 59,8 кв. м.;

жилая площадь 39,6 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 23 кВт;

прибор учета потребления газа 168,13 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,49 куб. м.

В феврале и марте 2015 г. показания приборов учёта не представлялись. В ноябре 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 203 кВт;

прибор учета потребления газа 1054 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 65 куб. м.

Указанная квартира по состоянию на текущую дату является собственностью муниципального образования городской округ город Омск в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска (выписка ЕГРП от 27.09.2016 г. № 90-25448788).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента отбора управляющей организации ООО «Сибирский город +» для управления указанным многоквартирным домом, проведённого Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, отражённых в протоколе конкурсной комиссии от 30.04.2015 и заключении на его основании договора управления многоквартирным домом от 12.05.2015 г. обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 4 603 руб. 07 коп.

Квартира № 21 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 3;

общая площадь 59,3 кв. м.;

- жилая площадь 40,2 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 24,2 кВт;

прибор учета потребления газа 159,75 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,39 куб. м.

В январе и феврале 2015 г. показания приборов учёта не представлялись.

Указанная квартира передана муниципальным образованием городской округ город Омск в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска нанимателю ФИО12 на основании договора социального найма жилого помещения № 289/15 от 12.02.2015.

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента заключения последним договора социального найма с гражданином ФИО12 обязанность соответствующего структурного подразделения администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не исполнена.

Так задолженность за указанный период составила 3 376 руб. 17 коп.

Квартира № 23 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 2;

общая площадь 59,2 кв. м.;

жилая площадь 34,5 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 28,7 кВт;

прибор учета потребления газа 103,1 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,36 куб. м.

В январе, феврале 2015 года показания приборов учёта не передавались собственником. В июне 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 889 кВт;

прибор учета потребления газа 625 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 38 куб. м.

Право собственности муниципального образования город Омск на квартиру № 23 по ул. Верхнеднепровская, д. 263, корпус 3 прекращено 26.06.2015 в связи с переходом указанного права на основании договора мены жилого помещения муниципального жилищного фонда от 26.06.2015 на ФИО13 (выписка ЕГРП от 27.09.2016 г. № 90-25448873).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента прекращения права собственности муниципального образования обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 9 643 руб. 85 коп.

Квартира № 24 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 2;

общая площадь 59,0 кв. м.;

жилая площадь 34,1 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 28,7 кВт;

прибор учета потребления газа 103,1 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,36 куб. м.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 24,2 кВт;

прибор учета потребления газа 159,75 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,39 куб. м.

В январе, феврале, марте, ноябре 2015 г. показания приборов учёта не представлялись. В октябре 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 260 кВт;

прибор учета потребления газа 581 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 1 куб. м.

Указанная квартира передана муниципальным образованием городской округ город Омск в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска нанимателю ФИО12 на основании договора социального найма жилого помещения № 161/16 от 05.02.2016.

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента заключения последним договора социального найма с гражданкой ФИО14 обязанность соответствующего структурного подразделения администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не исполнена.

Так задолженность за указанный период составила 14 289 руб. 21 коп.

Квартира № 25 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 3;

общая площадь 62,5 кв. м.;

жилая площадь 40,7 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 24,8 кВт;

прибор учета потребления газа 148,26 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,57 куб. м.

В феврале 2015 года собственником показания приборов учёта не передавались. В ноябре 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 2 158 кВт;

прибор учета потребления газа 135 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 134 куб. м.

Указанная квартира по состоянию на текущую дату является собственностью муниципального образования городской округ город Омск в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска (выписка из ЕГРП от 27.09.2016 № 90-25448961).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента отбора управляющей организации ООО «Сибирский город +» для управления указанным многоквартирным домом, проведённого Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, отражённых в протоколе конкурсной комиссии от 30.04.2015 и заключении на его основании договора управления многоквартирным домом от 12.05.2015 г. обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была

Так задолженность за указанный период составила 7 255 руб. 72 коп.

Квартира № 26 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 3;

общая площадь 59,6 кв. м.;

жилая площадь 38,0 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 25,4 кВт;

прибор учета потребления газа 143,65 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,45 куб. м.

В июне 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 1136 кВт;

прибор учета потребления газа 952 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 57 куб. м.

Право собственности муниципального образования город Омск на квартиру № 26 по ул. Верхнеднепровская, д. 263, корпус 3 прекращено 23.06.2015 в связи с переходом указанного права на основании договора мены жилого помещения муниципального жилищного фонда от 27.02.2015 на Ведь Л.В. (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 № 208480 от 23.05.2015).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента прекращения права собственности муниципального образования обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации города Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 16 566 руб. 44 коп.

Квартира № 27 имеет следующие технические характеристики:

количество комнат 2;

общая площадь 50,1 кв. м.;

жилая площадь 30,2 кв. м.

В квартире установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, газа и холодного водоснабжения.

