АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск Дело №
07 декабря 2009 года А46-19679/2009
Резолютивная часть решения объявлена 30.11.2009.
Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2009.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Ярковой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании 23.11.-30.11.2009 заявление открытого акционерного общества «Омский бекон»
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области; Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
о признании недействительным решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка;
о признании недействительными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области по государственной регистрации права собственности на земельный участок,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1, ФИО2,
в заседании суда приняли участие:
от заявителя – ФИО3 по доверенности от 18.06.2009,
от УФРС по Омской области – ФИО4 по доверенности №244 от 31.07.2009,
от УФАКОН по Омской области – ФИО5 на основании доверенности от 12.01.2009 №7,
от ФИО1 – не явились, извещены надлежащим образом,
от ФИО2 – не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Омский бекон» (далее – ОАО «Омский бекон») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области опризнании недействительными действий по постановке на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:169 и возложении обязанности по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:20:060701:169; о признании недействительными действий по государственной регистрации права собственности ФИО1 и ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:169 и возложении обязанности по исключению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности ФИО1 и ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:169.
В ходе рассмотрения дела заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требований и состав заинтересованных лиц, и просит:
-признать недействительным: решение Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 29.04.2009 по постановке на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:169 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 29.04.2009) и обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:20:060701:169;
-признать недействительными действия Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области по государственной регистрации права собственности ФИО1, ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:169 и обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности ФИО1, ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:169.
Также уточнил наименование заинтересованного лица по требованию о признании недействительными действий по государственной регистрации права собственности на вышеуказанные земельные участки - Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее – УФРС по Омской области).
Протокольным определением от 22.10.2009 по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее – УФАКОН по Омской области).
Определением суда от 10.11.2009. в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО1 и ФИО2.
В открытом судебном заседании представитель заявителя требование поддержал в полном объёме, указав, что поскольку при образовании спорных земельных участков путем выдела предусмотренное пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации согласие ОАО «Омский бекон» как арендатора по договору аренды земельных долей арендодателей от 02.07.1998 №181 получено не было, решение УФАКОН по Омской области по постановке этого земельного участка на государственный кадастровый учёт принято с нарушением пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и полагает, что орган кадастрового учёта должен был в порядке пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принять решения об отказе в осуществлении кадастрового учёта в отношении вышеуказанного земельного участка. В действиях УФРС по Омской области усматривается нарушение статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку регистрирующим органом право собственности физических лиц на спорный земельный участок также было зарегистрировано в отсутствие согласия ОАО «Омский бекон».
Представитель УФРС по Омской области пояснила, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты прав, поскольку в силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» зарегистрированные права могут быть оспорены лишь в порядке искового производства как следствие недействительности правоустанавливающего документа, с привлечением обладателя зарегистрированного права в качестве ответчика. При государственной регистрации прав физических лиц на спорный земельный участок регистрирующим органом были соблюдены требования статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку действующее законодательство не предусматривает истребование при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, согласие арендаторов.
Представитель УФАКОН по Омской области требование не признал, указав, что выдел земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:169 произведён физическими лицами в соответствии с требованиями статей 13, 14 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Постановка вышеуказанного земельного участка на государственный кадастровый учёт произведена в соответствии с положениями статей 21, 22 Федерального закона 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». При выдаче кадастрового паспорта спорного земельного участка в строке 16 «Особые отметки» производилась запись: «Аренда ОАО «Омский бекон» №181 от 02.07.1998». Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:169 управление требований действующего законодательства не нарушило, и указанным решением права заявителя не затронуты.
ФИО1 и ФИО2, привлечённые к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного разбирательства дела, в судебное заседание не явились.
По правилам статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
В марте 1995 года физическим лицам: ФИО1 и ФИО2 на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и решений органов местной администрации Омского района Омской области выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие принадлежащие указанным гражданам право собственности на земельные доли и их размер в отношении земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в с. Калинино Омского района Омской области.
02.07.1998 между собственниками земельных долей (арендодатели) и ОАО «Омский бекон» (арендатор) заключён договор аренды земельных долей арендодателей №181, согласно которому арендодатели передают в аренду свои доли арендатору, который принимает в аренду земельные доли общей площадью сельскохозяйственных угодий 6 377га, из них пашни 5 735га для производства сельскохозяйственной продукции сроком на 30 лет. Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Омского района Омской области 02.07.1998, регистрационный номер 181.
