АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
06 февраля 2018 года
№ дела
А46-17670/2017
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31 января 2018 года.
В полном объёме решение изготовлено 06 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового СВ., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рейтер М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Сатурн» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Омской области об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу № АП-04-06/33-2017 от 04.09.2017, в заседании суда приняли участие:
от заявителя - ФИО1, по доверенности от 17.01.2018, личность удостоверена паспортом,
от заинтересованного лица - ФИО2. по доверенности от 09.01.2018, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Сатурн» (далее - заявитель, ПАО «Сатурн», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Омское УФАС России) № АП-04-06/33-2017 от 04.09.2017.
В открытом судебном заседании представитель заявителя требование поддержал, пояснив, что выявленное нарушение не является существенным, умысла в его совершении не имелось. Кроме того, обратил внимание суда, что общество уже привлечено к административной ответственности по одному из составов вмененного правонарушения.
Представитель заинтересованного лица указала на законность оспариваемого акта.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Уполномоченными должностными лицами Омского УФАС России по заявлению ПАО «МРСК Сибири» - филиала «Омскэнерго» (далее - «МРСК Сибири») в целях осуществления государственного контроля за соблюдением постановления Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (далее - Стандарты раскрытия информации). 08.08.2017 проведен осмотр официального сайта http://www.satum-omsk.ruПАО «Сатурн» на предмет соблюдения данным юридическим лицом Стандартов раскрытия информации, по результатам которого составлен акт осмотра сайта № 1 от 08.08.2017.
В пункте 1 Стандартов раскрытия информации указано, что данный документ в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статьями 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных Стандартами раскрытия информации случаях -предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии; являющимися обладателями такой информации.
Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации.
Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путём:
- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;
- опубликования в электронных средствах массовой информации;
- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;
- направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных пунктом 22(2) Стандартов раскрытие информации;
- опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети "Интернет", где информация размещается в полном объеме.
Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования. Субъекты рынков электрической энергии, осуществляющие деятельность в сферах деятельности субъекты естественных монополий, направляют указанную информацию также в Федеральную антимонопольную службу.
Фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода.
Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода.
Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов инфорхмации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года.
Любые изменения раскрытой информации (за исключением информации, отчетным периодом раскрытия которой являются час или сутки, и информации, предоставляемой по письменным запросам потребителей (заинтересованных лиц)) подлежат опубликованию субъектами рынков электрической энергии с даты принятия соответствующего решения в течение следующего периода времени:
- в официальных печатных изданиях - в течение 30 календарных дней;
- в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий - в течение 5 рабочих дней.
Субъекты рынков электрической энергии обязаны хранить раскрытую информацию в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.
Субъекты рынков электрической энергии ведут учет запросов информации, а также хранят копии отказов в предоставлении информации в течение 3 лет.
Субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 19.04.2016 № 28/15 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2016 год» (далее - Приказ РЭК Омской области от 19.04.2016 № 28/15) ПАО «Сатурн» был установлен единый тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям Омской области, что обязывает раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 29.12.2016 № 690/76 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2017 год» (далее -Приказ РЭК Омской области от 29Л 2.2016 № 690/76) ПАО «Сатурн»» был также установлен единый тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям Омской области, что обязывает раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» оказание услуг по передаче электрической энергии отнесено к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, следовательно, в силу указанного закона ПАО «Сатурн» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии.
