ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-16402/2021 от 23.12.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

29 декабря 2021 года

№ дела

А46-16402/2021

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 23 декабря 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Колмогоровой А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паничкиной М.А., рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>), Администрации Октябрьского административного округа города Омска (ИНН <***>, ОГРН<***>) об обязании признать недействительным в таблице № 3 строки 27 Постановления Администрации города Омска от 22.04.2019 № 320-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п», которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, в части исключения из схемы в районе дома № 26 A по пр. Космический, об обязании вернуть в схему нестационарный торговый объект в границах с кадастровым номером 55:36:120305:3160, местоположение которого установлено в северо-западной части кадастрового квартала 55:36:120305: 3160 <...>, Октябрьский административный округ), об обязании применить к договору на размещение нестационарных торговых объектов № ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 действие пункта 48.2 Постановления Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска»,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца - ФИО2 по доверенности от 25.10.2021, личность удостоверена удостоверением адвоката, допущена;

от ответчиков:

- от Администрации города - ФИО3 по доверенности от 22.04.2021, личность удостоверена удостоверением, допущена;

- от Администрации округа - ФИО4 по доверенности от 06.10.2021, личность удостоверена паспортом, допущена,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации города Омска (далее – Администрация города, ответчик) и Администрации Октябрьского административного округа города Омска (далее – Администрация округа, ответчик) об обязании Администрации города признать недействительным в таблице № 3 строки 27 Постановления от 22.04.2019 № 320-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 год № 1041-п» (далее – Постановление № 320), которым утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, в части исключения из Схемы принадлежащего предпринимателю нестационарного торгового объекта (далее – НТО) в районе дома № 26 A, расположенного по адресу: <...>; об обязании Администрации города и Администрации округа вернуть в Схему размещения НТО на территории города Омска НТО предпринимателя в границах с кадастровым номером 55:36:120305:3160, местоположение которого установлено в северо-западной части кадастрового квартала 55:36:120305: <...>, Октябрьский административный округ; об обязании Администрации округаприменить к договору на размещение НТО № ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 действие пункта 48.2 Постановления от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска» (далее – Постановление № 1812-п).

Определением от 17.09.2021 указанное исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 27.10.2021.

13.10.2021 в суд от Администрации округа поступил отзыв на исковое заявление в части требования о применении к договору на размещение НТО № ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 действие пункта 48.2 Постановления № 1812-п.

27.10.2021 в материалы дела от администраций города и округапоступили отзыв на исковое заявление, в котором ответчики просили суд в удовлетворении требований отказать.

В предварительном судебном заседании 09.09.2021 представитель Администрации города представил отзыв на исковое заявление, просил отказать предпринимателю в удовлетворении требований.

19.11.2021 в суд посредством сервиса подачи документов в электронном виде «Мой Арбитр» ИП ФИО1 представлены возражения на отзыв.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, представители администраций города и округа поддержали доводы, изложенные ранее в отзывах.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

17.02.2016 между Администрацией округа (далее – Уполномоченный орган) и ИП ФИО1 (далее - Владелец) был заключен договор № ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 (далее - Договор), согласно разделу 1 которого, Уполномоченный орган предоставляет, а Владелец принимает сроком на 5 лет место на размещение НТО, площадью 9 кв.м, в соответствии с паспортом НТО, - киоск, местоположение: пр-т Космический, д. 26 А (25 м севернее). Предоставление места под НТО Уполномоченным органом Владельцу, а также возврат места Владельцем Уполномоченному органу осуществляется на основании акта приема-передачи места размещения НТО согласно схеме размещения НТО на территории города Омска.

В соответствии с пунктом 9.1 Договора он вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 06.11.2015.

Как следует из пункта 3.2.10 Договора, по истечении срока его действия, а также в случае его досрочного расторжения Владелец обязан освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней Уполномоченному органу по акту приема-передачи.

В связи с истечением срока Договора Администрация округа направила 29.01.2021 в адрес предпринимателя письмо от 27.01.2021 № 1-15/126 (почтовый реестр представлен в материалы дела), в котором указала, что после окончания срока действия Договора будет принято решение об исключении из схемы размещения НТО места, используемого по Договору в связи с несоответствием требованиям пункта 18 Постановления № 1812-п в части запрета на размещение НТО в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта), и уведомила о наличии преимущественного права в течение 90 календарных дней с момента получения уведомления, реализовать которое возможно на аукционе в отношении компенсационного места, не обремененного правами третьего лица, включенного в схему размещения НТО.

