АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
05 апреля 2018 года
№ дела
А46-19219/2017
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2018 года.
Решение в полном объёме изготовлено 05 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рейтер М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Красный маяк» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения, выраженное в письме исх. № 17/ОМС-7226 от 17.08.2017, при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 25.10.2017, личность удостоверена паспортом,
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 09.01.2018, удостоверение,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Красный маяк» (далее – заявитель, Общество, ООО «Красный маяк», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации Омского муниципального района Омской области (далее, в том числе, Администрация, заинтересованное лицо), выразившегося в письме исх. № 17/ОМС-7226 от 17.08.2017 в предоставлении ООО «Красный маяк» в собственность земельного участка, находящегося в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:20:030101:526, площадью 54 396 кв.м, с целевым назначением объекта под объектом недвижимости (овощехранилище, картофелехранилище), местоположение объекта: Омский МР, <...>.
Оспариваемый отказ Администрации мотивирован тем, что на момент обращения не представлено доказательств обоснования испрашиваемой площади участка необходимой для обслуживания объектов расположенных в его границах. В качестве обоснования оспариваемого отказа указано на то, что площадь испрашиваемого земельного участка существенно превышает фактическую площадь, занимаемую нежилыми зданиями.
В качестве способа восстановления нарушенного права просило суд обязать Администрацию устранить допущенное нарушение прав заявителя путем предоставления в собственность за плату без проведения торгов означенный земельный участок.
В целях обоснования материально – правового требования, общество обратилось к суду с ходатайством о назначении судебной экспертизы, поручив её проведение обществу с ограниченной ответственностью «Альтернатива и К». На разрешение эксперта было предложено поставить следующий вопрос: определить площадь земельного участка необходимого для эксплуатации объектов недвижимости расположенных по адресу: <...> (нежилое строение (картофелехранилище) инвентарный номер 112982 площадью 909,70 кв.м);ул. Спортивная д. 17 (нежилое строение (Овощехранилище) инвентарный номер 113124 площадью 291,40 кв.м);ул. Спортивная д.19 (нежилое строение (овощехранилище) инвентарный номер 112931 площадью 1214,70 кв.м);ул. Спортивная д. 21, (нежилое строение (картофелехранилище) инвентарный номер 112985 площадью 1000,50 кв.м);ул. Спортивная д. 23 (нежилое строение (Овощехранилище) инвентарный номер 112986 площадью 1000,50 кв.м).
Для эксплуатации и обслуживания означенных объектов ранее заявитель и испрашивал земельный участок.
Определением от 27.11.2017 суд назначил судебную экспертизу, на разрешение эксперта поставлен предложенный заявителем вопрос.
По результатам экспертного исследования в материалы дела представлено соответствующее заключение.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объёме, полагая, что правовые основания для отказа в предоставлении земельного участка на испрашиваемом праве не имелось.
Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении требований отказать.
Арбитражный суд Омской области, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя, установил следующее.
ООО «Красный маяк» является собственником пяти объектов недвижимости, расположенных по адресу: <...>, <...>, д. 23, общей площадью 4 416, 8 кв.м. Также в границах указанного земельного участка рядом с объектами недвижимости располагаются производственные постройки, необходимые для полного цикла обработки зерновых культур - ЗАВ-20, КЗС-20, механизированный ток, подсобные хозяйственные постройки.
Постановлением главы Омского муниципального района Омской области от 20.06.2007 № 837-П утвержден проект границ указанного земельного участка.
По заявлению общества проведено уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:090101:526, в результате выполнения кадастровых работ изготовлен межевой план от 12.12.2016, в соответствии с которым площадь упомянутого земельного участка составила 54 396 кв.м.
С целью обоснования площади испрашиваемого земельного участка, кадастровым инженером по просьбе общества подготовлена схема расположения земельного участка (геодезическая съемка), на которой видны расположенные на нем и принадлежащие обществу объекты.
Заявитель в установленном законом порядке обратился к Администрации с заявлением о предоставлении означенного земельного участка в собственность без проведения торгов.
Рассмотрев представленный заявителем пакет документов, заинтересованным лицом принято оспариваемое решение.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В соответствии со статьёй 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом. Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, и включает в себя:
- подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подачу гражданином или юридическим лицом в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положениями статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением, содержание которого определено в пункте 1 названной нормы.
