ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-18446/2012 от 16.08.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

17 августа 2012 года

№ дела

А46-18446/2012

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 17 августа 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Яркового С.В.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Леонтьевой С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   общества с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к   Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным распоряжения от 22.07.2009 № 2931-р

при участии в судебном заседании:

представитель заявителя   – не явился;

представительзаинтересованного лица   – не явился,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» (далее по тексту – заявитель, ООО ТК «Скорс») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, ГУЗР Омской области), в котором просило суд:

1. признать незаконным отказ ГУЗР Омской области в утверждении акта о выборе земельного участка, изложенный в письме № 0202/1903 от 29.02.2012;

2. обязать ГУЗР Омской области утвердить акт о выборе земельного участка, изложенный в письме № 0202/1903 от 29.02.2012;

3. обязать ГУЗР Омской области принять решение о предоставлении ООО ТК «Скорс» земельного участка по адресу: ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административном округе города Омска ориентировочной площадью 8600 м2 для строительства: стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки.

В ходе судебного разбирательства заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточнял заявленные требования и окончательно просил суд:

- признать недействительным распоряжение ГУЗР Омской области № 2931-р от 22.07.2009 «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» в размещении стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, авто­мобильной стоянки по ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административ­ном округе города Омска»;

- обязать ГУЗР Омской области принять решение о предварительном согласовании места раз­мещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, для строительства стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административном округе города Омска.

В обоснование заявленных требований ООО ТК «Скорс» указало на то, что основанием для издания оспариваемого распоряжения явилось отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Омской области от 02.06.2009 № 55.01.02.000.Т.001165.07.09. Поскольку решением Арбитражного суда Омской области от 27.05.2010 по делу № А46-24497/2009 заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Омской области от 02.06.2009 № 55.01.02.000.Т.001165.07.09 признано несоответствующим закону, то 14.02.2012 ООО ТК «Скорс» обратилось в ГУЗР Омской области с заявлением о признании утратившим распоряжения ГУЗР Омской области № 2931-р от 22.07.2009.

ГУЗР Омской области было отказано в отмене распоряжения по причине того, что в силу пункта 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по заявлению ООО ТК «Скорс» была завершена принятием распоряжения № 2931-р от 22.07.2009.

ГУЗР Омской области требования заявителя не признало, указав на то, что в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 8 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска» специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области на основании полученного заявления получает от Администрации города Омска: оформленный в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный с органами государственного надзора, муниципальными организациями, с приложением утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора, в том числе необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В связи с тем, что в документах имелось отрицательное заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Омской области от 02.06.2009 № 55.01.02.000.Т.001165.07.09 ГУЗР Омской области 22.07.2009 было принято распоряжение № 2931-р «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» в размещении стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, авто­мобильной стоянки по ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административ­ном округе города Омска».

Распоряжение ГУЗР Омской области от 22.07.2009 № 2931-р было принято в рамках требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и является, по мнению заинтересованного лица, законным, оснований для его отмены не имелось.

ООО ТК «Скорс», ГУЗР Омской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем суд, руководствуясь частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным провести судебное заседание в их отсутствие.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 14.08.2012 объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 16.08.2012. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Омской области.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав явившегося представителя департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, установил следующее.

ООО ТК «Скорс» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.09.2007 инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г.Омска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.

ООО ТК «Скорс» 20.05.2008 обратилось в ГУЗР Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта.

Решением Арбитражного суда Омской области от 16.03.2009 по делу № А46-22530/2008 удовлетворены требования ООО ТК «Скорс», признано незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, изложенное в письме № 06/10229 от 24.06.2008, об отказе в формировании (оформлении акта выбора) земельного участка между улицей Дунаевского и переулком Луначарского в Кировском административном округе города Омска для строительства следующих объектов недвижимости: стояночный бокс площадью 2000 кв.м, ремонтный бокс площадью 600 кв.м, три складских помещения площадью 750 кв.м, автомобильная стоянка площадью 3500 кв.м, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Обозначенным решением Арбитражный суд Омской области обязал департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оформить акт выбора земельного участка между улицей Дунаевского и переулком Луначарского в Кировском административном округе города Омска для строительства следующих объектов недвижимости: стояночный бокс площадью 2000 кв.м, ремонтный бокс площадью 600 кв.м, три складских помещения площадью 750 кв.м, автомобильная стоянка площадью 3500 кв.м и передать его для принятия соответствующего решения в ГУЗР Омской области.

Во исполнение решения Арбитражного суда Омской области от 16.03.2009 по делу № А46-22530/2008 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска было издано распоряжение № 536-р от 16.06.2009 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Дунаевского – улице Луначарского в Кировском административном округе города Омска».

