АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
24 мая 2017 года
№ дела
А46-1680/2017
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 24 мая 2017 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышева В.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хлыновой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Продовольственная корпорация "ОША" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа в изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565,
при участии в судебном заседании:
от Общества – ФИО1 (паспорт, доверенность), после перерыва - ФИО2 (паспорт, доверенность);
от Департамента – ФИО3 (удостоверение, доверенность), после перерыва – ФИО4 (удостоверение, доверенность),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Продовольственная корпорация "ОША" (далее – заявитель, АО " ПК " ОША", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее – ДИО г. Омска, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 и обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Омска устранить нарушение прав акционерного общества «Продовольственная корпорация «ОША» путём принятия (в месячный срок со дня вступления в силу решения суда) распорядительного акта об изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 с «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» на «Обеспечение сельскохозяйственного производства (Размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства» (1.8) согласно территориальной зоне СХ-2, в которой он расположен, и направить его в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражал, высказался согласно представленному письменному отзыву.
Изучив материалы дела в совокупности и взаимосвязи, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 18 декабря 1998 года Губернатором Омской области издано Распоряжение № 542-р «О сохранении производственного комплекса государственного унитарного предприятия «Птицефабрика «Омская», которым утверждены мероприятия по выходу из критического финансово-экономического положения предприятия и продолжению функционирования производства продуктов питания на базе имущественного комплекса ГУП «Птицефабрика «Омская».
04 марта 1999 года между ЗАО «ПК «ОША» и Омской областью в лице Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области заключён договор № 2 аренды части имущественного комплекса ГУП «Птицефабрика «Омская» (регистрация в Учреждении юстиции Омской области 09.10.2001 № 55-07/00-35/2001-1558).
Согласно п. 1.1 данного договора Арендодатель — передаёт, а Арендатор принимает во владение и пользование часть имущественного комплекса государственного унитарного предприятия «Птицефабрика «Омская», в состав которой входят основные и оборотные средства, право пользования земельным участком и сельхозугодьями, занимаемыми указанной частью имущественного комплекса и необходимыми для его нормального хозяйственного использования. В подтверждении указанного права Обществу Арендодателем передано свидетельство № 50235 на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 05.01.1999.
07 августа 2006 года между ЗАО «Продовольственная корпорация «ОША» и
Министерством имущественных отношений Омской области, выступающим от имени
субъекта Российской Федерацией - Омской области, подписаны договоры № 1 и № 2 купли-
продажи имущества ГУП «Птицефабрика «Омская».
В соответствии с п. 1.1. Договора № 1 от 07.08.2006 Продавец передаёт в
собственность Покупателю, а Покупатель принимает имущество ГУП «Птицефабрика
«Омская», расположенное по адресам: Омская область, г. Омск, <...>, и
<...>. Перечень имущества определён в Приложении № 1 к данному договору.
В силу п. 1.1. Договора № 2 от 07.08.2006 Продавец передаёт в собственность Покупателю, а Покупатель принимает имущество ГУП «Птицефабрика «Омская». Перечень имущества определён в Приложениях № 1, 2, 3 к данному договору.
05 февраля 2008 года между ЗАО «ПК «ОША» и Субъектом РФ - Омской областью, представляемого МИО, подписано Дополнительное соглашение к договору № 2 аренды части имущественного комплекса ГУП «Птицефабрика «Омская» от 04.03.1999, направленное на выкуп ранее предоставленных в аренду земельных участков.
Согласно п.2 этого Дополнительного соглашения Арендатор в соответствии с п. 1.1 договора № 2 за свой счёт обеспечивает проведение необходимых землеустроительных работ, включая подготовку и утверждение проекта границ, формирование землеустроительного дела и постановку на кадастровый учёт земельного участка, а также представляет Арендодателю документы, необходимые для оформления права собственности Омской области на земельный участок».
На основании Дополнительного соглашения осуществлён выкуп земель, расположенных в Омском районе Омской области (пашни, земли под птичниками и прочие).