Предусмотренный законодательством перечень документов необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка в порядке реализации исключительного права заявителем представлен в уполномоченный орган.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Судом установлено, что в полученном отказе отсутствует ссылка на указанные статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное право является исключительным, поскольку никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).
Из характера спорных правоотношений следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для ее использования.
Как ранее было отмечено, определением от 27.11.2017 судом была назначена судебная экспертиза. На разрешение эксперта был поставлен следующий вопрос: определить площадь земельного участка необходимого для эксплуатации объектов недвижимости расположенных по адресу: <...> (нежилое строение (картофелехранилище) инвентарный номер 112982 площадью 909,70 кв.м);ул. Спортивная д. 17 (нежилое строение (Овощехранилище) инвентарный номер 113124 площадью 291,40 кв.м);ул. Спортивная д.19(нежилое строение (овощехранилище) инвентарный номер 112931 площадью 1214,70 кв.м);ул. Спортивная д. 21, (нежилое строение (картофелехранилище) инвентарный номер 112985 площадью 1000,50 кв.м);ул. Спортивная д. 23 (нежилое строение (Овощехранилище) инвентарный номер 112986 площадью 1000,50 кв.м).
Описание исследовательской части сводится к следующему.
Земельный участок с кадастровым номером 55:20:090101:0526, согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), поставлен на государственный кадастровый учет 09.07.2007, расположен в кадастровом квартале 55:20:090101, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23. Участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования под объектом недвижимости (овощехранилища, картофелехранилища). Земельный участок относится к землям государственной собственности.
На земельном участке расположены объекты недвижимости:
нежилое строение (Картофелехранилище) инвентарный номер 112982, имеющее почтовый адрес: <...> с кадастровым номером 55:20:090101:5674.Год завершения строительства - 1978 г. Право собственности зарегистрировано 03.11.2006 г. Правообладатель - ООО «Красный Маяк».
нежилое строение (Овощехранилище) инвентарный номер 113124, имеющее почтовый адрес: <...> с кадастровым номером 55:20:090101:5673. Год завершения строительства - 1979 г. Право собственности зарегистрировано 03.11.2006 г. Правообладатель - ООО «Красный Маяк».
нежилое строение (Овощехранилище) инвентарный номер 112931, имеющее почтовый адрес: <...> с кадастровым номером 55:20:090101:5670. Год завершения строительства - 1979 г. Право собственности зарегистрировано 03.11.2006 г. Правообладатель - ООО «Красный Маяк».
нежилое строение (Картофелехранилище) инвентарный номер 112985, имеющее почтовый адрес: <...> с кадастровым номером 55:20:090101:5671. Год завершения строительства - 1978 г. Право собственности зарегистрировано 03.11.2006 г. Правообладатель - ООО «Красный Маяк».
нежилое строение (Картофелехранилище) инвентарный номер 112982, имеющее почтовый адрес: <...> с кадастровым номером 55:20:090101:5674. Год завершения строительства - 1978 г. Право собственности зарегистрировано 03.11.2006 г. Правообладатель - ООО «Красный Маяк».
нежилое строение (Овощехранилище) инвентарный номер 113124, имеющее почтовый адрес: <...> с кадастровым номером 55:20:090101:5673. Год завершения строительства - 1979 г. Право собственности зарегистрировано 03.11.2006 г. Правообладатель - ООО «Красный Маяк».
нежилое строение (весовая), расположено на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23.
нежилое строение: площадь застройки - 99.8 кв.м, год постройки - 1989 г., балансовая стоимость - 55 000,00 руб. Согласно справки о балансовой принадлежности № 2 от 31.01.2018 г. указанное нежилое строение построено хозспособом ООО «Красный Маяк».
нежилое строение (склад для хранения семян), расположено на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15; 17; 19;21;23. Характеристики нежилого строения: площадь застройки - 246.4 кв.м, год постройки - 1980 г., балансовая стоимость - 30 000,00 руб. Согласно справки о балансовой принадлежности № 1 от 31.01.2018 г. указанное нежилое строение построено хозспособом ООО «Красный Маяк».
нежилое строение (склад МПБ), расположено на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23.
нежилое строение: площадь застройки - 386.9 кв.м, год постройки - 1979 г., балансовая стоимость - 32 000,00 руб. Согласно справки о балансовой принадлежности № 3 от 31.01.2018 г. указанное нежилое строение построено хозспособом ООО «Красный Маяк».