В соответствии с протоколом от 18.08.2008 общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Калининского сельского поселения на землях бывшего ППР «Луч», собранием приняты решения о выделе земельных участков в счёт земельных долей участников долевой собственности. Указанное решение предусматривает первоочередной порядок выделения земельных участков поименованных в протоколе участников общей долевой собственности на рабочих участках полей 1с, 1с-40с, 3 П, 5с, 6с,7с, 9, 9с, 10с, 10-26, 11, 12, 16,17, 17 П, 18, 23, 23П, 25 П, 26, 27, 27П, 28, 29, 31-34, 34с, 35, 36, 37, 38, 39, 40-42, 42 с, 44-49, 49 П, 50, 51, 52, 72,78, 80, 88, 90, 81-119. Кроме того, указанным решением определён порядок последующих выделов участников долевой собственности следующим образом: участники долевой собственности имеют право после опубликования извещения в средствах массовой информации (при отсутствии возражений в месячный срок) владеть, пользоваться и распоряжаться своей земельной долей, включая право выдела в натуре своей земельной доли на земельный участок на любых интересующих их полях.
Указанные выше физические лица обратились в Территориальный отдел №12 УФАКОН по Омской области с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка, выделенного в счёт принадлежащих им земельных долей.
На основании означенных заявлений Территориальным отделом №12 УФАКОН по Омской области на основании решения от 28.04.2009 №20/09-2134 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 29.04.2009) на государственный кадастровый учёт был поставлен земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:169.
В дальнейшем, после постановки указанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на государственный кадастровый учёт, УФРС по Омской области по заявлениям правообладателей земельного участка произведена государственная регистрация права собственности на данный земельный участок.
Так, 19.05.2009 между ФИО1 и ФИО6 заключено соглашение о размере долей, по условиям которого сособственники земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:169 определили размер своих долей следующим образом: по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждому.
На основании заявлений ФИО1 и ФИО6 от 19.05.2009 УФРС по Омской области произведена государственная регистрация права общей долевой собственности ФИО1 и ФИО2 на объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:169, площадью 134000 кв.м., предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Омская область, Омский район, Калининское сельское поселение (рабочие участки полей №71,72) по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждому (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 09.06.2009 №№ 55 АВ 956542, 55 АВ 956543).
Полагая, что постановка указанного земельного участка на кадастровый учёт и государственная регистрация права собственности на данный земельный участок произведены соответственно органом кадастрового учета и регистрирующим органом с нарушением требований действующего законодательства при отсутствии согласия ОАО «Омский бекон», заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Обратившись с требованием о признании недействительными решений о постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:169 заявитель ссылается на нарушение органом кадастрового учёта требований пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу, согласно статье 16 Федерального закона от 22.07.2008 №141-ФЗ, 24.10.2008, предусматривающего, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи. Поскольку при образовании спорных земельных участков путём выдела согласие ОАО «Омский бекон» как арендатора по договору аренды земельных долей арендодателей от 02.07.1998 №181 получено не было, в действиях УФАКОН по Омской области заявитель усматривает нарушения пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которому если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учёта должны быть представлены необходимые для кадастрового учёта документы, в том числе межевой план (при постановке на учёт земельного участка, учёте части земельного участка или кадастровом учёте в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьёй 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учётом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ). В связи с этим заявитель полагает, что орган кадастрового учёта должен был в порядке пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принять решения об отказе в осуществлении кадастрового учёта в отношении вышеуказанного земельного участка.
Между тем, заявителем не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, регулируется пунктом 5 вышеуказанной статьи, согласно которому при образовании земельных участков из земельных участков сельскохозяйственного назначения следует руководствоваться порядком выдела земельных участков в счёт доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пункт 3 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации также предусматривает, что особенности выдела земельного участка в счёт земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счёт своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требования статьи 4 настоящего Федерального закона (пункт 1 данной статьи).
Местоположение земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счёт земельных долей в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона. Образование земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности (пункт 2 данной статьи).
В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счёт земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своём намерении выделить земельный участок в счёт своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счёт своей земельной доли земельного участка. Указанные извещение или сообщение должны содержать описание местоположения выделяемого в счёт земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счёт его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности. Размер земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счёт своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок (пункт 3 данной статьи).
В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счёт земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным (пункт 4 данной статьи).
Приведённые положения закона не связывают возможность реализации права на выдел земельных участков с наличием или отсутствием согласия ОАО «Омский бекон» как арендатора по договору аренды земельных долей арендодателей №181 от 02.07.1998.