На момент передачи квартиры 24.12.2014 были зафиксированы следующие показания приборов учета:

прибор учета потребления электроэнергии 21,1 кВт;

прибор учета потребления газа 85,95 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 0,25 куб. м.

В январе - июне 2015 года собственником показания приборов учёта не передавались. В ноябре 2015 года показания индивидуальных приборов учета имели следующие значения:

прибор учета потребления электроэнергии 413 кВт;

прибор учета потребления газа 609 куб. м;

прибор учета потребления холодной воды 14 куб. м.

Указанная квартира по состоянию на текущую дату является собственностью муниципального образования городской округ город Омск в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска (выписка из ЕГРП от 13.11.2016 № 90-28270911).

С момента передачи квартиры застройщиком муниципальному образованию и до момента отбора управляющей организации ООО «Сибирский город +» для управления указанным многоквартирным домом, проведённого Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, отражённых в протоколе конкурсной комиссии от 30.04.2015 и заключении на его основании договора управления многоквартирным домом от 12.05.2015 г. обязанность соответствующего структурного подразделения Администрации орода Омска по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исполнена не была.

Так задолженность за указанный период составила 4 830 руб. 31 коп.

С момента ввода многоквартирного жилого дома № 263, корп. 3 по ул. Верхнеднепровская в городе Омске в эксплуатацию (Распоряжение департамента строительства Администрации города Омска от 16.12.2014 № 211 -рв о разрешении ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU55301000-1525) управление указанным домом осуществлял застройщик -ООО «Красный квадрат», на основании части 14 статьи 161 ЖК РФ (в ред. от 21.07.2014 г.).

В соответствии с частью 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанном в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса (лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче), и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком.

Управление домом непосредственно его застройщиком в жилищном законодательстве не описано, поэтому истец полагает необходимым руководствоваться общими нормами. Данный вывод подтверждается соответствующей судебной практикой, например, вступившими в законную силу решениями арбитражного суда Омской области по делу № А46-10751/2016, А46-9870/2016. Это означает, что застройщик в такой ситуации обладает всеми полномочиями и несет все обязанности обычной управляющей компании, а потому согласно Правилам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 выполняет следующие функции:

- организовывает оказание коммунальных работ и услуг, в том числе заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;

- осуществляет контроль за оказанием услуг;

- организовывает и осуществляет расчеты за коммунальные услуги, в том числе начисляет обязательные платежи, оформляет платежные документы и направляет их собственникам и пользователям помещений в доме.

Коммунальные услуги оказываются застройщиком, осуществляющим функции управляющей организации, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользованиям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает:

у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (пункт 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ);

у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (пункт 3 части 2 статьи 153 ЖК РФ);

- у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

В силу статей 39, 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).

Между тем, за весь период осуществления правомочий собственника муниципальное образование ни разу не произвело оплату за жилые помещения и коммунальные услуги.

Сумма задолженности муниципального образования перед истцом по оплате задолженности за коммунальные услуги и плате за жилые помещения за период с января 2015 года по даты прекращения права собственности муниципального образования на квартиры, по даты заселения квартир в установленном порядке, а в отношении квартир, являющихся муниципальной собственностью города Омска, - до момента фактического осуществления отобранной по конкурсу Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска управляющей организации ООО «Сибирский город +» для управления указанным многоквартирным домом, составила 229 831 руб. 70 коп.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена статьей 154 ЖК РФ и включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения (плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) и плату за коммунальные услуги (в рассматриваемом случае плату за холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение).

Истец являлся застройщиком многоквартирного жилого дома 263 корпус 3 по ул. Верхнеднепровской (строительный номер дома 21). Указанное следует из разрешения на строительство № 55-1832, муниципальных контрактов, поименованных выше на приобретение жилых помещений (квартиры) посредством участия в долевом строительстве многоквартирного малоэтажного жилого дома, являющихся приложением к исковому заявлению.

По окончании строительства указанного многоквартирного жилого дома спорные квартиры были переданы муниципальному образованию в лице ответчика по актам приема-передачи от 24.12.2014 года.

Как указывалось выше по тексту, застройщик осуществляет управление домом до заключения соответствующего договора между лицом, принявшим от застройщика помещения в данном доме, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса (часть 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 161 настоящего Кодекса.

В соответствие с п. 14 Правил № 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключённому управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Истец фактически осуществлял функции управляющей организации с января по август 2015 года в части ремонта и содержания жилья, с января по октябрь включительно 2015 года в части электроснабжения, с января по ноябрь включительно 2015 года в части водоснабжения и канализации, с января 2015 года по август включительно 2016 года в части газоснабжения.

ООО «Сибирский город +» приступило к выполнению своих функций управляющей компании в отношении жилого дома № 263, корпус 3 с сентября 2015 года на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, проведенным Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, отраженных в протоколе конкурсной комиссии от 30.04.2015 № 11-2.

