АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск 07 декабря 2020 года | № дела А46-17009/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышева В.И. при ведении протокола судебного заседании секретарем судебного заседания Корниенко Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии о признании решения от 18.09.2020 № КУВД-001/2020-6313473/3 о признании отказа в государственном кадастровом учёте в отношении помещения с кадастровым номером 55:36:040117:4862 незаконным,
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 17.10.2019;
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 16.03.2020,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – заинтересованного лицо, Управление), в котором просил признать решение (уведомление) от 18.09.2020 № КУВД-001/2020-6313473/3 об отказе государственного кадастрового учёта в отношении помещения с кадастровым номером 55:36:040117:4862, расположенного по адресу: <...>, ком.1П, незаконным и обязании осуществить кадастровый учёт.
Заявитель требования в судебном заседании поддержал в полном объёме.
Заинтересованное лицо поддержало позицию, изложенную в отзыве.
Оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Легалайз», являющегося собственником второго помещения в здании с кадастровым номером 55:36:040104:558, суд не усмотрел, так как суду не представлено доказательств обращения названного Общества в регистрирующих орган с соответствующим заявлением, а предметом спора является именно отказ предпринимателю и в отношении кадастрового учета его отдельного объекта недвижимости.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя и заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.
09.06.2020 в Управление через филиал бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился ФИО1 с заявлением о государственном кадастровом учёте в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 55:36:040117:4862.
С заявлением представлен технический план помещения, подготовленный 18.11.2019 в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о нежилом помещении с кадастровым номером: 55:36:040117:4862, расположенном по адресу: Омская область, г Омск, Центральный административный округ, ул. Ленина, д.9, пом.1П (далее-Технический план). Технический план подготовлен для уточнения площади помещения. В площадь помещения 1П включены: эксплуатируемый чердак и техническое подполье - ранее не обозначенные в помещении 1П. Общая площадь помещения составила 149,4 кв.м.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) нежилое помещение 1П с кадастровым номером 55:36:040117:4862 поставлено на государственный кадастровый учёт 23.06.2017 на основании технического плана подготовленного на основании декларации 08.06.2017 кадастровым инженером ФИО4, для постановки на государственный кадастровый учёт нежилых помещений 1П и 2П в нежилом здании с кадастровым номером 55:36:040104:558.
ЕГРН содержит сведения о праве собственности заявителя на нежилое помещение с кадастровым номером 55:36:040117:4862, общей площадью 50,6 кв.м., расположенное в одноэтажном здании с кадастровым номером 55:36:040104:558, общая площадь которого составляет 99,6 кв.м.
Уведомлением от 18.09.2020 № КУВД-001/2020-6313473/3 заявителю было отказано в государственном кадастровом учёте в отношении спорного помещения.
Полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы ИП ФИО1, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По положениям части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учёту согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН регулируются указанным законом.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона о регистрации).
В силу части 1 статьи 8 указанного Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, при проведении правовой экспертизы документов регистрирующим органом было выявлено, что сведения о здании с кадастровым номером 55:36:040104:558, расположенном по адресу: <...> литера Б, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании копии технического паспорта нежилого строения с инвентарным номером 610030, составленного по состоянию на 22.10.2008, переданной в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области в рамках исполнения государственного контракта от 07.12.2011 № 165-Д «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учёту зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (III этап)».
Из технического паспорта следует, что здание с кадастровым номером 55:36:040104:558 является одноэтажным и его площадь составляет 99.80 кв.м и состоит только из помещений первого этажа. Помещения чердака и технического подполья в общую площадь здания не включены.
Как отмечает заинтересованное лицо, согласно делу правоустанавливающих документов здание, расположенное по адресу: <...>, литера Б, пристроено к объекту культурного наследия народов РФ регионального значения «Торговый дом ФИО5», кон. 1870, расположенного по адресу: <...>.
По мнению Управления, собственником помещений здания, расположенного по адресу: <...>, литера Б, проведены строительные работы, непосредственно затрагивающие восточный фасад объекта культурного наследия, на которые требуется согласование в порядке статьи 45 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» (далее - Закон об объектах культурного наследия), поскольку непосредственно соприкосновение с восточным фасадом объекта культурного наследия требует проведения работ по его сохранению в установленном порядке (именно на фасаде объекта культурного наследия).
Управление в обоснование своей позиции ссылается на то, что в процессе возведения мансарды причинён вред восточному фасаду объекта культурного наследия (Письмо Министерства культуры Омской области от 27.07.2018 № 5716).
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, является реконструкцией объекта. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.1 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пунктам 4, 4.1 части 17 статьи 51 ГрК РФ разрешение на реконструкцию не требуется для изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, в данном случае с соблюдением требований Закона об объектах культурного наследия.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, оставляя постановлением от 22.09.2020 N Ф04-271/2019без изменения постановление апелляционной инстанции по делу № А46-22717/2017 по исковому заявлению Министерства культуры Омской области к обществу с ограниченной ответственностью «Легалайз» и индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконными действий по возведению надстройки на здании, обязании произвести демонтаж элементов мансардного этажа, расположенного по адресу: <...>, литера Б, кадастровый номер 55:36:040104:558, в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения "Торговый дом ФИО5", кон. 1870 гг., исходил из доказанности расположения здания ответчиков на территории указанного объекта культурного наследия и осуществления ответчиками его реконструкции в отсутствие разрешения на строительство, что нарушает требования статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и на основании пункта 1 статьи 222 ГК РФ свидетельствует о самовольном строительстве.
В рамках дела № А46-22717/2017 судами нескольких инстанций подтверждено проведение, в том числе, ИП ФИО1 реконструкции здания с кадастровым номером 55:36:040104:558, в котором располагается нежилое помещение заявителя по настоящему делу с кадастровым номером 55:36:040117:4862.
Согласно абзацу 10 пункту 20 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» сведения о помещении, за исключением, сведений о площади помещения и об их местоположении в пределах этажей здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки жилого помещения.
Из части 1 статьи 21 Закона о регистрации следует, что документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
В силу части 6 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учёт помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учётом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учёт. Заявление о государственном учёте объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:040104:558 в орган регистрации прав не поступало.
Суд соглашается с доводами заинтересованного лица, о том, что осуществление государственного кадастрового учёта изменений на основании представленного технического плана от 18.11.2019 повлечёт возникновение права собственности на эксплуатируемый чердак и техническое подполье, существенно изменит ранее содержащиеся в кадастре характеристики объекта (этажность, площадь), что противоречит части 3 статьи 61 Закона с учётом представленного заявителем пакета документов для регистрации, так как имеющиеся в реестровом деле правоустанавливающие документы не подтверждают наличие права собственности заявителя на эксплуатируемый чердак и техническое подполье.
Таким образом, представленный Технический план, подготовленный на основании Декларации, не соответствует требованиям действующего законодательства, а доводы предпринимателя о том, что им лишь предлагается поставить на учёт объект в изначальных характеристиках, не опровергают изложенные выше выводы с учётом имеющихся в кадастре сведений об объекте (площадь всего объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:040104:558, помещения в котором принадлежали предпринимателю и ООО «Легалайз», зафиксирована в размере 99, 8 кв.м., в то время как предприниматель просит поставить на учёт принадлежащую ему на праве собственности часть данного объекта - помещения 1П с кадастровым номером: 55:36:040117:4862, включив в площадь эксплуатируемый чердак и техническое подполье - ранее не обозначенные в помещении 1П, общей площадью помещения - 149,4 кв.м, изменив при этом этажность объекта недвижимости и включенные в объект помещения).
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд (город Омск). Вступившее в законную силу решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.И. Чернышев