АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
04 декабря 2019 года
№ дела
А46-18327/2019
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Пермякова Владимира Владимировича,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голдыревой В.А., рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Омской области по адресу: <...>,
дело по заявлению акционерного общества «Омскоблгаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения об отказе, а так же об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Межевое бюро» (644007, <...>, каб. 32),
в заседании суда приняли участие:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 29.12.2018, паспорт, диплом, ФИО2 по доверенности от 20.05.2019, паспорт, диплом,
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 09.01.2019, служебное удостоверение, диплом,
от третьего лица – директор ФИО4, паспорт,
У С Т А Н О В И Л :
акционерное общество «Омскоблгаз» (далее - АО «Омскоблгаз», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости № КУВД-001/2018-5984612/7 от 20.08.2019, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности АО «Омскоблгаз» на объект недвижимости: Распределительный газопровод природного газа квартала жилых домов в границах улиц: 1-я Электровозная, 2-я Электровозная, 18-я Электровозная, 19-я Марьяновская, 22-я Марьяновская, 10-я Электровозная, 20-я Электровозная, Таллинская, ФИО5, Воровского, Воровского 4-й пер. в ЛАО г. Омска (П-я очередь), протяженностью 11 760 м, расположенный по адресу: Омская область, город Омск, в границах улиц 1-я Электровозная, 2-я Электровозная, 18-я Электровозная, 19-я Марьяновская, 22-я Марьяновская, 10-я Электровозная, 20-я Электровозная, Таллинская, ФИО5, Воровского, Воровского 4-й пер. в ЛАО г. Омска (II-я очередь).
Определением от 05 ноября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Межевое бюро» (далее – ООО «Межевое бюро», третье лицо).
В ходе судебного заседания представитель заявителя заявленные требования поддержал.
Представитель Управления Росреестра по Омской области против удовлетворения заявленных требований возражал, представил в материалы дела отзыв.
Представитель третьего лица просил удовлетворить заявленные требования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.
14.10.2015 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омск было выдано АО «Омскоблгаз» разрешение на строительство №55-ru55301000-2838-2015 объекта капитального строительства: Распределительный газопровод природного газа квартала жилых домов в границах улиц: 1-я Электровозная, 2-я Электровозная, 18-я Электровозная, 19-я Марьяновская, 22-я Марьяновская, 10-я Электровозная, 20-я Электровозная, Таллинская, ФИО5, Воровского, Воровского 4-й пер. в ЛАО г. Омска (II-я очередь).
21.09.2016 на законченный строительством объект кадастровым инженером ФИО6 (работник ООО «Межевое бюро») был подготовлен Технический план сооружения, в котором указана 100% готовность объекта и соответствие требуемым параметрам.
Для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, АО «Омскоблгаз» направило в Департамент строительства Администрации города Омска пакет документов, включая Технический план сооружения от 21.09.2016.
Распоряжением директора Департамента строительства Администрации города Омска от 04.10.2016 № 297 АО «Омскоблгаз» было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию от 04.10.2016 № 55-ru55301000-1958-2016 объекта капитального строительства: Распределительный газопровод природного газа квартала жилых домов в границах улиц: 1-я Электровозная, 2-я Электровозная, 18-я Электровозная, 19-я Марьяновская, 22-я Марьяновская, 10-я Электровозная, 20-я Электровозная, Таллинская, ФИО5, Воровского, Воровского 4-й пер. в ЛАО г. Омска (II-я очередь), общей протяженностью газопровода 11 760,0 м (далее - Объект).
02.11.2018 с целью государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости, Заявитель обратился в Росреестр с соответствующим заявлением.
К заявлению прилагалось указанное выше разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, Технический план сооружения от 21.09.2016 (подготовлен кадастровым инженером ФИО6), а также правоустанавливающие документы на земельные участки, в границах которых расположен распределительный газопровод, документ, подтверждающий полномочия представителя Заявителя, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
21.11.2018 Заявителю от Росреестра поступило уведомлением № КУВД-001/2018-598461/1, согласно которому постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на Объект была приостановлена до 21.02.2019 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 и пункта 9 части 1 статьи 26 Закона о регистрации.
Согласно уведомлению от 21.11.2018, при проверке топокорректности обнаружены ошибки: не удалось определить Систему Координат для одного из обрабатываемых объектов. Кроме того, для уточнения технических характеристик сооружения, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости - сооружения газохимического комплекса направлен запрос в Департамент строительства Администрации города Омска.
