ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-20654/18 от 23.01.2019 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

февраля 2019 года

№ дела

А46-20654/2018

Резолютивная часть решения принята 23.01.2019.

Мотивированное решение изготовлено 01.02.2019.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Пермякова В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление акционерного общества «Тандер» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Министерства экономики Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 25.10.2018 № 34-ЮЛ-14.16/IV-2018 о назначении административного наказания, без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Тандер» (далее – АО «Тандер», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства экономики Омской области (далее – Министерство, заинтересованное лицо) от 25.10.2018 № 34-ЮЛ-14.16/IV-2018 о назначении административного наказания, которым АО «Тандер» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

В обоснование заявленного требования Общество указало на малозначительность совершенного правонарушения.

Определением Арбитражного суда Омской области от 30.11.2018 заявление назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон на основании п. 4 ч. 1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В установленный в определении суда срок Министерство представило отзыв, в котором указало на законность и обоснованность оспариваемого постановления, также отметило пропуск заявителем срока на обжалование.

Суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам и отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (резолютивная часть от 23.01.2019).

28.01.2019 (вход. №№ 9169 и 9252) от сторон поступили заявления о составлении мотивированного решения.

С учетом принятой резолютивной части решения по делу судом подготовлено настоящее мотивированное решение.

Как следует из материалов дела, АО «Тандер» имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции серии 55РПА № 0000011 со сроком действия до 07.10.2022, в том числе, в обособленном подразделении (магазин) по адресу: <...>, пом. 2П.

Администрацией города Омска во исполнение Плана основных городских мероприятий по проведению новогодних и рождественских праздников от 31.10.2017 определены дата (24.12.2017), время (с 16 часов до 18 часов) и место (с указанием границ) проведения в г. Омске культурно-массового мероприятия «Открытие окружной елки «Чудеса на Новый год» (далее - культурно-массовое мероприятие), в месте проведения которого не допускается розничная продажа алкогольной продукции за два часа до начала его проведения, во время проведения и в течение двух часов после окончания проведения.

Информация о дате, времени и месте (с указанием границ) проведения культурно-массового мероприятия размещена 13.12.2017 на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (письмо Главного Управления информационных технологий и связи Омской области № ВХ-18/МЭК-13388 от 11.09.2018).

Торговый объект (магазин), в котором осуществляет деятельность АО «Тандер», по адресу: <...>, пом. 2П, расположен в границах проведения культурно-массового мероприятия.

При анализе сведений Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), сформированных в автоматизированной информационной системе Омской области портала сервисов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в разделе «Журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период» выявлена фиксация 24.12.2017 в ЕГАИС розничной продажи заявителем алкогольной продукции в торговом объекте (магазине), расположенном по указанному выше адресу в период с 14 часов 04 минут до 19 часов 46 минут, т.е. в границах и в период проведения культурно-массового мероприятия.

По результатам контрольных мероприятий 10.10.2018 в отношении Общества составлен протокол № 335 об административном правонарушении по делу № 34-ЮЛ-14.16/IV-2018, а 25.10.2018 заместителем Министра экономики Омской области ФИО1 было вынесено постановление № 34-ЮЛ-14.16/IV-2018 о привлечении АО «Тандер» к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Положения ч. 2 ст. 208 АПК РФ также содержат указание на возможность подачи заявления в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 13 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 208 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой ч. 3 ст. 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Постановление Министерства от 25.10.2018 № 34-ЮЛ-14.16/IV-2018 получено представителем Общества 01.11.2018, что видно из уведомления о вручении почтового отправления 64400228007481. Следовательно, последним днем подачи заявления будет являться 16.11.2018 (с учетом выходных и праздничных дней).

С настоящим заявлением АО «Тандер» обратилось в суд 16.11.2018, что подтверждается оттиском календарного штемпеля отделения связи, проставленным на почтовой корреспонденции.

Соответственно, срок на обжалование, вопреки доводам Министерства, Обществом не пропущен.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Предметом правонарушения являются правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом и неосторожностью.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 2 последнего под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно п. 16 ст. 2 Закона № 171-ФЗ оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие приводимого закона.

В силу абз. 2 п. 9 ст. 16 Закона № 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Во исполнение названной нормы 28.12.2005 принят Закон Омской области № 717-ОЗ «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области».

