ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-19312/20 от 06.04.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

апреля 2021 года

№ дела

А46-19312/2020

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2021  года.

Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Пермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голдыревой В.А.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Омской области по адресу: <...>,

дело по иску Администрации Октябрьского административного округа города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании привести нежилые помещения 1П и 2П на первом этаже многоквартирного дома 227 по улице 7-я Линия в соответствие с техническим планом,

при участии в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк» (109052, <...>),  Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (644099, <...>), Государственную жилищную инспекцию Омской области (644007, <...>),АО «Тандер» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

в заседании суда приняли участие:

от истца  – ФИО2 по доверенности от 11.08.2020, служебное удостоверение, после перерыва также ФИО3 по доверенности от 11.08.2020, служебное удостоверение,

от ответчика – ФИО4 по доверенности от 11.05.2018, паспорт, диплом,

от АО «Тандер» - ФИО5 по доверенности от 18.08.2020, паспорт, диплом,

от третьих лиц – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Октябрьского административного округа города Омска (далее – Администрация ОАО, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, Предприниматель, ответчик) об обязании привести нежилые помещения 1П и 2П на первом этаже многоквартирного дома 227 по улице 7-я Линия в соответствии с планами расположения помещений находящихся в Едином государственном реестре недвижимости самостоятельно, либо за счет собственных средств, а именно: 1) Возвести перегородки с устройством дверного проема образующее тамбурное - помещение, расположенное на входе в нежилое помещение 1П общей площадью 5,0 кв.м.; 2) возвести перегородки с устройством дверного проема образующих витринное помещение общей площадью 5,3 кв.м., расположенное в левой стороне нежилого помещения 1П относительно неиспользуемого входа в нежилое помещение 1П; 3) Заложить оконный проем шириной 1,66 п.м. на первом этаже нежилого помещения 2П расположенный в крайнем правом углу здания 227 по улице 7 -й Линии относительно фасада здания № 227 по 7-й Линии; 4) Возвести перегородки с устройством дверного проема образующее тамбурное помещение, расположенное на входе в нежилое помещение 2П общей площадью 5,0 кв.м.; 5) Возвести перегородки образующее тамбурное помещение, расположенное при входе в нежилое помещение 2П общей площадью 3,0 кв.м. с устройством дверного проема в тамбурное помещение 5,0 кв.м.

В судебном заседании представить истца требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика требования не признал, указав на отсутствие доказательств осуществленной перепланировки, а также тот факт, что иск предъявлен ненадлежащим истцом, а также ненадлежащим ответчиком.

Представитель АО «Тандер» возражал против удовлетворения заявленных требований.

Иные третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Суд, руководствуясь статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие третьих лиц.  

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, суд установил следующие обстоятельства.

Администрация округа является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска и осуществляет свою деятельность на основании Положения об администрации Октябрьского административного округа города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года № 421.

Указанным правовым актом на администрацию округа возложены полномочия по принятию решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения или администрация округа принимает решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Государственной жилищной инспекцией Омской области в ходе проверки фактов, указанных в обращениях ФИО6, ФИО7 выявлен факт самовольной перепланировки и переустройства нежилых помещений 1П и 2П на первом этаже многоквартирного дома 227 по улице 7-я Линия в городе Омске, принадлежащих индивидуальному предпринимателю ФИО1 на праве собственности, в нарушение ч.1 ст.247 Гражданского кодекса РФ, п.4.2.4.9 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

При проведении обследования выявлены нарушения требований ЖК РФ, а именно самовольная перепланировка и установка санитарно-технического оборудования не соответствует техническому паспорту, составленному Государственным предприятием омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» по состоянию на 28.08.2012 г.

В ходе визуального осмотра нежилых помещений 1П и 2П, расположенных на 1 м этаже многоквартирного жилого дома 227 по улице 7-я Линия находящемся в Октябрьском административном округе города Омска установлено, что вход нежилого помещения 1П не используется для входа в магазин посетителей.

Со стороны фасада здания (многоквартирного жилого дома) 227 по улице 7-я Линия расположены два входа в нежилое помещение 1П и нежилое помещение 2П.

Вход в нежилое помещение 1П оборудован входным крыльцом, но не используется по назначению как вход в помещение.

Вход нежилого помещения 2П оборудован входным крыльцом и пандусом для подъема маломобильных групп населения используется для входа в нежилые помещения.

