АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск ноября 2021 года | № дела А46-17035/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Пермякова Владимира Владимировича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паничкиной М.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Омской области по адресу: <...>,
дело по заявлению Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Знаменского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «РЕСУРС» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании возвратить имущество в натуре,
При участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1 по доверенности от 19.10.2021, паспорт,
от ответчика – ФИО2, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Знаменского муниципального района Омской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «РЕСУРС» (далее - ООО «РЕСУРС», Общество, ответчик) об обязании возвратить в натуре следующие котлы:
- котел водогрейный КВЖ-0,3;
- котел водогрейный КВЖ-0,2, котел водогрейный КВЖ 0,3;
- котел водогрейный КВВ-0,1;
- котел водогрейный КВР-0,63-95 стм (2 шт);
- котел водогрейный(2 шт);
- котел водогрейный КВР-0,63;
- котел водогрейный КВВ-1,0.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика требования не признал, указав, что два котла были возвращены во владении истца, остальные котлы были заменены на новые, демонтированные котлы были сданы на лом, в натуре их не существует.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
07 декабря 2016 года Знаменский муниципальный район Омской области, в лице Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом, в лице председателя комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Знаменского муниципального района Омской области, действующего на основании Устава, и Общество с ограниченной ответственностью «Ресурс», в лице директора ФИО3, заключили концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения.
Согласно п. 7 указанного концессионного соглашения, Концедент обязан предоставить Концессионеру во временное владение и пользование имущество, которое образует единое целое с объектом Соглашения и (или) предназначено для использования по общему назначению с объектом Соглашения, в целях осуществления Концедент гарантирует, что он является собственником иного имущества, права владения и пользования которым передаются Концессионеру в соответствии с Соглашением. Недвижимое имущество, входящее в состав иного имущества, принадлежит Концеденту на праве собственности. Сроки владения и пользования Концессионером иным имуществом не могут превышать срок действия настоящего Соглашения. Обязанность Концедента по передаче Концессионеру прав владения и пользования на недвижимое имущество, входящее в состав иного имущества, зарегистрированных в установленном порядке, считается исполненной со дня государственной регистрации указанных прав Концессионера. В случае отсутствия государственной регистрации прав Концедента на иное имущество, указанная обязанность считается исполненной с момента подписания акта приема-передачи. Обязанность Концедента по передаче Концессионеру прав владения и пользования движимым имуществом, входящим в состав иного имущества, считается исполненной после принятия этого имущества Концессионером и подписания Сторонами акта приема-передачи.
12.05.2021 в адрес Администрации Знаменского муниципального района Омской области поступило уведомление о расторжении концессионного соглашения, которым ООО «Ресурс», как Концедент концессионного соглашения, уведомляет о расторжении концессионного соглашения от 07.12.2016.
15.06.2021 Комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом Знаменского муниципального района Омской области и ООО «Ресурс» был составлен Акт приема объектов теплоснабжения, который выявил несоответствие принимаемых объектов теплоснабжения приложению № 4 к Концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения от 07.12.2016, а именно:
- в здании котельной, расположенной по адресу: <...> отсутствовал котел водогрейный КВЖ-0,3;
- в здании котельной, расположенной по адресу: <...> отсутствовали котел водогрейный КВЖ-0,2, котел водогрейный КВЖ 0,3;
- в здании котельной, расположенной по адресу: <...> отсутствовал котел водогрейный КВВ-0,1;
- в здании котельной, расположенной по адресу: <...> отсутствовал котел водогрейный КВР-0,63-95 стм (2 шт);
- в здании котельной, расположенной по адресу: <...> отсутствовал котел водогрейный(2 шт);
- в здании котельной, расположенной по адресу: <...> отсутствовал котел водогрейный КВР-0,63;
- в здании котельной, расположенной по адресу: Омская область, Знаменский район, с. Знаменское, туп. Больничный, д. 10, литера Т, С отсутствовал котел водогрейный КВВ-1,0.
26.07.2021 Администрацией Знаменского муниципального района Омской области в лице Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом в адрес ООО «Ресурс» была направлена досудебная претензия с требованием о возмещении отсутствующего при передаче имущества (котлов).
На указанную претензию ООО «Ресурс» направил возражения в адрес Администрации Знаменского муниципального района Омской области, пояснив, что демонтированные котлы сданы им как негабаритный лом.
Согласно концессионного соглашения, заключенного между Комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Знаменского муниципального района Омской области и ООО «Ресурс», и положений ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество). В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения.
Таким образом, по мнению истца, ООО «Ресурс» воли собственника имущества, указанных ранее котлов. Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Знаменского муниципального района Омской области, в отношении дальнейшей судьбы котлов не спрашивал, распорядился указанными котлами без ведома Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Знаменского муниципального района Омской области.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящими требованиями об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд находит требования истца подлежащими отказу в удовлетворении, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (виндикационный иск).
Согласно позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановления, изложенной в пункте 36 совместного постановления № 10/ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
В предмет доказывания по настоящему делу входит выяснение следующих обстоятельств: является ли истец собственником (или законным владельцем) истребуемого имущества; наличие индивидуально-определенных признаков спорного имущества, позволяющих его идентифицировать; нахождение истребуемого имущества в фактическом незаконном владении ответчика.
