АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
25 ноября 2009 года
№ дела
А46-19950/2009
Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Храмцова К.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Храмцовым К.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Омский бекон»
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области; Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
при участии третьих лиц: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10
о признании недействительными решений по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков и возложении обязанности по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, о признании недействительными действий по государственной регистрации прав собственности на земельные участки и возложении обязанности по исключению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о произведенной государственной регистрации
в заседании суда приняли участие:
от заявителя – ФИО11 по доверенности от 18.06.2009,
от УФРС по Омской области – ФИО12 по доверенности № 240 от 31.07.2009, после перерыва - ФИО13 по доверенности № 244 от 31.07.2009,
от УФАКОН по Омской области – не явились, извещены надлежащим образом,
от ФИО6 – ФИО14 по доверенности от 16.11.2009,
от ФИО15 - ФИО14 по доверенности от 16.11.2009, после перерыва также ФИО15 лично,
ФИО8 лично,
ФИО4 лично,
ФИО3 лично,
от ФИО1 – не явились, извещены надлежащим образом,
от ФИО2 – не явились, извещены надлежащим образом,
от ФИО7 – не явились, извещены надлежащим образом,
от ФИО9 – не явились, извещены надлежащим образом,
от ФИО10 - не явились, извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Омский бекон» (далее – ОАО «Омский бекон») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области опризнании недействительными действий по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:060701:170, 55:20:060701:171, 55:20:060701:172, 55:20:060702:236, 55:20:060702:290, 55:20:060702:292, 55:20:060702:293, 55:20:060702:294, 55:20:060702:295, 55:20:060702:296 и возложении обязанности по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, о признании недействительными действий по государственной регистрации прав собственности на вышеуказанные земельные участки и возложении обязанности по исключению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о произведенной государственной регистрации.
В ходе рассмотрения дела заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил формулировку заявленных требований и состав заинтересованных лиц, просил:
признать недействительными: решение Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 29.04.2009 по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:170 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 29.04.2009); решение от 07.05.2009 по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:171 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 07.05.2009); решение от 07.05.2009 по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:171 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 07.05.2009); решение от 26.02.2009 по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:20:060702:236 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 26.02.2009); решение от 15.12.2008 по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:20:060702:290 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 15.12.2008); решение от 06.02.2009 по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:20:060702:292 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 06.02.2009); решение от 06.02.2009 по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:20:060702:293 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 05.02.2009); решение от 06.02.2009 по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:20:060702:294 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 06.02.2009); решение от 06.02.2009 по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:20:060702:295 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 06.02.2009); решение от 04.02.2009 по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:20:060702:296 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 04.02.2009) и обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 55:20:060701:170, 55:20:060701:171, 55:20:060701:172, 55:20:060702:236, 55:20:060702:290, 55:20:060702:292, 55:20:060702:293, 55:20:060702:294, 55:20:060702:295, 55:20:060702:296;
признать недействительными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области по государственной регистрации права собственности ФИО1, ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:170; ФИО3, ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:171; ФИО3, ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:172; ФИО5, ФИО6 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:236; ФИО10 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:290; ФИО8 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:292; ФИО8 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:293, ФИО9 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:294, ФИО9 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:295, ФИО7 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:296 и обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности вышеуказанных физических лиц на земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:060701:170, 55:20:060701:171, 55:20:060701:172, 55:20:060702:236, 55:20:060702:290, 55:20:060702:292, 55:20:060702:293, 55:20:060702:294, 55:20:060702:295, 55:20:060702:296.
Также уточнил наименование заинтересованного лица по требованию о признании недействительными действий по государственной регистрации права собственности на вышеуказанные земельные участки - Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее – УФРС по Омской области).
Уточнения судом приняты.
Протокольным определением от 19.10.2009 по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее – УФАКОН по Омской области).
Определением суда от 26.10.2009 г. в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что поскольку при образовании спорных земельных участков путем выдела предусмотренное пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации согласие ОАО «Омский бекон» как арендатора по договору аренды земельных долей арендодателей от 02.07.1998 г. № 181 получено не было, решения УФАКОН по Омской области по постановке этих земельных участков на государственный кадастровый учет приняты с нарушением пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и полагает, что орган кадастрового учета должен был в порядке пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принять решения об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении вышеуказанных земельных участков. В действиях УФРС по Омской области заявитель усматривает нарушение статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку регистрирующим органом право собственности физических лиц на спорные земельные участки также было зарегистрировано в отсутствие согласия ОАО «Омский бекон».
