ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-20739/20 от 21.09.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

28 сентября 2021 года

№ дела

А46-20739/2020

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2021 года,

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Распутиной В.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кулаевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Завод Треста Железобетон» (ИНН <***>, ОГРН <***>), индивидуального предпринимателя ФИО1
(ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным отказа, изложенного в сообщении от 13.08.2020 № 0701/7362,

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Промышленные технологии»,

в судебном заседании приняли участие:

от общества с ограниченной ответственностью «Завод Треста Железобетон» -
ФИО2 (доверенность от 21.01.2020, паспорт);

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО3 (доверенность от 28.06.2021, паспорт, диплом);

от заинтересованного лица – ФИО4 (доверенность от 16.02.2021, удостоверение, диплом);

от третьего лица – не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л :

общество с ограниченной ответственностью «Завод Треста Железобетон» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее – департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа, изложенного в сообщении от 13.08.2020 № 0701/7362, об обязании согласовать заявление о предварительном предоставлении земельного участка в аренду от 17.07.2020
№ 12208/СОО.

Определением от 27.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Промышленные технологии».

Определением от 24.12.2020 к участию в деле в качестве соистца привлечен индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель).

В судебном заседании заявители требование поддержали, департамент – возражал против его удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление не представило.

В порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

17 июля 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Завод Треста Железобетон», общество с ограниченной ответственностью «Промышленные Технологии» и ФИО1 обратились в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. К заявлению были приложены: сообщение, копия документа подтверждающего личность заявителя, документ подтверждающий полномочия представителя заявителя, документ удостоверяющий права заявителя на здание, сооружение либо помещение, справка о балансовой принадлежности имущества, заключение по обоснованию площади, схема расположения земельного участка на КПТ, диск.

21 августа 2020 года по результатам рассмотрения представленных документов, истцу было отказано (сообщение об отказе от 13.08.2020 №0701/7362) в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.

В обоснование отказа департамент указал на отсутствие доказательств обоснованности истребуемой площади земельного участка в 4603 кв.м.

На основании договора на выполнение кадастровых работ по формированию земельного участка, необходимого для использования имущественного комплекса по адресу: Омская обл., г. Омск, ФИО5, пр. Губкина, 12, принадлежащего, на основании свидетельств о государственной регистрации права от 12.02.2015 г. № 345762, на одноэтажное нежилое здание, принадлежащее ООО «Завода Треста Железобетон» и ФИО1 на праве общей долевой собственности, реестровая запись № 55-55-01/291/2014-799, общей площадью 300,2 кв.м, от 24.11.2014 г. № 102153, на соединительный путь (1У), путь № 1 (2У), путь № 2 (ЗУ), путь № 3 (4У), путь № 4 (5У), принадлежащий ООО «Промышленные технологии» на праве собственности, реестровая запись № 55-55-01/249/2014-422, общей протяженностью 2057 м, а также на основании справок о балансовой принадлежности имущества на бетонное ограждение длинной 41.5 м, расположенное вблизи здания, имеющего почтовый адрес: Омская обл., г. Омск, ФИО5, пр. Губкина, 12, кран козловой электрический ККК-20А (заводской номер 56), инвентарный номер 000002864, была подготовлена Схема расположения земельного участка (земельных участков) (далее - Схема) на кадастровом плане территории.

На указанной схеме образован земельный участок с исходным кадастровым номером 55:36:050204: площадью 4603 кв.м.

Ссылаясь на то, что оспариваемое решение об отказе, выраженное в письме Департамента от 13.08.2020 № 0701/7362, является незаконным и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителей в сфере экономической деятельности, поскольку исключает возможность реализации исключительного права Заявителя на приобретение в собственность земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации объекта недвижимого имущества на таком участке расположенного и Обществу принадлежащего.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) представленные документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит настоящее требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

В соответствии с Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3 (ред. от 17.07.2019) «О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска» департамент наделён функциями по рассмотрению заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена.

В рассматриваемом случае заявителем оспаривается отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.

В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;

5) осуществление государственного кадастрового учета;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи.

В соответствии с требованием подпункта 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

Образование земельных участков не должно препятствовать рациональному использованию земель, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что  основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее - Приказ).

Согласно п. 6 Приказа в схеме расположения земельного участка приводятся:

-условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);

-проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

-список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;

-изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);

-сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

В соответствии с п. 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:

-утвержденных документов территориального планирования;

-правил землепользования и застройки;

-проектов планировки территории;

-землеустроительной документации;

-положения об особо охраняемой природной территории;

-о зонах с особыми условиями использования территории;

-о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;

-о местоположении границ земельных участков,

-о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Необходимо отметить, что требование заинтересованного лица в обосновании площади испрашиваемого заявителем земельного участка является законным и достаточным основанием для отказа в предоставлении. Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018                             №309-КП7-11693).

Заявитель в рамках настоящего спора должен доказать, что весь предполагаемый к формированию земельный участок заявленной площадью, на котором расположены принадлежащий заявителю объект недвижимого имущества, необходим для его эксплуатации или сформировать и испрашивать без торгов земельный участок такой площадью, на которой этот объект располагается и которая необходима для его обслуживания.

