АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск 04 марта 2020 года | № дела А46-19988/2019 |
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 03 марта 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 04 марта 2020 года.
Арбитражный суд Омской области в составе cудьи Колмогоровой А.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рахимовой Ж.Е., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление учредителя общества с ограниченной ответственностью «Медсервис» ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Медсервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании предоставить документы для ознакомления,
при участии в судебном заседании представителей:
истец лично, личность удостоверена паспортом РФ;
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 05.11.2019, личность удостоверена паспортом РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее - ФИО1, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Медсервис» (далее - ООО «Медсервис», Общество, ответчик) об обязании предоставить копии следующих документов:
- лицензии на осуществление фармацевтической деятельности от 26.03.2019;
- документов, подтверждающих права Общества на имущество, находящееся на его балансе;
- годового отчета за 2018, подписанного директором и главным бухгалтером;
- документов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности за период с 03.11.2017 по настоящее время, -
а также взыскать с ответчика 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины и 309 руб. 04 коп. судебных издержек, понесенных в связи с оплатой почтовых расходов.
Определением от 06.11.2019 указанное исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 04.12.2019.
В предварительном судебном заседании, состоявшемся 04.12.2019, представителем ООО «Медсервис» представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ответчик не уклоняется от предоставления документов для ознакомления участнику Общества, однако истребуемые истцом сведения фактически последнему известны в связи с тем, что ФИО1 являлась руководителем ООО «Медсервис» с 03.11.2017 по 26.02.2019.
Также ответчик пояснил, что в настоящее время у Общества отсутствует отдельное офисное помещение ввиду отсутствия денежных средств для осуществления затрат на ежемесячные арендные платежи, в связи с чем хранение документов обеспечивается директором ООО «Медсервис» ФИО3 (далее – ФИО3) по своему месту жительства.
Ответчик готов организовать предоставление всех документов на ознакомление в согласованное с ФИО1 время по окончании аудита специализированной организацией, срок окончания которого обозначен 21.12.2019.
Определением арбитражного суда от 04.12.2019 дело признано подготовленным, назначено к рассмотрению в судебном заседании на 23.12.2019.
В судебном заседании 23.12.2019 представителем Общества представлены дополнительные документы, касающиеся аудиторской проверки.
Истцом представлено заявление об уточнении исковых требований, в котором ФИО1 просит суд обязать ответчика представить участнику следующие документы:
- лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 26.03.2019;
- годовой отчет ООО «Медсервис» за 2018, подписанный директором и главным бухгалтером Общества;
- документы бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерской и налоговой отчетности за период с 03.11.2017 по настоящее время;
- оборотно-сальдовую ведомость, в том числе по счетам аналитического учета за период с 01.11.2018 по 24.12.2019;
- соглашение о расторжении договора аренды помещения под размещение аптечного пункта по адресу: <...>;
- ежемесячные отчеты о финансово-хозяйственной деятельности с разделами товарный отчет по приходу и товарный отчет по расходу за октябрь, ноябрь, декабрь 2018; за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019;
- журнал кассира-операциониста аптечного пункта ООО «Медсервис»;
- приходные кассовые ордера с контрольными кассовыми лентами (Z-отчетами) за период с 01.11.2018 по декабрь 2019 включительно, по которым кассир и участник Общества ФИО3 принимал выручку от фармацевта аптечного пункта для дальнейшего надлежащего оформления;
- авансовые отчеты за период с 01.11.2018 по декабрь 2019 включительно;
- выписку по банковскому счету с 24.02.2019 по 24.12.2019;
- акты сверки со всеми поставщиками за 2018, 2019;
- документы на оборудование и оргтехнику за период с 01.11.2018 по декабрь 2019;
- табели учета рабочего времени;
- ведомости начисления заработной платы сотрудникам и документов о выплате зарплаты за период с 01.11.2018 по декабрь 2019 включительно;
- иные первичные учетные документы за период с 01.11.2018 по 24.12.2019, -
и обеспечить доступ к бухгалтерской информации, содержащейся в компьютерных файлах соответствующей программы, скопировать информацию на электронный носитель информации и предоставить ФИО1, а также взыскать с Общества 3 000 руб. по уплате государственной пошлины и 401 руб. 54 коп. судебных издержек, понесенных в связи с оплатой почтовых расходов.