Как указал истец, 20.12.2010 между департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска (далее – ДИО Администрации г. Омска, Арендодатель) и ИП ФИО1 (Арендатор) был заключен договор № Д-О-21-8932 аренды части земельного участка, согласно которому, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком на 3 (три) года часть земельного участка площадью 9.0 кв.м с учетным кадастровым номером 14, из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов в границах г. Омска с кадастровым номером 55:36:120305:3160, местоположение которого установлено в северо-западной части кадастрового квартала 55:36:120305: <...>, Октябрьский административный округ. Участок предоставляется для размещения киоска.

Постановлением Администрации города от 22.11.2011 № 1556-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» НТО был включён в схему под № 808: 55:36:120305:3160/14, проспект Космический, дом 26А.

28.01.2014 в письме ДИО Администрации г. Омска (Исх.-ДИО/168-ОО) сообщалось, что договор № Д-О-21-8932 является действующим и считается возобновленным на неопределенный срок.

12.08.2015 в письме (Исх.-ДИО/13633) было сообщено, что ДИО Администрации г. Омска отказывается от договора № Д-О-21-8932 и по истечении трёхмесячного срока договор № Д-О-21-8932 будет прекращен, а также указано, что, согласно Постановлению № 1812-п, владельцы НТО, имеющие действующие договоры аренды земельных участков, имеют право на заключение с администрацией административного округа договоров на размещение НТО без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО.

Постановлением Администрации города от 27.08.2015 № 1136-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года № 1041-п» в схеме размещения НТО на территории г. Омска в таблице № 3 спорный НТО был включён под № 30.

На обращение истца от 20.10.2015 Администрация округа сообщила (письмо от 27.11.2015 Исх-ОГ-АОАО/1682), что подготовлен проект договора на размещение НТО.

17.02.2016 с Администрацией округа заключён Договор, на момент заключения которого требование пункта 18 Постановления № 1812-п в части запрета на размещение НТО в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) на этом участке соответствовало условиям схемы для размещения НТО.

Решение об исключении из схемы размещения НТО было принято за два года до истечения срока действия Договора Постановлением№ 320.

По мнению истца, исключение НТО было произведено без какой-либо мотивировки, без извещения Владельца, с нарушением установленных требований Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Ответчиками не представлено доказательств того, что принадлежащий ИП ФИО1 НТО расположен в пределах полосы отвода автомобильной дороги.

Как считает предприниматель, Администрация города не вправе создавать необоснованные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности, которая ведется во временных сооружениях, вне зависимости от статуса субъекта - собственника временного сооружения. Наличие таких ограничений со стороны органа местного самоуправления влияет на конкурентную среду в сфере осуществления розничной торговли и оказания услуг населению, происходит сокращение мест, в которых осуществляется такая деятельность.

Администрация округа в отзыве указала, что является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска и осуществляет свою деятельность на территории Октябрьского административного округа города Омска на основании Положения об администрации Октябрьского административного округа города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 421 (далее - Положение).

Положение закрепляет для Администрации округа круг полномочий в сфере развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг, а именно:

- участвует в реализации мероприятий по совершенствованию стационарной, нестационарной торговли, деятельности рынков и ярмарок, организаций общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 3 пункта 19 Положения);

- участвует в разработке проекта Схемы размещения НТО на территории города Омска (подпункт 3.1 пункта 19 Положения);

-является организатором торгов по продаже права на заключение договоров на размещение НТО (подпункт 3.3 пункта 19 Положения);

-заключает договоры на размещение НТО (подпункт 3.4 пункта 19 Положения);

-является уполномоченным структурным подразделением Администрации города на размещение НТО в соответствии со Схемой размещения НТО (подпункт 3.5 пункта 19 Положения);

-осуществляет контроль за соблюдением Порядка размещения НТО на территории города Омска (подпункт 3.6 пункта 19 Положения);

- осуществляет принудительный вынос движимого имущества, самовольно размещенного на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска, либо земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, предусмотренном правовым актом Администрации города Омска (подпункт 13.3 пункта 17 Положения).