нежилое строение (ЗАВ-20), расположено на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23. Характеристики нежилого строения: площадь застройки - 45.7 кв.м, год постройки - 1981 г., балансовая стоимость - 206 668,00 руб. Согласно справки о балансовой принадлежности № 4 от 31.01.2018 г. указанное нежилое строение построено хозспособом ООО «Красный Маяк».
нежилое строение (КЗС-20), расположено на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23. Характеристики нежилого строения: площадь застройки - 239.7 кв.м, год постройки - 1980 г., балансовая стоимость - 531 175,00 руб. Согласно справки о балансовой принадлежности № 5 от 31.01.2018 г. указанное нежилое строение построено хозспособом ООО «Красный Маяк».
сооружение (подстанция южных сетей), расположено на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23. Характеристики сооружения: площадь застройки - 7.9 кв.м, год постройки - 1986г. Согласно справки о балансовой принадлежности № 6 от 31.01.2018 г. указанное сооружение передано по акту разграничения границ ОАО АК «Омскэнерго».
сооружение (подстанция южных сетей), расположено на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23. Характеристики сооружения: площадь застройки - 9.9 кв.м, год постройки - 1986г. Согласно справки о балансовой принадлежности № 6 от 31.01.2018 г. указанное сооружение передано по акту разграничения границ ОАО АК «Омскэнерго».
нежилое строение (весовая) расположено на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23. Характеристики нежилого строения: площадь застройки - 42.3 кв.м, год постройки - 2012 г., балансовая стоимость - 54 000,00 руб. Согласно справки о балансовой принадлежности № 5 от 31.01.2018 г. указанное нежилое строение построено хозспособом ООО «Красный Маяк».
нежилое строение (Картофелехранилище) расположено на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23.Характеристики нежилого строения: площадь застройки - 561.2 кв.м, год постройки - 1980 г., балансовая стоимость - 95 000,00 руб. Согласно справки о балансовой принадлежности № 8 от 31.01.2018 г. указанное нежилое строение построено хозспособом ООО «Красный Маяк».
нежилое строение (слесарная мастерская) расположено на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23. Характеристики нежилого строения: площадь застройки - 107.4 кв.м, год постройки - 1979 г., балансовая i стоимость - 115 000,00 руб. Согласно справки о балансовой принадлежности № 9 от 31.01.2018 г. указанное нежилое строение построено хозспособом ООО «Красный Маяк».
нежилое строение (сооружение бункера) расположено на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23. Характеристики нежилого строения: площадь застройки - 96.7 кв.м, год постройки - 1980 г., балансовая стоимость - 15 5000,00 руб. Согласно справки о балансовой принадлежности № 10 от 31.01.2018 г. указанное нежилое строение построено хозспособом ООО «Красный Маяк».
инженерные коммуникации (энергетические сети ВЛ-0,4 кВ), расположено на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23. Характеристики инженерных коммуникаций: охранная зона объектов электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ - 6 845 кв.м, номер - 55.20.2.420. Согласно акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности б/н от 18.10.2005 г. указанные инженерные коммуникации находятся на балансе ООО «Красный Маяк».
элемент благоустройства территории (ограждение), расположен на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23. Характеристики элемента благоустройства территории: протяженность - 995,61 м. находится на балансе ООО «Красный Маяк».
искусственные дорожные сооружения (пожарные проезды, проезды к зданиям сооружениям), площадки для складирования (погрузочно-разгрузочные), расположены на земельном с кадастровым номером 55:20:090101:0526, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, имеющего почтовый адрес: Омская область, р-н Омский, с Красноярка, ул. Спортивная, дом 15;17;19;21;23. Характеристики искусственных дорожных сооружений, площадок для складирования: площадь 29 633 кв.м.
Согласно данных ЕГРН площадь земельного участка соответствует материалам межевания. Границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о координатах характерных точек границы земельного участка содержатся в кадастровом плане территории кадастрового квартала 55:20:090101. Граница земельного участка состоит из 1 контура. Сведения о границе земельного участка внесены в ЕГРН 09.07.2007. Сведения о площади земельного участка имеют статус «Актуальные незасвидетельствованные». Право зарегистрировано на объект с площадью 56 119,0 кв.м. Площадь земельного участка по данным ЕГРН составляет 54 396,0 кв.м.