Одновременно истцом представлены возражения на отзыв ответчика, в котором исковые требования в уточненном виде поддержаны в полном объеме.
Протокольным определением от 23.12.2019 в связи с удовлетворением ходатайства ответчика, поддержанного ФИО1, судебное разбирательство отложено на 29.01.2020.
Определением Арбитражного суда Омской области от 29.01.2020 в соответствии с абзацем 2 части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по решению председателя судебного состава арбитражного суда в связи с отсутствием состава суда и невозможностью рассмотрения дела в назначенную дату судебное заседание отложено 04.02.2020.
29.01.2020 в материалы дела от истца поступило уточнение заявленных требований, согласно которым, ФИО1 просит суд обязать ООО «Медсервис» представить для ознакомления в подлинниках следующие документы:
- оборотно-сальдовую ведомость за 2018, 2019;
- оборотно-сальдовые ведомости по счетам аналитического учета 10; 41; 44; 50; 51; 57; 60; 62; 67; 68; 69; 70; 71; 73; 80; 84; 90; 91; 97; 99 за 2018, 2019;
- ежемесячные отчеты о финансово-хозяйственной деятельности с разделами товарный отчет по приходу и товарный отчет по расходу за октябрь, ноябрь, декабрь 2018; за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019;
- журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
- приходные кассовые ордера с контрольными кассовыми лентами (Z-отчетами) за период с 01.11.2018 по декабрь 2019 включительно, по которым кассир и участник Общества ФИО3 принимал выручку от фармацевта аптечного пункта для дальнейшего надлежащего оформления;
- авансовые отчеты за период с 01.11.2018 по декабрь 2019 включительно;
- выписку по банковскому счету с 29.11.2019 по 29.01.2020;
- акты сверки со всеми поставщиками за 2018, 2019;
- табели учета рабочего времени;
- ведомости начисления заработной платы сотрудникам и документов о выплате зарплаты за период с 01.11.2018 по декабрь 2019 включительно;
- кассовую книгу за период с 01.12.2017 по настоящее время;
- иные первичные учетные документы за период с 01.11.2018 по 24.12.2019, в том числе распечатку информации о розничных продажах (торговой выручке) по данным ОФД, а также сведения о среднесписочной численности работников за 2018, 2019;
- документы бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерской и налоговой отчетности за период с 03.11.2017 по настоящее время, -
и обеспечить доступ к бухгалтерской информации, содержащейся в компьютерных файлах соответствующей программы, скопировать информацию на электронный носитель истца, а также взыскать с Общества 3 000 руб. по уплате государственной пошлины и судебные издержки, понесенные в связи с оплатой почтовых расходов.
Протокольным определением от 04.02.2020 уточнение иска принято в соответствии со статьей 49 АПК РФ, рассмотрение дела отложено на 19.02.2020.