В судебном заседании, открытом 18.11.2009 г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 23.11.2009 г. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Омской области.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что им оспариваются решения УФАКОН по Омской области по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:060701:170, 55:20:060701:171, 55:20:060701:172, 55:20:060702:236, 55:20:060702:290, 55:20:060702:292, 55:20:060702:293, 55:20:060702:294, 55:20:060702:295, 55:20:060702:296. Даты принятия решений указаны им по выпискам из государственного кадастра недвижимости в отношении спорных земельных участках и соответствуют дате внесения номера в государственный кадастр недвижимости, поскольку в предварительном судебном заседании представитель органа кадастрового учета пояснил, что датой принятия решения является дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости.
УФАКОН по Омской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в представленном письменном отзыве на заявление с заявленными требованиями не согласилось, указав, что выдел земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:060701:170, 55:20:060701:171, 55:20:060701:172, 55:20:060702:236, 55:20:060702:290, 55:20:060702:292, 55:20:060702:293, 55:20:060702:294, 55:20:060702:295, 55:20:060702:296 произведен физическими лицами в соответствии с требованиями статей 13, 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Постановка вышеуказанных земельных участков на государственный кадастровый учет произведена в соответствии с требованиями статей 21, 22 Федерального закона 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». При выдаче кадастровых паспортов спорных земельных участков в строке 16 «Особые отметки» производилась запись: «Аренда ОАО «Омский бекон» № 181 от 02.07.1998 г.». Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:060701:170, 55:20:060701:171, 55:20:060701:172, 55:20:060702:236, 55:20:060702:290, 55:20:060702:292, 55:20:060702:293, 55:20:060702:294, 55:20:060702:295, 55:20:060702:296 управление требований действующего законодательства не нарушило, и указанными решениями права заявителя не затронуты. В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя управления по причине нахождения в служебной командировке с 15 по 22 ноября 2009 г. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку с учетом объявления в судебном заседании перерыва до 23.11.2009 г. уважительность причин неявки представителя после перерыва и невозможность рассмотрения дела в данном судебном заседании из материалов дела не усматривается.
УФРС по Омской области в письменном отзыве на заявление и в заседании суда требования заявителя полагает необоснованными, указав, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты прав, поскольку в силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» зарегистрированные права могут быть оспорены лишь в порядке искового производства как следствие недействительности правоустанавливающего документа, с привлечением обладателя зарегистрированного права в качестве ответчика. При государственной регистрации прав физических лиц на спорные земельные участки регистрирующим органом требования статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» были соблюдены, поскольку действующее законодательство не предусматривает истребование при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, согласие арендаторов.
Третьи лица - ФИО6, ФИО5 в представленном письменном отзыве и в заседании суда с заявленными требованиями не согласились, указав, что оспариваемые действия государственных органов соответствуют требованиям действующего законодательства и прав заявителя не нарушают. Протокол от 18.08.2008 г. общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Калининского сельского поселения на землях бывшего ППР «Луч» не оспорен, недействительным не признан, действующему законодательству также соответствует; полагают необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать.
В судебном заседании представителем ФИО6 и ФИО5 заявлено ходатайство об истребовании у заявителя оригинала договора аренды земельных долей арендодателей от 02.07.1998 г. № 181 и приложений к нему. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку подателем ходатайства в нарушение требований статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела могут быть подтверждены оригиналами указанных документов с учетом того, что в материалах дела имеется представленная заявителем копия указанного договора, соответствующая требованиям части 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующие в судебном заседании третьи лица - ФИО8, ФИО4, ФИО3 требования заявителя полагают необоснованными по аналогичным основаниям.