Фактически сложившийся порядок землепользования земельным участком с кадастровым номером 55:20:090101:0526 обусловлен его видом разрешенного использования «под объектом недвижимости (овощехранилища, картофелехранилища)». Данный вид разрешенного использования зафиксирован в ЕГРН. Описание видов разрешенного использования земельных участков содержится в Приказе Минэкономразвития от 01.09.2015 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». В соответствии с ним аналогичный по содержанию вид разрешенного использования земельных участков «Производственная деятельность, склады» предполагает, размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
Все здания и сооружения, расположенные в границах исследуемого земельного участка представляют собой единый имущественный комплекс - механизированный ток, который занимает важное место в производственном процессе Общества. Объекты недвижимости, на которые у Общества имеются зарегистрированные права, являются специализированными постройками (овощехранилище, картофелехранилище, далее - Строения) для хранения сельхозпродукции, представляющими собой одноэтажные, заглубленные, прямоугольные здания стены которых обвалованы землей, по периметру стен устроена бетонная отмостка (см. Приложение).
Строения с кадастровыми номерами 55:20:090101:5671, 55:20:090101:5672, 55:20:090101:5674 (отмечены номерами 2,3,5 на исполнительной съемке), являются типовыми наибольшая длинна, и ширина стен по внешним промерам составляют 80 м. и 18,5 м. С целью защиты стен и фундаментов хранилищ от проникновения атмосферных осадков и весенних вод, отмостки должны устраиваться водоотводные канавы (ГОСТ 2489-44 Картофеле и овощехранилища постоянного типа немеханизированные. Нормы проектирования.)
Руководствуясь пунктом 3.43 СНиП И-89-80 предприятия с площадками размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов. При размере стороны площадки предприятия более 1000 м. и расположении ее вдоль улицы или автомобильной дороги на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов на площадку. Расстояние между въездами не должно превышать 1 500 м. Кроме того согласно пункта 3.46 СНиП И-89-80 к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов. Минимальная ширина пожарного проезда должна составлять не менее 3,5 м. с обоих сторон.
Следовательно, площадь земельного участка, необходимого для нормального функционирования указанных Строение должна составлять не менее 6 000 кв.м.
Строение с кадастровым номером 55:20:090101:5670 (отмечено номером 4 на исполнительной съемке), представляет собой одноэтажное наземное здание со стенами прямоугольной формы, наибольшая длинна, и ширина стен по внешним промерам составляют 63 м. и 20 м. (см. Приложение)
Строение с кадастровым номером 55:20:090101:5673 (отмечен номером 6 на исполнительной съемке), представляет собой одноэтажное, заглубленное, прямоугольное здание, стены которого обвалованы землей, по периметру стен устроена бетонная отмостка наибольшая длинна, и ширина стен по внешним промерам составляют 25 м. и 23 м. С целью защиты стен и фундаментов хранилищ от проникновения атмосферных осадков и весенних вод, вокруг хранилищ - с наружной стороны устраивается глиняная отмостка шириной 70 см. Вокруг отмостки должны устраиваться водоотводные канавы (ГОСТ 2489-44 Картофеле и овощехранилища постоянного типа немеханизированные. Нормы проектирования.) (см. Приложение).
Таким образом, минимальный размер земельного участка, необходимый для использования указанных Строений, с учетом норм проектирования и противопожарных требований должен составлять не менее 3 000 кв.м.
Нежилые строения весовой (отмечены номерами 1 и 13 на исполнительной съемке) представляют из себя одноэтажные кирпичные сооружения с навесом и асфальтированным полом, общая площадь застройки Строений составляет 142,1 кв.м. (см. Приложение).
Минимальный размер земельного участка, необходимый для использования указанных Строений, с учетом норм проектирования и противопожарных требований должен составлять не менее 350 кв.м.
Нежилые строения ЗАВ-20, КЗС-20 (отмечены номерами 9 и 10 на исполнительной съемке) являются специализированными сооружениями (Зерноочистительно-сушильный комплекс) предназначенными для очистки, сушки и сортирования продовольственного и семенного зерна. Оборудование зерноочистительного агрегата смонтировано на бункерах с опорами. Металлическая арматура служит для перекрытия и является каркасом здания. Оборудование сушильного агрегата установлено в здании, монтируемом из металлического каркаса, опор, сборных ферм и перекрытия, входящих в комплект оборудования комплекса. Комплексы сооружены по типовому проекту, общая площадь застройки Строений составляет 285,4 кв.м. (см. Приложение).