19.02.2020 в суд посредством сервиса подачи документов в электронном виде «Мой арбитр» от ООО «Медсервис» поступил отзыв на уточненное требование, в котором ответчик указал, что документы, запрошенные истцом, а именно:
- лицензия на осуществление фармацевтической деятельности от 26.03.2019;
- документы, подтверждающие права Общества на имущество, находящееся на его балансе (договор № 23/06/19 купли-продажи оборудования от 29.06.2019, спецификация № 1 к договору № 23/06/19, передаточный акт к договору № 23/06/19, договор изготовления и монтажа торгового оборудования № 170 от 07.12.2017, спецификация, акт приема-сдачи оборудования от 21.12.2017, свидетельство о приемке и продаже холодильника фармацевтического двухкамерного ХФД-280 «POZIS», договор на изготовление светового короба № 12/12 от 12.02.2019 (ООО «Фирма «МАК-APT» - ООО «Медсервис»);
- журнал кассира-операциониста аптечного пункта;
- соглашение о расторжении договора от 28.06.2019, дополнительное соглашение о расторжении договора аренды торгового места от 01.12.2018;
- документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности за период с 03.11.2017 по 29.11.2019, -
были ранее ФИО1 предоставлены, как и иные документы, связанные с деятельностью Общества, что подтверждается письмами с описью вложения, представленными в материалы дела.
Также ответчик пояснил, что, согласно консультационной информации аудитора ООО «Алгоритм Бизнеса», имеющаяся у ООО «Медсервис» финансовая отчетность некорректна, в результате ведения хозяйственной деятельности в отчетности отражена заниженная себестоимость продаж в размере 942 000 руб., несписанная себестоимость товара за март, апрель, май, июнь и июль, август, сентябрь и октябрь 2018 существенно искажает информацию о себестоимости продаж в целом, о валовой прибыли (строка 2100) в размере 1951 т. руб., прибыли от продаж (строка 2200) в размере 1132 т. руб., о финансовом результате за 2018, что влечет за собой невозможность предоставления ежемесячных отчетов о финансово-хозяйственной деятельности с разделами на товарный отчет по приходу за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 и за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 истцу.
Относительно электронной версии программы ведения бухгалтерской отчетности «1С» ответчик указал, что данная программа у Общества отсутствует, поскольку была установлена на ноутбук, который был размагничен во время перелета, что повлекло за собой неисправность компьтера и удаление всех данных с невозможностью их восстановления, в связи с чем запись информации, содержащейся в данной программе, на материальный носитель невозможна.
Предоставление авансовых отчетов также невозможно ввиду их отсутствия у ООО «Медсервис» по причине уничтожения документации в момент расторжения договора аренды под размещение аптечного пункта по адресу: <...>,
В связи с указанным ответчик просил суд отказать истцу в удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании, состоявшемся 19.02.2020, от ФИО1 поступили письменные возражения на доводы отзыва ООО «Медсервис» с приложением дополнительных доказательств, поддерживающих уточненные исковые требования.
Судом в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 25.02.2020.
20.02.2020 в суд от Общества поступило ходатайство о приобщении к материалам дела оригиналов документов, касающихся деятельности ООО «Медсервис».
В заседании 25.02.2020, продолженном после объявления перерыва, представителем ответчика представлен отзыв на уточненное исковое заявление, в котором утверждается, что все имеющиеся у Общества документы были направлены ФИО1 в виде заверенных копий по почте 23.12.2019, а требование истца о представлении оригиналов документов удовлетворено путем предоставления их Обществом в материалы настоящего дела.
Кроме того, ответчик указал следующее.
Истцом, как в досудебном порядке, так и первоначально в исковом заявлении, не заявлялось требований о предоставлении документов, изложенных в просительной части уточнённого искового заявления от 04.02.2020.
Оригинал заявления ФИО1 в ИФНС № 2 по Центральному АО г. Омска об аннулировании доверенности № БН от 12.03.2018 свидетельствует о том, что договор с бухгалтерской компанией был истцом расторгнут в период осуществления им руководящих полномочий.
Из аудиторского консультативного заключения следует, что баланс ООО «Медсервис» заполнен с грубыми нарушениями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43h, порядок ведения учета Товаров в предоставленной базе «1С» нарушен.
Таким образом, по мнению ответчика, запрашиваемая ФИО1 бухгалтерская информация носит недостоверный характер и не может быть представлена для ознакомления.
Истцом представлены пояснения по данному отзыву ответчика, в которых доводы Общества признаются необоснованными.
