ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-19828/2012 от 23.08.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

27 августа 2012 года

№ дела

А46-19828/2012

Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 27 августа 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи   Яркового С.В.,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Вареница Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   открытого акционерного общества «Омскэнергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области

о признании незаконным и отмене постановления   от 05.04.2012  № АП-11-2012/04

при участии в судебном заседании:

представитель заявителя   – не явился;

представитель заинтересованного лица   – не явился,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Омскэнергосбыт» (далее по тексту - ОАО «Омскэнергосбыт», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, Омское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления № 53-2010/04 от 22.10.2010 о привлечении ОАО «Омское» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Обосновывая заявленное требование, заявитель ссылается на недоказанность административным органом его вины и неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств.

Омское УФАС России представило письменный отзыв в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в полном объеме материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Омскэнергосбыт»; с требованиями заявителя не согласилось, сославшись на законность и обоснованность принятого административным органом постановления.

ОАО «Омскэнергосбыт», Омское УФАС России, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по имеющимся материалам дела в отсутствие их представителей.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы России от 23.01.2012 № ИА/1543, в целях исполнения полномочий, закрепленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии», Омским УФАС России 12.03.2012 была проведена проверка официального сайта ОАО «Омскэнергосбыт» в сети Интернет по адресу: http://www.oesk/ (http://oesk.ru/) на предмет соблюдения Стандартов раскрытия информации, по результатам которой составлен акт осмотра сайта №1 от 12.03.2012.

При проведении осмотра сайта было установлено, что на официальном сайте ОАО «Омскэнергосбыт» в сети Интернет (http://oesk.ru/) информация, подлежащая раскрытию ОАО «Омскэнергосбыт» в соответствии со Стандартами раскрытия информации раскрыта не в полном объеме, отсутствует информация:

- о суммарном объеме мощности, потребленной потребителями, находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, выбравшими для расчетов вторую- шестую ценовые категории, с разбивкой по категориям;

- о суммарном объеме электрической энергии, потребленный потребителями,
 находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, производящими расчет по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по категориям.

Указанная информация о суммарном объеме мощности и о суммарном объеме электрической энергии, подлежащая раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации была размещена ОАО «Омскэнергосбыт» на своем официальном сайте в сети Интернет по адресу: http://www.oesk/ (http://oesk.ru/) 12.03.2012 , после составления должностными лицами Омского УФАС России акта осмотра сайта № 1 от 12.03.2012.

22.03.2012 ведущим специалистом-экспертом отдела защиты конкуренции Омского УФАС России ФИО1 в отношении ОАО «Омскэнергосбыт» составлен протокол № АП-11-2012/04 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

23.03.2012 заместителем руководителя Омского УФАС России ФИО2 было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № АП-11-2012/04 в отношении ОАО «Омскэнергосбыт», определены дата и время – 05.04.2012 в 10 час. 00 мин.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 22.03.2012 и других материалов дела № АП-11-2012/04 в отношении ОАО «Омскэнергосбыт» заместителем руководителя Омского УФАС России ФИО2 было вынесено постановление о назначении административного наказания № АП-11-2012/04 от 05.04.2012, согласно которому ОАО «Омскэнергосбыт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Полагая, что указанное постановление не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО «Омскэнергосбыт», последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

Исследовав и оценив обстоятельства по делу, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные ОАО «Омскэнергосбыт» требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. Гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Пунктами 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» установлены требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации.

Согласно абзацу 7 пункта 21 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии информация, указанная в абзацах четвертом-тринадцатом пункта 22 Стандартов раскрытия информации, подлежит опубликованию на официальных сайтах гарантирующих поставщиков в сети Интернет ежемесячно, в течение 25 календарных дней с даты окончания расчетного периода. Эта информация публикуется в отношении каждого месяца календарного года.

Таким образом, предусмотрено ежемесячное опубликование информации на официальных сайтах гарантирующих поставщиков, следовательно, отчетным периодом является месяц. Информация, подлежащая опубликованию на официальных сайтах гарантирующих поставщиков в соответствии с пунктом 22 Стандартов раскрытия информации в сети Интернет размещается ежемесячно в течение 25 календарных дней с даты окончания расчетного периода (предыдущего месяца).