На момент обращения Заявителя в Росреестр (02.11.2018) и приостановления регистрационных действий (21.11.2018), истек срок действия усиленной квалифицированной электронной подписи кадастрового инженера ФИО6, кроме того между ней и ООО «Межевое бюро» прекратились трудовые отношения. В этой связи скорректировать Технический план сооружения от 21.09.2016 и заверить его ЭЦП данного кадастрового инженера, действовавшей по состоянию на 21.09.2016, не представлялось возможным.
С целью устранения обстоятельств, явившихся основанием для приостановки регистрационных действий, 11.12.2018 кадастровым инженером ФИО4 (№ регистрации в госреестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность 265, является работником ООО «Межевое бюро»), на Объект был подготовлен Технический план сооружения с учетом замечаний, указанных в уведомлении от 21.11.2018. Заявлением о предоставлении дополнительных документов 17.12.2018 № MFC-0136/2018-134713-1 данный Технический план сооружения был предоставлен Заявителем в Росреестр.
21.12.2018 Заявителю от Росреестра поступило уведомлением № КУВД-001/2018-5984612/2 о приостановлении регистрационных действий до 21.02.2019 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации.
Согласно данному уведомлению, предоставленный технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953(далее - Требование), нарушен пункт 51 Требований: конфигурация сооружения, предоставленная в графической части технического плана, а таксисе по координатам не соответствует конфигурации сооружения, предоставленной в проектной документации.
С целью устранения обстоятельств, явившихся основанием для приостановки регистрационный действий, кадастровым инженером ФИО4 (ООО «Межевое бюро») был подготовлен откорректированный Технический план сооружения в соответствии с требованиями, установленными Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» от 18.12.2015 № 953 (далее - Приказ от 18.12.2015 № 953), а также с учетом замечаний, указанных в уведомлении Росреестра от 21.12.2018. Заявлением о предоставлении дополненных документов от 13.02.2019 № MFC-0136/2019-38324-1 данный Технический план сооружения был предоставлен в Росреестр.
18.02.2019 Заявителю от Росреестра поступило уведомление № КУВД-001/2018-5984612/2, согласно которому регистрационные действия были приостановлены до 21.02.2019 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации. Согласно данному уведомлению основанием приостановления оказания государственной услуги явилось:
1. предоставленный технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953(далее - Требование), нарушен пункт 51 Требований: конфигурация сооружения, предоставленная в графической части технического плана, а также по координатам не соответствует конфигурации сооружения, предоставленной в проектной документации.
2. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 55-ru55301000-1958-2016 от 04.10.2016 недействительно без технического плана от 21.09.2016, подготовленного кадастровым инженерном ФИО6, данный технический план в рамках заявления о постановке на государственный кадастровый учет не предоставлен.
На основании заявления АО «Омскоблгаз» от 19.02.2019 действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, были Росреестром приостановлены до 19.08.2019.
19.03.2019 Заявителем в Росреестр были предоставлены дополненные документы, откорректированный Технический план сооружения, подготовленный кадастровым инженером ФИО4 с учетом замечаний Росреестра от 21.11.2018, от 21.12.2018, от 18.02.2019 и в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953.
22.03.2019 Заявителю от Росреестра поступило уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации № КУВД-001/2018-5984612/5, согласно которому причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации не устранены: Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 55-ги55301000-1958-2016 от 04.10.2016 недействительно без технического плана от 21.09.2016, подготовленного кадастровым инженерном ФИО6 в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ. Указанный технический план, оформленный в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданный с использованием XML-схем, в рамках заявления о постановке на государственный кадастровый учет не предоставлен.
Для устранения причин приостановления регистрационных действий Заявитель обратился в Департамент строительства Администрации города Омска с заявлением о внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 04.10.2016 № 55-ru55301000-1958-2016 в связи с ошибками, допущенными при подготовке Технического плана сооружения от 21.09.2016 и невозможность скорректировать этот документ первоначальной датой (письмо исх. № 01-06/7521-08 от 30.07.20109). Согласно письму Департамента строительства Администрации города Омска исх. №-ДС/1197 от 01.08.2019, правовые основания для внесения изменений в приложение «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 04.10.2016 № 55-ru55301000-1958-2016» к распоряжению директора департамента строительства от 04.10.2017 № 297 отсутствуют.
