АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
05 мая 2019 года
№ дела
А46-17907/2018
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 апреля 2019 года. В полном объёме решение изготовлено 05 мая 2019 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рейтер М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Логистический и информационно-правовой центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Омской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановлений от 10.08.2018 № 10610000-486/2018 и № 10610000-496/2018, к Сибирской оперативной таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании решения от 24.09.2018 № 10614000/70ю/69Б и № 10614000/70ю/70Б, в заседании суда приняли участие:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 12.07.2018, личность удостоверена паспортом,
от Омской таможни – ФИО2, по доверенности от 09.01.2018, удостоверение;
от Сибирской оперативной таможни – ФИО3, по доверенности от 26.12.2018, удостоверение,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Логистический и информационно-правовой центр» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омской таможне об оспаривании постановлений от 10.08.2018 № 10610000-486/2018 и № 10610000-496/2018, к Сибирской оперативной таможне об оспаривании решения от 24.09.2018 № 10614000/70ю/69Б и № 10614000/70ю/70Б.
Определением от 19.10.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, однако, определением от 17.12.2018 суд перешел к рассмотрению заявления по общим правилам административного производства.
В открытом судебном заседании представитель заявителя требование поддержал.
Представители заинтересованных лиц указали на законность оспариваемых актов, изложив доводы в письменных возражениях.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
01.02.2017 между ООО «АРМА» (Россия) и фирмой ZHANGZHOU JIEDAYUAN TRADE СО (Китай) заключен контракт № OL201702, предметом которого являлась поставка трубопроводной арматуры.
Декларирование товаров, ввозимых в адрес ООО «АРМА» во исполнение условий заключенного контракта от 01.02.2017 № OL201702, осуществлялось таможенным представителем - юридическим лицом ООО «ЛИПЦ» (свидетельство таможенного представителя от 28.05.2012 № 0451/01) в рамках договора на оказание услуг по таможенному оформлению от 07.04.2017 № 2017-107/2480.
С целью таможенного декларирования и выпуска для внутреннего потребления ввезенных товаров обществом 18.05.2018 на Омский таможенный пост (ЦЭД) Омской таможни подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10610080/180518/0008689, в которой, помимо прочих, заявлен товар:
- товар № 2 «клапаны запорные из стали как запорные устройства на трубопроводах нефтегазовой отрасли промышленности для транспортировки жидких и газообразных сред, гражданского назначения: Клапан, сталь 20 л (масса не менее 65 кг) - 5 шт. Изготовитель: ZHANGZHOU JIEDAYUAN TRADE СО, LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ. Артикул: 15С22НЖДУ150РУ40. Товар классифицирован в подсубпозиции 8481807399 ТН ВЭД ЕАЭС. Страна происхождения и отправления: КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА.
- товар № 3 «затворы дисковые поворотные для систем промышленного водоснабжения, для труб систем транспортировки технической воды (не для хозяйственно-питьевого водоснабжения), гражданского назначения:
1. затвор стальной межфланцевый с симметричным диском под привод тип Б, сталь 20Л, уплотнение ЕPDM (масса не менее 193 кг), производитель: ZHANGZHOU JIEDAYUAN TRADE СО, LTD, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: 32С910Р ДУ600 РУ10, количество: 2 шт.;
2. затвор стальной межфланцевый с симметричным диском с редуктором, сталь 20л, уплотнение ЕPDM (масса не менее 300,25 кг), производитель: ZHANGZHOU JIEDAYUAN TRADE СО, LTD, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: 32С310Р ДУ700 РУ10, количество: 4 шт.;
3. затвор стальной межфланцевый с симметричным диском по привод тип А, сталь 20л, уплотнение ЕPDM (масса не менее 66 кг), производитель: ZHANGZHOU JIEDAYUAN TRADE СО, LTD, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: 32С910Р ДУ400 РУ10, количество: 2 шт.;
4. затвор стальной межфланцевый запорный с симметричным диском с редуктором, сталь 20л, уплотнение ЕPDM (масса не менее 465 кг), производитель: ZHANGZHOU JIEDAYUAN TRADE СО, LTD, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: 32С310Р ДУ900 РУ10, количество: 4 шт.;
5. затвор стальной фланцевый с симметричным диском с редуктором, сталь 20л, уплотнение ЕPDM (масса не менее 13 кг), производитель: ZHANGZHOU JIEDAYUAN TRADE СО, LTD, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: 32С316Р ДУ100 РУ16, количество: 2 шт.;
6. затвор стальной под приварку с двойным эксцентриком под привод тип Б, сталь 20л, уплотнение ЕPDM (масса не менее 366 кг), производитель: ZHANGZHOU JIEDAYUAN TRADE СО, LTD, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: 32С930Р ДУ600 РУ25, количество: 2 шт.;
7. затвор стальной межфланцевый запорный с симметричным диском средуктором, сталь 20л, уплотнение ЕPDM (масса не менее 8,5 кг), производитель: ZHANGZHOU JIEDAYUAN TRADE СО, LTD, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: 32С310Р ДУ150 РУ10, количество: 2 шт.