Фасад здания со стороны входа в нежилые помещения выполнен путем витражного остекления, что позволяет осуществить визуальный осмотр выполненной перепланировки, реконструкции, переустройства без осуществления входа в нежилые помещения.

При проведении визуального обследования выявлены нарушения требований ЖК РФ, а именно самовольная перепланировка и реконструкция.

Таким образом, при обустройстве входного тамбура, лестницы и ограждения в нежилое помещение также используется общее имущество дома, что влечет за собой изменение объекта и режима пользования общего имущества многоквартирного дома.

Администрацией округа в адрес ФИО1 21 октября 2019 года было направлено уведомление Исх-ОГ ОАО/1984 с требованием о приведении нежилых помещений Ш и 2П на первом этаже многоквартирного дома 227 по улице 7-я Линия в прежнее состояние в срок до 16 апреля 2020 года.

В адрес администрации округа информации от ФИО1 содержащей сведения, подтверждающие факт приведения в прежнее состояние нежилых помещений 1П и 2П на первом этаже многоквартирного дома 227 по улице 7-я Линия на дату 16 апреля 2020 года не поступало.

Специалистами администрации округа 17 апреля 2020 г. проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:441, где расположен дом 227 ул. 7 я Линия земельный участок отнесен к категории земель «Земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для размещения домов многоэтажной застройки, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания». В ходе обследования установлено, что на первом этаже пятиэтажного крупнопанельного многоквартирного дома расположены нежилые помещения с отдельно оборудованным входом с вывеской ООО «Магнит» и ООО «Магнит Косметик».

Специалистами администрации округа 29.09.2020 г. поведено повторное обследование земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:441, где расположен дом 227 ул. 7 я Линия, на 1 этаже дома расположены нежилые помещения - 1П, 2П, с отдельно оборудованным входом.

В связи с тем, что нарушения ответчиком устранены не были, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения с иском Администрации в суд.  

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Принятие такого решения согласно подпункту 6 пункта 18 Решения Омского городского Совета от 29.06.2011 № 421 «Об администрации Октябрьского административного округа города Омска» (далее - Положение № 421) возложено на администрацию Октябрьского административного округа города Омска. Администрацией Октябрьского административного округа города Омска разрешение на перепланировку не выдавалось.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обращается в орган, осуществляющий согласование, либо через многофункциональный центр с документами, указанными в ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 данного кодекса (ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) подразумевается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство  и  (или)  перепланировку помещений  должно  быть  получено  согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании п. «в» и п. «е» ч. 2 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).

В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления уполномочены на осуществление муниципального жилищного контроля.

Однако, в настоящем случае истцом заявлено требование об обязании привести нежилые помещения 1П и 2П на первом этаже многоквартирного дома 227 по улице 7-я Линия в соответствии с планами расположения помещений находящихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Суд приходит к выводу о том, что у Администрации округа отсутствуют полномочия по предъявлению соответствующих требований.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Согласно п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Постановлением Администрации г. Омска от 29.12.2017 г. № 1406-п «О муниципальном жилищном контроле на территории города Омска» утвержден «Порядок организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Омска».

Согласно п. 3 указанного Постановления органом местного самоуправления города Омска, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Омска, является Администрация города Омска в лице уполномоченных структурных подразделений Администрации города Омска - администраций административных округов города Омска (далее - уполномоченный орган).

При этом согласно п. 2 постановления под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления города Омска, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного Фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Муниципальный жилищный контроль осуществляется на всей территории города Омска в отношении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Омска.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Таким образом, полномочия Администрации Октябрьского АО г. Омска по реализации задач муниципального жилищного контроля могут осуществляться только в отношении муниципального жилищного фонда, то есть жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Между тем, Администрацией Октябрьского АО г. Омска заявлен иск в отношении расположенных в многоквартирном доме нежилых помещений, находящихся в частной собственности ФИО1

Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 г. № 421 «Об администрации Октябрьского административного округа города Омска» утверждено «Положение об администрации Октябрьского административного округа города Омска».

Согласно п. 18 указанного Решения Администрация Октябрьского АО г. Омска в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства администрация осуществляет следующие функции: принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме; осуществляет приемку работ по переустройству и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме; определяет сроки и порядок приведения помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние в случаях самовольного переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме; обращается в суд с иском о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или о продаже с публичных торгов помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано и не приведено в прежнее состояние в установленном порядке.