Рассмотрев материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
В марте 1995 г. физическим лицам: ФИО1 (далее – ФИО1), ФИО2 (ФИО2), ФИО3 (далее – ФИО3), ФИО4 (далее –ФИО4), ФИО16 (далее – ФИО16), ФИО17 (далее – ФИО17), ФИО9 (далее – ФИО9), ФИО18 (далее – ФИО18), ФИО19 (далее – ФИО19), ФИО20 (далее – ФИО20), ФИО21 (далее – ФИО21), ФИО22 (далее – ФИО22), ФИО23 (далее – ФИО23), ФИО24 (далее – ФИО24), ФИО25 (далее – ФИО25), ФИО26 (далее – ФИО26), ФИО27 (далее – ФИО27), ФИО28 (далее ФИО28), ФИО8 (далее – ФИО8), ФИО7 (далее – ФИО7) на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и решений органов местной администрации Омского района Омской области выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие принадлежащие указанным гражданам право собственности на земельные доли и их размер в отношении земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в с. Калинино Омского района Омской области.
02.07.1998 г. между собственниками земельных долей (арендодатели) и ОАО «Омский бекон» (арендатор) заключен договор аренды земельных долей арендодателей № 181, согласно которому арендодатели передают в аренду свои доли арендатору, который принимает в аренду земельные доли общей площадью сельскохозяйственных угодий 6 377 га, из них пашни 5 735 га для производства сельскохозяйственной продукции сроком на 30 лет. Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Омского района Омской области 02.07.1998 г., регистрационный номер 181.
В соответствии с протоколом от 18.08.2008 г. общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Калининского сельского поселения на землях бывшего ППР «Луч» собранием приняты решения о выделе земельных участков в счет земельных долей участников долевой собственности. Указанное решение предусматривает первоочередной порядок выделения земельных участков поименованных в протоколе участников общей долевой собственности на рабочих участках полей 1с, 1с-40с, 3 П, 5с, 6с,7с, 9, 9с, 10с, 10-26, 11, 12, 16,17, 17 П, 18, 23, 23П, 25 П, 26, 27, 27П, 28, 29, 31-34, 34с, 35, 36, 37, 38, 39, 40-42, 42 с, 44-49, 49 П, 50, 51, 52, 72,78, 80, 88, 90, 81-119. Кроме того, указанным решением определен порядок последующих выделов участников долевой собственности следующим образом: участники долевой собственности имеют право после опубликования извещения в средствах массовой информации (при отсутствии возражений в месячный срок) владеть пользоваться и распоряжаться своей земельной долей, включая право выдела в натуре своей земельной доли на земельный участок на любых интересующих их полях.
Указанные выше физически лица обратились в Территориальный отдел № 12 УФАКОН по Омской области с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, выделенных в счет принадлежащих им земельных долей.
На основании данных заявлений Территориальным отделом № 12 УФАКОН по Омской области на государственный кадастровый учет поставлены следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:170 на основании решения от 28.04.2009 г. № 20/09-2134 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 29.04.2009);
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:171 на основании решения от 09.04.2009 г. № 20/09-1546 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 07.05.2009);
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:172 на основании решения от 09.04.2009 г. № 20/09-1546 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 07.05.2009);
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:236 на основании решения от 13.08.2008 г. № Ф20/08-1005 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 20.08.2008);
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:290 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 15.12.2008);
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:292 на основании решения от 30.01.2009 г. № 20/09-272 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 06.02.2009);
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:293 на основании решения от 30.01.2009 г. № 20/09-272 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 06.02.2009);
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:294 на основании решения от 30.01.2009 г. № 20/09-273 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 06.02.2009);
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:295 на основании решения от 30.01.2009 г. № 20/09-273 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 06.02.2009);
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:296 на основании решения от 26.01.2009 г. № 20/09-175 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 04.02.2009).
Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, именно данные решения органа кадастрового учета по постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанных земельных участков обжалуются ОАО «Омский бекон» по настоящему делу.
В дальнейшем, после постановки данных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на государственный кадастровый учет УФРС по Омской области по заявлениям правообладателей земельных участков произведена государственная регистрация права собственности на данные земельные участки и последующего их отчуждения.
Так, 10.10.2008 г. между ФИО17 и ФИО16 заключено соглашение о размере земельных долей № 1, по условиям которого сособственники земельного участка с кадастровым номером 55:20:060702:236 определили размер своих долей следующим образом: по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждой.
