ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-19323/20 от 18.01.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

января 2021 года

№ дела

А46-19323/2020

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25 января 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луговик М.В., рассмотрев дело                      № А46-19323/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Нечаевой Светланы (ИНН 550730070623, ОГРН 319554300038361) к Омской таможне (ИНН 5504030483,               ОГРН 1025500973090) о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 15.10.2020 № 10610000-913/2020, № 10610000-911/2020,

в заседании суда приняли участие:

от ИП Нечаевой Светланы – Казанцева К.С. (доверенность от 28.10.2020, паспорт, свидетельство о заключении брака),

от Омской таможни – Соцкая О.Н. (доверенность от 12.01.2021 № 05-39/03, удостоверение, диплом), Жаборовская А.А. (доверенность от 12.01.2021 № 05-39/05, удостоверение, диплом, свидетельство о заключении брака),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Нечаева Светлана (далее – заявитель, ИП Нечаева С.) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омской таможне (далее – заинтересованное лицо, Таможня) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10610000-913/2020 от 15.10.2020.

Определением от 02.11.2020 Арбитражного суда Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. указанное заявление принято к производству, дело с присвоенным ему номером А46-19323/2020 назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).

Кроме того, индивидуальный предприниматель Нечаева Светлана обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Омской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10610000-911/2020 от 15.10.2020. Определением судьи Ярковой С.В. от 02.11.2020 указанное заявление принято к производству, дело с присвоенным ему номером А46-19326/2020 назначено к рассмотрению также в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

В ходе рассмотрения дела №А46-19323/2020 в порядке упрощенного производства суд  пришел к выводу о том, что имеются основания для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренное пунктом 3 части 5 статьи 227 АПК РФ, а именно: рассматриваемое требование связано с иными требованиями, в частности с требованием, заявленным в рамках дела № А46-19326/2020.

Определением от 25.12.2020 названные дела объединены в одно производство с присвоением номера дела №А46-19323/2020, суд перешел к рассмотрению объединенного дела по общим правилам административного производства, судебное разбирательство было назначено на 13.01.2021.

В ходе судебного разбирательства заявитель требования поддержал, представители административного органа против их удовлетворения возражали. В судебном заседании был объявлен перерыв до 18.01.2021, после заслушивания реплик суд удалился на совещание, после чего была оглашена резолютивная часть решения по делу.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с графой 10 статистической формы ИП Нечаева С. отгрузила товары на основании договора № 004/20 от 30.04.2020, счета-фактуры № 15 от 07.05.2020. Согласно сведениям, указанным ИП Нечаевой С. в статистической форме, отчетный период - май 2020 г., дата заполнения документа - 10.07.2020.

В соответствии с графой 10 статистической формы ИП Нечаева С. отгрузила товары на основании договора № 005/20 от 25.05.2020, счета-фактуры № 20 от 25.05.2020. Согласно сведениям, указанным ИП Нечаевой С. в статистической форме, отчетный период - май 2020 г., дата заполнения документа - 10.07.2020.

В соответствии с требованиями Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» при поступлении товара в мае 2020 года Предприниматель должна была представить в таможенный орган статистическую форму не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен со склада, то есть до 10.06.2020 включительно.

Ввиду нарушения данных требований предпринимателем Омская таможня, усмотрев в действиях ИП Нечаевой С. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составила в отношении нее два протокола об административном правонарушении от 08.09.2020 (№ 10610000-913/2020 и № 10610000-911/2020), по результатам рассмотрения которых 15.10.2020 должностным лицом Таможни вынесено два постановления (№ 10610000-911/2020 и 10610000-913/2020) о привлечении ИП Нечаевой С. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлениями, ИП Нечаева С. обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании их незаконными и отмене.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требование заявителя подлежащим частичному удовлетворению, основываясь на следующем.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с примечанием 1 к названной статье за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В соответствии со статьей 25 Договора о ЕАЭС в рамках Евразийского экономического союза осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов ЕАЭС без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором о ЕАЭС.

Вступившим в силу с 01.01.2018 Таможенным кодексом ЕАЭС, а равно Таможенным кодексом Таможенного союза (действовавшим с 01.07.2010 по 31.12.2017) определено, что перемещение товаров через границу Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации осуществляется без подачи таможенной декларации.