По результатам проведенной проверки установлено, что на официальном сайте ПАО «Сатурн» - http://www. saturn-omsk.ru отсутствует следующая информация:
1) о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;
2) о прогнозных сведениях о расходах за технологическое присоединение на очередной календарный год - для территориальных сетевых организаций;
3) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию;
4) о балансе электрической энергии и мощности;
5) об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;
6) об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;
7) о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования;
8) о затратах на оплату потерь;
9) о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;
10) об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; 11) о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;
12) о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;
13) о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;
14) о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании;
15) о техническом состоянии сетей;
16) о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению;
17) об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;
18) о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания напряжением 35 кВ и выше;
19) о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам напряжением ниже 35 кВ с дифференциацией по всем уровням напряжения;
20) о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация);
21) о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, в разбивке по уровням напряжения;
22) об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу (далее проект инвестиционной программы) и обосновывающих ее материалах;
23) об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах;
24) перечни инвестиционных проектов на период реализации инвестиционной программы (проекта, инвестиционной программы), реализуемых с использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены тарифы);
25) краткое описание инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) по основным направлениям инвестиционных проектов;
26) план финансирования и освоения капитальных вложений по инвестиционным проектам в отношении каждого года периода реализации инвестиционной программы;
27) результаты, расчетов объемов финансовых потребностей, необходимых для строительства объектов электроэнергетики, выполненных в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики;
28) план ввода основных средств в натуральном и стоимостном выражении с разделением по инвестиционным проектам;
29) финансовый план субъекта электроэнергетики, составленный на период реализации инвестиционной программы; 0) перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых инвестиционной программой (проектом инвестиционной программы) организации по управлению единой национальной (общероссийской);
31) паспорта инвестиционных проектов, предусмотренных инвестиционной программой (проектом инвестиционной программы), содержащие информацию, предусмотренную пунктом 10 настоящего документа;
32) значения целевых показателей для целей формирования инвестиционной программы, установленные в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации;
33) материалы, обосновывающие стоимость инвестиционных проектов, предусмотренных инвестиционной программой (проектом инвестиционной программы), в том числе пояснительную записку, сметные расчеты и иные документы и расчеты, которые, по мнению сетевой организации, могут служить обоснованием стоимости указанных инвестиционных проектов;
34) программу научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ на период\ реализации инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) с распределением по годам и описанием содержания работ (при наличии таковой);
35) копия решения об одобрении проекта инвестиционной программы советом;
36) программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (для организаций, которые в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности утверждают и реализовывают программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности);
37) заключения (отчеты) по результатам проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов строительства объектов электроэнергетики в случаях, если получение таких заключений (отчетов) является обязательным:
38) заключение по результатам проведения технологического и ценового аудита инвестиционной программы;
39) информацию о наличии у сетевой организации предусмотренных законодательством Российской Федерации о приватизации инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, а также об условиях таких обязательств;
40) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию: о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов); - о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок;
41) о паспортах услуг (процессов) согласно единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций. Под паспортом услуги (процесса) понимается документ, содержащий систематизированную в хронологическом порядке информацию об этапах и сроках оказываемой потребителям услуги (осуществляемого процесса), порядок определения стоимости (если законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за исполнение услуги (процесса), а так же описание результата с указанием нормативных правовых актов, регламентирующих оказание соответствующей услуги (осуществление процесса);
42) об объеме и стоимости электрической энергии (мощности) за расчетный период, приобретенной по каждому договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенному с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии, осуществляющим производство электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданным советом рынка, с указанием наименования ' такого производителя;
43) о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации.
Таким образом, на официальном сайте ПАО «Сатурн» в сети Интернет но адресу -
в нарушение Стандартов раскрытия информации общество нераскрыло необходимую информацию в полном объеме и в установленные сроки, темсамым не был обеспечен свободный доступ к информации о своей деятельности всоответствии со Стандартами раскрытия информации.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 22.08.2017 уполномоченным должностным лицом Омского УФАС России протокола об административном правонарушении № АП-04-06/33-2017 в отношении юридического лица ~ ПАО «Сатурн» по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее в том числе -- КоАП РФ).
04.09.2017 административным органом но результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено постановление, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Считая, что размер административного штрафа является чрезмерно суровым, ПАО «Сатурн» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в части в силу следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения а также причины условия совершенияадминистративного правонарушения.
Согласно статье 26.2 названного кодекса доказательствами по делу обадминистративном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган; принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности.
Согласно статье 8.1 Федерального закона от 7.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» Стандарты раскрытия информации должны обеспечивать:
- доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц, включая особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети «Интернет»;
- прозрачность деятельности субъектов естественных монополий при производстве регулируемых товаров (выполнении работ, оказании услуг);
- открытость регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
публичность условий реализации регулируемых товаров (работ, услуг) для потребителей (цена, качество, доступность, надежность);
- неограниченность доступа потребителей к регулируемым товарам (работам, услугам);
-публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ).
Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Стандарты раскрытия информации должны содержать состав информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и порядок предоставления такой информации.
В соответствии со стандартами раскрытия информации, уполномоченные в установленном порядке Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, учитывая отраслевые, технологические, структурные, географические и другие особенности деятельности субъектов естественных монополий, вправе утверждать:
- формы, сроки и периодичность предоставления субъектами естественных монополий информации, подлежащей свободному доступу;
- правила заполнения утвержденных в установленном порядке форм конкретными субъектами естественных монополий и (или) их группами (категориями).
В соответствии со статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергииустановленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации но письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у пего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которые установлена его вина.
Установление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение Стандартов раскрытия информации свидетельствует о наличии угрозы охраняемым общественным правоотношениям, в том числе и в случае, если не была размещена информация, подлежащая раскрытию, по какому-то одному из пунктов/подпунктов Стандартов раскрытия информации.
ПАО «Сатурн», как коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, имеющая тариф на передачу электрической энергии, обязана опубликовывать информацию в соответствии со Стандартами, независимо от того является ли доход от оказания услуг по передаче основным видом деятельности или нет.
Вина ПАО «Сатурн» в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Выявленные нарушения произошли по вине ПАО «Сатурн» из-за непринятия соответствующих мер по обеспечению соблюдения законодательства РФ со стороны ПАО «Сатурн», у которого имелись все возможности для соблюдения требований законодательства Российской Федерации по размещению стандартов раскрытия информации.
Факт наличия указанного нарушения, а также вина ПАО «Сатурн» в его совершении судом установлены, Обществом по существу не оспариваются, подтверждаются взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств и свидетельствует о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдена.
Срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
При этом суд учитывает довод заявителя о повторности вмененного состава правонарушения за несоблюдение требований Стандартов по размещению информации предусмотренных подпунктом «а» пункта 11, ввиду чего, полагает необходимымисключить данный эпизод из состава вмененного правонарушения.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что имеются основания для изменения вынесенного постановления в части назначенного обществу наказания.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения азначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в статью 4.1 КоАП РФ введена часть 3.2, предусматривающая, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных характером совершенного административногоправонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по- делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей,
Таким образом, основными критериями при рассмотрении указанного вопроса согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ являются характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
При решении вопроса о наличии оснований для снижения размера штрафа ниже минимального размера надлежит учитывать ряд обстоятельств, в том числе характер административного правонарушения, степень и форму вины нарушителя, наступившие последствия; постделиктное поведение лица (пункты 1 - 7 части 1 статьи 4.2. КоАП РФ); реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Все указанные обстоятельства должны быть оценены в совокупности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 4-П от 25.02.2014, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемо го административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму. федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, их применение не влекло за собой избыточного использованияадминистративного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Между тем в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей обеспечение' индивидуального, учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Именно во исполнение указанных положений постановления Конституционного суда Российской Федерации № 4-П внесены соответствующие изменения в КоАП РФ, позволяющие в отдельных исключительных случаях снижать размер применяемого административного штрафа ниже низшего предела. При этом в качестве критерия возможности применения указанного порядка федеральным законодателем указано на размер применяемого штрафа в качестве минимального - не менее 100 000 руб. В рассматриваемом случае - минимальный размер штрафа, применяемый за выявленное нарушение составляет - 200 000 руб., что превышает критерий, установленный законодателем.
При таких обстоятельствах назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200 000 руб., в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.15 КоАП РФ, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учётом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
Применяя указанное положение, суд учитывает обстоятельства, связанные с социальной значимостью услуг в сфере электроэнергетики, необходимостью непрерывного их осуществления, кроме того, суд учитывает, что в ходе рассмотрения дела должностным лицом установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность заявителя в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ: совершение впервые административного правонарушения и добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области подлежит признанию недействительным, в части, превышающей назначения наказания в сумме 100 000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление публичного акционерного общества «Сатурн» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области № АП-04-06/33-2017 от 04.09.2017 в части назначения публичному акционерному обществу «Сатурн» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере, превышающем 100 000 рублей.
В удовлетворении заявления публичного акционерного общества «Сатурн» в остальной части требований об оспаривании законности привлечения к административной ответственности отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в течение этого срока лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.В. Ярковой