АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
14 апреля 2009 года
№ дела
А46-1841/2009
Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Мартыненко Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Погребным Д.О.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области
к открытому акционерному обществу «Омскгоргаз», открытому акционерному обществу «Омскоблгаз», департаменту имущественных отношений Администрации города Омска,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Ленинского административного округа города Омска
о признании права собственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца – ФИО1 по доверенности от 11.01.2009 № 59-Д,
от ответчиков:
от открытого акционерного общества «Омскгоргаз» - не явился, извещен надлежащим образом,
от открытого акционерного общества «Омскоблгаз» - не явился, извещен надлежащим образом,
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – ФИО2 по доверенности от 30.10.2008 № 04/47021,
от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 18.12.2008 № 03-27/3679
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Омскгоргаз», открытому акционерному обществу «Омскоблгаз», департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании права собственности Российской Федерации на систему газоснабжения РУ СУГ №03022, протяженностью 194,6 п.м., инвентарный номер 100000647, расположенный по адресу: <...>.
До рассмотрения спора по существу по ходатайству истца к участие в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрации Ленинского административного округа города Омска.
В судебном заседании, открытом 31.03.2009 в 11 часов 00 минут, объявлялся перерыв до 12 часов 40 минут до 07.04.2009. Информация о перерыве судебного заседания была размещена на сайте Арбитражного суда Омской области www.omsk.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание было продолжено.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик - департамент имущественных отношений Администрации города Омска требования не признал, указал, что департамент является ненадлежащим ответчиком, поскольку спорный объект в реестре муниципального имущества не значится, представил отзыв на исковое заявление.
Ответчик - открытое акционерное общество «Омскоблгаз» в заседание суда не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. В отзыве на иск ответчик указал, что общество не имеет правопритязаний на спорное имущество, которое по бухгалтерскому учету числится на забалансовом счете как временно находящееся в пользовании или распоряжении организации. Как пояснил ответчик, в настоящее время открытое акционерное общество «Омскоблгаз» лишь осуществляет техническое обслуживание и аварийное прикрытие газопровода, в связи с чем открытое акционерное общество «Омскоблгаз» считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Ответчик - открытое акционерное общество «Омскгоргаз», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечило, в отзыве на исковое заявление указало на то, что техническое обслуживание спорного газопровода не осуществляет, на указанное имущество не претендует, в связи с чем считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Третье лицо - Администрация Ленинского административного округа города Омска возражений против заявленных требований не представило.
Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков - открытого акционерного общества «Омскгоргаз» и открытого акционерного общества «Омскоблгаз».
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил, что истец в обоснование иска сослался на следующее.
05.11.2008 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее – истец, ТУФА) обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на объект недвижимого имущества - систему газоснабжения РУ СУГ № 03022, протяжённостью 194,6 п.м., инвентарный номер 100000647, расположенную по адресу: <...>.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области письмом исх.№ 05/51075 от 30.12.2008 было отказано в регистрации права федеральной собственности в связи с тем, что был представлен не полный пакет документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации права.
Между тем, как указывает истец, спорное имущество принадлежит Российской Федерации на праве собственности в силу прямого указания закона.
Так, открытое акционерное общество «Омскгоргаз» (ответчик по настоящему делу) было образовано в порядке приватизации государственного предприятия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию промышленных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». План приватизации указанного предприятия был утвержден 06.02.1996 Комитетом по управлению имуществом Администрации Омской области.
Как указывает истец, открытое акционерное общество «Омскоблгаз» (соответчик по настоящему делу) также было образовано в порядке приватизации государственного предприятия. План приватизации был утвержден 07.05.1996 Комитетом по управлению имуществом Администрации Омской области.
Между тем, при приватизации вышеуказанных государственных предприятий спорный объект недвижимости в уставный капитал вновь образуемых акционерных обществ не вошёл, в связи с чем истец полагает, что на него сохранилось право федеральной собственности.