Согласно части 1 статьи 24 Договора о ЕАЭС в целях эффективного функционирования и развития ЕАЭС формируется официальная статистическая информация ЕАЭС.

В силу части 3 статьи 24 Договора о ЕАЭС порядок формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС определяется приложением № 4 к Договору о ЕАЭС.

Протоколом о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение № 4 к Договору о ЕАЭС), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств-членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, представляемой Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решениями Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 № 167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств-членов Евразийского экономического союза».

В соответствии со статьей 276 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) в функции таможенных органов Российской Федерации входит, в том числе ведение таможенной статистики внешней торговли, статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальной таможенной статистики.

Согласно части 1 статьи 278 Закона № 289-ФЗ статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.

В соответствии с частью 2 статьи 278 Закона № 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза».

Согласно п. 5 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329) «российское лицо» обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), содержащие достоверные сведения.

Пунктом 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329, установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо дата отправки почтового отправления, либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Как следует из материалов дела, статистическая форма учета Предпринимателя должна была быть представлена в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен со склада (поскольку отгрузки по обоим договорам состоялись в мае 2020 года, срок предоставления сведений следует исчислять как «до 10.06.2020 включительно»).

Факт совершения ИП Нечаевой С. вменяемого ей административного правонарушения подтвержден материалами административного производства, представление сведений с нарушением срока по существу ею не оспаривается.

Материалами дела подтверждена повторность совершенного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ (в отношении ИП Нечаевой С. вступили в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения по делам об административном правонарушении №№ 10610000-1818/2019, 10610000-1819/2019, 10610000-1820/2019, 10610000-1821/2019, 10610000-1822/2019 по факту представления статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения).

С учетом изложенного, суд полагает, что в действиях предпринимателя по предоставлению статистической формы в связи с произведенными в адрес  ТОО «ElectronPV» (республика Казахстан) отгрузками в мае 2020 года имеется состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Между тем, по мнению суда, у Таможни отсутствовали основания для составления в отношении предпринимателя двух протоколов об административном правонарушении и вынесении двух постановлений по делу об административном правонарушении в связи со следующим.

Как установлено судом и следует из материалов дела, предпринимателем в мае 2020 года было совершено две отгрузки в адрес ТОО «ElectronPV» (Республика Казахстан) в соответствии с двумя договорами (№004/20 от 30.04.2020 и №005/20 от 25.05.2020).

При этом текст названных договоров; количество, стоимость и наименование отгруженного на их основании товара являются абсолютно тождественными; условия поставки одни и те же.

С учетом изложенного суд полагает неправомерным вывод таможенного органа о возникновении у предпринимателя обязанности по представлению в таможенный орган двух, а не одной статистических форм за май 2020 года в отношении заключенной предпринимателем сделки с ТОО «ElectronPV» по отгрузке товара на одних и тех же условиях.

Как было указано выше, в соответствии с частью 2 статьи 278 Закона № 289-ФЗ обязанность по предоставлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров возникает у российского лица, которое заключило сделку, в соответствии с которой товары, в том числе, вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.

Именно таким лицом в данном конкретном случае выступает заявитель с учетом заключения им сделки с ТОО «ElectronPV» (Республика Казахстан).

Пунктом 3 названной статьи установлено, что Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как было указано выше, Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 №1329, которое действовало в период произведенных предпринимателем отгрузок в мае 2020 года, уполномоченным органом, ответственным за ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, была определена Федеральная таможенная служба.

Данным постановлением также были утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее – Правила).

Согласно дословному тексту подпункта 2 пункта 6 Правил, «статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров».

Таким образом, из дословного содержания подпункта 2 пункта 6 следует, что статистическая форма может быть заполнена по нескольким или по каждой отгрузке товара на одних и тех же условиях; в том числе и несмотря на то, что контракта по ним сторонами не было заключено.

Иное толкование не может быть применено, поскольку таковое приводит к тому, что количество предоставляемых статистических форм может быть поставлено в зависимость от формы, в которой сторонами заключена сделка, а не от ее содержания, а именно:

2)подписано ли сторонами несколько договоров тождественного содержания  на каждую из отгрузок, произведенных на одних и тех же условиях;

3)отгрузки производятся и вовсе без подписания контракта, поскольку сделкой в гражданско-правовом смысле можно также признать и взаимные действия сторон по направлению оферты и акцепта в том или ином виде (направление заявки на товар в требуемом количестве и размере; выставление счета и отгрузка товара; принятие товара и его оплата).

Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 278 обязанность по предоставлению статистической формы обусловлена заключением сделки, постольку в данном случае подлежит применению понятие двухсторонней сделки в соответствии со статьей 153, 154 ГК РФ, под которой понимаются согласованные действия двух сторон, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Более того, для системного толкования названной правовой нормы следует также установить и цель, для достижения которой законом установлена обязанность по предоставлению статистических форм в таможенный орган.

Так, как указано в пункте 4 Правил, ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

Как указано в справочной информации к Решению Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525 (ред. от 19.03.2013) "О Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза", данный документ утратил силу в связи с изданием Решения Коллегии ЕЭК от 25.12.2018 N 210, вступившего в силу по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования (размещено на официальном сайте ЕАЭС http://www.eaeunion.org/ - 28.12.2018, далее – Решение Коллегии ЕЭК от 25.12.2018 №210).

Пунктом 1 Решения Коллегии ЕЭК от 25.12.2018 N 210, действующим в период произведенных предпринимателем отгрузок, установлено, что настоящая Методология разработана в соответствии с пунктом 4 Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение N 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор)) в целях установления единых методологических подходов к ведению статистики взаимной торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - статистика взаимной торговли товарами, государства-члены), соответствующих международному стандарту "Статистика международной торговли товарами: концепции и определения, 2010 год" и обеспечивающих сопоставимость официальной статистической информации государств-членов о товарах, перемещаемых между государствами-членами во взаимной торговле.

Под товаром в соответствии с названным Решением Коллегии понимается любое движимое имущество, являющееся объектом сделки, в соответствии с которой оно перемещается с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена.

В соответствии с пунктом 4 Решения №210 основным источником информации для ведения статистики взаимной торговли товарами являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при взаимной торговле товарами в соответствии с законодательством государств-членов (далее - статистические документы).

Согласно пункту 6 Решения учет товаров в статистике взаимной торговли товарами предполагает учет всех перемещаемых между государствами-членами товаров, которые добавляются к запасам материальных ресурсов государств-членов в результате их ввоза на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена либо уменьшают запасы материальных ресурсов государств-членов в результате их вывоза с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена.

В соответствии с пунктом 21 Решения ЕЭК для целей ведения статистики взаимной торговли товарами наблюдение проводится по следующим основным показателям:

а) отчетный период (месяц);

б) направление перемещения товара (импорт или экспорт);

в) код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;

г) страна назначения товара;

д) страна происхождения товара;

е) страна отправления товара;

ж) торгующая страна;

з) вес нетто (в килограммах);

и) код дополнительной единицы измерения в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;

к) количество товара в дополнительной единице измерения в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;

л) статистическая стоимость товара (в долларах США);

м) статистическая стоимость товара (в единицах национальной валюты государства-члена);

н) вид транспорта на границе государства-члена (показатель используется по усмотрению уполномоченного органа);

о) характер сделки в соответствии с классификатором, используемым в государстве-члене (показатель используется по усмотрению уполномоченного органа).

Как указано в пункте 22 Решения, на основе увязки данных статистики взаимной торговли товарами с данными других отраслей статистики и данными регистров (государственных, статистических, бизнес-регистров и др.) по усмотрению уполномоченного органа могут также формироваться и данные о характеристиках участников внешнеэкономической деятельности (вид экономической деятельности; размер (численность работников); форма собственности; административно-территориальная принадлежность).

Таким образом, основными показателями, подлежащими учету для целей статистической отчетности между государствами – членами, является количественный и стоимостный показатель по видам товаров за отчетный месяц, а также условия поставки исходя из вида транспорта. Кроме того, одной из целей статистического учета могут являться характеристики участников внешнеэкономической деятельности по усмотрению уполномоченного органа.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку иные показатели отражению в статистической форме не подлежат, постольку у каждого российского лица, заключившего сделку с иностранным лицом, предполагающую ввоз или вывоз товара с территории одного государства-члена на территорию другого, возникает обязанность по предоставлению статистической формы по одной или нескольким отгрузкам в течение отчетного месяца, произведенных в адрес одного и того же покупателя на одних и тех же условиях поставки.