Протокольным определением от 25.02.2020 уточнение исковых требований принято в соответствии со статьей 49 АПК РФ, рассмотрение дела отложено на 03.03.2020.
В заседании, состоявшемся 03.03.2020, ФИО1 представлено в порядке статьи 49 АПК РФ заявление об уточнении исковых требований, в котором истец просил суд обязать Общество в течение пятнадцати дней с момента вступления судебного акта в законную силу предоставить для ознакомления надлежащим образом заверенные копии и подлинники следующих документов:
1. оборотно-сальдовые ведомости за 2018, 2019;
2. оборотно-сальдовые ведомости за 2018, 2019 по счетам:
-10 «Материалы»;
-41 «Товары»;
-44 «Расходы на продажу»;
-50 «Касса»;
-51 «Расчетные счета»;
-57 «Переводы в пути»;
-60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
-62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
-67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
-68 « Расчеты по налогам и сборам»;
-69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
-70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
-71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
-73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
-80 «Уставной капитал»;
-84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
-90 «Продажи»;
-91 «Прочие доходы и расходы»;
-97 «Расходы будущих периодов»;
-99 «Прибыли и убытки»
3. кассовые документы: приходные и расходные кассовые ордера, кассовую книгу, - за период с 01.11.2018 по настоящее время;
4. авансовые отчеты за период с 01.11.2018 по настоящее время;
5. контрольно-кассовые ленты (Z-отчеты) за период с 01.11.2018 по настоящее время;
6. табели учета рабочего времени за период с февраля 2019 по настоящее время;
7. ведомости начисления заработной платы сотрудникам и документы о выплате зарплаты за период с 01.11.2018 по настоящее время;
8. иные первичные учетные документы, в том числе распечатку информации о розничных продажах (торговой выручке) по данным Оператора Фискальных Данных, за период с 01.11.2018 по настоящее время;
9. сведения о среднесписочной численности работников за 2018, 2019;
10. документы бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерской и налоговой отчетности за период с 01.11.2017 по настоящее время;
11. договоры, заключенные Обществом, с февраля 2019 по настоящее время;
12. заверенную банком расширенную выписку по банковскому счету с приложением платежных документов за период с 26.02.2019 по настоящее время;
13. акты сверок со всеми поставщиками, подписанные сторонами, за 2018, 2019;
14. ежемесячные отчеты о финансово-хозяйственной деятельности с разделами товарный отчет по приходу и товарный отчет по расходу по разделам ПО «БЭСТ-5.Аптека» с октября 2018 по настоящее время, -
и скопировать информацию, содержащуюся в компьютерных файлах программы «1С Бухгалтерия», на электронный носитель информации (в общераспространенном формате текстового компьютерного файла).
Истцом также представлены возражения на отзыв Общества, поддерживающие уточненный иск.
Представитель ответчика просил суд отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным ранее.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.
03.11.2017 ООО «Медсервис» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером <***>.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на дату вынесения решения, уставный капитал Общества составляет 10 000 руб., учредителями (участниками) являются: ФИО3, владеющий 50 % доли ООО «Медсервис», и ФИО1, также владеющая 50 % доли Общества.
В период с 03.11.2017 по 26.02.2019 полномочия директора ООО «Медсервис» осуществляла ФИО1, с 01.11.2018 исполнение обязанностей бухгалтера и кассира было возложено на ФИО3, с 26.02.2019 по настоящее время директором ответчика является ФИО3
В соответствии с Уставом ООО «Медсервис», участники Общества вправе получать информацию о деятельности Общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в порядке, определенном Уставом (пункт 7.1 Устава).
Пунктами 13.1-13.3 Устава закреплено положение об обязанности Общества вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно пункту 13.6 Устава, Общество обязано обеспечить его участникам доступ к документам в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования в помещении единоличного исполнительного органа Общества для ознакомления.
