ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-18641/2021 от 25.11.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

ноября 2021 года

№ дела

А46-18641/2021

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Пермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паничкиной М.А.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Омской области по адресу: <...>,

дело по иску Администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>); Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), министерству имущественных отношений Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании права муниципальной собственности на дорогу общего пользования местного значения,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (644099, <...>),

в заседании суда приняли участие:

от истца  – ФИО1 по доверенности от 10.01.2021, служебное удостоверение,

от ответчиков – не явились, извещены,

от третьих лиц – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области(далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, министерству имущественных отношений Омской области (далее – ответчики) о признании права муниципальной собственности Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на дорогу общего пользования местного значения -дорога от дома №11 по ул. 1-Новая до кладбища п. Ростовка, протяженностью 1272 метра, расположенную: Российская Федерация, Омская область. Омский район, п. Ростовка, от дома 11 по ул. 1-я Новая до кладбища п. Ростовка, (идентификационный номер дороги 55 244 844 ОП МП Д-35).

Определением от 20.10.2021 к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области.

Истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Представители ответчиков, третьих лиц возражений против удовлетворения заявленных требований не заявили.

В материалы дела от Администрации Омского муниципального района Омской области поступил отзыв на заявление, согласно которому Администрация не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Согласно отзыву Министерства имущественных отношений Омской области Министерство также не возражало против удовлетворения заявленных требований.

Ответчики, третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечили.

Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчиков, третьих лиц по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее.

Постановлением Администрации Ростовкинского сельского поселения от 30.12.215 №205 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» в редакции постановлений №147 от 26.10.2018, №132 от 23.10.2019 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в который входит и заявленная автомобильная автодорога (пункт 35 Перечня дорог).

6 сентября 2021 года по заказу Администрации Ростовкинского сельского поселения кадастровым инженером МБУ «Центр кадастровых работ» Омского муниципального района (<...> ФИО2 был подготовлен технический план на указанное сооружение - автомобильная дорога.

09.09.2021 года, в целях регистрации права собственности на дорогу общего пользования местного значения п. Ростовка-дорога от дома №11 по ул. 1-Новая до кладбища п. Ростовка, протяженностью 1272 метра, идентификационный номер дороги 55 244 844 ОП МП Д-35 (далее - дорога от дома №11 по ул. 1-Новая до кладбища) Администрация обратилась в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности..

Уведомлениями от 23.09.2021 №КУВД-001/2021-37527547/1 были приостановлены действия по кадастровому учету и государственной регистрации прав на указанный объект недвижимого имущества.

В связи с указанными обстоятельствами у Администрации Ростовкинского сельского поселения отсутствует возможность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу, чем нарушаются права сельского поселения, отсутствие сведений и записей в ЕГРН об автомобильной дороге, подтверждающих государственный кадастровый учет и права сельского поселения на указанную автомобильную дорогу у Администрации Ростовкинского сельского поселения отсутствует возможность участвовать в региональных программах софинансирования работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и провести капитальный ремонт указанной автодороги.

Поскольку у истца отсутствует возможность осуществить государственную регистрацию права собственности на сооружения дорожного транспорта, Администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания права.

В соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к муниципальной собственности относятся: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Согласно статьям 14, 16 и 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) для решения вопросов местного значения в собственности сельских поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов.

Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) все дороги в зависимости от их назначения делятся на 4 вида:

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (пункт 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ в ранее действовавшей редакции).

В соответствии со статьей 2 Закон Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 20, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (пункт 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

На основании пункта 2 названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 объекты собственности, указанные в приложении № 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», объекты, указанные в приложении № 3 к указанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом, органом местного самоуправления утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования, расположенных в границах городского поселения, находящихся в ведении Администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в число которых вошло спорное сооружение дорожного транспорта.

Указанная автомобильная дорога не включена в перечни автомобильных дорог общего пользования     федерального,    регионального    или    межмуниципального значения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения", распоряжением Правительства Омской области от 26 марта 2008 г. N 38-рп "О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области".

Оценив материалы дела, суд пришел к выводу, что в данном случае достаточными основаниями для признания права собственности на автомобильную дорогу является:

- акт, изданный органом местного самоуправления в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством - Постановление Администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 30.12.2015 № 205 в редакции с учетом постановления от 23.10.2019 №132;

- технический план объекта недвижимого имущества.

При этом определяя индивидуальные характеристики спорных объектов, суд учитывает технические параметры, отображенные в техническом плане, представленном в материалы дела.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильная дорога представляет из себя объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

При таких обстоятельствах, исковые требования Администрации как законные, обоснованные и подтвержденные материалами дела подлежат удовлетворению.

При этом, суд не находит оснований для отнесения взыскания с ответчиков государственной пошлины ввиду отсутствия со стороны ответчиков правопритязаний относительно предмета заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд   

РЕШИЛ:

Требования Администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить полностью.

Признать право муниципальной собственности Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на дорогу общего пользования местного значения - дорога от дома №11 по ул. 1-Новая до кладбища п. Ростовка, протяженностью 1272 метра, расположенную: Российская Федерация, Омская область. Омский район, п. Ростовка, от дома 11 по ул. 1-я Новая до кладбища п. Ростовка, (идентификационный номер дороги 55 244 844 ОП МП Д-35).

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. 

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         В.В. Пермяков