Минимальный размер земельного участка, необходимый для использования указанных Строений, с учетом норм проектирования и противопожарных требований должен составлять не менее 300 кв.м.
Сооружения (подстанции южных сетей) (отмечены номерами 11 и 12 на исполнительной съемке) являются специализированными сооружениями служащими для преобразования электрической энергии одного напряжения в энергию другого напряжения при помощи трансформаторов, общая площадь застройки Сооружений составляет 17,8 кв.м. (см. Приложение).
Минимальный размер земельного участка, необходимый для использования указанных Сооружений, с учетом норм проектирования и противопожарных требований должен составлять не менее 20 кв.м. Строение склада МПБ (отмечен номером 8 на исполнительной съемке), представляет собой одноэтажное, прямоугольное, кирпичное, здание, площадь застройки составляет 386,9 кв.м. (см. Приложение).
Минимальный размер земельного участка, необходимый для использования указанного Строения, с учетом норм проектирования и противопожарных требований должен составлять не менее 400 кв.м.
Нежилое строение (склад для хранения семян) (отмечен номером 7 на исполнительной съемке) представляет собой одноэтажное, прямоугольное, металлическое каркасное здание, площадь застройки составляет 246,4 кв.м. (см. Приложение).
Минимальный размер земельного участка, необходимый для использования указанного Строения, с учетом норм проектирования и противопожарных требований должен составлять не менее 250 кв.м.
Строение картофелехранилища (отмечено номером 14 на исполнительной съемке), представляет собой одноэтажное, заглубленное, прямоугольное здание, стены которого обвалованы землей, по периметру стен устроена бетонная отмостка. С целью защиты стен и фундаментов хранилищ от проникновения атмосферных осадков и весенних вод, вокруг хранилищ с наружной стороны устраивается глиняная отмостка шириной 70 см. Вокруг отмостки должны устраиваться водоотводные канавы (ГОСТ 2489-44 Картофеле и овощехранилища постоянного типа немеханизированные. Нормы проектирования.) (см. Приложение). Площадь застройки составляет 561,2 кв.м. (см. Приложение).
Минимальный размер земельного участка, необходимый для использования указанного Строения, с учетом норм проектирования и противопожарных требований должен составлять не менее 600 кв.м.
Нежилое строение (слесарная мастерская) (отмечено номером 15 на исполнительной съемке), представляет собой одноэтажное, прямоугольное, кирпичное, здание площадь застройки -107.4 кв.м. (см. Приложение).
Минимальный размер земельного участка, необходимый для использования указанного Строения, с учетом норм проектирования и противопожарных требований должен составлять не менее 115 кв.м.
Сооружение бункера (отмечено номером 16 на исполнительной съемке), специальное металлическое зернохранилище, предназначенное для приемки, обработки (вентилирования, сушки) и хранения свежеубранного зерна и семян, площадь застройки - 96.7 кв.м. (см. Приложение).
Минимальный размер земельного участка, необходимый для использования указанного Сооружения, с учетом норм проектирования и противопожарных требований должен составлять не менее 100 кв.м.
Помимо перечисленного на земельном участке находятся сооружения электросетевого хозяйства, в отношении которых установлены охранные зоны, площадь зоны составляет 6845 кв.м.
Кроме того, элемент благоустройства территории (ограждение), расположенный на указанном земельном участке представляет собой линейное сооружение, смонтированное частично из железобетонных опор и сетки рабица, а также из бетонного секционного забора, общей протяженностью 995,61. (см. Приложение).
Минимальный размер земельного участка, необходимый для использования указанного Сооружения, с учетом норм проектирования и противопожарных требований должен составлять не менее 2 000 кв.м.
Кроме того, в собственности общества находиться специализированная техника свыше 30 единиц, а также техника, привлекаемая в период выполнения сезонных работ, для размещения которой необходим специально подготовленный земельный участок с утрамбованным грунтом площадью не менее 8 000 кв.м.