Ведение бухгалтерского и налогового учета Общества, согласно договору возмездного оказания услуг в области бухгалтерского и налогового учета № 2018/1 от 15.01.2018, осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью «Центр бухгалтерских услуг «ЛенКом» (далее - ООО «ЦБУ «ЛенКом», Исполнитель). Согласно пункту 1.3 указанного договора учет велся на программном обеспечении Исполнителя 1С: Бухгалтерия.
Названный договор был с ООО «ЦБУ «ЛенКом» расторгнут по инициативе ФИО3, которому были переданы дела и документы 22.02.2019.
Программный продукт (далее - ПП) 1С: Бухгалтерия 8 Базовая версия был поставлен обществом с ограниченной ответственностью «Решения в ИТ» в рамках заключенного с ответчиком договора поставки № 043/190319/002 от 19.03.2019, в соответствии с которым Общество оплатило ПП и передачу лицензии на право пользования ПП «Астрал-Отчетность» сроком на 12 месяцев, товарная накладная № 043/0000001718 от 20.03.2019 и акт сдачи-приемки выполненных работ № 043/0000001719 от 20.03.2019 были подписаны двусторонне.
19.02.2018 ООО «Медсервис» был заключен договор с обществом с ограниченной ответственностью «Предприятие Виктория-Юг» на передачу неисключительного права использования программного обеспечения «БЭСТ-5. Аптека» и «ЭПОС-2» в целях составления отчетов о хозяйственной деятельности Общества.
Ответчиком во исполнение названного договора произведена оплата 27.02.2018 - на сумму 56 760 руб., 27.02.2019 - на сумму 13 300 руб.
Как указал истец, 30.07.2019 ФИО1 обратилась в ООО «Медсервис» с требованием о проведении Общего собрания участников, однако полученное директором Общества 20.08.2019 обращение осталось без ответа, собрание созвано не было.
19.09.2019 истец обратился в Общество с требованием о предоставлении пояснений и возможности ознакомления с информацией о финансово-хозяйственной деятельности ООО «Медсервис» за период с 01.11.2018, однако полученное 01.10.2019 требование также осталось без ответа, что послужило основанием для обращения ФИО1 за защитой своих прав в арбитражный суд с настоящим иском, уточненным в процессе рассмотрения спора.
Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрен такой способ защиты гражданских прав как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно названной норме права и разъяснениям, приведенным в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», выбор конкретного способа защиты принадлежит лицу, чье право нарушено.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
В силу подпункта 8 пункта 2 части 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: вследствие иных действий граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно пункту 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. При этом законодательством установлен повышенный стандарт поведения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в гражданских правоотношениях (пункт 3 статьи 401 ГК РФ), предполагающий необходимость повышенной осмотрительности при приобретении и осуществлении ими гражданских прав, несоблюдение которого вне зависимости от вины данного субъекта предполагает отнесение на него соответствующих негативных последствий.
Как следует из статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (статья 310 ГК РФ).
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65.2, пунктом 1 статьи 67 ГК РФ участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией в установленном его уставом порядке.
Предоставление информации является необходимым условием для реализации участником общества его правомочий на участие в управлении делами общества, а также иных правомочий, предусмотренных Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО), уставом общества и вытекающих из статуса его участника.
Из абзаца 3 пункта 1 статьи 8 Закона об ООО следует, что участник имеет право требовать любые имеющиеся у общества документы, которые связаны с деятельностью этого общества (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ», далее - Информационное письмо № 144).
Как следует из пункта 3 Информационного письма № 144, положения устава общества не могут ограничивать права участников на информацию по сравнению с правами, предоставляемыми им Законом об ООО. Ограничение прав участников во внутренних документах общества не допускается; соответствующие положения устава или учредительных документов не подлежат применению судами.
Согласно пункту 1 Информационного письма № 144, при реализации своего права на получение информации участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона.
Цель и мотивы предоставления документов о деятельности общества не имеет значения и не влияет на право участника получить соответствующую информацию.
