ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-19078/20 от 15.03.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

марта 2021 года

№ дела

А46-19078/2020

Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22 марта 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луговик М.В., рассмотрев дело №А46-19078/2020 по заявлению жилищно-строительного кооператива «10 лет Октября 43 к 1» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановлений №№ 79, 80, 161 от 08.09.2020 по делу об административном правонарушении,

при участии в заседании суда:

от жилищно-строительного кооператива «10 лет Октября 43 к 1» – ФИО1 (доверенность от 15.06.2020, паспорт, диплом),

от Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области – ФИО2 (доверенность от 11.01.2021, удостоверение № 172, диплом, свидетельство о заключении брака),

УСТАНОВИЛ:

Жилищно-строительный кооператив «10 лет Октября 43 к 1» (далее – заявитель, ЖСК «10 лет Октября 43 к 1», Кооператив) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее – заинтересованное лицо, Госстройнадзор Омской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 79 от 08.09.2020 по делу об административном правонарушении.

Определением от 28.10.2020 Арбитражного суда Омской области указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов, а ответчику - отзыв на заявленные требования.

Определением от 25.12.2020 ввиду того, что конверт с определением, направленным по юридическому адресу заявителя, вернулся в суд, а определение суда по адресу, указанному представителем заявителя в заявлении, не было направлено, суд перешел к рассмотрению по общим правилам административного производства.

В заседании суда, открытом 18.02.2021, представитель ЖСК «10 лет Октября 43 к 1» требования поддержала, указала на необходимость времени для представления дополнительных доказательств по делу, представитель Госстройнадзора Омской области требования не признала.

Также, суд вынес на обсуждение сторон вопрос об объединении дел №№ А46-19393/2020, А46-19080/2020 и А46-19078/2020, поскольку данные дела схожи по доказательной базе и спор возник между одними и теми же сторонами.

При отсутствии возражений сторон суд определением от 18.01.2021 объединил в одно производство для совместного рассмотрения дела №№ А46-19393/2020, А46-19080/2020 и А46-19078/2020, присвоив объединенному делу № А46-19078/2020.

В ходе судебного разбирательства заявитель требования поддержал, представитель заинтересованного лица против их удовлетворения возражал.

Рассмотрев материалы дела, выслушав позиции сторон, суд установил следующее.

ЖСК «10 лет октября 43 к 1» является застройщиком многоквартирного дома, расположенного по ул. 10 лет Октября, № 43 к 1 (2 очередь) в Центральном АО г. Омска: на основании положений статьи 201.10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определением арбитражного суда от 12.02.2018 по делу № А46-16906/2011, права застройщика в отношении поименованного выше объекта капитального строительства переданы Кооперативу.

Ранее строительство объекта осуществлялось Обществом с ограниченной ответственностью производственно-строительной фирмой «Полет и К» на основании распоряжения первого заместителя главы администрации города Омска № 353-р от 09.04.1999.

Как было установлено административным органом, по состоянию на 02.06.2020 ЖСК «10 лет Октября 43 к 1» не представило в Главное управление отчетность об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами за 4 квартал 2019 года и за 1 квартал 2020 года посредством личного кабинета в единой информационной системе жилищного строительства.

Ввиду обнаружения названных обстоятельств 21.08.2020 сотрудниками административного органа в отсутствие представителей Кооператива, извещенных о дате составления протокола телеграммой, был составлен протокол об административном правонарушении под №174 и 175 соответственно.

По результатам рассмотрения названных протоколов 08.09.2020 вынесены постановления № 79 и №80 о привлечении Кооператива к административной отве6тственности по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ с применением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Ввиду обнаружения по состоянию на 18.08.2020 факта непредставления аналогичной отчетности за 2 квартал 2020 года административным органом был составлен протокол от 21.08.2020 №176 и вынесено постановление от 08.09.2020 №161.

Полагая, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения и что он не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, заявитель обратился в суд с требованиями о признании незаконными и отмене вышеназванных постановлений.

Заявленные требования удовлетворены  судом частично, а именно.

Как следует из материалов дела, между сторонами сложились различные позиции как минимум по трем вопросам:

 - о правильности квалификации бездействия Кооператива по размещению отчетности в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИС ЖС) в соответствии со статьей 13.19.3 КоАП РФ;

 - о соблюдении порядка привлечения к административной ответственности;

 - о сроке давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, совершенное Кооперативом.

При этом суд полагает, что доводы административного органа носят противоречивый характер:

с одной стороны, совершенное правонарушение последний квалифицирует по статье 13.19.3 КоАП РФ;

с другой стороны, в обоснование длительности срока давности в один год административный орган указывает на нарушение прав и гарантий дольщиков (пайщиков), в то время как административная ответственность в соответствии с вышеназванной статьей предусмотрена за нарушение порядка размещения информации в ЕИС ЖС.

Суд все же приходит к выводам о необходимости квалификации совершенного Кооперативом нарушения по части 3 статьи 14.28 Ко АП РФ по следующим причинам.

В соответствии со статьей 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в редакции от 27.06.2019 №151-ФЗ (далее – закон №214-ФЗ) единая информационная система жилищного строительства - система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством.

Часть 3 данной статьи к субъектам информации, относит, как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, так и жилищно-строительные кооперативы, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны размещать информацию в системе.

Согласно части 4.1 названной статьи, введенной Федеральным законом от 25.12.2018 №478-ФЗ, жилищно-строительные кооперативы обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную Жилищным кодексом Российской Федерации.

