ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-16652/16 от 30.03.2017 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

06 апреля 2017 года

№ дела

А46-16652/2016

Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Долгалева Б.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Миклуха К.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изложенный в ответе от 14.09.2016 № 02-19/801, обязании совершить действия,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 21.12.2015 № 00456 (сроком до 31.12.2018), личность удостоверена паспортом,

от заинтересованных лиц – не явились.

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – ПАО «МРСК Сибири», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее – Администрация Морозовского сельского поселения, заинтересованное лицо), Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация Омского района, заинтересованное лицо), о признании незаконным отказа Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изложенный в ответе от 14.09.2016 № 02-19/801 на заявления ПАО «МРСК Сибири», направленные сопроводительным письмом от 31.08.2016 № 1.5/08-18/8244-исх, обязать Администрацию Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

В судебном заседании 17.01.2017 от Администрации Морозовского сельского поселения поступил письменный отзыв на заявление, согласно которому заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

От ПАО «МРСК Сибири» поступили письменные уточнения заявленных требований, согласно которым общество просит суд признать незаконным отказ Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изложенный в ответе от 14.09.2016 № 02-19/801 на заявления публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», направленные сопроводительным письмом от 31.08.2016 № 1.5/08-18/8244-исх. Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Суд, руководствуясь положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принимает заявленные уточнения в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

ПАО «МРСК Сибири» заключены следующие договоры:

- со ФИО2 договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор ТП) от 26.07.2016 № 20.5500.3252.16, срок исполнения обязательств по договору истекает 26.01.2017 (пункт 5 договора);

- с ФИО3 договор ТП от 02.08.2016 № 20.5500.3573.16, срок исполнения обязательств по договору истекает 02.02.2017 (пункт 5 договора).

Для технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей, ПАО «МРСК Сибири» необходимо выполнить следующие мероприятия:

- подготовить технические условия (далее - ТУ) на технологическое присоединение, проверить выполнение технических условий заявителем, осуществить фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя (по каждому из указанных договоров ТП);

- выполнить строительство ЛЭП-0,4 кВ от ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ фидер № 2 от ТП Мр-1-9 до границы земельного участка заявителя (договор ТП с ФИО3).

- выполнить строительство ЛЭП 10 кВ от ближайшей опоры В Л 10 кВ Мр-1_п. Морозовка - д. Осташково до РУ 10 кВ новой КТП 10/0,4 кВ; установку КТП 10/0,4 кВ; строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ 0,4 кВ КТП 10/0,4 кВ до границы земельного участка заявителя (договор ТП со ФИО2).

В целях размещения указанных электросетевых объектов, в соответствии с требованиями земельного законодательства, необходимо оформить права на земельные участки, на которых они планируются к размещению.

На момент заключения договоров об осуществлении технологического присоединения и в настоящее время у ПАО «МРСК Сибири» отсутствует информация об утвержденных проектах межевания территории Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, территории Омского муниципального района Омской области, отсутствует информация об отнесении проектируемых к строительству линейных объектов к объектам федерального, регионального либо местного значения.

В таком случае образование земельных участков для размещения линейных объектов, не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения допускается в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Как указывает заявитель, в целях исполнения обязательств по техноло­гическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных на территории Морозовского сельского поселения Омского района Омской области (СНТ «Красная звезда»: аллея № 3, участок № 355 - ФИО2; аллея № 4, участок № 415 - ФИО3) в адрес Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области сопроводительным письмом от 31.08.2016 № 1.5/08-18/8244-исх ПАО «МРСК Сибири» направлены заявления о подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. ПАО «МРСК Сибири» полностью соблюден порядок, предусмотренный статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ_, т.е. до подачи заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков изначально направлено обращение о подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

14.09.2016 в ответ на заявления ПАО «МРСК Сибири» поступило письмо Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 02-19/801, в котором заинтересованное лицо отказало в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, указав на необходимость обращения к председателю СНТ «Красная гвоздика».

Таким образом, до настоящего времени схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории Администрацией Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не подготовлены и не утверждены.

Также заявитель указывает, что постановлением главы администрации Омского района Омской области от 28.07.1998 № 457-П за садоводческим товариществом «Красная гвоздика» на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок под существующими садами.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ СНТ «Красная гвоздика» ликвидировано с 04.04.2011. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 55:20:120601:1, расположенным по адресу: Омская область, Омский район, СНТ «Красная гвоздика», ранее принадлежавшем СНТ «Красная гвоздика», отсутствуют. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о земельном участке имеют статус как ранее учтенные. При указанных обстоятельствах земельный участок, ранее принадлежавший СНТ «Красная гвоздика», в настоящее время относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Полагая, что отказ Администрации Морозовского сельского поселения нарушает права и законные интересы ПАО «МРСК Сибири», истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.

