ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-1688/16 от 20.05.2016 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

мая 2016 года

№ дела

А46-1688/2016

Резолютивная часть объявлена 20 мая 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27 мая 2016 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Т.В.., рассмотрев заявление Департамента жилищной политики Администрации города Омска (ИНН 3205740 , ОГРН 5543022234 ) к Главному управлению финансового контроля Омской области  (ИНН 3237823 , ОГРН 5543050654 ) о признании незаконным представления от 28.01.2016 № ИСХ-16/ГУФК-87 в части, 

при участии в заседании:

от заявителя – Лыба С.В. по доверенности от04ю04ю2016, Яковлева Е.А. по доверенности от 07.08.2015;

от заинтересованного лица – Клепцова А.В. по доверенности от 16.02.2016, Макрушин К.А. по доверенности от 22.03.2016;

УСТАНОВИЛ:

Департамент жилищной политики Администрации города Омска (далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению финансового контроля Омской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным пункта 1 представления от 28.01.2016 № ИСХ-16/ГУФК-87, пункта 1 резолютивной части представления от 28.01.2016 № ИСХ-16/ГУФК-87. 

В обоснование требований заявитель указал, что не вправе требовать дополнительных документов, не предусмотренных законом.

Заинтересованное лицо требований не признало по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что в период с 10.12.2015 по 21.12.2015 Главным управлением финансового контроля Омской области была проведена в Департаменте жилищной политики Администрации города Омска проверка соблюдения требований бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, целевого и эффективного использования средств областного бюджета выделенных муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в виде субсидии на предоставление молодым семьям социальных выплат для приобретения или строительства жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - проверка).

Результаты проведенных контрольных мероприятий были зафиксированы в акте проверки от 31.12.2015. На указанный акт департаментом в управление представлены возражения.

По результатам проверки в адрес Департамента было направлено представление, в пункте 1 представления от 28.01.2016 № ИСХ-16/ГУФК-87 департаменту было указано на то, что в нарушение пункта 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (далее - Правила предоставления социальных выплат), пункта 3 Порядка и условий признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой в соответствии с условиями реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» социальной   выплаты,   утвержденного   приказом   Министерства   строительства   и   жилищно-коммунального комплекса Омской области от 24.05.2013 № 54-п «О реализации на территории Омской области подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы    «Жилище»    на    2011-2015    годы»,    семьям    Соболева   А.Н.,    Карповой    А В и Никифоровой М.Л., не предоставившим документы для признания их имеющими достаточные доходы, позволяющие получить кредит (заем), для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части,  превышающей  размер  предоставляемой  социальной  выплаты,  неправомерно выданы свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Департамент полагает, что пункт 1 представления от 28.01.2016 № ИСХ-16/ГУФК-87, а также пункт 1 резолютивной части указанного представления не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи  с чем обратился в суд.

Требования заявителя удовлетворены судом в полном объеме в силу следющего.

Как было установлено судом, вывод о несоблюдении заявителем Правил предоставления социальных выплат молодым семьям был сделан в оспариваемом представлении на основании того, что заинтересованное лицо посчитало документы, представленные семьями СоболеваА.Н., Карповой А.В. в виде справок о выдаче кредита, выданных ООО «Термополис» и ООО «Порядок», не отвечающими требованиям закона, поскольку указанные юридические лица не являются кредитными учреждениями. В отношении семьи Никифоровой М.А. вывод о нарушении закона был сделан, поскольку справка СБ РФ о возможности выдачи кредита датирована задолго до подачи заявления о выдаче сертификата на  .

Проанализировав положения закона, суд приходит к следующим выводам.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2010 № 1050 (далее - Правила).

В соответствии с пунктами 18-19 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 21 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы; о принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.

Пунктом 22 Правил предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2010 № 1050 (далее - Правила) для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение одного месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы:

а)  предусмотренные подпунктами «б» - «д» пункта 18 Правил, - в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом «а» - «д» пункта 2 Правил;

б)   предусмотренные подпунктами «б» - «д» и «ж» пункта 19 Правил, - в случае
использования социальных выплат в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил.

Как следует из пункта 33 Правил, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 31 настоящих Правил.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил.

Приказом Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 24.05.2013 № 54-п «О реализации на территории Омской области подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», в соответствии с пунктом 8 Правил предоставления социальных выплат, утверждены Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой в соответствии с условиями реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы социальной выплаты (далее -Порядок).

Согласно подпункту «а» пункта 3 Порядка, для признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой в соответствии с условиями реализации подпрограммы социальной выплаты, указанная молодая семья представляет в орган местного самоуправления Омской области заключение кредитной (иной) организации, предоставляющей жилищные кредиты (займы), о максимальной сумме кредита (займа), которую может получить молодая семья в соответствии со средним ежемесячным доходом.

Из указанных норм суд делает вывод о том, что законом не предусмотрено ограничений на выдачу справок лишь кредитными организациями, в связи с чем позицию заинтересованного лица на этот счет следует считать необоснованной.

Относительно нарушений, установленных при выдаче социальной выплате семте Никифоровой М.А., суд установил, что 20 мая 2014 года ею было подано заявление о включении ее семьи в состав участников программы»Жилище», к которому было приложено письмо ЗАО «ПИК «ИПОТЕКА» об одобрении денежного займа 13.05.2014.

Подав заявление о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты 30.10.2015, к нему была приложена Справка СБ РФ от 18.08.2015 об одобрении кредита.

При таких обстоятельствах как на первом, так и на втором этапе реализации своего права на получение социальной выплаты, Никифорова М.А. предоставила документ, подтверждающий признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В связи с указанным суд посчитал требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, именем РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования Департамента жилищной политики Администрации города Омска (ИНН 5503205740, ОГРН 1085543022234) в полном объеме.

Признать недействительными пункт 1 описательной части представления от 28.01.2016 № ИСХ-16/ГУФК-87 и пункт 1 резолютивной части представления от 28.01.2016 № ИСХ-16/ГУФК-87, как несоответствующие требованиям закона.

Обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение подлежит немедленному исполнению – признанный недействительным ненормативный акт не подлежит применению с даты принятия решения суда. 

 Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья           С.Г. Захарцева