В соответствии с пунктом 22 Стандартов раскрытия информации Гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктами 9 и 20 Стандартов раскрытия информации, раскрывают следующую информацию:

- размер регулируемой сбытовой надбавки с указанием решения уполномоченного регулирующего органа об установлении тарифа (информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год);

- объем электрической энергии, покупаемой на оптовом рынке, в том числе в секторе свободной торговли и регулируемом секторе, по двусторонним договорам купли-продажи (информация раскрывается ежемесячно);

- средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность), используемая для расчета предельного уровня нерегулируемых цен по первой ценовой категории;

- объем фактического пикового потребления мощности гарантирующего поставщика отдельно на оптовом и розничном рынках;

- суммарный объем мощности, потребленной потребителями, находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, выбравшими для расчетов вторую - шестую ценовые категории, с разбивкой по категориям;

- объем мощности, приобретенной по регулируемым договорам, за каждый месяц;

- фактический объем потребления электрической энергии потребителями, осуществляющими расчеты по второй ценовой категории, с разбивкой по каждой зоне суток;

- объем покупки электрической энергии у гарантирующего поставщика для целей
 компенсации потерь в электрических сетях;

- объем мощности, учтенный в стоимости покупки электрической энергии у гарантирующего поставщика для целей компенсации потерь в электрических сетях;

- фактический объем покупки электрической энергии данного гарантирующего поставщика с разбивкой по объемам, купленным на оптовом и розничном рынках;

- суммарный объем электрической энергии, потребленный потребителями, находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, производящими расчет по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по категориям;

- объем электрической энергии, приобретенной по регулируемым договорам, за каждый месяц.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2011 № 877 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии», а именно расширен перечень информации, подлежащей раскрытию гарантирующими поставщиками.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2011 № 877 информация, указанная в абзацах третьем-двенадцатом пункта 22 Стандартов раскрытия информации, подлежит опубликованию на официальных сайтах гарантирующих поставщиков в сети Интернет ежемесячно, в течение 25 календарных дней с даты окончания расчетного периода. Эта информация публикуется в отношении каждого месяца календарного года.

Таким образом, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2011 № 877 предусмотрено ежемесячное опубликование информации на официальных сайтах гарантирующих поставщиков, следовательно, отчетным периодом является месяц.

Соответственно информация, подлежащая опубликованию на официальных сайтах гарантирующих поставщиков в соответствии с пунктом 22 Стандартов раскрытия информации в сети Интернет размещается ежемесячно в течение 25 календарных дней с даты окончания расчетного периода (предыдущего месяца).

Таким образом, информация, подлежащая опубликованию на официальных сайтах гарантирующих поставщиков с учетом расширенного перечня, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2011 № 877, за декабрь 2011 года должна быть размещена не позднее 25.01.2012 года.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, следующие обстоятельства:

- наличие события административного правонарушения;

- лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

- виновность лица в совершении административного правонарушения;

- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административно правонарушения.

В силу нормы части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В рассматриваемом случае ОАО «Омскэнергосбыт» привлечено к административной ответственности за неразмещение, несвоевременное размещение информации:

- о суммарном объеме мощности, потребленной потребителями, находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, выбравшими для расчетов вторую - шестую ценовые категории, с разбивкой по категориям;

- о суммарном объеме электрической энергии,, потребленный потребителями, находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, производящими расчет по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по категориям, указанной в пятом и одиннадцатом абзацах пункта 22 Стандартов раскрытия информации.

Приказом Омского УФАС России от 21.03.2006 № 16-ОД ОАО «Омскэнергосбыт» включено в региональный раздел «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара» на товарном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии с долей более пятидесяти процентов в географических границах Омской области.

В Уставе ОАО «Омскэнергосбыт» среди видов экономической деятельности, осуществляемой обществом, указаны: реализация (продажа) электрической энергии (мощности) на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам); оказание услуг третьим лицам, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги.