Порядок размещения НТО на территории города Омска утвержден Постановлением № 1812-п (далее - Порядок № 1812-п).

Согласно пункту 31 Порядка № 1812-п, Администрация округа:

1)участвует в разработке проекта схемы размещения НТО на территории соответствующего административного округа города Омска с учетом требований, предусмотренных главой III Порядка № 1812-п. Готовит материалы по обоснованию мест размещения НТО, в том числе графическое отображение мест размещения НТО, выполненное с учетом топографической основы масштаба 1:500, проектов планировки и проектов межевания территории, кадастровых сведений, с отображением существующей градостроительной ситуации (капитальных объектов, транспортных и пешеходных связей, нестационарных торговых объектов, элементов благоустройства) без отображения инженерных коммуникаций;

2)направляет проект схемы размещения НТО вместе с материалами по обоснованию мест размещения НТО, выполненными с учетом требований, установленных в абзаце первом настоящего пункта, для согласования:

- в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города
Омска (с дополнительными обосновывающими материалами - информация о типе архитектурного облика нестационарного торгового объекта, включаемого в схему размещения НТО) в части соответствия проекта схемы НТО требованиям Порядка № 1812-п, перспективам застройки территорий объектами капитального строительства, в соответствии с архитектурно-градостроительными нормативами и (или) требованиями документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проектов планировки и межевания территории;

-в департамент транспорта Администрации города Омска в части соответствия требованиям, касающимся обеспечения безопасности дорожного движения и определения максимального количества торгово-остановочных комплексов, возможных для размещения на одном отдельно взятом остановочном пункте общественного пассажирского транспорта;

-в бюджетное учреждение города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» в случае включения в схему размещения НТО, расположенных в границах земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование бюджетному учреждению города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства"»;

- в департамент общественной безопасности Администрации города Омска в части оценки влияния размещаемого на территории Учреждения НТО на выполнение Учреждением мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности;

4) направляет в департамент городской экономической политики Администрации города предложения о внесении изменений в схему размещения НТО, согласованные с
департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, департаментом транспорта Администрации города Омска и бюджетным учреждением города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» в соответствии с Порядком № 1812-п;

5)проводит аукцион по продаже права на заключение договора на размещение НТО на территории города Омска в соответствии с утвержденной Администрацией города схемой размещения НТО;

6)заключает договоры на размещение НТО;

7)не позднее чем за 90 дней до окончания срока действия договора на размещение НТО уведомляет владельца НТО о принятии решения о внесении изменений в схему размещения НТО и исключении места размещения НТО из схемы размещения НТО по окончании срока действия договора на размещение НТО.

Включение НТО в схему размещения является коллегиальным решением с учетом мнений департамента транспорта Администрации города Омска, департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, департамента общественной безопасности Администрации города Омска, бюджетного учреждения города Омска «Управления дорожного хозяйства и благоустройства».

Администрация города, возражая относительно заявленных истцом требований, указала следующее.

Срок Договора истек, о чем было сообщено Администрацией округа предпринимателю.

На заседании комиссии Октябрьского административного округа города Омска было рассмотрено и принято решение исключить из Схемы размещения НТО, так как включение спорного объекта не представляется возможным, в связи с нарушением подпункта 1 пункта 18 Постановления № 1812-п..

Комиссией правомерно был исключен спорный НТО по адресу: <...>.

Кроме того, по итогу решения комиссии был сформирован проект постановления Администрации города Омска «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года № 1041-п» (далее - проект постановления).

Департамент городской экономической политики Администрации города Омска в соответствии с Постановлением № 1812-п направил проект постановления на согласование в пределах своей компетенции в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, департамент транспорта Администрации города Омска, ДИО Администрации г. Омска, департамент городской экономической политики Администрации города Омска, бюджетное учреждение города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», а также министерство культуры Омской области, министерство природных ресурсов и экологии Омской области, министерство имущественных отношений Омской области в части, затрагивающей интересы субъекта Российской Федерации.

Данное обстоятельство предполагает получение согласования проекта внесения изменений в Схему у всех указанных лиц.

