ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-18199/09 от 03.12.2009 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск дело № А46-18199/2009

«09» декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2009 года.

В полном объеме решение изготовлено 09 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Омской области в составе

судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Готовцевой Ю.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области

о признании недействительным представления от 05.08.2009 № 52-03-15/2265,

при участии в судебном заседании представителей

заявителя Никитиной О.А. (паспорт) по доверенности от 02.11.2009 № 01-12/3596,

заинтересованного лица Зима Ю.Р. (паспорт) по доверенности от 23.03.2009 № 52-07-09/02,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области (далее ТУ Росфиннадзора) от 05.08.2009 № 52-03-15/2265 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Позиция заявителя сводится к тому, что работы по изготовлению табличек для Кировского административного округа Управлением оплачены в рамках мероприятий по административной реформе.

Возражения ТУ Росфиннадзора обоснованы ссылкой не нецелевое использование бюджетных средств, и, в связи с этим, соответствием оспариваемого представления закону.

Фактические обстоятельства рассматриваемого спора состоят в следующем.

ТУ Росфиннадзора был проведена проверка на предмет исполнения Управлением бюджета Омской области в части полученных из федерального бюджета субвенций и субсидий, по итогам которой был составлен акт от 15.04.2009 б/н и вынесено представление от 05.08.2009 № 52-03-15/2265 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о признании представления № 52-03-15/2265 недействительным как принятого с нарушением закона и нарушающего его права и охраняемые законом интересы.

Выслушав доводы участников процесса, изучив представленные ими доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Одним из базовых принципов бюджетного законодательства является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).

Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В ходе проверки было установлено – Управление на основании договора от 18.11.2008 № 55-ИПСК/08 произвело оплату ООО «ПК «Арт-Мастер» за выполненные работы по изготовлению табличек из пластика ПВХ (номера кабинетов, указатели, вывеска) для Кировского административного округу города Омска на сумму 41 800 руб.

ТУ Росфиннадзора посчитало, что выполненные работы оплачены неправомерно за счет средств субсидий из федерального бюджета, направленных на мероприятия в рамках административной реформы в нарушение Распоряжения Правительства РФ «Концепция административной реформы в РФ в 2006-2010 годах» от 25.10.2005 № 1789-р, Указа Губернатора Омской области «О программе проведения административной реформы в Омской области в 2006-2008 годах» от 04.07.2006 № 105, Распоряжения Губернатора Омской области от 20.05.2008 № 95-р.

При этом, ТУ Росфиннадзора исходило из следующего.

Финансирование осуществлялось по уведомлениям об объемах финансирования Министерства труда и социального развития Омской области на основании распоряжений Губернатора Омской области «Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты и занятости населения» от 04.09.2007 № 279-р и от 20.05.2008 № 95-р (далее распоряжения Губернатора Омской области от 04.09.2007 № 279-р и от 20.05.2008 № 95-р).

Во исполнение Распоряжения Правительства РФ «Концепция административной реформы в РФ в 2006-2010 годах» от 25.10.2005 № 1789-р издан Указ Губернатора Омской области «О программе проведения административной реформы в Омской области в 2006-2008 годах» от 04.07.2006 № 105, в соответствии с которым организована деятельность многофункциональных центров предоставления государственных услуг в сфере защиты и занятости населения: в 2007 году в помещениях отделов Советского и Центрального административных округов, в 2008 году в помещениях Октябрьского административного округа.

В соответствии с пунктами 6,8 постановления Правительства РФ № 97 субсидии из федерального бюджета направлены на увеличение стоимости основных средств, материальных запасов, нематериальных активов, на оплату труда работников, участвовавших в проведении административной реформы.

Согласно Требованиям к многофункциональному центру предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты и занятости населения, утвержденным распоряжением Министерства труда и социального развития Омской области «О реализации Распоряжения Губернатора Омской области от 04.09.2007 № 279-р «Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты и занятости населения» от 18.12.2007 № 527-р для многофункциональных центров приобреталось оборудование, выполнялись работы и услуги. Таблички из пластика были изготовлены для Кировского административного округа, тогда как Распоряжением Губернатора Омской области от 04.09.2007 № 279-р и от 20.05.2008 № 95-р многофункциональные центры созданы только в Советском, Центральном и Октябрьском административных округах.

Изучив материалы проверки, законодательство, которым обоснована позиция проверяющих, суд пришел к иному выводу.

Субсидии из федерального бюджета Управлению были направлены по целевой статье 0011300 «Мероприятия в рамках административной реформы».

В представленном в материалы дела уведомлении № 1017 (ссылка на которое имеется в акте) указано – финансирование 3 квартала 2008 года, осуществляемое за счет остатков 2007 года на основании постановления Правительства РФ № 140 от 03.03.2007, распоряжения Правительства РФ № 1828-р от 15.12.2007.