Удовлетворение виндикационного иска возможно только при наличии совокупности перечисленных обстоятельств.
На основании части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, между ООО«Ресурс» и Истцом было заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения от 07.12.2016г., согласно условиям которого Концессионер (ООО«Ресурс») обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II данного Соглашения (далее - объект Соглашения), право собственности на которое и принадлежит Концеденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии, предоставление услуг теплоснабжения населению и иным потребителям с использованием объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Таким образом, одной из основных целей заключения концессионного соглашения является реконструкция объекта концессионного соглашения.
Проведение работ по реконструкции в рамках указанного концессионного соглашения (пункт 2 концессионного соглашения) предусматривает проведение следующих работ:
- замена сетевых насосов (2 насоса по 7,5 кВт на 2 насоса по 4 кВт).
Иных работ по реконструкции в рамках указанного концессионного соглашения сторонами не предусмотрено и не согласовано.
Раздел 7 соглашения распространяется на мероприятия по техническому перевооружению по смыслу концессионного соглашения - то есть на замену двух сетевых насосов.
Обязанность по передаче иного оборудования соглашением не урегулирован, демонтированные котлы были сданы ответчиком как негабаритный лом.
Как следует из искового заявления, истцом предъявлены требования об обязании возвратить следующее имущество:
- котел водогрейный КВЖ-0,3 (здание котельной по адресу: <...>);
- котел водогрейный КВЖ-0,2, котел водогрейный КВЖ-0,3 (здание котельной по адресу: <...>);
- котел водогрейный КВВ-0,1 (здание котельной по адресу: <...>);
- котел водогрейный КВР-0,63-95 стм (2 шт) (здание котельной по адресу: <...>);
- котел водогрейный (2 шт) (здание котельной по адресу: <...>);
- котел водогрейный КВР-0,63 (здание котельной по адресу: <...>);
- котел водогрейный КВВ-1,0 (здание котельной по адресу: Омская область, Знаменский район, с. Знаменское, туп. Больничный, д. 10 лит. Т, С).
Однако, согласно Акту приема объектов теплоснабжения от 15.06.2021г., являющегося приложением к Соглашению от 04.06.2021г. о расторжении к концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения от 07.12.2016г., Ответчиком Истцу переданы в том числе:
- котел водогрейный 1СВР-0,63 (здание котельной по адресу: <...>);
- котел водогрейный КВВ-1,0 (здание котельной по адресу: Омская область, Знаменский район, с. Знаменское, туп. Больничный, д. 10 лит. Т, С) в наличии, переставлен на котельную <...> ЮТ.
Таким образом, данные требования не подлежат удовлетворению, так как имущество не выбыло из владения Истца.
В отношении объекта котел водогрейный КВВ-0,1 (здание котельной по адресу: <...>), ответчик указал, что данная котельная была передана Ответчику с 2-мя котлами водогрейными КВВ-0,1, далее на эту котельную был перемещен котел водогрейный КВВ-1,0 из котельной по адресу: Омская область, Знаменский район, с. Знаменское, туп. Больничный, д. 10 лит. Т, С.Сейчас в наличии на котельной 2 котла водогрейных КВВ-0,1, 3-й котел был демонтирован для дальнейшей замены котла, однако Истец новый котел для замены так и не передал Ответчику.
В отношении нижеуказанных объектов:
- котел водогрейный КВЖ-0,3 (здание котельной по адресу: <...>);
- котел водогрейный КВЖ-0,2, котел водогрейный КВЖ-0,3 (здание котельной по адресу: <...>);
- котел водогрейный КВР-0,63-95 стм (2 шт) (здание котельной по адресу: <...>);
- котел водогрейный (2 шт) (здание котельной по адресу: <...>);
ответчиком указано, что данные котлы были заменены на другие, что отражено в Акте приема объектов теплоснабжения от 15.06.2021г.
Демонтированные котлы были сданы как лом и отходы черных металлов, то есть в натуре котлов не существует. При демонтаже котлов они демонтируются по частям, старые демонтированные котлы включают в себя части, которые не принимают как лом черного металла (например, кирпичная кладка, засоренные детали и т.п).
С учетом отсутствия данных котлов в натуре, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о возврате в натуре данных котлов.
Так, п унктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Соответственно, с помощью виндикационного иска может быть истребовано индивидуально определенное имущество (вещь), имеющееся у незаконного владельца в натуре (Определение Верховного Суда РФ от 11.02.2014 N 4-КГ13-35).
Однако, в настоящем случае, суд, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу о недоказанности факта нахождения спорного имущества во владении ответчика.
Согласно пояснениями представителя ответчика, в настоящее время часть объектов возвращены истцу, оставшаяся часть котлов была демонтирована, котлы были сданы как лом и отходы черных металлов, то есть в натуре котлов не существует
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Знаменского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «РЕСУРС» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании возвратить в натуре следующие котлы:
- котел водогрейный КВЖ-0,3;
- котел водогрейный КВЖ-0,2, котел водогрейный КВЖ 0,3;
- котел водогрейный КВВ-0,1;
- котел водогрейный КВР-0,63-95 стм (2 шт);
- котел водогрейный(2 шт);
- котел водогрейный КВР-0,63;
- котел водогрейный КВВ-1,0,
отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.В. Пермяков