При принятии проекта постановления в полной мере соблюден порядок принятия муниципальных правовых актов городского округа, установленный действующим законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Проект постановления прошел оценку регулирующего воздействия в порядке, установленном Постановлением Администрации города Омска от 30.01.2015 № 94-п «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Администрации города Омска, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности», этапы проведения оценки регулирующего воздействия и заключение об оценке размещены на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет» (раздел «Законодательство» подраздел «Оценка регулирующего воздействия).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к мерам по противодействию коррупции отнесено антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

До принятия проекта постановления в целях проведения антикоррупционной экспертизы был размещен на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет» (раздел «Законодательство», подраздел «Независимая антикоррупционная экспертиза») в порядке и сроки, установленные подпунктом 3 пункта 2 постановления Мэра города Омска от 23.01.2009 года № 33-п «Об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов города Омска и их проектов». Опубликовано в официальном печатном издании «Третья столица».

Исследовав и оценив обстоятельства дела и имеющиеся доказательства, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Из пункта 1 статьи 2 ГК РФ следует, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Лицо, являясь хозяйствующим субъектом и действуя в рамках предпринимательской деятельности, должно проявлять достаточную осмотрительность в делах и разумность при заключении сделок.

Все риски, связанные с ведением предпринимательской деятельности, включая риски от принятия неверных решений и совершения неправильных действий, несет само юридическое лицо.

Лицо, права которого нарушены, вправе применять способы защиты нарушенных прав, предусмотренные законом, в том числе, указанные в статье 12 ГК РФ.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Из пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ) следует, что НТО является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО (далее - схема размещения) в соответствии с Законом № 381-ФЗ.

Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом № 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772.

Особенности размещения НТО установлены статьей 10 Закона № 381-ФЗ, в соответствии с которой размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 № 28 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов», с учетом градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного и иного законодательства, а также необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Постановлением Администрации города от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» утверждена схема размещения объектов - указаны адресные ориентиры и площадь НТО.

Согласно пункту 9 Постановления № 1812-п, Решению Омского городского Совета от 29.06.2011 № 421 «Об администрации Октябрьского административного округа города Омска», органами, уполномоченными на размещение НТО на территории города Омска, являются администрации административных округов города Омска, которые:

1)участвуют в разработке проекта схемы размещения НТО на территории соответствующего административного округа города Омска с учетом требований, предусмотренных главой III Постановления № 1812-п. Готовят материалы по обоснованию мест размещения НТО, в том числе графическое отображение мест размещения НТО, выполненное с учетом топографической основы масштаба 1:500, проектов планировки и проектов межевания территории, кадастровых сведений, с отображением существующей градостроительной ситуации (капитальных объектов, транспортных и пешеходных связей, нестационарных торговых объектов, элементов благоустройства) без отображения инженерных коммуникаций;

2)направляют проект схемы размещения НТО для согласования;

3) оформляют паспорт НТО;

4)направляют в департамент городской экономической политики Администрации города Омска предложения о внесении изменений в схему размещения НТО;

5)проводят аукцион по продаже прав на заключение договора на размещение НТО на территории города Омска в соответствии с утвержденной Администрацией города схемой размещения НТО.

Порядок рассмотрения обращений о внесении изменений в Постановление Администрации города от 04.08.2014 № 1041-п установлен главой V Постановления № 1812-п и представляет собой заявительную форму заинтересованного лица, обращение которого рассматривается соответствующей комиссией.

Пункты 18, 20-22 Постановления № 1812-п содержат отдельные требования и ограничения при размещении НТО с учетом действующей застройки, относительно капитальных объектов, автомобильных дорог, остановок транспорта.

Размещение НТО на территории города Омска осуществляется в соответствии с Порядком № 1812-п, который определяет процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города при размещения НТО на территории города Омска, и действует с 01.01.2015.

Порядок № 1812-п определяет процедуру размещения НТО на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения НТО на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).

Согласно пункту 3 Порядка № 1812-п, размещение НТО на территории города Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения НТО на территории города Омска.

Согласно пунктам 45, 49, 50 Порядка № 1812-п, с окончанием срока размещения НТО, установленного договором на размещение НТО, прекращается действие договора на размещение НТО.