24.11.2008 г. между ФИО17, ФИО16 (дарители) с одной стороны и ФИО15 (далее – ФИО15), ФИО6 (далее – ФИО6) (одаряемые) заключен договор дарения земельных участков, по условиям которого дарители безвозмездно передают в долевую собственность одаряемым, а одаряемые принимают в дар принадлежащие дарителям на праве долевой собственности (с каждого передаваемого в дар земельного участка по 1/2 доле каждому одаряемому) земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:236, площадью 134 638 кв.м., предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Омская область, Омский район, Калининское сельское поселение, п. Октябрьский в 1830 м. на юго-восток (рабочие участки полей № 51, 52).
На основании заявлений сторон договора дарения земельных участков от 24.11.2008 г. УФРС по Омской области зарегистрирован вышеуказанный договор дарения и переход права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:236 к ФИО15 и ФИО6 ФИО15 и ФИО6 выданы свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности по 1/2 доли каждому серии 55 АВ № 830417 от 19.12.2008 г. и серии 55 АВ № 830416 от 19.12.2008 г. соответственно.
19.05.2009 г. между ФИО1 и ФИО29 заключено соглашение о размере долей, по условиям которого сособственники земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:170 определили размер своих долей следующим образом: по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждому.
На основании заявлений ФИО1 и ФИО29 от 26.05.2009 г. УФРС по Омской области произведена государственная регистрация права общей долевой собственности ФИО1 и ФИО29 на объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:170, площадью 15000 кв.м., предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Омская область, Омский район, Калининское сельское поселение (рабочие участки полей № 25 П) по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждому (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2009 г. № 01/027/2009-2206).
На основании заявлений ФИО4 и ФИО3 от 26.05.2009 г. УФРС по Омской области произведена государственная регистрация права общей долевой собственности ФИО4 и ФИО3 на объекты недвижимости:
земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:171, площадью 134000 кв.м., предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Омская область, Омский район, Калининское сельское поселение (рабочие участки полей № 59) по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждому (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2009 г. № 01/027/2009-2206);
земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:172, площадью 15000 кв.м., предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Омская область, Омский район, Калининское сельское поселение (рабочие участки полей № 12 с) по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждому (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2009 г. № 01/027/2009-2206).
По заявлениям ФИО8 от 25.03.2009 г. УФРС по Омской области произведена государственная регистрация права собственности ФИО8 на объекты недвижимости:
земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:292, площадью 67002 кв.м., предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Омская область, Омский район, Калининское сельское поселение (рабочие участки полей № 82) (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2009 г. № 01/027/2009-2206);
земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:293, площадью 7501 кв.м., предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Омская область, Омский район, Калининское сельское поселение (рабочие участки полей № 12 с) (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2009 г. № 01/027/2009-2206).
На основании заявлений ФИО9 от 25.03.2009 г. УФРС по Омской области произведена государственная регистрация права собственности ФИО9 на объекты недвижимости:
земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:294, площадью 66999 кв.м., предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Омская область, Омский район, Калининское сельское поселение (рабочие участки полей № 82) (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2009 г. № 01/027/2009-2206);
земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:295, площадью 7500 кв.м., предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Омская область, Омский район, Калининское сельское поселение (рабочие участки полей № 39с) (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2009 г. № 01/027/2009-2206).
По заявлению ФИО7 УФРС по Омской области произведена государственная регистрация права собственности ФИО30 на объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:296, площадью 67000 кв.м., предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Омская область, Омский район, Калининское сельское поселение (рабочие участки полей № 101) (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2009 г. № 01/027/2009-2206).
31.12.2008 г. между собственниками земельных долей: ФИО24, ФИО31, ФИО32, ФИО26, ФИО21, ФИО27, ФИО25, ФИО28, ФИО23, ФИО20, ФИО22 в лице из представителя ФИО33 заключено соглашение, согласно которому вышеуказанные лица приняли решение выделить земельные участки в натуре и вступить в общую долевую собственность поименованными в соглашении земельными участками, в том числе земельным участком с кадастровым номером 55:20:060702:290,общей площадью 51 368 кв.м., расположенным на территории Калининского сельского поселения Омского района Омской области.
02.04.2009 г. между ФИО24, ФИО31, ФИО32, ФИО26, ФИО21, ФИО27, ФИО25, ФИО28, ФИО23, ФИО20, ФИО22 в лице из представителя ФИО33 (продавец) и ФИО10 (далее – ФИО10) в лице представителя ФИО34 (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка № 23-КП, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить на условиях, определенных договором земельный участок, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, Калининское сельское поселение, рабочие участки полей № 26, общей площадью 51368 кв.м. По передаточному акту от 02.04.2009 г. земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:290, общей площадью 51 368 кв.м., расположенный на территории Калининского сельского поселения Омского района Омской области, рабочие участки полей № 26 передан покупателю.
