ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-17724/16 от 01.02.2017 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

03 февраля 2017 года

№ дела

А46-17724/2016

Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2017 года, решение в полном объёме изготовлено 03 февраля 2017 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Голобородько Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кияшко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального предприятия города Омска «Пассажирсервис»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области

о признании незаконным бездействия,

в заседании суда приняли участие:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 05.05.2015,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности № 227 от 29.12.2016,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное предприятие города Омска «Пассажирсервис» (далее по тексту – заявитель, МП города Омска «Пассажирсервис») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Омской области), выразившегося в возвращении документов без рассмотрения, и обязании Управления Росреестра по Омской области рассмотреть документы, представленные для государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества: нежилое помещение № 2П, КН/УН: 55:36:070401:19616, расположенный по адресу: <...>, и принять решение.

Определением Арбитражного суда Омской области по данному заявлению возбуждено производство по делу № А46-17724/2016.

Кроме того, МП города Омска «Пассажирсервис» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Росреестра по Омской области, выразившегося в возвращении документов без рассмотрения, и обязании Управления Росреестра по Омской области рассмотреть документы, представленные для государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества: нежилое помещение № 3П, КН/УН: 55:36:070401:21167, расположенный по адресу: <...>, и принять решение. По данному заявлению возбуждено производство по делу № А46-17725/2016.

Также МП города Омска «Пассажирсервис» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Росреестра по Омской области, выразившегося в возвращении документов без рассмотрения, и обязании Управления Росреестра по Омской области рассмотреть документы, представленные для государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества: нежилое помещение № 6П, КН/УН: 55:36:070401:21170, расположенный по адресу: <...>, и принять решение. По данному заявлению возбуждено производство по делу № А46-17726/2016.

Определением Арбитражного суда Омской области от 11.01.2017 дела №№ А46-17724/2016, А46-17725/2016, А46-17726/2016 объединены в одно производство для совместного их рассмотрения. Делу присвоен номер А46-17724/2016.

В судебном заседании 01.02.2017 представитель МП города Омска «Пассажирсервис» поддержал заявленные требования, сославшись на положения подпункта 8.1 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прекращения прав в связи с переходом права к новому правообладателю.

Управление Росреестра по Омской области в удовлетворении требований заявителя просило отказать, ссылаясь на то, что в тексте распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска указано на прекращение права хозяйственного ведения заявителя на спорные объекты недвижимого имущества. Согласно пункту 3 распоряжения Департамента спорные нежилые помещения на праве хозяйственного ведения закреплены за МП города Омска «Электрический транспорт».

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил, что за МП города Омска «Пассажирсервис» на праве хозяйственного ведения были закреплены следующие объекты недвижимого имущества: нежилое помещение 2П, общей площадью 11,2 кв.м, нежилое помещение 3П, общей площадью 15,0 кв.м, нежилое помещение 6П, общей площадью 8,8 кв.м, расположенными по адресу: <...>.

26.09.2016 департаментом имущественных отношений Администрации города Омска издано распоряжение № 2080, в пункте 1 которого указано на прекращение права хозяйственного ведения МП города Омска «Пассажирсервис» на следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: <...>: нежилое помещение 2П, общей площадью 11,2 кв.м, нежилое помещение 3П, общей площадью 15,0 кв.м, нежилое помещение 6П, общей площадью 8,8 кв.м.

В пункте 2 названного распоряжения МП города Омска «Пассажирсервис» предписано передать, а МП города Омска «Электрический транспорт» принять по акту приёма-передачи имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения.

Согласно пункту 3 распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска № 2080 от 26.09.2016 имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, закреплено на праве хозяйственного ведения за МП города Омска «Электрический транспорт».

В пункте 4 распоряжения № 2080 от 26.09.2016 департамент имущественных отношений Администрации города Омска указал на обязанность МП города Омска «Пассажирсервис» в течение трёх дней с момента подписания представить в департамент имущественных отношений Администрации города Омска акт приёма-передачи имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения; осуществить мероприятия, направленные на государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения на имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения.

Во исполнение указанного распоряжения 03.10.2016 МП города Омска «Пассажирсервис» представило в уполномоченный орган документы для государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на вышеперечисленные объекты.

Однако документы, представленные на государственную регистрацию, были возвращены Управлением Росреестра по Омской области заявителю без рассмотрения по причине отсутствия документа об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию (уведомления о возврате документов без рассмотрения №№ 55/205/003/2016-6081, 55/205/003/2016-6082, 55/205/003/2016-6083 от 18.10.2016).

Полагая, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для возвращения без рассмотрения представленных для государственной регистрации документов, МП города Омска «Пассажирсервис» обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

Суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявителем обжалуется бездействие Управление Росреестра по Омской области, выразившееся в возвращении документов, представленных МП города Омска «Пассажирсервис» для государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, без рассмотрения.

Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости в спорный период (октябрь 2016 года) был установлен Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации).

Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ).

В силу пункта 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

Согласно статье 11 Закона о государственной регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 4 статьи 16 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что, если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются. Такие документы по истечении десяти рабочих дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

Пунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта, юридическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 22 000 руб.

При этом пунктом 8.1 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ установлено, что государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества.

Таким образом, в случае изъятия собственником у правообладателя объекта недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, в связи с переходом права на это недвижимое имущество к новому правообладателю плательщиком государственной пошлины за государственную регистрацию возникновения права является новый правообладатель. В этом случае государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения бывшим правообладателем уплачиваться не должна.

Поскольку в рассматриваемом случае представителем собственника недвижимого имущества было прекращено право хозяйственного ведения МП города Омска «Пассажирсервис» на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <...>, и указанное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за другим лицом (МП города Омска «Электрический транспорт»), то есть имел место переход права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, у Управления Росреестра по Омской области отсутствовали основания для возвращения без рассмотрения представленных заявителем для государственной регистрации документов по причине отсутствия доказательств уплаты государственной пошлины.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание вышеизложенное, требования заявителя о признании незаконным бездействия Управления Росреестра по Омской области следует удовлетворить, обязав Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МП города Омска «Пассажирсервис».

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с удовлетворением требований заявителя расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб. 00 коп. следует отнести на Управление Росреестра по Омской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования муниципального предприятия города Омска «Пассажирсервис» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, выразившееся в возвращении без рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества:

- нежилое помещение № 2П, КН/УН 55:36:070401:19616,

- нежилое помещение № 3П, КН/УН 55:36:070401:21167,

- нежилое помещение № 6П, КН/УН 55:36:070401:21170, расположенные по адресу: <...>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области принять и рассмотреть документы, представленные для государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества:

- нежилое помещение № 2П, КН/УН 55:36:070401:19616,

- нежилое помещение № 3П, КН/УН 55:36:070401:21167,

- нежилое помещение № 6П, КН/УН 55:36:070401:21170, расположенные по адресу: <...>, по результатам рассмотрения документов принять соответствующее решение.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в пользу муниципального предприятия города Омска «Пассажирсервис» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб. 00 коп.

Решение в части признания незаконным бездействия государственного органа подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья Н.А.Голобородько