АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
04 мая 2010 года
№ дела
А46-1972/2010
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 4 мая 2010 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Храмцова К.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гришмановской А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области
при участии третьих лиц: ФИО1, ФИО2
о признании отказов в государственной регистрации ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, незаконными и обязании зарегистрировать ограничения прав, установленные решением о резервировании земель
в заседании суда приняли участие:
от заявителя – ФИО3 по доверенности от 06.11.2009 № 09/49704,
от заинтересованного лица – не явились, извещены,
от ФИО1 – не явились, извещены,
от ФИО2 – ФИО2 лично
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее – УФРС по Омской области, регистрирующий орган) о признании незаконными отказов, изложенных в сообщениях от 27.11.2009 № 01/247/2009-479, от 01.12.2009 № 01/250/2009-424, в государственной регистрации ограничений прав на земельные участки, и обязании произвести государственную регистрацию ограничений прав на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830, установленных постановлением Администрации города Омска от 23.09.2009 № 737-п «О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска».
В обоснование заявленных требований Департамент указывает, что УФРС по Омской области сделан необоснованный вывод о наличии противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (абзац 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), поскольку процедуры резервирования и изъятия земельных участков для муниципальных нужд могут осуществляться независимо друг от друга, и наличие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ограничении (обременении) в виде последующего изъятия земельных участков для муниципальных нужд не препятствует государственной регистрации ограничений прав, установленных решением о резервировании земель. Кроме того, существование противоречий между заявленными правами и зарегистрированными по смыслу абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» должно связываться с наличием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок ним записи о праве собственности на заявленный к регистрации объект недвижимости за другим лицом или с наличием правопритязаний третьих лиц на этот объект недвижимости. Вместе с тем, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830 другие органы государственной власти либо местного самоуправления ограничения не устанавливали.
Определением суда от 05.04.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1 (далее – ФИО1), ФИО2 (далее – ФИО2).
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
УФРС по Омской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя не обеспечило, в письменном отзыве на заявление с требованиями Департамента не согласилось, указав, что последствия принятия решений о резервировании и изъятии земельных участков различны. В случае, если органом местного самоуправления принято решение об изъятии земельного участка, у него возникает обязанность выполнить требования, связанные с изъятием земельного участка путем выкупа, в связи с чем отсутствует возможность его последующего резервирования. При этом, из действующего законодательства следует, что резервирование земельного участка может только предшествовать его изъятию. Кроме того, в соответствии с распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 04.12.2009 № 5498-р в муниципальную собственность передан земельный участок с кадастровым номером 55:36:07 04 01:3127, в связи с чем удовлетворение требований Департамента прав заявителя не восстановит.
ФИО2 требования заявителя по существу не поддержал и не опроверг.
ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил.
В порядке части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей УФРС по Омской области, ФИО1
Рассмотрев материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
В целях размещения автомобильной дороги местного значения Администрацией города Омска приняты решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:07 04 01:3127, площадью 300 кв.м., с местоположением: <...>, в Центральном административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для жилищных нужд, и земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:07 04 03:2830, площадью 566 кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, в Центральном административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, оформленные соответственно постановлением Администрации города Омска от 04.08.2009 № 611-п и постановлением Администрации города Омска от 16.09.2009 № 722-п.
Кроме того, в целях размещения автомобильной дороги местного значения Администрацией города Омска принято решение о резервировании для муниципальных нужд сроком на семь лет земель по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска, оформленное постановлением Администрации города Омска от 23.09.2009 № 737-п. Данным решением ограничены права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в возведении жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений, в проведении оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительстве прудов и иных водных объектов на земельных участках, которые расположены в границах резервируемых земель, согласно прилагаемому к постановлению перечню кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель для муниципальных нужд по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска. В указанном перечне кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, значатся, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830.
17 сентября 2009 г. УФРС по Омской области зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО2 (8/15 долей в праве общей долевой собственности) и ФИО1 (7/15 долей в праве общей долевой собственности) на земельный участок с кадастровым номером 55:36:07 04 03:2830, категория земель: земли населенных пунктов – для размещения домов индивидуальной жилой застройки, площадью 566 кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. 1 Северная угол ул. Орджоникидзе, д. 51/96 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АГ № 040168, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок ним от 04.03.2010 № 01/053/2010-1263).