Указанное косвенным образом также подтверждается и тем, что согласно Правилам заполнения статистической формы учета перемещения товаров (Приложение N 2 к Правилам ведения статистики) в статистической форме может быть указано не более 999 товаров. При этом графы 11 - 20 заполняются на каждый товар.

В графе 10 "Документы" статистической формы учета перемещения товаров указываются следующие документы:

номер и дата контракта (договора) (при наличии);

номера и даты соответствующих счетов на оплату и поставку (отгрузку) товаров (счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс));

номер и дата документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации (паспорт сделки) (при наличии);

номер и дата выдачи документа, подтверждающего соблюдение ограничений, введенных мерами технического регулирования и экспортного контроля (при наличии).

Таким образом, названным подзаконным актом установлена возможность заполнения одной статистической формы в месяц в случае, если отгрузки производятся на одних и тех же условиях даже в отношении разных товаров.

Доводы таможенного органа о том, что предприниматель, подписывая с одним и тем же иностранным лицом договоры тождественного содержания с разной нумерацией на каждую отгрузку, тем самым уходит от исполнения обязанности по оформлению  паспорта внешнеэкономической сделки, предусмотренной валютным законодательством, не имеют значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку предметом оценки суда в рамках настоящего дела является установление законности вынесенного таможенным органом в отношении заявителя постановления о привлечении к административной ответственности по статье 19.3.17 КоАП РФ за нарушение срока представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров,   в то время как о наличии в действиях лица, в отношении которого составлен протокол, нарушений валютного законодательства в данном случае речи не идет.

В то же время, суд соглашается с административным органом в том, что оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае не имеется ввиду отсутствия совокупности необходимых условий.

Довод заявителя о том, что за совершенное правонарушение следует применить статью 2.9 КоАП РФ, подлежит отклонению как необоснованный. Учитывая характер и конкретные обстоятельства правонарушения, степень вины правонарушителя, принимая во внимание повторность совершения однородного правонарушения, учитывая необходимость реализации цели административного наказания и предупреждение совершения новых правонарушений, судом исключительных обстоятельств для признания совершенного правонарушения малозначительным не установлено.

В то же время, в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 2.2. статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Из смысла положений указанной нормы следует, что возможность снижения назначенного лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ, поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица.

Согласно части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Снижение штрафа является правом суда, которое реализуется им при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Как следует из текста заявления и приложенных к нему документов, ИП Нечаева С. является субъектом малого и среднего предпринимательства; согласно налоговой декларации по НДФЛ за 2019 год сумма дохода составила 877 807 руб., а сумма фактически произведенных расходов составила 829 526 руб. Кроме того, на иждивении у Нечаевой С. находятся двое несовершеннолетних детей, предпринимателем предприняты меры для получения ЭЦП с целью последующего предоставления статистических форм посредством Интернет-ресурсов без нарушения срока.

Принимая во внимание признание вины в полном объеме, характер допущенного правонарушения, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также исходя из общих критериев назначения административного наказания - дифференцированность, соразмерность, справедливость, характера совершенного административного правонарушения, степени вины предпринимателя, в соответствии с частью 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ суд полагает возможным применить административный штраф ниже низшего предела в соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, то есть уменьшить его размер до 25 000 рублей.

По мнению суда, избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, именем РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление ИП Нечаевой Светланы удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Омской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 15.10.2020 № 10610000-913/2020 о признании индивидуального предпринимателя Нечаевой Светланы виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в части назначения наказания в виде штрафа, превышающего 25 000 рублей.

Признать незаконным и отменить в полном объеме постановление Омской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 15.10.2020 № 10610000-911/2020 о признании индивидуального предпринимателя Нечаевой Светланы виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, Омская область, город Омск, улица 10 лет Октября, дом 42) в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, Тюменская область, город Тюмень, улица Ленина, дом 74) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В соответствии с частью 5 статьи 15 АПК РФ настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице определений суда по делу. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.

Все последующие судебные акты по делу на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в определениях коду.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         С.Г. Захарцева