В соответствии с п. 2 ст. 3.1 последнего на территории Омской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции в местах проведения концертов, фестивалей, праздников, представлений и других культурно-массовых мероприятий, а также спортивных мероприятий, дата, время и место (с указанием границ) проведения которых определяются решениями органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области.

Розничная продажа алкогольной продукции в местах проведения культурно-массовых или спортивных мероприятий не допускается за два часа до начала проведения, во время проведения и в течение двух часов после окончания проведения указанных мероприятий.

Информация о дате, времени и месте (с указанием границ) проведения органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области культурно-массового или спортивного мероприятия не позднее чем за три дня до проведения указанного мероприятия размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти Омской области в сфере розничной продажи алкогольной продукции (далее - уполномоченный орган). Порядок передачи в уполномоченный орган информации о дате, времени и месте проведения органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области культурно-массового или спортивного мероприятия, включая способ указания границ, определяется уполномоченным органом.

Ранее отмечалось, что Администрацией города Омска с 16 часов до 18 часов 24.12.2017 проводилось культурно-массовое мероприятие. Информация о дате, времени и месте (с указанием границ) проведения культурно-массового мероприятия размещена 13.12.2017 на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом торговый объект (магазин), в котором осуществляет деятельность заявитель, по адресу: <...>, пом. 2П, расположен в границах проведения культурно-массового мероприятия.

Следовательно, в период с 14 часов и до 20 часов 24.12.2017 Общество было не вправе реализовывать алкогольную продукцию по названному выше адресу.

Тем не менее, как следует из данных ЕГАИС, выявлена фиксация розничной продажи заявителем алкогольной продукции 24.12.2017 в период с 14 часов 04 минут до 19 часов 46 минут.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт наличия в действиях АО «Тандер» события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Общество указывает на малозначительность совершенного им правонарушения.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Министерством в материалы дела представлен Журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 24.12.2017 по 24.12.2017, по указанному времени за каждые сутки с 14:00 по 20:00. Так, Обществом в период с 14 час. 04 мин. до 19 час. 46 мин. реализовано 30 единиц алкогольной продукции, в том числе, 8 единиц водки и 6 - коньяка.

Как разъяснено в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вменяемое Обществу административное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом.

Ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.

В этой связи отсутствие жалоб и сведений о создании общественной опасности и о нарушении общественного порядка, связанных с реализацией либо распитием алкогольной продукции в период проведения культурно-массового мероприятия, в конкретной рассматриваемой ситуации не будет иметь принципиального значения.

Более того, отношения в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежат особому регулированию в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции.

Следовательно, в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, в связи с чем основания для применения по данному делу ст. 2.9 КоАП РФ у суда отсутствуют.

Суд также не усматривает оснований для снижения размера назначенного заявителю административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Так, согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, ч.ч. 3.2 и 3.3.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно открытым данным Интернет – источников 14.03.2017 постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области № 45 АО «Тандер» уже привлекалось к ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (дело № А32-15454/2017). В конкретном рассматриваемом случае нарушение допущено Обществом 24.12.2017.

Учитывая характер совершенного Обществом правонарушения, пренебрежительное отношение заявителя к исполнению возложенных на него обязанностей с учетом неоднократности допущенных нарушений, а также непредставление доказательств, свидетельствующих о непосильности назначенного административного наказания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для снижения размера административного штрафа, назначенного постановлением от 25.10.2018 № 34-ЮЛ-14.16/IV-2018.

Соблюдение процедуры и срока давности привлечения Общества к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом на основании имеющихся в материалах дела документов.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не выявлено, протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований.

По положениям ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

При таких обстоятельствах суд находит, что оспариваемое постановление Министерства вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, вследствие чего требования заявителя о признании данного постановления незаконным и его отмене удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 и 229 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования акционерного общества «Тандер» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения): 350000, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 28.06.1996 Регистрационной палатой Администрации г. Краснодара за номером 4452) о признании незаконным и отмене постановления Министерства экономики Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения): 644002, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 01.03.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Центральному административному округу г.Омска) от 25.10.2018 № 34-ЮЛ-14.16/IV-2018 о назначении административного наказания, которым акционерное общество «Тандер» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., отказать.

По рассматриваемым в порядке упрощенного производства делам о привлечении к административной ответственности, об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принудительное исполнение производится на основании решения, принятого путем подписания резолютивной части, поскольку исполнительный лист на основании судебных актов по данным делам не выдается (часть 4.2 статьи 206, часть 5.2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункты 37, 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»).

По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         В.В. Пермяков