Однако, в связи с отказом в государственной регистрации права федеральной собственности на указанное выше недвижимое имущество, истец лишен возможности в полной мере использовать спорный объект недвижимости в сфере экономической деятельности: сдать в аренду, передать в хозяйственное ведение, безвозмездное пользование, продать или иным образом распорядиться этим имуществом. Ввиду отсутствия у истца необходимых для государственной регистрации права собственности документов, истец полагает, что право федеральной собственности на поименованный выше объект недвижимости может быть установлено только в судебном порядке.
В связи с указанным, истец, действующий на основании Положения «О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области», утвержденного Приказом Росимущества №37 от 01.02.2005, в соответствии с которым управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральной формы собственности, расположенного на территории города Омска и Омской области, в том числе осуществляет защиту имущественных и иных прав и интересов Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд, оценив представленные доказательства, находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 названной статьи Кодекса).
Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Истцом в материалы дела представлена выписка из реестра федерального имущества от 28.10.2008 № 165/1053, согласно которой спорный объект недвижимости является федеральной собственностью. В качестве основания возникновения права федеральной собственности указано Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.
Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости был создан в 1992 году, то есть до приватизации государственных предприятий - правопредшественников ответчиков по настоящему делу (ОАО «Омскгоргаз» и ОАО «Омскоблгаз»), и до момента вступления в силу Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно пункту 1 статьи 6 вышеуказанного закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона РФ от 21.07.1997 №122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации,введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии со статьей 1 Закона от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о приватизации подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов. На основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них составляется передаточный акт.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
На основании представленных предприятием документов соответствующим уполномоченным органом определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП, перечень действующих и устанавливаемых при приватизации обременении (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП.
Как установлено судом, спорный объект недвижимости – система газоснабжения РУ СУГ №03022, протяженностью 194,6 п.м., инвентарный номер 100000647, расположенная по адресу: <...>, в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства трест «Омскгоргаз» (правопредшественника ОАО «Омскгоргаз»), равно как и в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия производственное объединение по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Омскгаз» (правопредшественника ОАО «Омскоблгаз») не вошел, что подтверждается представленными в материалы дела Планами приватизации указанных предприятий, утвержденными соответственно 06.02.1996 и 07.05.1996 Комитетом по управлению имуществом Администрации Омской области.
В связи с указанным суд полагает, что право федеральной собственности на спорный объект недвижимого имущества в момент приватизации вышеназванных предприятий не было прекращено путем отчуждения такого имущества в собственность вновь образуемых юридических лиц, равно как судом не установлено и иных оснований прекращения федеральной собственности на систему газоснабжения РУ СУГ №03022, протяженностью 194,6 п.м., инвентарный номер 100000647, расположенную по адресу: <...>, предусмотренных пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем, суд считает, что отказом регистрирующего органа (УФРС по Омской области) в регистрации права федеральной собственности на спорное имущество создана неопределенность в праве Российской Федерации на объект недвижимости - систему газоснабжения РУ СУГ №03022, протяженностью 194,6 п.м., инвентарный номер 100000647, расположенную по адресу: <...>.
В связи с отсутствием государственной регистрации права федеральной собственности на указанное выше недвижимое имущество, истец лишен возможности в полной мере использовать спорный объект недвижимости в сфере экономической деятельности: сдать в аренду, передать в хозяйственное ведение, безвозмездное пользование, продать или иным образом распорядиться этим имуществом. Ввиду отсутствия у истца необходимых для государственной регистрации права собственности документов, право федеральной собственности на объект недвижимости - систему газоснабжения РУ СУГ №03022, протяженностью 194,6 п.м., инвентарный номер 100000647, расположенную по адресу: <...>, может быть установлено только в судебном порядке.
С учетом указанного суд находит избранный истцом способ защиты нарушенного права, а именно: признание права федеральной собственности на спорный объект недвижимости, соответствующим статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд именем Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Признать право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество - систему газоснабжения РУ СУГ №03022, протяженностью 194,6 п.м., инвентарный номер 100000647, расположенный по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Ю.В. Мартыненко