14.08.2019 заявлением о предоставлении дополнительных документов № MFC-013 6/2019-1973 93-1 Заявитель вновь предоставил в Росреестр Технический план сооружения от 21.09.2016 в виде электронного документа по форме, действовавшей на дату его составления кадастровым инженером ФИО6 Скорректировать данный документ с учетом вступившего в силу с 01.01.2017 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, а также с учетом иных замечаний Росреестра и заверить ЭЦП кадастрового инженера ФИО6, в силу приведенных выше обстоятельств, у АО «Омскоблгаз» возможность отсутствовала. При этом на созданный объект, в рамках заявления от 02.11.2018, в Росреестр был предоставлен Технический план сооружения, подготовленный кадастровым инженерном ФИО4 на основании разрешения на строительство от 14.10.2015 №55ш55301000-2838-2015, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 04.10.2016 №55-ш55301000-1958-2016, Технического плана сооружения от 21.09.2016 (кадастровый инженер ФИО6), проектной документации. Согласно данному Техническому плану сооружения, объект соответствует параметрам, указанным в разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 04.10.2016 №55-ru55301000-1958-2016, проектной документации, расположен в границах земельных участков, которые указаны в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию. На земельные участки, где расположены надземные части построенного газопровода, в Росреестр были предоставлены правоподтверждающие документы.
19.08.2019 Заявителю от Росреестра поступило уведомление № КУВД-001/2018-5984612/6, согласно которому постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на Объект была приостановлена до 19.08.2019 на основании с пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации. Согласно данному уведомлению основанием приостановления оказания государственной услуги явилось следующее:
в орган регистрации был предоставлен технический план сооружения, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, местоположение которого установлено: Омская область, Омский район, Ленинский административный округ, в границах улиц: 1-я Электровозная, 2-я Электровозная, 18-я Электровозная, 19-я Марьяновская, 22-я Марьяновская, 10-я Электровозная, 20-я Электровозная, Таллинская, ФИО5, Воровского, Воровского 4-й пер, (П-я очередь) от 21.09.2016.
Конфигурация сооружения, предоставленная в графической части технического плана, а также по координатам не соответствует конфигурации сооружения, предоставленной в проектной документации.
20.08.2019 АО «Омскоблгаз» получено уведомление № КУВД-001/2018-5984612/7 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении сооружения: Распределительный газопровод природного газа квартала жилых домов в границах улиц: 1-я Электровозная, 2-я Электровозная, 18-я Электровозная, 19-я Марьяновская, 22-я Марьяновская, 10-я Электровозная, 20-я Электровозная, Таллинская, ФИО5, Воровского, Воровского 4-й пер. в ЛАО г. Омска (П-я очередь), протяженностью 11 760 м, расположенного по адресу: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, в границах улиц: 1-я Электровозная, 2-я Электровозная, 18-я Электровозная, 19-я Марьяновская, 22-я Марьяновская, 10-я Электровозная, 20-я Электровозная, Таллинская, ФИО5, Воровского, Воровского 4-й пер. Основанием принятия Росреестром указанного решения явилось истечение срока приостановления регистрационных действий, при этом обстоятельства, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, не были устранены Заявителем, а именно: несоответствие формы и (или) содержания Технического плана сооружения от 21.09.2016, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации.
Полагая, что отказ в государственной регистрации прав является незаконным, АО «Омскоблгаз» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требование АО «Омскоблгаз» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
АО «Омскоблгаз» оспаривает решение об отказе в государственной регистрации прав на объект недвижимости.
Как следует из системного толкования положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров об оспаривании ненормативных актов и решений органов власти суд должен исходить из тех обстоятельств и фактов, которые явились основанием для принятия оспариваемого акта или решения.
Суд, проанализировав сформулированные выше обстоятельства, указанные в сообщении об отказе в государственной регистрации договора субаренды земельного участка, доводы заявителя по существу заявленного требования о признании такого отказа незаконным, а также оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что приведенные Управлением Росреестра по Омской области в оспариваемом отказе обстоятельства не являются законными и достаточными основаниями для отказа в государственной регистрации прав на объект недвижимости по заявлению АО «Омскоблгаз», ввиду следующего.
В соответствии со статьями 8.1, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации): право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Согласно статье 1 Закона о регистрации отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются указанным законом.