В то же время, в соответствии со статьей 25 закона №214-ФЗ  глава 14 КоАП РФ была дополнена статьей 14.28.

 Согласно части 3 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность занепредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Как указано в части 2.1 статьи 23.4 закона №214-ФЗ в редакции от 27.06.2019, в случае направления документа через личный кабинет субъекта информации датой его получения иным субъектом информации считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете субъекта информации.

Частью 3 названной статьи определено, что при передаче застройщиками, жилищно-строительными кооперативами в контролирующий орган и Фонд через личный кабинет отчетности, документов (информации), сведений в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, такие документы (информация) признаются равнозначными документам на бумажном носителе.

Приказом Минстроя России от 03.07.2017 №955/пр в редакции от 29.07.2019 были утверждены формы отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, а также порядок предоставления жилищно-строительным кооперативом указанной отчетности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Как указано в пункте 2  утвержденного Порядка,  жилищно-строительный кооператив ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами (далее - отчетность).

Отчетность представляется каждый квартал, начиная с квартала, в течение которого заключен первый договор в составе строящегося (создаваемого) многоквартирного дома, и по квартал, в течение которого получено разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

В состав отчетности включаются разделы 1 - 3 формы отчетности, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность жилищно-строительного кооператива, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка отчетность представляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган не позднее 60 дней после окончания IV квартала.

Датой предоставления отчетности считается дата размещения отчетности в личном кабинете жилищно-строительного кооператива в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС), предусмотренной статьей 23.3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Пунктом 5 Порядка в редакции Приказа Минстроя России от 29.07.2019 №424/пр предусмотрено, что отчетность с прилагаемыми к ней документами (при их наличии), предоставляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган посредством личного кабинета жилищно-строительного кооператива в ЕИСЖС в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью председателя правления жилищно-строительного кооператива.

Таким образом, в соответствии с названными законодательными актами представление отчетности в административный орган предусмотрено посредством личного кабинета ЖСК в ЕИСЖС.

С учетом изложенного, непредставление таковой названным способом, по мнению суда, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

В соответствии с Приказом Минстроя России от 10.04.2020 N 204/пр предоставление ЖСК отчетности в соответствии с данным документом за IV квартал 2019 года и I квартал 2020 года осуществляется в срок до 01.06.2020.

Факт непредставления названной отчетности был обнаружен административным органом по состоянию на 02.06.2020, что подтверждается материалами дела.

Отчетность за 2 квартал 2020 года, как следует из вышеприведенных норм, должна была быть представлена в срок не позднее 30.07.2020. Факт ее непредставления в установленный законом срок был обнаружен административным органом 31.07.2020.

По результатам рассмотрения  материалов дел об административных правонарушениях заинтересованным лицом были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, датированные 08.09.2020, то есть, в пределах срока давности привлечения к ответственности, а именно.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в  определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.12.2019 N 303-ЭС19-15753 по делу №А73-209/2019 в рассматриваемом случае установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению со 02.06.2020 (либо 31.07.2020) - со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного Кооперативу для предоставления отчетности, и заканчивается 01.06.2021 (либо 30.07.2021) - число, упоминаемое в части 2 статьи 4.8 КоАП РФ, соответствующее истечению годичного срока.

С учетом изложенного, суд не находит срок привлечения к ответственности пропущенным.

Оснований для признания совершенных правонарушений малозначительными суд не усмотрел, руководствуясь, в том числе, пунктом 16 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2017.

Оснований для замены штрафа на предупреждение не имеется, поскольку заявитель к субъектам малого предпринимательства не относится, что установлено судом путем обращения к Единому реестру субъектов МСП в открытом доступе.

 Каких-либо доводов в обоснование наличия исключительных обстоятельств, которые могут служить основанием для применения административного штрафа ниже низшего предела в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, заявителем не приведено.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для изменения размера примененного административным органом штрафа.

Доводы о нарушении административным органом процедуры производства по делу опровергаются материалами дела, из которых усматривается факт направления в адрес Кооператива всех необходимых извещений путем направления телеграмм и почтовыой корреспонденции. Более того, в судебном заседании председатель Кооператива подтвердил тот факт, что постоянных работников по адресу, указанному в ЕГРЮЛ как место нахождения Кооператива, не имеется: доступ в указанное нежилое помещение 15П осуществляется по мере необходимости, то есть постоянно названное помещение не открыто.

Суд также счел возможным переквалифицировать совершенные Обществом нарушения с учетом правовых позиций, изложенных в пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2017 N 305-АД17-8889.

Доводы заявителя, состоящие в том, что ввиду отсутствия у него разрешения на строительство, которое было оформлено лишь 14.12.2020, у него отсутствовала возможность зарегистрироваться в личном кабинете ЕИСЖС, не приняты судом во внимание ввиду того, что заявителем не представлено каких-либо доказательств в обоснование того, что им предпринимались меры по получению разъяснений от уполномоченного органа либо по направлению отчетности в ином виде.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, именем РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление жилищно-строительного кооператива «10 лет Октября 43 к 1» удовлетворить частично. Признать незаконными и отменить постановления Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области №№ 79, 80 и 161 от 08.09.2020 по делу об административном правонарушении в части квалификации совершенного правонарушения по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ.

Переквалифицировать совершенные жилищно-строительным кооперативом «10 лет Октября 43 к 1» в соответствии с постановлениями №№ 79, 80 и 161 от 08.09.2020 правонарушения с части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.28 КоАП РФ, размер примененного административного штрафа оставить без изменения.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице определений суда по делу. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.

Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в определениях коду.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         С.Г. Захарцева