В данном случае Администрацией Октябрьского АО г. Омска заявлен иск о приведении нежилых помещений 1П и 2П на первом этаже многоквартирного дома 227 по улице 7-я Линия в соответствии с планами расположения помещений, находящихся в ЕГРН, то есть истцом выбран способ защиты, предусмотренный ст. 12 ГК РФ, - восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Между тем, ни в федеральном законодательстве, ни местных нормативно-правовых актах не предусмотрено право администрации округа города на обращение в суд с указанными требованиями.

Исходя из выше изложенного, суд приходит к выводу о том, что Администрация Октябрьского АО г. Омска является ненадлежащим истцом по настоящему делу.

Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств осуществления перепланировки ИП ФИО1

Так, нежилое помещение № 1П передано ИП ФИО1 в аренду АО «Тандер» на основании договора аренды недвижимого имущества № ОмФ/340/12 от 21.08.2012 г. с учетом дополнительного соглашения № 2 от 22.05.2017 г. и дополнительного соглашения № 4 от 15.04.2019 г. к указанному договору.

Нежилое помещение № 2П передано ИП ФИО1 в аренду АО «Тандер» на основании договора аренды недвижимого имущества № 1/01/2010 от 03.09.2010 г. с учетом дополнительного соглашения № 12 от 06.03.2019 г. и дополнительного соглашения № 13 от 15.04.2019 г. к указанному договору.

Согласно п. 3.2.7. договоров аренды Арендатор имеет право без получения дополнительного письменного согласия Арендодателя произвести перепланировку, переоборудование Объекта, если при их проведении не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, в котором находится Объект.

Согласно п. 3.1.6. договоров аренды Арендатор обязан самостоятельно и за свой счет осуществлять согласование реконструкции, переоборудования, переоборудования, перепланировки Объекта в установленном законодательстве порядке.

Согласно п. 2.1.8 договоров аренды Арендодатель обязуется оказывать содействие Арендатору для согласования последним с компетентными органами реконструкции, переоборудования, перепланировки Объекта в установленном законодательством РФ порядке при условии их согласования Арендодателем.

В силу указанных условий договоров аренды работы по перепланировке арендуемых нежилых помещений осуществляются силами и средствами арендатора - АО «Тандер», на которого так же возложена обязанность по получению согласований и разрешений компетентных органов на перепланировку, переустройство помещений.

Таким образом, поскольку нежилые помещения № 1 П и № 2 П уже продолжительное время (более 10 лет) находятся во владении и пользовании АО «Тандер», доказательств осуществления ИП ФИО1 работ по перепланировке нежилых помещений № 1 П и № 2 П, не представлено.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (часть 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 64, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. 

Кроме того, доказательств нарушения прав и законных интересов ИП ФИО1 не представлено.

Так, в силу ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Из приведенных правовых норм следует, что собственник вправе владеть и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, совершать в отношении данного имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, при этом он несет ответственность за содержание принадлежащего ему имущества и риск случайной гибели или случайного повреждения имущества.

При таких обстоятельствах, с учетом предъявления требований ненадлежащим истцом, недоказанностью нарушения законных интересов, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Администрации Октябрьского административного округа города Омска (ИНН 5506020956, ОГРН 1025501248630) к индивидуальному предпринимателю Гаврилову Владимиру Васильевичу (ИНН 550200361190, ОГРН 304550327900196) об обязании привести нежилые помещения 1П и 2П на первом этаже многоквартирного дома 227 по улице 7-я Линия в соответствии с планами расположения помещений находящихся в Едином государственном реестре недвижимости самостоятельно, либо за счет собственных средств, а именно: 1) Возвести перегородки с устройством дверного проема образующее тамбурное - помещение, расположенное на входе в нежилое помещение 1П общей площадью 5,0 кв.м.; 2) возвести перегородки с устройством дверного проема образующих витринное помещение общей площадью 5,3 кв.м., расположенное в левой стороне нежилого помещения 1П относительно неиспользуемого входа в нежилое помещение 1П; 3) Заложить оконный проем шириной 1,66 п.м. на первом этаже нежилого помещения 2П расположенный в крайнем правом углу здания 227 по улице 7 -й Линии относительно фасада здания № 227 по 7-й Линии; 4) Возвести перегородки с устройством дверного проема образующее тамбурное помещение, расположенное на входе в нежилое помещение 2П общей площадью 5,0 кв.м.; 5) Возвести перегородки образующее тамбурное помещение, расположенное при входе в нежилое помещение 2П общей площадью 3,0 кв.м. с устройством дверного проема в тамбурное помещение 5,0 кв.м.,  отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                         В.В. Пермяков