В соответствии со статьей 9 Закона о регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона о регистрации).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Как указывалось выше, АО «Омскоблгаз» 02.11.2018 обратилось в регистрирующий орган с заявлениями о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности АО «Омскоблгаз» на объект недвижимости: Распределительный газопровод природного газа квартала жилых домов в границах улиц: 1-я Электровозная, 2-я Электровозная, 18-я Электровозная, 19-я Марьяновская, 22-я Марьяновская, 10-я Электровозная, 20-я Электровозная, Таллинская, ФИО5, Воровского, Воровского 4-й пер. в ЛАО г. Омска (П-я очередь), протяженностью 11 760 м, расположенный по адресу: Омская область, город Омск, в границах улиц 1-я Электровозная, 2-я Электровозная, 18-я Электровозная, 19-я Марьяновская, 22-я Марьяновская, 10-я Электровозная, 20-я Электровозная, Таллинская, ФИО5, Воровского, Воровского 4-й пер. в ЛАО г. Омска (П-я очередь).
Согласно пункту 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Законом о регистрации.
Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Законом о регистрации.
Учитывая вышеизложенное, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства и предоставляется в орган кадастрового учета вместе с техническим планом, на основании которого оно подготовлено.
С 16.05.2015 в Российской Федерации действует форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденная Приказом № 117/пр.
Согласно Приказу № 117/пр разрешение на ввод объекта в эксплуатацию недействительно без технического плана.
21.09.2016 на законченный строительством объект, кадастровым инженером ФИО6 (работник ООО «Межевое бюро») был подготовлен Технический план сооружения, в котором указана 100% готовность объекта и соответствие требуемым параметрам.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 утверждена форма технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений. Положения данного приказа вступили в законную силу с 01.01.2017.
Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2016 № 689 внесены изменения в форму технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, а также форму декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, которые также вступили в силу с 01.01.2017.
Согласно пункту 2 Приказа от 01.11.2016 № 689 «О несении изменений в форму технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, а также форму декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовки, состав содержащихся в нем сведений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953», до 01.07.2017 для осуществления государственного кадастрового учета могут быть представлены технические планы, подготовленные в соответствии с требованиями к подготовке технического плана, действовавшими до вступления в силу настоящего Приказа, и подписанные усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера до 01.01.2017.
Заявитель обратился с заявлениями о постановке на кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности в регистрирующий орган 02.11.2018 с приложением в качестве основания для кадастрового учета технического плана, подготовленного21.09.2016 (без учета внесенных Приказом от 01.11.2016 № 689 изменений в форму технических планов).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 13 Закона о регистрации государственная регистрация включает проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При проведении правовой экспертизы Управление Росреестра пришло к выводу о том, что технический план от 21.09.2016 подготовлен без учета Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2016№ 689; в связи с истечением срока, установленного Приказом, для осуществления государственного кадастрового учета, технические планы, подготовленные в соответствии с требованиями к подготовке технического плана, действовавшими до 01.01.2017, не подлежат приему.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Поскольку на момент подачи заявления закончился установленный пунктом 2вышеуказанного Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2016 № 689 переходный период, предоставлявший возможность до 01.07.2017 осуществить государственный кадастровый учет по ранее действовавшей форме технического плана, Управлением на основании подпункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации приостановлена постановка на государственный кадастровый учет и регистрация прав собственности на вышепоименованные объекты. При этом регистрирующий орган исходил из того, что технические планы должны быть представлены по новой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2016 № 689.
В целях устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявителем был представлен технический план, подготовленный в 2018 году по форме, соответствующей Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 с учетом Приказа от 01.11.2016№ 689.
Из статьи 27 Закона о регистрации следует, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Управлением Росреестра отказано в постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права, поскольку неотъемлемым приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является технический план от 21.09.2016.
Предоставленное регистрирующему органу при государственной регистрации разрешение на ввод объектов в эксплуатацию выдано 04.10.2016.
Технический план от 21.09.2016, являющийся приложением к данному разрешению, составлен в надлежащей форме, требования к которой были установлены законодательством на момент подачи заявителем документов в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, а также предоставлены в Управление Росреестра в составе документов, прилагаемых к заявлениям на оказание государственной услуги, о чем свидетельствуют расписки в получении документов.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2016№ 689 заявителем предоставлены в регистрирующий орган технические планы сооружений в соответствии и с новыми требованиями к форме данных документов.