Как указано в пункте 7 Информационного письма № 144, Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Закон об ООО предусматривают две формы осуществления права участника на информацию: ознакомление с документами и получение копий документов. Выбор конкретной формы реализации права на получение информации осуществляется участником, при этом его право требовать предоставления копий документов не обусловлено необходимостью первоначально прибыть по месту нахождения хозяйственного общества и ознакомиться с документами.
В соответствии с пунктом 9 Информационного письма № 144, если участник обратился с требованием к хозяйственному обществу о предоставлении заверенных копий документов, то исполнение обществом обязанности по предоставлению участнику информации может считаться надлежащим только при условии, что копии таких документов заверены должностным лицом общества, полномочия которого вытекают из устава общества, его внутренних документов, или лицом, полномочия которого на заверение копий документов общества явствуют из обстановки, в которой такое лицо действует (например, сотрудником общества, присутствующим при ознакомлении участника с документами), в установленном порядке с проставлением печати общества либо верность копий документов засвидетельствована нотариусом.
В случае, когда участник обратился в хозяйственное общество с требованием о предоставлении копии и (или) обеспечении доступа к документу, который в силу закона или иного правового акта должен храниться обществом, но при этом данный документ по каким-то причинам у него отсутствует, общество обязано сообщить участнику об отсутствии документа, а также (при наличии таких сведений) о причинах его отсутствия, месте нахождения документа и предполагаемой дате, когда он будет возвращен в общество или восстановлен (при наличии такой возможности). В такой ситуации участник также имеет право потребовать, чтобы общество по возвращении или восстановлении отсутствующего документа сообщило ему об этом.
Из пункта 1 статьи 50 Закона об ООО следует, что общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Пунктом 3 статьи 29 Закона № 402-ФЗ регламентировано, что экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 402-ФЗ, ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (пункт 7 статьи 3 Закона № 402-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 50 Закона об ООО предусмотрено, что общество в течение пяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования участником общества указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должно предоставить для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также копии указанных документов.
В предоставлении документов Общество вправе отказать только при наличии хотя бы одного из следующих условий:
1) электронная версия запрашиваемого документа на момент предъявления участником общества требования размещена на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе либо раскрыта в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации;
2) документ запрашивается повторно в течение трех лет при условии, что первое требование о его предоставлении было надлежащим образом исполнено обществом;
3) документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения участника общества с требованием), за исключением документов, перечисленных в подпунктах 1-9 пункта 2 статьи 50 Закона об ООО (пункт 4 Закона об ООО).
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд на основании представленных доказательств устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Из части 1 статьи 66 АПК РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства. Эта обязанность основана на статье 65 АПК РФ, в соответствии с которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Часть 1 статьи 9 АПК РФ гласит, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументировано, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения. Правовая позиция об этом сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 № 12505/11, от 08.10.2013 № 12857/12.
Принцип диспозитивности, характерный для гражданских правоотношений, распространяет свое действие и на процессуальные отношения; в арбитражном процессе диспозитивность означает, что процессуальные отношения возникают, изменяются и прекращаются, главным образом, по инициативе непосредственных участников спорных правоотношений, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться процессуальными правами и спорным материальным правом.
Арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела были созданы условия для установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора (часть 3 статьи 9, статья 66 АПК РФ).
Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником. Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например обстоятельств непреодолимой силы (пункты 2 и 3 статьи 401 ГК РФ).
ФИО1, являясь участником ООО «Медсервис», в силу положений Закона об ООО заинтересована в развитии деятельности и управлении Обществом, право на участие участников общества в деятельности общества, в том числе право требования о предоставлении документов относительно деятельности общества, регламентировано законом.
Материалам дела подтверждается, что истец обращалась к ответчику с требованиями о предоставлении документов, которые участнику Обществом в требуемом объёме представлены не были.