Таким образом, ОАО «Омскэнергосбыт» является энергосбытовой организацией, Гарантирующим поставщиком, а также субъектом розничного рынка электроэнергии, на которое распространяются обязанности, указанные в Стандартах раскрытия информации.

Утверждения ОАО «Омскэнергосбыт» об отсутствии события административного правонарушения подлежат отклонению.

Материалами дела подтверждается, что Омским УФАС России 12.03.2012 была проведена проверка официального сайта ОАО «Омскэнергосбыт» в сети Интернет по адресу: http://www.oesk/ (http://oesk.ru/) на предмет соблюдения Стандартов раскрытия информации, по результатам которой составлен акт осмотра сайта №1 от 12.03.2012.

При проведении осмотра сайта было установлено, что на официальном сайте ОАО «Омскэнергосбыт» в сети Интернет (http://oesk.ru/) информация, подлежащая раскрытию ОАО «Омскэнергосбыт» в соответствии со Стандартами раскрытия информации раскрыта не в полном объеме, отсутствует информация:

- о суммарном объеме мощности, потребленной потребителями, находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, выбравшими для расчетов вторую- шестую ценовые категории, с разбивкой по категориям;

- о суммарном объеме электрической энергии, потребленный потребителями,
 находящимися на обслуживании данного гарантирующего поставщика, производящими расчет по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по категориям.

Указанная информация о суммарном объеме мощности и о суммарном объеме электрической энергии, подлежащая раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации была размещена ОАО «Омскэнергосбыт» на своем официальном сайте в сети Интернет по адресу: http://www.oesk/ (http://oesk.ru/) 12.03.2012 , после составления должностными лицами Омского УФАС России акта осмотра сайта №1 от 12.03.2012.

Следовательно, ОАО «Омскэнергосбыт» не выполнило обязанность по размещению информации в установленный срок.

Подлежит отклонению ссылка ОАО «Омскэнергосбыт» на то, что у общества отсутствовала возможность своевременно произвести расчет фактических объемов по второй ценовой зоне за январь, февраль 2012 года, выполнить требования Стандартов раскрытия информации по независящим от него причинам, в связи с тем, что Коммерческий оператор не публикует необходимую информацию в полном объеме.

Согласно пункту 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, субъектами розничных рынков электрической энергии являются участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.

В частности, согласно подпунктам «б», «в», «г» пункта 3 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, такими субъектами являются гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии.

Как отмечено выше по тексту настоящего решения, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. Гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - Гарантирующий поставщик) -коммерческая организация, обязанная в соответствии с Законом «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Согласно Уставу ОАО «Омскэнергосбыт» среди видов экономической деятельности, осуществляемой обществом, указаны: реализация (продажа) электрической энергии (мощности) на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам); оказание услуг третьим лицам, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги.

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.12.2011 № 459/62 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Омской области» для ОАО «Омскэнергосбыт» установлен тариф на электрическую энергию, поставляемую населению.

Согласно пунктам 1 и 2 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае, ОАО «Омскэнергосбыт», как субъект рынка электрической энергии не выполнило своевременно обязанность, указанную в Стандартах раскрытия информации.

Таким образом, ОАО «Омскэнергосбыт» не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Следовательно, Омское УФАС России сделало обоснованный вывод о наличии в действиях ОАО «Омскэнергосбыт» признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд первой инстанций, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные в дело доказательства, пришел к выводу, что таковые подтверждают факт совершения ОАО «Омскэнергосбыт» вменяемого ему административного правонарушения.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление вынесено Омским УФАС России законно и обоснованно. Нарушений срока привлечения к административной ответственности и порядка производства по делу об административном правонарушении арбитражный суд не установил.

В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Поскольку постановление Омского УФАС России № АП-11-2012/04 о назначении административного наказания от 05.04.2012 о привлечении ОАО «Омскэнергосбыт» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 рублей, является законным и обоснованным, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного открытым акционерным обществом «Омскэнергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области о назначении административного наказания по делу № АП-11-2012/04 от 05.04.2012 отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.

Судья С.В. Ярковой