Вместе с тем, исходя мотивов приостановления и отказа в регистрации следует, что регистрирующий орган не провел должным образом правовую экспертизу представленных технических планов 2016 и 2018 годов.
Позиция Управления о возможности замены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с указанием в нем ссылки на технические планы 2018 года либо обращения органа, выдавшего разрешение на ввод в эксплуатацию с заявлением в Управление Росреестра о постановке на государственный кадастровый учет с приложением технического плана 2016 года не основана на законе, поскольку в силу статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод в эксплуатацию выдается государственным органом одномоментно и не предполагает его изменения в случае корректировки в последующем форм документов, являющихся обязательным приложением к такому разрешению, в данном случае – технических планов объектов.
Департамент строительства направил информацию о невозможности внесения изменений в разрешение на ввод объектов в эксплуатацию.
Объект Заявителя построен с соблюдением административного порядка возведения и ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, а именно: построен в соответствии с проектной документацией и введен в эксплуатацию органом местного самоуправления. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 04.10.2016 № 55-ru55301000-1958-2016 ни отменено и не оспорено в судебном порядке.
В связи с окончанием срока действия ЭЦП кадастрового инженера ФИО6, Технический план сооружения от 21.09.2016, указанный в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 04.10.2016 № 55-ru55301000-1958-2016, откорректированный с учетом замечаний Росреестра и заверенный ЭЦП данного кадастрового инженера, не был предоставлен в Росреестр по независящим от Заявителя причинам. Между тем Заявителем был предоставлен в Росреестр дополнительными документами Технический план сооружения, подготовленный кадастровым инженером ФИО4, который содержит информацию, позволяющую идентифицировать объект недвижимости для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на него.
Таким образом, при изменении формы документа, являющейся приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, при отсутствии изменений технических характеристик объектов капитального строительства, оснований для отказав постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права не имелось, в связи с чем суд приходит к выводу о незаконности решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости № КУВД-001/2018-5984612/7 от 20.08.2019.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Изучив обстоятельства настоящего дела и оценив все представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в данном случае законным и обоснованным признан быть не может.
В силу положений части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
В порядке восстановления нарушенного права суд обязывает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности АО «Омскоблгаз» на объект недвижимости: Распределительный газопровод природного газа квартала жилых домов в границах улиц: 1-я Электровозная, 2-я Электровозная, 18-я Электровозная, 19-я Марьяновская, 22-я Марьяновская, 10-я Электровозная, 20-я Электровозная, Таллинская, ФИО5, Воровского, Воровского 4-й пер. в ЛАО г. Омска (П-я очередь), протяженностью 11 760 м, расположенный по адресу: Омская область, город Омск, в границах улиц 1-я Электровозная, 2-я Электровозная, 18-я Электровозная, 19-я Марьяновская, 22-я Марьяновская, 10-я Электровозная, 20-я Электровозная, Таллинская, ФИО5, Воровского, Воровского 4-й пер. в ЛАО г. Омска (П-я очередь).
В связи с удовлетворением требования заявителя, на основании статей 104, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 года № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», уплаченная заявителем государственная пошлина взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные акционерным обществом «Омскоблгаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>) требования удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости № КУВД-001/2018-5984612/7 от 20.08.2019, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности АО «Омскоблгаз» на объект недвижимости: Распределительный газопровод природного газа квартала жилых домов в границах улиц: 1-я Электровозная, 2-я Электровозная, 18-я Электровозная, 19-я Марьяновская, 22-я Марьяновская, 10-я Электровозная, 20-я Электровозная, Таллинская, ФИО5, Воровского, Воровского 4-й пер. в ЛАО г. Омска (II-я очередь), протяженностью 11 760 м, расположенный по адресу: Омская область, город Омск, в границах улиц 1-я Электровозная, 2-я Электровозная, 18-я Электровозная, 19-я Марьяновская, 22-я Марьяновская, 10-я Электровозная, 20-я Электровозная, Таллинская, ФИО5, Воровского, Воровского 4-й пер. в ЛАО г. Омска (II-я очередь).
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированного в качестве юридического лица 17.12.2004, зарегистрированного по адресу 644007, <...>, в пользу акционерного общества «Омскоблгаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>; зарегистрированного по адресу: 644105, <...>; зарегистрированного в качестве юридического лица 27.07.1992) 3 000 рублей государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в указанный срок может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья В.В. Пермяков