АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 53-02-05 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailsud@omsk.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
01 сентября 2008года
№ дела
А46-16953/2008
Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 01 сентября 2008 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Стрелковой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полоцкой Д.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Административной комиссии Ленинского административного округа города Омска при Министерстве государственно-правового развития Омской области
об отмене постановления № ЛТР-1742-08 от 31.07.2008
при участии в судебном заседании:
заявителя – ФИО1;
представителя заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности № 1326/1 от 29.04.2008 (удостоверение № 363 от 17.01.2007)
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту - предприниматель ФИО1, заявитель), зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя 26.09.1996 Администрацией Центрального района г. Омска, обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением об отмене постановления № ЛТР-1742-08 по делу об административном правонарушении, вынесенного 31.07.2008 Административной комиссией Ленинского административного округа города Омска при Министерстве государственно-правового развития Омской области (далее по тексту – административная комиссия ЛАО г. Омска, административный орган).
В обоснование заявленного требования (основания заявления были уточнены, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания от 27.08.2008) предприниматель ФИО1 указал на то, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения по определению пути следования маршрутов. Порядок утверждения маршрутов установлен Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2. Действующим федеральным законодательством не установлены ограничения по осуществлению пассажирских перевозок по маршрутам, разработанным самими лицами, осуществляющими пассажирские перевозки. На момент составления протокола об административном правонарушении у него имелся договор на организацию перевозок, заключенный с Межрегиональной общественной организацией «Межрегиональный независимый профессиональный союз работников автомобильного транспорта», по маршруту №336.
Административная комиссия ЛАО г. Омска в письменном отзыве на заявление с требованием заявителя не согласилось, настаивая при этом на наличии в его действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 25 Закона Омской области от 24.07.2006 № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях». Полномочия органов местного самоуправления по организации новых маршрутов определены статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 76 Устава автомобильного транспорта РФРСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969года №12, параграфом 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 24.12.1987 года №176, пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ « О безопасности дорожного движения». Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, о дате и времени заседания комиссии предприниматель ФИО1 был извещен, однако, на заседание комиссии не явился.
В судебном заседании предприниматель ФИО1 поддержал заявленное требование. Представитель административного органа считает требование заявителя подлежащим оставлению без удовлетворения.
В заседании суда объявлялся перерыв с 27.08.2008 до 01.09.2008.
Суд, рассмотрев материалы дела и заявление предпринимателя ФИО1, заслушав лиц, участвующих в деле, установил следующее.
Специалистом отдела организации коммерческих перевозок Департамента транспорта Администрации города Омска ФИО3 было установлено, что 25.06.2008 в 11 часов 06 минут предприниматель ФИО1 осуществлял таксомоторные перевозки маршрутным таксомотором ГАЗ 3221-32 АУ 518 по маршруту №336 «ФИО4 – Виадук» с размещением информации о маршруте, не соответствующей Постановлению Мэра г. Омска от 28.04.2008 года №298-п « Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта», тем самым нарушил подпункт 4 пункта 1.8 Правил организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета №61 от 18.06.2003, в редакции на 17.01.2007, что было отражено в составленном протоколе об административном правонарушении от 25.06.2008.
Распоряжением Министра государственно- правового развития Омской области от 26 марта 2008 года №174р/1 специалист отдела организации коммерческих перевозок Департамента транспорта Администрации города Омска ФИО3 ЕН.Ю. включена в перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях в городе Омске.
Постановлением Мэра города Омска от 06.09.2007 года №720-п Положение о Департаменте транспорта Администрации города Омска, утвержденное Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 года №397-п, дополнено пунктом 19-1, согласно которому специалисты отдела коммерческих перевозок имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении физических и юридических лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Омской области об административных правонарушениях.
31.07.2008 Административной комиссией Ленинского административного округа города Омска по результатам рассмотрения указанного выше протокола было вынесено постановление по делу № ЛТР- 1742-08, которым заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1.8 Правил организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 18.06.2003 №61, а именно, в размещении на транспортном средстве информации о маршруте №336, не соответствующей правовому акту Мэра г. Омска об утверждении маршрута, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 25 Закона Омской области от 24.07.2006 № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях», и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.
В соответствии с Постановлением Мэра города Омска от 28.04.2008 №298-п « Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта» маршрут 336 определен как ул. ФИО4 – пос. Привокзальный ( ул. Коммунальная – ул. Химиков – просп. Мира – ул. Красный путь – просп.К.Маркса – ул. Карбышева), тогда как на автомобиле ГАЗ 3221-32 АУ 518, принадлежащем предпринимателю ФИО1, маршрут 336 определен как ФИО4 - Виадук с указанием внутри данного маршрута не улиц, а остановок.
Считая, что вынесенное постановление не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы предпринимателя ФИО1, последний обратилось в арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.
При этом заявитель не оспаривает факт осуществления пассажирских перевозок и составления протокола об административном правонарушении.