Установленный вышеуказанной нормой Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» порядок выделения земельных участков в счёт долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения физическими лицами - собственниками земельных долей соблюден, доказательства поступления возражений относительно местоположения выделяемых в счёт земельных долей земельных участков от участников долевой собственности в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах у Территориального отдела №12 УФАКОН по Омской области отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в осуществлении кадастрового учёта в отношении вышеуказанного земельного участка.
Кроме того, обращаясь с требованием о признании недействительным решения о постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:169, заявителем не представлены доказательства, что указанное решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Также заявителем не указано, каким образом возможное удовлетворение заявления в указанной части способно восстановить его нарушенные права.
Как следует из текста заявления и пояснений представителя заявителя, данных в судебном заседании, нарушение своих прав оспариваемым решением органа кадастрового учёта он связывает с изменением в результате этих решений предмета договора аренды земельных долей арендодателей №181 от 02.07.1998.
Между тем, сама по себе постановка земельных участков на государственный кадастровый учёт не влечёт изменения предмета договора аренды №181 от 02.07.1998, поскольку в силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают своё существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В кадастровом паспорте спорного земельного участка (выписках из государственного кадастра недвижимости) указано, что данные участки находятся в аренде ОАО «Омский бекон».
При таких обстоятельствах, учитывая, что решение УФАКОН по Омской области о постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:169 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения УФАКОН по Омской области о постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:169 следует отказать.
Оснований для удовлетворения требований ОАО «Омский бекон» к УФРС по Омской области суд также не усматривает.
Как следует из текста заявления (с учетом последующих уточнений), обществом оспариваются действия УФРС по Омской области по государственной регистрации права собственности физических лиц на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:169.
В данном случае заявитель полагает, что оспариваемые действия государственного органа по регистрации права собственности на данный объект недвижимости не соответствуют закону и нарушают его права. Однако при этом заявитель просит признать незаконными действия УФРС по Омской области по государственной регистрации права собственности физических лиц на указанный земельный участок, произведённые на основании документов, представленных для регистрации в регистрирующий орган.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
При этом оспаривание зарегистрированного права означает разрешение вопроса о праве, а не оспаривание самой государственной регистрации или соответствующих действий по государственной регистрации. В противном случае оспаривание действий регистрирующего органа приведёт к нарушению интересов обладателей спорного права. Несогласие лица с действиями по государственной регистрации следует расценивать как наличие у такого лица самостоятельного требования относительно объекта регистрации.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» оспаривание зарегистрированного права предполагает оспаривание оснований для его регистрации. При этом способом защиты нарушенных прав является предъявление в установленном порядке иска к лицу, указанному в акте регистрации и являющемуся правообладателем спорных объектов недвижимости.
Правоустанавливающие документы, явившиеся основанием для государственной регистрации прав физических лиц: ФИО1 и ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:169, в том числе протокол от 18.08.2008 общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Калининского сельского поселения на землях бывшего ППР «Луч», не оспорены, недействительными не признаны, таких требований по настоящему делу не заявлялось.
Заявление подано ОАО «Омский бекон» в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенной нормы права следует, что для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо два обязательных условия: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 1 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Обязательными приложениями к документам, представляемым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, являются:
1) правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки. Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
2) кадастровые паспорта образуемых земельных участков;
3) согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 3 вышеуказанной статьи).
Как следует из материалов дела, указанным выше физическим лицам принадлежали земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и они заявили об их выделе в натуре с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством. В средствах массовой информации были опубликованы сообщения о выделении земельных долей из земель бывшего ЗАО ППР «Луч». Документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок в соответствии со статьей 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указанными лицами в УФРС по Омской области представлены.
При этом суд, оценив нормы статей 11.2, 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 13, 14 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в их совокупности и взаимной связи, полагает обоснованным довод УФРС по Омской области о том, что действующее законодательство не предусматривает истребование при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения при данных обстоятельствах, согласие арендаторов.
Кроме того, как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО «Омский бекон» не является участником отношений, возникших между УФРС по Омской области и физическими лицами-собственниками земельных участков по государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровым номером 55:20:060701:169.
Таким образом, в данном случае отсутствует нарушение прав и законных интересов ОАО «Омский бекон».
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушении указанных положений, заявитель не представил доказательств нарушения оспариваемыми действиями его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, заявленные ОАО «Омский бекон» требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
ёНа основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Омский бекон» отказать полностью.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья С.В. Яркова