При обращении 03.09.2008 ЗАО «ПК «ОША» в ДИО г. Омска с заявлением о предоставлении в собственность ЗАО «ПК «ОША» земельного участка с кадастровым номером 55:36:170116:0061 (в его территорию также входил ЗУ с кадастровым номером 55:36:170111:3565), расположенного в городе Омске, установлено, что земли ЗАО «ПК «ОША» разделены на несколько участков с разными видами разрешённого использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, реализации социально-экономических проектов, ландшафты - ни один из которых не соответствует осуществляемому Обществом виду деятельности - сельскохозяйственное производство. При таких обстоятельствах оформление прав Общества на земли, занятые птицефабрикой в ЛАО г. Омска, являлось невозможным.
По инициативе ЗАО «ПК «ОША» Мэр города Омска принял Постановление № 417-П от 03.05.2011 «О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области».
В 2010-2011 годах проект изменений разработан ОАО «ТПИ Омскгражданпроект», согласован с Администрацией города Омска и Правительством Омской области.
Как указано в Пояснительной записке к проекту изменений в генплан:
- современное использование территории (3-3) в границах: отвода железной дороги вдоль улицы Барабинская - граница городской черты - автодорога М-51 - перспективная дорога в <...>) практически не изменилось со времени утверждения Генерального плана. Проектируемая территория примыкает к окружной дороге М 51 и перспективной дороге на поселок Светлый. Она включает в себя три участка с объектами принадлежащими ЗАО «ПК «ОША», на которых находятся объекты сельскохозяйственного назначения: птицеводческие предприятия по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, ремонту, техническому обслуживанию машин и автомобилей, ветеринарные учреждения, материальные склады, транспортные, энергетические и другие объекты;
- учитывая санитарно-защитную зону от птицеводческих предприятий более 500 м, эти территории не могут быть активно использованы в целях развития городских территорий для жилищного строительства или организации рекреационных зон;
- намерения ЗАО «ПК «ОША» приобрести и оформить в собственность земли участков и сформировать единый участок вполне логичны. Тогда разрозненные участки, на которых находится имущество ЗАО «ПК «ОША» смогут находиться в одной территориальной зоне - зоне сельскохозяйственного назначения. Кроме того, ЗАО «ПК «ОША» получит возможность территориального развития, и более рационального и эффективного использования этих территорий;
- территории зеленых насаждений, земли лесного фонда, подлежат сохранению, как охраняемые природные территории. Выделение границы земель сельскохозяйственного назначения в этой части города не нарушает его функциональной целостности, так как примыкают непосредственно к городской черте и землям Омского района.
Согласно Письму от 29.11.2011 № ИСХ-П/МСХ-7523 Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области общая площадь используемых Обществом земель составляет 3140 га. При этом все земли используются для производства сельскохозяйственной продукции - мяса свинины, яйца куриного и сопутствующих продуктов. Однако участки свиноводства - опороса и доращивания - находятся на территории Омского района, а родительское стадо, цех убоя и птичники - на территории города Омска.
В соответствии с действующей процедурой внесения изменений проект прошёл публичные слушания. До их проведения во всех администрациях города Омска на всеобщее обозрение были выставлены материалы проекта, чтобы любое заинтересованное лицо могло представить все возможные возражения, замечания и предложения. Согласно заключению от 06.12.2011 комиссия по внесению изменений в ПЗЗ Администрации г. Омска решила одобрить предложения ЗАО «ПК «ОША».
В 2011 году материалы по проекту направлены Администрацией города Омска для рассмотрения в Омский городской Совет.
Депутатами Омского городского Совета создана рабочая группа, которая в ходе неоднократных выездных и камеральных заседаний установила соответствие предложений Администрации города Омска по изменению разрешенного вида использования земельных участков ЗАО «ПК «ОША» на вид использования «СХ-2».
В течение 2011-2012 г.г. проект изменялся в соответствии с предложениями и замечаниями администрации города и депутатов городского Совета четыре раза, в том числе:
- предприятием дополнительно подготовлена общая карта зонирования Генерального плана города Омска, которая принята Омским городским Советом,
- разработана перспективная схема размещения объектов птицефабрики,
-проведено межевание земельных участков, уточнено их расположение и площадь.
