АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
2 марта 2012 года
дело № А46-17230/2011
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2012 года.
Мотивированное решение изготовлено 2 марта 2012 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Глазкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пачулия С.Р.,
рассмотрев 24.02.2012 в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВторметаллСибирь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Территориальному отделу надзорной деятельности Щербакульского района Омской области управления надзорной деятельности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным и отмене постановления № 96/97 от 26.10.2011,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился;
от заинтересованного лица – не явился.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ВторметаллСибирь» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «ВторметаллСибирь») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному отделу надзорной деятельности Щербакульского района Омской области управления надзорной деятельности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Шербакульского района по пожарному надзору Чернявского юрия Ивановича № 96/97 от 26.10.2011 о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВторметаллСибирь».
Заявитель и заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени разбирательства дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, вследствие чего дело рассмотрено без участия представителей заявителя и заинтересованного лица на основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что на основании распоряжения от 31.08.2011 № 192-65 о проведении плановой выездной проверки по контролю соблюдения обзательных требований пожарной безопасности в период с 14.09.2011 по 30.09.2011 с целью выполнения плана проведения плановых проверок управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области МЧС России на 2011 год в отношении ООО «ВторметаллСибирь», юридический адрес: <...> осуществляющего деятельность по адресу: <...> метров на север от северо-восточной границы земельного участка Шербакульского района, в ходе которой 29.09.2011 установлены нарушения: требований норм пожарной безопасности: пункта 14, пункта 9 таблицы 1, пункта 38 таблицы 3 норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315; пункта 5.1, пункта 20 таблицы 2 норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)», утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323; пункта 6 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно в здании вагона - бытовки, состоящего из двух этажей помещения не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации; здание вагона - бытовки не оснащено системой оповещения людей о пожаре; в помещениях второго этажа вагона - бытовки, разводка кабеля от счетчика электрической энергии до потребителей проложена открыто.
По результатам означенной проверки составлены акт проверки от 30.09.2011 № 192-65, протокол об административном правонарушении от 30.09.2011 № 97 по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), протокол об административном правонарушении от 18.10.2011 № 96, по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
На основании указанных протоколов административным органом 26.10.2011 принято оспариваемое постановление о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, которым ООО «ВторметаллСибирь» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 20.4. КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Не согласившись с означенным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, ООО «ВторметаллСибирь» обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Суд находит заявленное обществом требование не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В силу пункта 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно подпункту 5 пункта 7 указанного Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, осуществление деятельности по защите населения и территорий от пожаров является одной из основных задач МЧС России.
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему иные органы, в частности Государственную противопожарную службу (пункт 3 названного Положения).
Последовательность и сроки действий государственных инспекторов противопожарной службы (административные процедуры) по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением, в том числе организациями, установленных требований пожарной безопасности определяет Административный регламент, утвержденный приказом МЧС России от 01.10.2007 № 517.
В пункте 4 указанного Административного регламента установлено, что мероприятия по надзору проводятся на территориях, технологических установках, оборудовании, агрегатах, в зданиях, сооружениях, в отношении изделий, продукции и иного имущества, для которых установлены требования пожарной безопасности (объекты надзора).
Порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению и пересмотру дел об административных правонарушениях регламентирован КоАП РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Следовательно, если при проведении обследований подконтрольных объектов надзора в соответствии с установленными задачами и функциями инспекторы противопожарной службы (ОГПН) выявят нарушения требований пожарной безопасности, они вправе привлечь виновных лиц к административной ответственности и выдать им обязательные для исполнения предписания.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, а именно руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313.
Пункт 3 ППБ 01-03 устанавливает, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В рассматриваемом случае, из материалов дела следует, что ООО «ВторметаллСибирь» осуществляет деятельность на территории по адресу: <...> метров на север от северо-восточной границы земельного участка Шербакульского района, в том числе в здании вагона - бытовки, состоящего из двух этажей помещения.
Таким образом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в здании вагона – бытовки, расположенном на указанной выше территории, является ООО «ВторметаллСибирь».
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ).
Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения вышеуказанной проверки в отношении ООО «ВторметаллСибирь», осуществляющего деятельность по адресу: <...> метров на север от северо-восточной границы земельного участка Шербакульского района, 29.09.2011 установлены нарушения: требований норм пожарной безопасности: пункта 14, пункта 9 таблицы 1, пункта 38 таблицы 3 норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315; пункта 5.1, пункта 20 таблицы 2 норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)», утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323; пункта 6 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно в здании вагона - бытовки, состоящего из двух этажей помещения не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации; здание вагона - бытовки не оснащено системой оповещения людей о пожаре; в помещениях второго этажа вагона - бытовки, разводка кабеля от счетчика электрической энергии до потребителей проложена открыто.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, протоколом осмотра от 29.09.2011 по адресу <...> метров на север от северо-восточной границы земельного участка Шербакульского района, актом проверки от 30.09.2011 № 192-65, протокол об административном правонарушении от 30.09.2011 № 97, протокол об административном правонарушении от 18.10.2011 № 96.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательств того, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду представлено не было.
Поскольку из материалов дела следует, что ООО «ВторметаллСибирь», являющимся ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в здании вагона - бытовки, расположенного по означенному адресу, были допущены вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, суд убежден, что административный орган, в рассматриваемом случае, при вынесении оспариваемого постановления пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя составов административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 3, 4 статьи 20.4. КоАП РФ.
Ссылка общества на договор аренды от 05.03.2009 № ВА-12 заключенный с открытым акционерным обществом «Омскметаллооптторг», судом не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 4.1 указанного договора срок аренды определен по 31.12.2009, при этом доказательств, подтверждающих продление срока действия указанного договора, заявителем в материалы дела представлено не было.
Доводы заявителя относительно нарушения административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении процедуры привлечения к административной ответственности, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что привлечение ООО «ВторметаллСибирь» к административной ответственности административным органом осуществлено в рамках полномочий, представленных КоАП РФ, с соблюдением срока и порядка привлечения к административной ответственности, а так же, что штраф назначен в минимальном размере, установленном санкциями частей 3, 4 статьи 20.4. КоАП РФ, суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановлении и удовлетворения заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «ВторметаллСибирь» к Территориальному отделу надзорной деятельности Щербакульского района Омской области управления надзорной деятельности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Шербакульского района по пожарному надзору Чернявского юрия Ивановича № 96/97 от 26.10.2011 о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВторметаллСибирь», отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (Восьмой арбитражный апелляционный суд, 644024, <...> Октября, д. 42). Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции (Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, 625010, <...>) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.
Судья О.В.Глазков