Письмом от 09.07.2009 № 09/7443 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направил в ГУЗР Омской области акт о выборе земельного участка для строительства стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по улице Дунаевского – улице Луначарского в Кировском административном округе города Омска с приложением технических условий и утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории для принятия решения в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

22.07.2009 ГУЗР Омской области издано распоряжение № 2931-р «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» в размещении стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, авто­мобильной стоянки по ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административ­ном округе города Омска».

Основанием оспариваемого распоряжения явилось отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Омской области от 02.06.2009 № 55.01.02.000.Т.001165.07.09.

Решением Арбитражного суда Омской области от 27.05.2010 по делу № А46-24497/2009 удовлетворены требования ООО ТК «Скорс», признано недействительным санитарно-эпидемиологическое заключение № 55.01.02.000.Т.001165.07.09 от 22.07.2009, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, как несоответствующее СанПиН 2.2.1/2.2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

28.02.2011 ООО ТК «Скорс» было получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Омской области № 55.01.02.000.Т.000157.02.11.

ООО ТК «Скорс» обратилось в ГУЗР Омской области с заявлением об отмене распоряжения от 22.07.2009 № 2931-р «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» в размещении стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, авто­мобильной стоянки по ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административ­ном округе города Омска» и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства объекта.

Письмом от 29.02.2012 № 0202/1903 ГУЗР Омской области указало на отсутствие оснований для принятия решения о признании утратившим силу распоряжения ГУЗР Омской области от 22.07.2009 № 2931-р.

Проанализировав доводы заявления и отзывов на него, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные ООО ТК «Скорс» требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

С учетом приведенных норм права арбитражный суд первой инстанции полагает, что требования ООО ТК «Скорс» могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

- несоответствие изданного ГУЗР Омской области распоряжения закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов ООО ТК «Скорс» данным ненормативным правовым актом.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Российской Федерации, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95 «О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области», ГУЗР Омской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:

1) с предварительным согласованием мест размещения объектов;

2) с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.

Правовая регламентация первой из названных процедур предоставления земельных участков заключается в следующем.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 3 статьи 30 Кодекса).

Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является  выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.

В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6-8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса).

Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска» утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, включающий в себя раздел 2, определяющий порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 8 данного Порядка специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в администрацию города Омска, получает оформленный акт о выборе земельного участка для строительства, осуществляет содействие в реализации согласительных процедур при возникновении разногласий в процессе согласования и утверждения необходимых документов.

Согласно пункту 9 Порядка предоставления земельных участков находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п, специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного акта о выборе земельного участка для строительства.

Заверенная копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или копия решения об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. При этом копия такого решения направляется также в администрацию города Омска.

Как отмечено выше по тексту настоящего решения, решением от 16.03.2009 по делу № А46-22530/2008 Арбитражный суд Омской области обязал департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оформить акт выбора земельного участка между улицей Дунаевского и переулком Луначарского в Кировском административном округе города Омска для строительства следующих объектов недвижимости: стояночный бокс площадью 2000 кв.м, ремонтный бокс площадью 600 кв.м, три складских помещения площадью 750 кв.м, автомобильная стоянка площадью 3500 кв.м и передать его для принятия соответствующего решения в ГУЗР Омской области.

Во исполнение решения Арбитражного суда Омской области от 16.03.2009 по делу № А46-22530/2008 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска было издано распоряжение № 536-р от 16.06.2009 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Дунаевского – улице Луначарского в Кировском административном округе города Омска» и направлены в ГУЗР Омской области акт о выборе земельного участка для строительства стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по улице Дунаевского – улице Луначарского в Кировском административном округе города Омска с приложением технических условий и утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории для принятия решения в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (письмо от 09.07.2009 № 09/7443).

Оценив в совокупности документы на предмет соответствия акта о выборе земельного участка требованиям экологического, градостроительного законодательства, условиям использования территории, ГУЗР Омской области издало распоряжение от 22.07.2009 № 2931-р «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» в размещении стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, авто­мобильной стоянки по ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административ­ном округе города Омска».

В рассматриваемом случае, как указано выше по тексту настоящего решения, основанием для издания данного распоряжения послужило санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Омской области от 02.06.2009 № 55.01.02.000.Т.001165.07.09, согласно которому выбор земельного участка под строительство стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по ул.Дунаевского – ул.Луначарского в КАО г.Омска (в соответствии с приложением не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

В деле имеется решение Арбитражного суда Омской области от 27.05.2010 по делу № А46-24497/2009, которым были удовлетворены требования ООО ТК «Скорс», признано недействительным санитарно-эпидемиологическое заключение № 55.01.02.000.Т.001165.07.09 от 22.07.2009, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, как несоответствующее СанПиН 2.2.1/2.2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

28.02.2011 ООО ТК «Скорс» было получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Омской области № 55.01.02.000.Т.000157.02.11.