Направляя в очередной раз доработанный проект изменений Генерального плана
города Омска в Омский городской Совет, Мэр города Омска в Письме от 23.08.2012 №УД-01-02-07/3229 указал, что проекты решений (о внесении изменений в Генплан) подготовлены в соответствии с порядком, установленным Градостроительным кодексом РФ, на основании предложений, поступивших от Ассоциации торгово-промьппленных предприятий Группа «ОША» и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, в целях приведения земельных участков ЗАО «ПК «ОША» в соответствие с фактически осуществляемым видом экономической деятельности.
Согласно Заключению Правового управления Омского городского Совета от 29.10.2012 к проекту Решения Омского городского Совета «О внесении изменения в Генеральный план ...» каких-либо замечаний или предложений не имеется, по результатам антикоррупционной экспертизы проекта Решения коррупциогенные факторы в нём не выявлены.
АО «ПК «ОША» имеет право на владение и пользование земельным участком с кадастровым номером 55:36:170111:3565. Эти обстоятельства были предметом рассмотрения в Арбитражном суде Омской области в рамках дела № А46-13138/2015 (решение от 18.01.2016) и отражены в Постановлении Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:170111:3565 образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена и находится на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, имеет статус временного.
Дата внесения номера в ГКН - 27.12.2012, общая площадь земельного участка 10 717 кв.м. с местоположением: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, п. Птицефабрика Омская.
Согласно данным Управления Росреестра по Омской области зарегистрированных прав на данный земельный участок нет.
На участке находится имущественный комплекс АО «Продовольственная корпорация «ОША» (далее по тексту «Общество», АО «ПК «ОША»), включающий в себя одноэтажное нежилое здание водонасосной станции, общей площадью 106,3 кв.м., литера ЖКА (1980 год постройки) с тремя резервуарами (литера Г, Г1, Г2) и трансформаторная подстанция, общей площадью 47 кв.м., литера ЕЛ (1987 год постройки).
Объекты принадлежат АО «ПК «ОША» на праве собственности на основании Договора № 1 купли-продажи недвижимого имущества ГУП «Птицефабрика «Омская» от 07.08.2006, дополнительного соглашения от 06.10.2006 к указанному договору, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.11.2007 серия 55 АВ № 562100, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Указанный имущественный комплекс входит в зону водопроводных сооружений и обеспечивает водопотреблением всю территорию основной производственной площадки Общества.
Согласно технологии производства территория птицефабрики разделена на следующие
зоны по функциональному использованию: *
1) Административно-хозяйственная зона;
2) Зона откорма петушков на мясо;
3) Зона промышленного стада;
4) Зона ремонтного молодняка промышленного стада;
5) Зона родительского стада;
6) Зона ремонтного молодняка родительского стада;
7) Зона инкубатория;
8) Зона убоя и переработки птицы;
9) Зона переработки помета;
10) Зона котельной;
11) Зона пометохранилища;
11) Зона водопроводных сооружений;
12) Зона дежурного жилья.
Размещение единого имущественного комплекса птицефабрики по зонам обосновывается как единой технологией производства, так и:
- санитарными, зооветеринарными и противопожарными требованиями,
- необходимостью сохранения существующего лесного массива.
16 июля 2014 года Омским городским Советом принято Решение № 261 о внесении изменений в Генеральный план города Омска относительно земель ЗАО «ПК «ОША» в части установления для них зоны СХ-2 (сельскохозяйственное использование).
Аналогичное Решение № 326 по изменению Правил землепользования и застройки города Омска принято Омским городским Советом 15 апреля 2015 года.
Поскольку АО «ПК «ОША» выполнило все необходимые, достаточные и возможные действия по приведению территориальных зон, вида разрешённого использования собственных земель в соответствие с фактическим использованием, требованиями земельного и градостроительного законодательства, Общество ожидало от Администрации г. Омска в лице Департамента имущественных отношений действий по приведению в соответствие с принятыми Решениями Омского городского Совета данных государственного кадастрового учёта.
Согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Омской области» от 01.12.2015 № 14401-12-ВИ сведения о территориальных зонах, в границах которых определяется земельный участок с кадастровым номером 55:36:170111:3565 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
В июне 2016 года АО «ПК «ОША» обратилось в ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о приведении сведений кадастрового учёта по земельному участку с кадастровым номером 55:36:170111:3565 в части разрешённого вида использования в соответствие с принятыми Решениями Омского городского Совета № 261 и № 326.