В силу части 1 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объек­тов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осу­ществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Порядок технологического присоединения, в том числе объектов, принадлежащих сетевым организациям, урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребите­лей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее по тексту -Правила). В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоедине­ние осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами

Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утверждён­ной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утверждённого проекта межевания территории с учётом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.

В силу пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Положения пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ не распространяются на линейные объекты, не относящиеся к объектам федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) линейный объект считается федеральным, если его размещение предусмотрено схемами территориального планирования РФ, региональными, если его размещение предусмотрено схемой территориального планирования субъекта РФ, мест­ного значения, если его размещение предусмотрено на схеме территориаль­ного планирования муниципального района, генеральным планом поселения.

Согласно статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Поскольку в настоящем случае земельный участок предстоит образовать, и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предшествует обращению с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В данном случае ПАО «МРСК Сибири», по мнению суда, полностью соблюдён порядок, предусмотренный статьей 39.14 ЗК РФ, т.е. до подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка изначально направлено обращение о подготовке и утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории.

До настоящего времени схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не подготовлена и не утверждена.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, относится к вопросам местного значения.

С учётом приведённых положений законодательства, имеет место незаконный отказ Администрации Морозовского сельского поселения в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выразившийся в ответе от 14.09.2016 № 02-19/801.

Доводы, изложенные в указанном ответе заинтересованного лица, по мнению суда, не соответствуют положениям статьи 11.10 ЗК РФ, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и пунктам 2, 3 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 «О введении в действие ЗК РФ».

Согласно пунктам 2, 3 ст. 3.3 (введена Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ) ФЗ РФ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения. Таким образом, с 01.03.2015 именно на Администрацию Морозовского сельского поселения возложены обязанности по распоряжению земельными участками, в том числе по подготовке и утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Суд приходит к выводу, что незаконный отказ Администрации Морозовского сельского поселения в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что не позволяет ПАО «МРСК Сибири» надлежащим образом исполнить свои обязательства по договору на технологическое присоединение и создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, а также влечет риск привлечения ПАО «МРСК Сибири» к ответственности за неисполнение договорных обяза­тельств.

Статья 65 АПК РФ закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В нарушение данной нормы права заинтересованным лицом не предоставлены доказательства невозможности подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Кроме того, суд отмечает, что Федеральным законом от 03.07.2016 № 334-ФЗ с 01.01.2017 внесены изменения в абзацы 2, 3 пункта 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым к Администрации Омского муниципального района Омской области перешли полномочия по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 55:20:120601:1, распложенного по адресу: Омская область, Омский район, СНТ «Красная гвоздика», таким образом, и полномочия по подготовке и утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ.

Учитывая изложенное, суд также удовлетворяет требование заявителя в части обязания Администрации Омского муниципального района Омской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

По положениям статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии со статьёй 101 АПК РФ к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с удовлетворением требований ПАО «МРСК Сибири» бремя несения судебных расходов возлагается на Администрацию Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Кроме того, следует отметить, что при изготовлении резолютивной части решения от 30.03.2017 в виде отдельного судебного акта произошла техническая ошибка, выразившаяся в неуказании размера взыскиваемой с заинтересованного лица государственной пошлины.

Таким образом, вместо «Взыскать с Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>. адрес: 644555, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица: 20.12.2005) в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 660021, <...>, фактический адрес: 644037, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица: 04.07.2005)» следует читать «Взыскать с Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>. адрес: 644555, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица: 20.12.2005) в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 660021, <...>, фактический адрес: 644037, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица: 04.07.2005) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины  ».

В соответствии с пунктом 3 статьи 179 АПК РФ Арбитражный суд вправе исправить допущенные в решении опечатки без изменения его содержания.

Учитывая, что исправление технической ошибки в решении по делу № А46-16652/2016 не затрагивает существа судебного акта, суд считает необходимым исправить допущенную опечатку.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным отказ Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изложенный в ответе от 14.09.2016 № 02-19/801 на заявления публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», направленные сопроводительным письмом от 31.08.2016 № 1.5/08-18/8244-исх.

Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Взыскать с Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>. адрес: 644555, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица: 20.12.2005) в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 660021, <...>, фактический адрес: 644037, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица: 04.07.2005) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение указанного срока.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья Б.Г. Долгалев