УФРС по Омской области произведена государственная регистрация права собственности ФИО10 на объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:290, площадью 51368 кв.м., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Омская область, Омский район, Калининское сельское поселение (рабочие участки полей № 26) (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2009 г. № 01/027/2009-2206).
Полагая, что постановка вышеуказанных земельных участков на государственный учет и государственная регистрация права собственности на данные земельные участки произведены соответственно органом кадастрового учета и регистрирующим органом с нарушением требований действующего законодательства при отсутствии согласия ОАО «Омский бекон», заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Обратившись с требованием о признании недействительными решений о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:060701:170, 55:20:060701:171, 55:20:060701:172, 55:20:060702:236, 55:20:060702:290, 55:20:060702:292, 55:20:060702:293, 55:20:060702:294, 55:20:060702:295 55:20:060702:296 заявитель ссылается на нарушение органом кадастрового учета требований пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу согласно статье 16 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 141-ФЗ 24.10.2008 г., предусматривающего, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи. Поскольку при образовании спорных земельных участков путем выдела согласие ОАО «Омский бекон» как арендатора по договору аренды земельных долей арендодателей от 02.07.1998 г. № 181 получено не было, в действиях УФАКОН по Омской области заявитель усматривает нарушения пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которому если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ). В связи с этим заявитель полагает, что орган кадастрового учета должен был в порядке пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принять решения об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении вышеуказанных земельных участков.
Между тем, заявителем не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, регулируется пунктом 5 вышеуказанной статьи, согласно которому при образовании земельных участков из земельных участков сельскохозяйственного назначения следует руководствоваться порядком выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пункт 3 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации также предусматривает, что особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.07. 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона (пункт 1 данной статьи).
Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности (пункт 2 данной статьи).
В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка. Указанные извещение или сообщение должны содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок (пункт 3 данной статьи).
В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным (пункт 4 данной статьи).
Приведенные положения закона не связывают возможность реализации права на выдел земельных участков с наличием или отсутствием согласия ОАО «Омский бекон» как арендатора по договору аренды земельных долей арендодателей № 181 от 02.07.1998 г.
Установленный вышеуказанной нормой Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения физическими лицами - собственниками земельных долей соблюден, доказательства поступления возражений относительно местоположения выделяемых в счет земельных долей земельных участков от участников долевой собственности в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах у Территориального отдела № 12 УФАКОН по Омской области отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в осуществлении кадастрового учета в отношении вышеуказанных земельных участков.
Кроме того, обращаясь с требованиями о признании недействительными решений о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:060701:170, 55:20:060701:171, 55:20:060701:172, 55:20:060702:236, 55:20:060702:290, 55:20:060702:292, 55:20:060702:293, 55:20:060702:294, 55:20:060702:295 55:20:060702:296 заявителем не представлены доказательства, что указанные решения нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Также заявителем не указано, каким образом возможное удовлетворение заявления в указанной части способно восстановить его нарушенные права. Как следует из текста заявления и пояснений представителя заявителя, данных в судебном заседании, нарушение своих прав оспариваемыми решениями органа кадастрового учета он связывает с изменением в результате этих решений предмета договора аренды земельных долей арендодателей № 181 от 02.07.1998 г. Между тем, сама по себе постановка земельных участков на государственный кадастровый учет не влечет изменения предмета договора аренды 181 от 02.07.1998 г., поскольку в силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В имеющихся в материалах дела кадастровых паспортах спорных земельных участках (выписках из государственного кадастра недвижимости) указано, что данные участки находятся в аренде ОАО «Омский бекон».
При таких обстоятельствах, учитывая, что решения УФАКОН по Омской области о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:060701:170, 55:20:060701:171, 55:20:060701:172, 55:20:060702:236, 55:20:060702:290, 55:20:060702:292, 55:20:060702:293, 55:20:060702:294, 55:20:060702:295 55:20:060702:296 соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными решений УФАКОН по Омской области о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:060701:170, 55:20:060701:171, 55:20:060701:172, 55:20:060702:236, 55:20:060702:290, 55:20:060702:292, 55:20:060702:293, 55:20:060702:294, 55:20:060702:295 55:20:060702:296 следует отказать.