ООО ТК «Скорс» обратилось в ГУЗР Омской области с заявлением об отмене распоряжения от 22.07.2009 № 2931-р «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» в размещении стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, авто­мобильной стоянки по ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административ­ном округе города Омска» и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства объекта.

Таким образом, в данном случае сложилась ситуация при которой ГУЗР Омской было установлено, что отрицательное заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Омской области от 02.06.2009 № 55.01.02.000.Т.001165.07.09, явившееся основанием для издания распоряжения от 22.07.2009 № 2931-р «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» в размещении стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, авто­мобильной стоянки по ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административ­ном округе города Омска», нельзя считать действительным, так как имеется положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Омской области от 28.02.2011 № 55.01.02.000.Т.000157.02.11.

Фактически в данной ситуации у ГУЗР Омской области имелись основания для установления того, что распоряжение от 22.07.2009 № 2931-р не соответствует действующему законодательству, так как основания для издания данного распоряжения отсутствуют.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 № 1424/04, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.

Суд считает, что аналогичные требования должны распространяться и на органы государственной власти, поскольку государственные органы, при осуществлении публичных функций, должны осуществлять контроль за соблюдением действующего законодательства и компетентный орган государственной власти в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый им правовой акт. При этом основанием для отмены ранее принятого правового акта должно являться его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту.

Иными словами, если орган государственной власти установит, что ранее им принятый ненормативный акт является незаконным, орган государственной власти в порядке самоконтроля имеет право отменить ранее изданный ненормативный акт.

Отменяющий акт органа государственной власти должен быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций.

Следовательно, учитывая изложенную выше правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что ГУЗР Омской области, установив, что принятое им ранее распоряжение от 22.07.2009 № 2931-р является незаконным, обязано было отменить его.

Таким образом, в данном случае суд считает, что имеются основания для признания недействительным оспариваемого распоряжения ГУЗР Омской области имеются.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконным.

При таких обстоятельствах, требования ООО ТК «Скорс» подлежат удовлетворению.

По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Учитывая, что с 01.01.2007 пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации утратил силу, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», принимая во внимание то, что, несмотря на изменения, внесенные в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, дополнившие названный пункт подпунктом 1.1, предоставившим государственным органам льготу по уплате государственной пошлины, в том числе и при участии в спорах, рассматриваемых арбитражным судом, в качестве ответчиков, статьей 333.40 того же Кодекса такого основания как освобождение другого участника процесса от уплаты государственной пошлины для возврата государственной пошлины не предусмотрено, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2000 руб., уплаченной ООО ТК «Скорс» при подаче заявления по платежному поручению № 36 от 12.04.2012, в силу статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат распределению по общим правилам, то есть, отнесению на ГУЗР Омской области; 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной по тому же платежному поручению, подлежат возврату ООО ТК «Скорс» из федерального бюджета как излишне уплаченные при подаче заявления в арбитражный суд (подпункт 3 пункт 1 статьи 333.21, подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).

В заседании суда 16.08.2012 была объявлена резолютивная часть настоящего решения, что подтверждается протоколом судебного заседания. Вместе с тем, в резолютивной части настоящего судебного акта при ее размещении в «АИС Судопроизводства» допущена опечатка, выразившаяся в не указании на взыскание с ГУЗР Омской области в пользу ООО ТК «Скорс» расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. 00 коп.

Арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания (часть 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При данных обстоятельствах суд считает, что допущенная опечатка может быть устранена путем указания в настоящем судебном акте в порядке, предусмотренном статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на взыскание с ГУЗР Омской области в пользу ООО ТК «Скорс» расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные обществом с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» требования удовлетворить полностью.

Признать недействительным распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 2931-р от 22.07.2009 «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью ТК «Скорс» в размещении стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, авто­мобильной стоянки по ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административ­ном округе города Омска».

Обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской области принять решение о предварительном согласовании места раз­мещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, для строительства стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по ул.Дунаевского - ул.Луначарского в Кировском административном округе города Омска.

Взыскать с Главного управления по земельным ресурсам Омской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, расположенного по адресу: 644043, <...>, в пользу общества с ограниченной ответственностью ТК «Скорс», ОГРН <***>, ИНН <***>, расположенного по адресу: 644016, <...>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. 00 коп., уплаченных при подаче заявления в суд по платежному поручению № 36 от 12.04.2012.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью ТК «Скорс», расположенному по адресу: 644016, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению № 36 от 12.04.2012.

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.

Судья С.В. Ярковой