Ежегодный товарооборот предприятия составляет свыше 5.5 тысяч тонн товаров различной номенклатуры, в том числе сыпучие грузы. Для складирования такого объема материалов в границах земельного участка предусмотрены площадки открытого типа площадью свыше 15 000 кв.м. В целях обеспечения производственного процесса Общества используется автомобильная и специальная техника, необходимая для осуществления транспортировки грузов и погрузочно-разгрузочных работ предприятия. Следовательно, помимо указанных потребностей в границах проектируемого земельного участка необходимо учитывать нормы для маневровых площадок (площадка, прилегающая к территории погрузочно-разгрузочного фронта, предназначенная для маневрирования автотранспортных средств). Ориентировочная площадь земельного участка, необходимая для организации маневровых площадок не менее 10 000 кв.м.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, эксперт пришел к выводу, что для обеспечения производственной деятельности обществу, необходим земельный участок ориентировочной площадью 54 980 кв.м.
Заключение экспертизы в силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является одним из доказательств, которое в соответствии со статьями 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследуется и оценивается судом наравне с другими доказательствами и не может иметь заранее установленной силы. Оснований не доверять выводам эксперта, обладающего специальными познаниями и давшего подписку об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется. Квалификация экспертов подтверждена соответствующими документами, приложенными к экспертному заключению. Каких-либо нарушений требований проведения экспертизы, установленных положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», судом не установлено.
Учитывая изложенное, выводы эксперта подтверждают доводы заявителя.
В то же время доказательства, опровергающие означенные выше доводы эксперта, обоснование и позицию заявителя, в материалах дела отсутствуют и заинтересованным лицом не представлены.
В частности, Администрацией не приведены конкретные аргументы и ссылки на положения действующего законодательства, свидетельствующие о том, что установление соответствующего показателя площади земельного участка под зданиями и сооружениями, принадлежащими обществу, противоречит каким-либо нормативно установленным требованиям или предельным (максимальным или минимальным) размерам земельный участков, или о том, что в рассматриваемом случае должна быть применена иная методика расчета площади участка, подлежащего предоставлению в собственность заявителю.
Как установлено судом, применяя расчет площади земельного участка под означенными выше объектами, площадь испрашиваемого земельного участка не является чрезмерной.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в предоставлении на праве собственности обозначенного земельного участка по заявленному мотиву является незаконным, поскольку не соответствует действующему законодательству и препятствует оформлению прав заявителя на земельный участок в установленном законом порядке, в связи с чем, нарушаются права Общества в осуществлении им предпринимательской деятельности.
При этом заинтересованное лицо в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представило доказательств в обоснование доводов о несоразмерности площади образуемого земельного участка целям его использования.
Суд, исследовав в совокупности представленные в материалы дела документы, в связи с отсутствием достаточных, относимых и допустимых доказательств соответствия закону оспариваемого решения, находит основания отказа, в части несоразмерности площади испрашиваемого участка, занятого объектом недвижимости и необходимой для его эксплуатации недоказанными, при этом приходит к выводу к выводу о том, что площадь испрашиваемого земельного участка не является чрезмерной.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание сложившуюся судебную арбитражную практику разрешения аналогичных споров, требования заявителя о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении земельного участка в порядке реализации исключительного права, суд находит подлежащими удовлетворению полностью.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Кроме того, как было указано выше, в процессе судебного разбирательства по ходатайству заявителя была проведена землеустроительная экспертиза. Изучив ее результаты, суд признает ее в качестве допустимого доказательства.
На основании части 1 статьи 108, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Поскольку экспертным учреждением выполнена обязанность по своевременному представлению в суд заключения эксперта, денежные средства в размере 28 000 рублей подлежат перечислению с депозитного счета арбитражного суда, а с Администрации в пользу общества подлежат взысканию денежные средства, затраченные последним на проведение экспертизы и оплату государственной пошлины при подаче заявления в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Красный маяк» требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Омского муниципального района Омской области предоставить собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 55:20:030101:526 площадью 54 396 кв.м., выраженный в письме исх. № 17/ОМС-7226 от 17.08.2017.
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Красный маяк» в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 55:20:030101:526 площадью 54 396 кв.м.
Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Омской области на расчётный счёт общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива и К» 28 000 рублей, перечисленных обществом с ограниченной ответственностью «Красный маяк» и зачисленных на депозитный счёт Арбитражного суда Омской области платежным поручением № 81 от 21.11.2017.
Взыскать с Администрации Омского муниципального района Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Красный маяк» 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины (платежное поручение № 72 от 09.10.2017); 28 000 рублей расходов по проведению судебной экспертизы (платежное поручение № 81 от 21.11.2017).
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в указанный срок может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.В. Ярковой