Оснований для удовлетворения требований ОАО «Омский бекон» к УФРС по Омской области суд также не усматривает.
Как следует из текста заявления (с учетом последующих уточнений), заявителем оспариваются действия УФРС по Омской области по государственной регистрации права собственности физических лиц на земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:060701:170, 55:20:060701:171, 55:20:060701:172, 55:20:060702:236, 55:20:060702:290, 55:20:060702:292, 55:20:060702:293, 55:20:060702:294, 55:20:060702:295 55:20:060702:296.
В данном случае заявитель полагает, что оспариваемые действия государственного органа по регистрации права собственности на данные объекты недвижимости, не соответствуют закону и нарушают его права. Однако при этом заявитель просит признать незаконными действия УФРС по Омской области по государственной регистрации права собственности физических лиц на данные земельные участки, произведенные на основании документов, представленных для регистрации в регистрирующий орган.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
При этом оспаривание зарегистрированного права означает разрешение вопроса о праве, а не оспаривание самой государственной регистрации или соответствующих действий по государственной регистрации. В противном случае оспаривание действий регистрирующего органа приведет к нарушению интересов обладателей спорного права. Несогласие лица с действиями по государственной регистрации следует расценивать как наличие у такого лица самостоятельного требования относительно объекта регистрации. По смыслу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» оспаривание зарегистрированного права предполагает оспаривание оснований для его регистрации. При этом адекватным способом защиты нарушенных прав является предъявление в установленном порядке иска к лицу, указанному в акте регистрации и являющемуся правообладателем спорных объектов недвижимости.
Правоустанавливающие документы, явившиеся основанием для государственной регистрации прав физических лиц: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 на земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:060701:170, 55:20:060701:171, 55:20:060701:172, 55:20:060702:236, 55:20:060702:290, 55:20:060702:292, 55:20:060702:293, 55:20:060702:294, 55:20:060702:295, 55:20:060702:296, в том числе протокол от 18.08.2008 г. общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Калининского сельского поселения на землях бывшего ППР «Луч», не оспорены, недействительными не признаны, таких требований по настоящему делу не заявлялось.
Заявитель при рассмотрении дела настаивал на удовлетворении требований, основанных на главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленных к УФРС по Омской области.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенной нормы права следует, что для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо два обязательных условия: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 1 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Обязательными приложениями к документам, представляемым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, являются:
1) правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки. Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
2) кадастровые паспорта образуемых земельных участков;
3) согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 3 вышеуказанной статьи).
Как следует из материалов дела, указанным выше физическим лицам принадлежали земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и они заявили об их выделе в натуре с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством. В средствах массовой информации были опубликованы сообщения о выделении земельных долей из земель бывшего ЗАО ППР «Луч». Документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки в соответствии со статьей 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указанными лицами в УФРС по Омской области представлены.
При этом суд, оценив нормы статей 11.2, 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 13, 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в их совокупности и взаимной связи полагает обоснованным довод УФРС по Омской области о том, что действующее законодательство не предусматривает истребование при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения при данных обстоятельствах, согласие арендаторов.
Также суд полагает необходимым отметить, что государственная регистрация права собственности ФИО15 и ФИО6 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:236, а также права собственности ФИО10 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:060702:290 произведена не при выделе, а на основании сделок об отчуждении этих земельных участков, что также не предполагает необходимость получения согласия арендатора.
Кроме того, как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО «Омский бекон» не является участником отношений, возникших между УФРС по Омской области и физическими лицами-собственниками земельных участков по государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:060701:170, 55:20:060701:171, 55:20:060701:172, 55:20:060702:236, 55:20:060702:290, 55:20:060702:292, 55:20:060702:293, 55:20:060702:294, 55:20:060702:295 55:20:060702:296.
Таким образом, в данном случае отсутствует нарушение прав и законных интересов ОАО «Омский бекон».
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушении указанных положений, заявитель не представил доказательств нарушения оспариваемыми действиями его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, заявленные ОАО «Омский бекон» требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Омский бекон» отказать полностью.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья К.В. Храмцов