Из указанных нормативных правовых актов не следует вывода проверяющих о том, что финансирование мероприятий по административной реформе осуществлялось исключительно во исполнение такого мероприятия как организация деятельности многофункциональных центров. В акте проверки также отсутствует этому выводу правовое обоснование.

Изучив данные акты, Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р и Указ Губернатора Омской области от 04.07.2006 № 105, суд пришел к выводу о том, что спектр мероприятий в рамках административной реформы широк и созданием только лишь многофункциональных центров не ограничен.

Постановлением Правительства РФ № 140 от 03.03.2007 (на основании которого осуществлялось финансирование) были утверждены Правила оказания поддержки проведения федеральным органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ административной реформы на 2007 год, определившие порядок и условия оказания в 2007 году поддержки проведения мероприятий в рамках административной реформы, предусмотренных Концепцией административной реформы в 2006-2008 годы, одобренной Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р, а также планом мероприятий по проведению административной реформы в РФ в 2006-2008 годах.

Пункт 6 Постановления Правительства РФ № 140 от 03.03.2007 предусматривает – федеральным органам исполнительной власти и высшим исполнительных органам государственной власти субъектов РФ разрешается в рамках проектов, перечень которых одобрен Правительственной комиссией по проведению административной реформы, направлять средства на проведение административной реформы, в том числе:

- на подготовку методической базы по основным направлениям административной реформы, предусмотренным Концепцией,

- на пилотные проекты, предусматривающие реализацию мероприятий, направленных на увеличение стоимости основных средств, материальных запасов, нематериальных активов, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, и других мероприятий, предусмотренных проектами.

В материалы дела представлена выдержка из Плана мероприятий по проведению административной реформы в РФ в 2006-2010 годах, в который включены разработка и пилотное внедрение административных регламентов в отдельных федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ, одобренные Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р.

В соответствии с данным Планом Указом Губернатора Омской области от 04.07.2006 № 105 утверждена Программа проведения административной реформы в Омской области, которой предусмотрены, в том числе такие мероприятия как:

- разработка административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, в том числе социальной поддержки отдельных категорий граждан путем предоставления ежемесячных денежных выплат,

- обеспечение разработки и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Осуществление указанных мероприятий возложено, в том числе на Министерство труда и социального развития Омской области.

Во исполнение данной Программы Министерством труда и социального развития Омской области издано распоряжение от 26.12.2007 № 564-р «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан».

Указанным Административным регламентом установлены требования к присутственным местам в территориальном органе Министерства труда и социального развития Омской области, к оформлению входа в здание территориального органа и требование к местам приема граждан в территориальных органах:

- центральный вход в здание территориального органа должен быть оборудован информационной табличкой (вывеской), содержащей информацию о наименовании и графике работы территориального органа,

- присутственные места включают места ожидания, информировании, приема граждан. У входа в каждое из помещений должна быть размещена табличка с наименованием помещения (зал ожидания, информирования, приема граждан) и его внутренней и его внутренней схемой,

- окна (кабинеты) приема граждан должны быть оборудованы информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета, фамилии имени отчества и должности специалиста.

Государственная услуга «Назначение ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан» предоставляется согласно перечню территориальных органом Министерства труда и социального развития (приложение 1 к Административному регламенту), в том числе Отделом Кировского административного округа Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску.

Как пояснил представитель заявителя и материалами дела подтверждается – оплата работ по изготовлению табличек из пластика ПВХ (номера кабинетов, указатели, вывеска) для Кировского административного округа была произведена в рамках исполнения указанного Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан», реализуемого, в свою очередь, в рамках мероприятий по административной реформе. В платежных поручениях о перечислении спорных денежных средств в графе назначение платежа также сделана ссылка на Постановление Правительства РФ № 140 от 03.03.2007.

Таким образом, учитывая, что расходование бюджетных средств было осуществлено в рамках реализации мероприятий по административной реформе, которые, в свою очередь, не ограничены только лишь мероприятиями по организации создания многофункциональных центров, то, что ТУ Росфиннадзора не представлено суду ни должного обоснования, ни соответствующих доказательств его выводу о том, что спорные денежные средства подлежали расходованию в рамках административной реформы исключительно на мероприятия по организации создания многофункциональных центров, суд считает, что у ТУ Росфиннадзора отсутствовали основания для вывода о нарушении заявителем Распоряжения Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р, Указа Губернатора Омской области от 04.07.2006 № 105 и неправомерном использовании им бюджетных средств.

Руководствуясь статьями 168-175, 201 АПК РФ, арбитражный суд, -

Р Е Ш И Л :

Заявление Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску удовлетворить.

Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области от 05.08.2009 № 52-03-15/2265 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья М.А.Третинник