Как следует из ответа Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 22.06.2016 № 7411-10-ВИ, «хотя сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:170111:3563 носят временный характер, но каких-либо ограничений по изменению вида разрешенного использования такого участка Законом о кадастре не предусмотрено. Изменения в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 могут быть внесены на основании документов, поступивших от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в порядке информационного взаимодействия в соответствии с требованиями, предусмотренными Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 №71. При этом вид разрешённого использования земельного участка должен соответствовать градостроительному регламенту территориальной зоны, в границах которой он расположен».
На очередное обращение Общества (исх. № 48 от 05.07.2016) в Мэрию г. Омска с просьбой ускорить постановку на кадастровый учёт зоны СХ-2 № 2778 был получен ответ ДИО Администрации г. Омска от 28.07.2016 № Исх-ДИО/10932 с указанием на то, что это по-прежнему невозможно сделать, так как не проведены кадастровые работы по разделу земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:170111:3611, 55:36:170116:1429, 55:36:000000:151939; 55:36:000000:151940 из-за отсутствия финансирования.
С целью урегулировать сложившуюся ситуацию мирным путём общество обратилось в Мэрию г. Омска (письмо от 10.11.2016 исх. № 78) с просьбой решить этот вопрос по существу. Однако Департамент ответил отказом.
При этом в письме было указано, что в полномочия ДИО г. Омска в соответствии с подпунктом 13.2. пункта 20 Положения, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.11.2011 № 452, входит определение сведений об уникальных характеристиках и дополнительных сведений о земельных участках, в том числе определение вида разрешённого использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска.
В подпункте 13.3. пункта 20 этого Положения отмечено, что департамент «определяет сведения об уникальных характеристиках и дополнительные сведения о земельных участках, в том числе определяет вид разрешённого использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков...».
Согласно ответу ДИО г. Омска от 02.09.2016 № Исх-ДИО/12986 Обществу отказано в удовлетворении заявления, так как представленные документы с точки зрения специалистов департамента не позволили однозначно установить, что здание ВНС с резервуарами и здание трансформаторной подстанции необходимы для обеспечения сельскохозяйственного производства. Дополнительную документацию Департамент не запросил, в частности: проектную документацию, договоры с АО «Омскводоканал» с актами по границам ответственности и т.д., которая подтверждает, что имущественный комплекс ВНС используется только для обеспечения деятельности (подача воды на территорию основного производства птицефабрики) предприятия АО «ПК «ОША», основной вид деятельности у которого согласно ОКВЭД - 01.47 «Разведение сельскохозяйственной птицы».
10.11.2016 исх. № 78 АО «ПК «ОША» обратилось в ДИО г. Омска (Вх-АГ/11264 от 22.11.2016) с заявлением об изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 с «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» на «Обеспечение сельскохозяйственного производства (Размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства).
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска ответил отказом - письмо от 19.12.2016 № Исх-ДИО/18978.
Полагая, что такой отказ в изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 нарушает права и законные интересы АО " ПК " ОША", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным действия, бездействия или оспаривание ненормативного правового акта государственного органа или местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, из смысла приведённой нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на заявителе (статья 65 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Частью 1 статьи 37 ГрК РФ установлено, что разрешённое использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешённого использования; условно разрешённые виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно части 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 39 ГрК РФ.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила), которыми определено территориальное зонирование, где для каждой территориальной зоны установлены виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 50 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области зона объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-2) включает в себя участки территории города Омска, занятые сельскохозяйственными угодьями, а также иными территориями, зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства.
С момента внесения изменений в ПЗЗ и внесения соответствующих сведений в ГКН правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства могут самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать основной и вспомогательный виды разрешённого использования земельных участков согласно части 4 ст. 37 ГрК РФ.
Из письма от 20.03.2014 № 14-исх/03151-ГЕ/14 Росреестра следует, что органами государственной власти и органами местного самоуправления, которым принадлежат земельные участки, с учётом положений ч. 4 ст. 37 ГрК РФ виды разрешённого использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не выбираются, а утверждаются.