5 ноября 2009 г. УФРС по Омской области произведена государственная регистрация решений об изъятии земельного участка для муниципальных нужд на основании постановлений Администрации города Омска от 04.08.2009 № 611-п и от 16.09.2009 № 722-п в качестве ограничений (обременений) прав на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок ним от 04.03.2010 № 01/053/2010-1263.
Распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 04.12.2009 № 5498-р в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области безвозмездно передан земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, с кадастровым номером 55:36:07 04 01:3127, площадью 300 кв.м., местоположение которого установлено по адресу: <...>, для размещения автомобильной дороги местного значения.
При обращении заявителя в УФРС по Омской области с заявлениями о государственной регистрации ограничений (обременений) прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830 в виде резервирования для муниципальных нужд, регистрирующим органом ему было отказано в регистрации на основании абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (сообщения УФРС по Омской области от 27.11.2009 № 01/247/2009-479 и от 01.12.2009 № 01/250/2009-424).
Считая, что отказы регистрирующего органа в государственной регистрации ограничений прав не соответствует действующему законодательству, Департамент обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что заявленные Департаментом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Как следует из сообщений УФРС по Омской области от 27.11.2009 № 01/247/2009-479, от 01.12.2009 № 01/250/2009-424, основаниями для отказа в государственной регистрации ограничений (обременений) прав в виде резервирования для муниципальных нужд спорных земельных участков явился вывод регистрирующего органа о наличии противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, поскольку 05.11.2009 были зарегистрированы ограничения (обременения) прав на вышеуказанные земельные участки на основании постановлений Администрации города Омска от 04.08.2009 № 611-п и от 16.09.2009 № 722-п. Кроме того, в оспариваемых отказах в государственной регистрации регистрирующий орган со ссылкой на пункт 10 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», указал, что действие ограничений прав, установленное решением о резервировании, прекращается изъятием в установленном порядке, в том числе, путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Суд, полагает, что для данного вывода регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 6 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункт 4 указанной статьи).
Правовые последствия государственной регистрации решения об изъятии земельного участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе земельного участка предусмотрены статьей 280 Гражданского кодекса Российской Федерации и связаны с возможностью отнесения на собственника соответствующего земельного участка при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
В статье 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из пункта 1 статьи 49, пунктов 1, 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель может осуществляться, в том числе в случаях, связанных с размещением автомобильных дорог местного значения для муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 9 указанного положения).
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» под ограничением (обременением) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Из изложенных выше норм права следует, что решение уполномоченного органа местного самоуправления об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, равно как и ограничения прав, установленные решением о резервировании земель, подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в качестве ограничений (обременений) прав на соответствующие земельные участки. При этом резервирование земельного участка, являющееся начальной стадией изъятия земельного участка для муниципальных нужд, осуществляется в публичных интересах, является юридически значимым фактом, государственная регистрация которого обязательна.
Таким образом, обременение в виде резервирования вышеуказанных земельных участков, возникшее на основании постановлением Администрации города Омска от 23.09.2009 № 737-п «О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска», подлежало государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации ограничения права в виде резервирования земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830 для муниципальных нужд.
Довод регистрирующего органа со ссылкой на пункт 10 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», о том, что действие ограничений прав, установленное решением о резервировании, прекращается изъятием в установленном порядке, в том числе, путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд, судом отклоняется.
Как следует из материалов дела, к моменту обращения в регистрирующий орган процедура изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830, предусмотренная статьями 279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации, не завершена, соглашение о выкупе данных участков не заключалось, решение суда об их выкупе не принималось. В связи с этим, оснований для применения вышеуказанной нормы пункта 10 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» не имелось.
Таким образом, противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами при обращении за государственной регистрацией ограничения прав на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830, установленные постановлением Администрации города Омска от 23.09.2009 № 737-п «О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска» по смыслу абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» из материалов дела не усматривается.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, заявленные Департаментом требования как законные, обоснованные и подтвержденные материалами дела подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Департамента имущественных отношений Администрации города Омска удовлетворить полностью.
Признать незаконными отказы Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области в государственной регистрации ограничений прав на земельные участки, изложенные в сообщениях от 27.11.2009 № 01/247/2009-479, от 01.12.2009 № 01/250/2009-424, как несоответствующие Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области произвести государственную регистрацию ограничений прав на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830, установленные постановлением Администрации города Омска от 23.09.2009 № 737-п «О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска» в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на основании заявлений от 30.10.2009 № 01/247/2009-479 и от 03.11.2009 № 01/250/2009-424.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья К.В. Храмцов