Рассмотрев заявление предпринимателя ФИО1, суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению, в том числе, подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 2 статьи 25 Закона Омской области №770-03 от 24.07.2006 « Кодекс Омской области об административных правонарушениях» в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления об административном правонарушении, предусмотрена ответственность за нарушением установленных органами местного самоуправления в пределах их компетенции правил организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от пятисот до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от десяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Омска Омский городской Совет решением №61 от 18.06.2003 утвердил Правила организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Согласно пункту 1.8 данных Правил их нарушением является осуществление на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области или водителями, в частности, с размещением на транспортном средстве информации о маршруте, не соответствующей правовому акту Мэра города Омска об утверждении маршрута.
Пунктом 1.2 определены основные понятия, в частности понятия « таксомоторные перевозки маршрутными таксомоторами», « перевозчик».
Так, таксомоторные перевозки маршрутными таксомоторами (перевозки в режиме маршрутного такси) - это регулярные перевозки пассажиров и багажа на условиях повышенной комфортности, по утвержденным Мэром города Омска маршрутам пассажирского транспорта, с использованием для посадки пассажиров определенных и обустроенных остановочных пунктов, предусмотренных расписанием, с осуществлением высадки пассажиров из таксомотора – по требованию пассажира в любом месте пути следования, с соблюдением Правил дорожного движения, производимые автобусами отечественного и зарубежного производства, имеющими более 8 сидячих мест помимо сидения водителя, при условии размещения пассажиров только на местах сидения, осуществляемые перевозчиками различных форм собственности на основе специального разрешения (лицензии), а также соглашения об организации маршрута.
Перевозчик - это индивидуальный предприниматель или специализированное транспортное предприятие (организация), вне зависимости от организационно – правовых форм, имеющие в собственности или владении пассажирский транспорт и осуществляющие в соответствии с соглашением об организации маршрута общественные пассажирские перевозки, имеющие специальное разрешение (лицензию) на право осуществление деятельности по пассажирским перевозкам.
Пунктом 2.3 Правил предусмотрено, что соглашение об организации маршрутов заключается по результатам распределения маршрутов с организатором перевозок, которым является департамент транспорта администрации города Омска в соответствии с Положением о департаменте транспорта Администрации города Омска, утвержденным постановлением Мэра города Омска №397-п от 10.08.2005 «О департаменте транспорта Администрации города Омска».
Порядок распределения маршрутов между перевозчиками утверждается Омским городским Советом.
Решением Омского городского Совета №199 от 21.07.2004 года утвержден Порядок распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске.
В соответствии с пунктом 1.5 данного Порядка соглашение об организации маршрута заключается с перевозчиком, признанным победителем по итогам конкурса.
Как установлено судом, предприниматель ФИО1 не являлся победителем конкурса распределения маршрутов пассажирского транспорта, соглашение об организации маршрута департаментом транспорта Администрации города Омска, как организатором перевозок, с ним не заключалось, следовательно, основания для размещения информации о маршруте у него отсутствовали вообще.
По мнению суда, такое нарушение правил организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области как размещение информации о маршруте, не соответствующей правовому акту Мэра города Омска об утверждении маршрута предполагает наличие у перевозчика права на размещение такой информации вообще, что в данном случае отсутствовало. Предприниматель ФИО1 не может быть привлечен в ответственности за осуществление перевозки с размещением информации о маршруте, не соответствующей правовому акту Мэра города Омска об утверждении маршрута, поскольку подобная информация в силу действующего законодательства может быть размещена на транспортном средстве только при наличии заключенного соглашения об организации маршрута, что в данном случае отсутствовало. Предприниматель ФИО1 не отвечает понятию «перевозчик», данному в п.1.2 Правил организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, а его деятельность данному в этом же пункте Правил понятию «таксомоторные перевозки маршрутными таксомоторами» в виду отсутствия у него соглашения на организацию маршрута.
Суд не принимает возражения заявителя относительно отсутствия у органов местного самоуправления прав по установлению порядка распределения маршрутов пассажирского транспорта на территории города Омска, поскольку данное право проистекает из Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Устава города Омска, решения Омского городского Совета от 18.06.03 №61 «Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения в городе Омске».
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Суд считает указанные выше обстоятельства безусловными основаниями для признания постановления о назначении административного наказания незаконным и его отмены.
Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд именем Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Требование индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить полностью.
Признать незаконным и отменить полностью постановление № ЛТР-1742-08 по делу об административном правонарушении, вынесенное 31.07.2008 Административной комиссией Ленинского административного округа города Омска при Министерстве государственно-правового развития Омской области, которым индивидуальный предприниматель ФИО1 (дата рождения 21.05.1960; место рождения: Молдова; адрес регистрации: <...>; водительское удостоверение 55 ВА 199179) привлечен к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 25 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 300 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в течение указанного срока путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Г.В. Стрелкова