Как следует из документов, предоставленных ответчику управляющей компанией, в период с мая 2015 года по август 2015 года ООО «Сибирский город +» неоднократно обращалось к соответствующим структурным подразделения Администрации города Омска с требованием о передаче управляющей компании подписанных со стороны собственника договоров управления дабы приступить к осуществлению своих полномочий, в том числе и по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, однако фактически договор управления многоквартирным домом № 263, корпус 3 был подписан и передан ООО «Сибирский город +» 20.08.2015. Только с сентября 2015 года, после получения управляющей организацией подписанного договора управления ООО «Сибирский город +» смогло приступить к исполнению возложенных на него обязанностей по управлению многоквартирным домом 263, корпус 3.

В рассматриваемой ситуации до начала осуществления управляющей компанией (ООО «Сибирский город +») своих функций застройщик - ООО «Красный квадрат» осуществляло управление многоквартирным домом № 263, корпус 3 по ул. Верхнеднепровской в г. Омске и предоставлял потребителям, в том числе указанного дома, коммунальные услуги по договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями:

- договор энергоснабжения № 1-2362 от 01.04.2014 (по 01.11.2015 г. до заключения
 ООО «Сибирский город+» договора энергоснабжения № 55-10-000-954298 от 18.12.2015 г.);

единый договор № 20661 холодного водоснабжения и водоотведения от 17.11.2014 (по 01.12.2015 г. до заключения ООО «Сибирский город+» единого договора № 43794 холодного водоснабжения и водоотведения от 01.12.2015 г.);

договор поставки газа № 36-4-1064 от 15.12.2010 и агентский договор от 15.10.2014 (по 01.06.2016 года, поскольку собственники и ООО «Сибирский город+» не заключили договоры на поставку газа);

Истец, как исполнитель коммунальных услуг (пункт 2 Правил № 354), предоставляя последние, вправе требовать от потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (п. 32 Правил № 354). При этом потребитель, в свою очередь, обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги (подпункт «и» п. 34 Правил № 354).

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (пункт 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

Таким образом, в указанный в исковом заявлении период (с января по октябрь 2015 года в части электроснабжения, с января по ноябрь 2015 г. в части водоснабжения и водоотведения, с января 2015 г. по август 2016 года в части газоснабжения) лицом, осуществляющим функции исполнителя коммунальных услуг, и, следовательно, лицом, имеющим право требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг, является именно застройщик - ООО «Красный квадрат».

Следовательно, ответчик несет бремя содержания имущества, в частности, квартир №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27 в доме 263, корп. 3 по ул. Верхнеднепровской в г. Омске, обязан оплачивать как коммунальные услуги, так и услуги по содержанию и ремонту указанных жилых помещений с момента получения их от застройщика - ООО «Красный квадрат» по актам приема-передачи от 04.02.2015 года.

Истец 29.09.2016 года № 175/09/16 направил ответчику претензию с требованием погасить образовавшуюся по квартирам № в доме 263, корпус 3 по ул. Верхнеднепровская в городе Омске задолженность. Требование истца оставлено ответчиком без удовлетворения.

На момент подготовки настоящего искового заявления Департамент жилищной политики Администрации г. Омска в соответствие с подпунктами 1, 9-7 пункта 17 Решения Омского городского Совета от 13.02.2008 № 105 «О департаменте жилищной политики Администрации города Омска»,

осуществляет следующие функции:

осуществляет права собственника в отношении муниципального жилищного фонда города Омска;

организует работу по оплате коммунальных услуг жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Омска, до их заселения в установленном порядке, а потому ответчиком по настоящему иску является указанное структурное подразделение Администрации города Омска

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что муниципальное образование «город Омск» в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска фактически осуществляло правомочие собственника - использование указанных в иске квартир до их заселения гражданами. Это обстоятельство влечет возложение на указанного ответчика обязанности по оплате коммунальных услуг в этот период. Невнесение оплаты коммунальных и эксплуатационных услуг свидетельствует о неосновательном сбережении муниципальным образованием «город Омск» в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска " за счет истца.

Согласно части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

Частью 14 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Частью 3 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В части 7 статьи 155 ГК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом.

Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Доказательств оплаты услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, а также услуг по теплоснабжению квартир до заселения жилых помещений, в материалы дела не представлено.

Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, судом не приняты во внимание в связи с тем, что предметом рассмотрения данного спора являются квартиры, расположенные по адресу: <...>, к ходатайству о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, поступившему в адрес суда 15.12.2016г. за № 124383, приложены соглашения, в которых указаны квартиры, расположенные по адресу: <...>.

Расходы по госпошлине в связи с удовлетворением исковых требований относятся на ответчика.

Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно ст. 333.16 НК РФ, государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Ответчик, как орган местного самоуправления, от уплаты госпошлины освобожден.

Но освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с муниципального образования городской округ город Омск в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <...>) за счёт средств казны муниципального образования городской округ город Омск в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Красный квадрат" (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <...>) 229 831 руб. 70 коп. основного долга, 7 597 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья Е.А.Погосткина