Соответственно, основанием для осуществления государственного кадастрового учёта изменений земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и на соответствующем праве у названных государственных и муниципальных органов и организаций, в связи с изменением вида разрешённого использования наряду с соответствующим заявлением является распорядительный акт уполномоченного органа.
Данная позиция основана на письмах Минэкономразвития России (в том числе от 26.05.2009 № Д23-1570), в которых отражено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, являясь не только собственниками предоставляемых в пользование земельных участков, но и органами власти, осуществляющими планирование использования земельных участков, не выбирают, а утверждают виды разрешённого использования земельных участков.
Общество неоднократно обращалось в Администрацию г. Омска по поводу скорейшего внесения сведений о границах территориальной зоны СХ2-2778 в ГКН, но начиная с мая 2015 года (ответ ДАиГ администрации г. Омска от 25.05.2015 № 09/9539; ответ Омского городского совета от 14.07.2015 № Исх15-ОГС/15-1087) обществу указывалось на то, что необходимо проведение дополнительных кадастровых работ для устранения пересечения границ земельных участков (путём их раздела) 55:36:000000:151937; 55:36:170111:3611, 55:36:170116:1429, 55:36:000000:151939; 55:36:000000:151940, 55:36:000000:151942, находящихся в муниципальной собственности, с границами территориальной зоны.
Согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Омской области» от 17.07.2015 № 8480-12-ВИ в соответствии со ст. 1 ГрК РФ виды разрешённого использования объектов недвижимости определяются в градостроительном регламенте, который устанавливается в утверждённых органом местного самоуправления Правилах землепользования и застройки, в пределах границ соответствующей территориальной зоны. Органы местного самоуправления при принятии решений об утверждении ПЗЗ (либо внесения в них изменений), обязаны направлять документы для внесения в ГКН сведений о границах территориальных зон в течение шести месяцев с даты принятия таких решений (п. 5 «Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в ГКН, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 (действовали на момент возникновения правоотношений).
Таким образом, судом установлено, что соответствующие изменения в ГКН осуществляются при поступлении в орган кадастрового учета обращения и необходимых документов от органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия.
Согласно части 1 ст. 13 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования на территории города Омска осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов». Таким образом, в перечень полномочий департамента, по мнению суда, входит не только первоначальное определение разрешённого вида использования земельного участка, но и его изменение.
В силу п.п. 1, 3, 4, 5, 6 ч. 22 ст. 42 (Таблица №1), п. 2 ст. 50 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области в зоне СХ-2 могут располагаться как здания (сооружения), так и сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища и прочие).
В связи с вышеизложенными обстоятельствами заявление Общества об изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 является обоснованным согласно фактическому использованию земельного участка с объектами капитального строительства на нём, виду деятельности предприятия, другими имеющимися документами и основывается на действующем законодательстве РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска в оспариваемой части в нарушение указанных выше правовых норм не содержит мотивированных оснований, не позволяющих удовлетворить заявление акционерного общества "Продовольственная корпорация "ОША".
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ установив, что оспариваемые решение и действия (бездействие) органов местного самоуправления не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.
По положениям части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы, к которым согласно статье 101 АПК РФ отнесена государственная пошлина.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При таких обстоятельствах расходы, понесённые заявителем по уплате государственной пошлины согласно платёжному поручению № 182 от 13.02.2017 в сумме 6000 руб., подлежат взысканию в его пользу с Департамента как со стороны по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Требования акционерного общества "Продовольственная корпорация "ОША" к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании незаконным отказа в изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 удовлетворить.
Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска устранить нарушение прав акционерного общества "Продовольственная корпорация "ОША" путём принятия (в месячный срок со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу) распорядительного акта об изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 с «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» на «Обеспечение сельскохозяйственного производства (Размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства» (1.8) согласно территориальной зоне СХ-2, в которой он расположен, и направить его в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу: 644024, <...>) в пользу акционерного общества «Продовольственная корпорация «ОША» (ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу: 644545, Омская область, Омский район, д. Ракитинка (Морозовского с/п), 6 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, произведённых на основании платёжного поручения №182 от 13.02.2017.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.И. Чернышев