В соответствии со статьей 174 АПК РФ арбитражный суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, только в том случае, если он не исполнил своих обязанностей.
Как указано в абзаце четвертом пункта 2 Информационного письма № 144, в том случае, когда участник не может доказать, что до предъявления иска он обращался в общество с требованием о предоставлении информации, однако к моменту принятия судом решения указанная информация так и не предоставлена обществом истцу, суд удовлетворяет заявленное требование.
Судом установлено, что документы, указанные истцом в уточненном иске, относятся к деятельности Общества; наличия в действиях ФИО1 признаков злоупотребления правом из материалов дела не усматривается.
Доказательств отсутствия у ООО «Медсервис» объективной возможности предоставления истцу необходимой документации с момента получения требований ФИО1 и в ходе рассмотрения дела по существу Обществом не представлено.
Бремя доказывания объективной невозможности исполнения обязанности по предоставлению документации лежит на ответчике, ее отсутствие или утрата не может являться основанием для прекращения данной обязанности, Общество не может быть освобождено от обязанности восстановления документов и предоставления их ФИО1
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 9 АПК РФ, в которой определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах.
Истцом при подаче искового заявления в суд уплачена в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000 руб. по чеку-ордеру от 29.10.2019.
Согласно статье 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, с учетом результатов рассмотрения дела расходы истца по уплате государственной пошлины в указанном выше размере по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 15, 101, 110, 167-170, 174, 176, 177, 180, 181, 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить, обязать общество с ограниченной ответственностью «Медсервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в течение пятнадцати дней с момента вступления судебного акта в законную силу предоставить ФИО1 надлежащим образом заверенные копии и подлинники для ознакомления следующих документов:
1. оборотно-сальдовые ведомости за 2018, 2019;
2. оборотно-сальдовые ведомости за 2018, 2019 по счетам:
-10 «Материалы»;
-41 «Товары»;
-44 «Расходы на продажу»;
-50 «Касса»;
-51 «Расчетные счета»;
-57 «Переводы в пути»;
-60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
-62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
-67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
-68 « Расчеты по налогам и сборам»;
-69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
-70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
-71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
-73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
-80 «Уставной капитал»;
-84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
-90 «Продажи»;
-91 «Прочие доходы и расходы»;
-97 «Расходы будущих периодов»;
-99 «Прибыли и убытки»
3. кассовые документы: приходные и расходные кассовые ордера, кассовую книгу, - за период с 01.11.2018 по настоящее время;
4. авансовые отчеты за период с 01.11.2018 по настоящее время;
5. контрольно-кассовые ленты (Z-отчеты) за период с 01.11.2018 по настоящее время;
6. табели учета рабочего времени за период с февраля 2019 по настоящее время;
7. ведомости начисления заработной платы сотрудникам и документы о выплате зарплаты за период с 01.11.2018 по настоящее время;
8. иные первичные учетные документы, в том числе распечатку информации о розничных продажах (торговой выручке) по данным Оператора Фискальных Данных, за период с 01.11.2018 по настоящее время;
9. сведения о среднесписочной численности работников за 2018, 2019;
10. документы бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерской и налоговой отчетности за период с 01.11.2017 по настоящее время;
11. договоры, заключенные Обществом, с февраля 2019 по настоящее время;
12. заверенную банком расширенную выписку по банковскому счету с приложением платежных документов за период с 26.02.2019 по настоящее время;
13. акты сверок со всеми поставщиками, подписанные сторонами, за 2018, 2019;
14. ежемесячные отчеты о финансово-хозяйственной деятельности с разделами товарный отчет по приходу и товарный отчет по расходу по разделам ПО «БЭСТ-5.Аптека» с октября 2018 по настоящее время, -
скопировать информацию, содержащуюся в компьютерных файлах программы «1С Бухгалтерия», на электронный носитель информации (в общераспространенном формате текстового компьютерного файла).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Медсервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>) 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья А.Е. Колмогорова