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 1812-п аукцион по продаже права на заключение договора на размещение НТО на территории города Омска, срок размещения которого составляет до 1 года включительно, проводится согласно приложению № 1 к Порядку № 1812-п. Аукцион по продаже права на заключение договора на размещение НТО на территории города Омска, срок размещения которого составляет более 1 года, проводится в электронной форме.

В силу пункта 24 Порядка № 1812-п право на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона предоставляется владельцам НТО, обладающих статусом индивидуального предпринимателя или юридического лица, в следующих случаях:

1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на
момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на
размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого
предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;

2)предоставления компенсационного места.

Основанием для заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение НТО.

В течение 90 календарных дней с момента получения уведомления о расторжении договора аренды земельного участка арендатор земельного участка имеет право обратиться в уполномоченный орган для заключения договора на размещение НТО.

Договор на размещение НТО должен быть заключен в течение 10 рабочих дней с момента обращения арендатора земельного участка в уполномоченный орган при соблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае отсутствия обращения по истечении указанного срока арендатор земельного участка теряет право на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО.

Согласно пункту 25 Порядка № 1812-п компенсационное место для размещения НТО предоставляется в соответствии с Порядком № 1812-п, согласно приложению № 4 к Порядку № 1812-п, в случаях, если НТО, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения НТО.

Таким образом, правом на заключение договора без проведения аукциона имеют лица, с которыми ранее был заключен договора аренды и включенные в схему, а также лица, с которыми ранее был заключен договора аренды, но не включенные в схему в порядке предоставления компенсационного места.

В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Статьей 431 ГК РФ предусмотрено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Из текста Договора не следует наличия каких-то разногласий между сторонами при его заключении.

Согласно пункту 1, 2 статьи 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

В соответствии с пунктом 9.1 Договора он вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 06.11.2015.

Из условий Договора следует, что он заключен сроком на пять лет, соответственно, срок действия Договора истек 06.11.2020.

Изменения в срок действия Договора не внесены сторонами, пролонгация Договора не предусмотрена его условиями.

В силу пункта 1 статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные права. При этом целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав.

29.01.2021 в адрес предпринимателя было направлено письмо Администрации округа с указанием о принятии решения об исключении из схемы размещения НТО места, используемого по Договору, и уведомлением о наличии преимущественного права в течение 90 календарных дней с момента получения уведомления, реализовать которое возможно на аукционе в отношении компенсационного места, не обремененного правами третьего лица, включенного в схему размещения НТО.

В материалах дела отсутствуют доказательства направления ИП ФИО1 обращения на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО.

Согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ, законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Установив, что сторонами Договора согласовано условие о прекращении его действия 06.11.2020, суд приходит к выводу о том, что на момент вынесения решения срок действия Договора истек и фактически исполнен,

Исходя из изложенного выше, применение к Договору действия пункта 18.2 Постановления № 1812-п невозможно.

Истец, не указывая правовых оснований для внесения изменений в исполненный Договор и не отрицая факт его исполнения и истечения срока действия, обосновывает необходимость установлений иной модели отношений, связанных с предоставлением права на размещение НТО, что не подтверждает нарушений его прав.

Проект постановления соответствует действующему законодательству в связи с чем Администрацией города было издано Постановление от 22.04.2019 № 320-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года № 1041-п».

Доводы предпринимателя подлежат отклонению по основаниям, указанным в мотивировочной части решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств.

Кроме того, правоотношения между хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков по договорам аренды и предоставлении права на размещение НТО имеют разные правовые основания и процедуру предоставления.

Отношения по размещению НТО не регулируются положениями об аренде земельных участков, закрепленными законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при наличии установленных и вышеизложенных обстоятельствах у суда отсутствует совокупность правовых оснований для удовлетворения требований ИП ФИО1, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В главе 9 АПК РФ определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах. Согласно статье 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом результатов рассмотрения иска расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на предпринимателя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 15, 101, 110, 167-171, 176, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Настоящий судебный акт на основании части 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (вынесения).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, заверенные надлежащим образом копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления в арбитражный суд соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены уполномоченным представителям нарочно под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья А.Е. Колмогорова