АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск декабря 2021 года | № дела А46-20480/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арсеньевой Т.А., рассмотрев заявление заместителя прокурора Омской области старшего советника юстиции Шевченко В.А. о признании незаконным бездействия Администрации Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области о местных налогах и сборах, предусмотренного статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, обязании совершить действия,
в заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО1 (удостоверение),
от заинтересованного лица – не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Омской области (далее – заявитель, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области (далее – заинтересованное лицо, Администрация) в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области о местных налогах и сборах, предусмотренного ст. ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, обязании совершить действия.
Определением суда от 18.11.2021 указанное заявление принято, возбуждено производство по делу № А46-20480/2021.
В заседании суда, состоявшемся 06.12.2021, представитель Прокуратуры требования поддержала.
Администрация, надлежащим образом извещенная, явку представителя в заседание суда не обеспечила, отзыва по существу требований не представила; 06.12.2021 посредством факсимильной связи направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие названного участника процесса.
Рассмотрев материалы дела, заслушав позицию заявителя, суд установил, Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о налогах и сборах, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в деятельности Администрации Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства о налогах и сборах, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления Администрацией Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не принят.
Полагая бездействие Администрации незаконным, заместитель прокурора Омской области Шевченко В.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд удовлетворяет требования заявителя по следующим причинам.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для признания бездействий незаконным является его несоответствие закону или иному нормативному нарушения оспариваемым бездействием прав и заявителя.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
Как следует из положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федерального закон № 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда! исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга) - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Статьями 14, 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 131 -ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
То есть, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.
В силу пункта 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 34.2 НК РФ установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Поименованные в указанных статьях Налогового кодекса РФ письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ. При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, направляемый запрос связан только с фактически произведенными в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика операциями. Таким образом, разъяснение налогоплательщику носит индивидуальный характер.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Поскольку порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами Налогового кодекса РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами Федерального закона № 59-ФЗ.
На основании изложенного, с учетом положений статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ, подпункта 2 пункта 1 статьи 21, статьи 34.2 НК РФ соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Федеральным законом № 210-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6, пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ).
Следовательно, исходя из вышеприведенных положений законодательства, финансовые органы муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязаны предоставлять муниципальную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующего разъяснения, что, в свою очередь, предполагает наличие у органа местного самоуправления обязанности по разработке соответствующего Административного регламента.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Устава Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, принятого решением Совета Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 30.11.2005 № 10 (далее - Устав), к вопросам местного значения Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области относятся, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В силу п. 1 ст. 27 Устава администрация Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Статьей 15 НК РФ к местным налогам отнесены земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.
Установлено, что Советом Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области приняты решения от 19.11.2019 № 36 «Об установлении на территории Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области земельного налога», от 19.11.2019 № 37 «Об установлении на территории Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области налога на имущество физических лиц».
В силу п. 1 ст. 388 и ст. 401 НК РФ субъекты предпринимательской деятельности являются налогоплательщиками земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой в ходе проверки установлен факт неприятия Администрацией мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Исходя из приведенных норм и установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия Администрации.
Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
Довод главы Администрации, изложенный в ответе на запрос Прокуратуры от 26.10.2021 № 305, согласно которому непринятие Администрацией мер по разработке и принятию нормативного правового акта обусловлено тем, что дача письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, по мнению администрации поселения, не является муниципальной услугой и соответствующие запросы подлежат рассмотрению в порядке определенном Федеральным законом № 59-ФЗ, судом отклоняется как, основанный на неверном толковании норм права.
Бездействие Администрации носит длящийся характер, предусмотренные законодательством действия по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, администрацией не совершены.
При данных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
руководствуясь статьями 167-170 АПК РФ, именем РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявление прокурора Омской области старшего советника юстиции Шевченко В.А. удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Обязать Администрацию Орловского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице данного определения. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в настоящем определении коду. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья | С.Г. Захарцева |