Товар классифицирован в подсубпозиции 8481808508 ТН ВЭД ЕАЭС. Страна происхождения и отправления: КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА.
31.05.2018 Обществом на Омский таможенный пост (ЦЭД) Омской таможни подана ДТ № 10610080/310518/0009573, в которой, помимо прочих, заявлен товар:
- товар № 1 «задвижки из нелегированной стали, устанавливаются как запорные устройства на трубопроводах нефтегазовой отрасли промышленности для транспортировки жидких и газообразных сред, гражданского назначения:
1. задвижка стальная фланцевая, сталь 20л (масса не менее 1147 кг), производитель: ZHANGZHOU JIEDAYUAN TRADE СО, LTD, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: 30С964НЖ ДУ600 РУ25, количество: 8 шт.;
2. задвижка стальная фланцевая, сталь 20л (масса не менее 90 кг), производитель: ZHANGZHOU JIEDAYUAN TRADE СО, LTD, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: 30С41НЖ Т ДУ200 РУ16, количество: 100 шт.;
3. задвижка стальная фланцевая, сталь 20 л (масса не менее 280 кг), производитель: ZHANGZHOU JIEDAYUAN TRADE СО, LTD, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: 30С15НЖ ДУ250 РУ40, количество: 10 шт.;
4. задвижка стальная фланцевая, сталь 12х18н9 (масса не менее 53 кг), производитель: ZHANGZHOU JIEDAYUAN TRADE СО, LTD, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: 30НЖ41НЖ ДУ150 РУ16, количество: 10 шт.
Товар классифицирован в подсубпозиции 8481806390 ТН ВЭД ЕАЭС. Страна происхождения и отправления: КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА.
В ходе таможенного досмотра установлено, что товары № 2, 3, продекларированные по ДТ №10610080/180518/0008689, и товар № 1, продекларированный по ДТ № 10610080/310518/0009573, не соответствуют требованиям Технического регламента ТР ТС 010/2011.
29.06.2018 Омской таможней в отношении Общества составлены протоколы об административном правонарушении.
Постановлением Омской таможни от 10.08.2018 по делам № 10610000-486/2018 и № 10610000-496/2018 ООО «ЛИПЦ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей за каждое.
Не согласившись с вынесенными Омской таможней постановлениями ООО «ЛИПЦ» обратилось с жалобами в Сибирскую оперативную таможню.
Решениями Сибирской оперативной таможни от 24.09.2018 № 10614000/70ю/69Б и № 10614000/70ю/70Б обжалуемые постановления Омской таможни изменены путем исключения из описательно-мотивировочной части постановлений абзаца следующего содержания: «Кроме того, в соответствии с п. 3.2 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.112011 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения» Изображение единого знака обращения представляет собой сочетание трех стилизованных букв «Е», «А» и «С», графически исполненных с применением прямых углов, имеет одинаковые высоту и ширину, составляет точные пропорции квадрата на светлом или на контрастном фоне. Указанные параметры не соблюдены, что также свидетельствует о недействительности представленной при декларировании декларации о соответствии № ЕАЭС N RU Д-CN.MO07.В.18087 от 06.04.2017.». В остальной части постановления Омской таможни оставлены без изменения.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Омской области с жалобой на постановления Омской таможни, а также решения Сибирской оперативной таможни, принятые по результатам рассмотрения жалоб ООО «ЛИПЦ».
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд не находит требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную территорию Таможенного союза при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза, при помещении либо завершении процедуры таможенного транзита, помещении на склад временного хранения.
Объективную сторону названного правонарушения образуют противоправные действия, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Согласно пункту 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, является лицо, сообщившее таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) объеме товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Согласно пункту 3 статьи 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, используется декларация на товары.
В соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС (подпункту 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС «запреты и ограничения» -применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
В силу подпункта 1, 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной. Правила и порядок обеспечения безопасности и обращения продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами ЕАЭС, определяются международным договором в рамках ЕАЭС. Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент ЕАЭС (технические регламенты ЕАЭС), выпускается в обращение на территории ЕАЭС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом ЕАЭС (техническими регламентами ЕАЭС).
Под техническим регламентом согласно статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Под идентификацией товаров понимается установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и устанавливают минимально необходимые требования безопасности (частью 1 статьи 6, частью 1 статьи 7 Закона № 184-ФЗ).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (далее - ТР ТС 010/2011).
Технический регламент ТР ТС 010/2011 разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к машинам и (или) оборудованию при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации, обеспечения свободного перемещения машин и (или) оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно статье 3 ТР ТС 010/2011 машины и (или) оборудование выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли процедуры подтверждения соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25Л 2.2012 № 294 (далее - Положение), к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которых при их таможенном декларировании одновременно с ДТ таможенным органам подлежит представлению документы, удостоверяющие соответствие таких товаров обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относятся товары, которые включены в перечни продукции, в отношении которой подача ДТ сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС).
В силу подпункту «в» пункта 3 Положения, к документам, удостоверяющим соответствие товаров обязательным требованиям, относится, в том числе, декларация о соответствии, предусмотренная законодательством государства-члена ЕАЭС, на территории которого товары помещаются под таможенные процедуры.
При этом, представляемые в целях подтверждения установленных запретов и ограничений (мер технического регулирования) декларации о соответствии должны идентифицироваться с представленными к таможенному декларированию товарами и товаросопроводительными документами.
Материалами дела установлено, что в ходе проведения таможенного контроля по ДТ №№ 10610080/180518/0008689, 10610080/310518/0009573 таможенному органу не представилось возможным соотнести спорные товары к представленной декларации о соответствии ЕАЭС № Д-CN.MO07.Bю18087 от 06.04.2017, поскольку на товаре и его упаковке отсутствовала маркировка, требования о нанесении которой до выпуска в обращение определены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 (далее - ТР ТС 010/2011). Кроме того, на товарах имелись обозначения, которые не соответствовали буквенным значениям, указанным в графе 31 ДТ, а также в представленной декларации о соответствии.
В соответствии с подпунктом 8, 9 ТР ТС 010/2011 оборудование должно иметь хорошо различимую четкую и нестираемую идентификационную надпись, содержащую: наименование изготовителя и (или) его товарный знак; наименование и (или) обозначение машины и (или) оборудования (тип, марка, модель (при наличии)); месяц и год изготовления. Если сведения невозможно нанести на оборудование, то они могут указываться только в прилагаемом к оборудованию руководстве (инструкции) по эксплуатации. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение оборудования (тип, марка модель (при наличии)) должны быть нанесены на упаковку.
В соответствии с пункта 8 статьи 8 ТР ТС № 010/2011 сведения о декларации о соответствии должны быть указаны в паспорте оборудования. Однако, в представленных паспортах на изделия сведения о декларации о соответствии отсутствовали, что также не позволило идентифицировать товар с представленной декларацией о соответствии.
В соответствии с Перечнем продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 010/2011, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 № 6, товары № 2, 3, продекларированные по ДТ № 10610080/180518/0008689, товар № 1, продекларированный по ДТ № 10610080/310518/0009573, относится к продукции, подлежащей подтверждению соответствия в форме декларации о соответствии или сертификата соответствия.
По результатам документального и фактического контроля не подтверждена идентичность сведений о товаре, указанных в декларации на товаре, товаротранспортных, товаросопроводительных и иных документах, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС, документах, полученных в рамках таможенного контроля, документу об оценке соответствия требованиям ТР ТС 010/2011.
В ходе таможенного досмотра установлено, что товары № 2, 3, продекларированные по ДТ №10610080/180518/0008689, и товар № 1, продекларированный по ДТ № 10610080/310518/0009573, не соответствуют требованиям Технического регламента ТР ТС 010/2011.
Деяние, выразившееся в нарушении запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию, установленных международными договорами государств - членов ЕЭАС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, образует объективную сторонуадминистративногоправонарушения,предусмотренногочастью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
В соответствии с оспариваемым постановлением Омской таможни Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 16.2 КоАП РФ для юридических лиц, с учетом отягчающих обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, не выявлено, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Логистический и информационно-правовой центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>)отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.В. Ярковой