Судом по ходатайству общества была назначена судебная экспертиза, проведение которой просило поручить обществу с ограниченной ответственностью «Альтернатива и К», на разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1. Определить исторически сложившийся порядок пользования формируемого земельного участка, на котором расположены одноэтажное здание, общей площадью 300.2 кв.м., соединительный путь (1У), путь 1( 2У), путь 3 (4У), путь 4(5У). кран козловой электрический;

2. Определить площадь и координаты земельного участка необходимого для эксплуатации одноэтажного здания, общей площадью 300,2 кв.м., соединительных путей: - путь (1У), путь 1 (2У), путь 3 (4У), путь 4(5У), крана козлового электрического;

3. Соответствует ли требованиям действующего земельного и градостроительного законодательства схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная ООО «Завод Треста Железобетон».

26.04.2021 в материалы дела поступило экспертное заключение от 16.04.2021. Экспертном сделаны следующие выводу по означенным вопросам:

- по первому вопросу: все строения и сооружения, которые расположены на исследуемом земельном участке, в полной мере соответствуют Градостроительному регламенту в части территориальной зоны П-2, а граница образуемого земельного участка, отраженная на Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, соответствуют фактически сложившемуся порядку землепользования участка.

- по третьему вопросу – проанализировав представленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная ООО «Завод Треста Железобетон», экспертом сделан вывод что указанная схема подготовлена в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 года № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

С целью уточнения ответа на второй вопрос судом было предложено эксперту представить пояснения относительно того, каким образом рассчитывалась площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенных не нем объектов: одноэтажного здания, общей площадью 300,2 кв.м., соединительных путей: - путь (1У), путь 1 (2У), путь 3 (4У), путь 4(5У), крана козлового электрического. Уточнить, какая площадь, по мнению эксперта, необходима для каждого указанного объекта. Представить соответствующий расчет.

Эксперт представил письменные пояснения о нижеследующем.

Проанализировав полученные данные, экспертом установлено, что на исследуемом земельном участке расположены следующие сооружения и объекты капитального строительства: одноэтажное нежилое здание материального склада, с кадастровым номером 55:36:030801:1200 (далее - здание Склада), площадью 300.2 кв.м, принадлежащее, ООО «Завод Треста Железобетон» и ФИО1 на правах общей долевой собственности, о чем свидетельствует реестровая запись № 55-55-01/291/2014-799 от 12.02.2015 г., соединительный путь (1У), путь № 1 (2У), путь № 2 (ЗУ), путь № 3 (4У), путь № 4 (5У) с кадастровым номером 55:36:000000:155322 (далее - Железнодорожный путь), принадлежащий ООО «Промышленные технологии» на праве собственности, о чем свидетельствует реестровая запись № 55-55-01/249/2014-422, общей протяженностью 2057 м, кран козловой электрический ККК-20А (заводской номер 56) (далее - Козловой кран), инвентарный номер 000002864, принадлежащий ООО «Завод Треста Железобетон», что подтверждается справкой о балансовой принадлежности имущества.

В результате натурного обмера, площадь здания Склада по внешнему обводу здания с учетом отмостки составила 379 кв.м.

Как следует из материалов технической инвентаризации нежилого строения, инвентарный номер 6601868, здание Склада классифицируется как Материальный склад.

В соответствии с требованиями СНиП П-89-80* к складам по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных машин, так при ширине здания, сооружения и зоны хранения открытых складов до 18 м - с одной стороны. Следовательно, т.к. длинна стороны здания склада составляет 30 м а ширина пожарного подъезда 6 м., необходимо учесть маневровую площадь для обеспечения подъезда пожарной техники не менее 200 кв.м.

Кроме того, в соответствии со Сводом правил «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарнои и пожарной опасности» (СП 12.13130.2009) (далее - Правила). По взрывопожарнои и пожарной опасности помещения подразделяются на категории, А, Б, В1-В4, Г и Д, а здания — на категории, А, Б, В, Г и Д. Расстояния между зданиями, сооружениями и строениями на территории производственных объектов в зависимости от степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности и категории по взрывопожарнои и пожарной опасности следует принимать не менее указанных в таблице 2 Правил.

Так как в документах, представленных эксперту, отсутствуют документы, указывающие на отнесение к той или иной категории исследуемое здание, экспертом приняты минимальные значения расстояния, по 9 м с каждой стороны. Спроецировав в плоскости указанные размеры экспертом было получено необходимое значение площади земельного участка под зданием Склада, которое составило 1188 кв.м.

В результате натурного обмера, площадь контура Железнодорожного пути, расположенного на исследуемом земельном участке, внешнему обводу с учетом земляного полотна составила 450 кв.м.

Как следует из материалов технической инвентаризации данное сооружение, классифицируется как Железнодорожные пути.

В соответствии с требованиями норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог, утвержденных приказом Минтранса РФ от 6 августа 2008 № 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог» (далее - нормы). В полосу отвода на железнодорожном транспорте (далее - полоса отвода) входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

В охранные зоны, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта включаются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.

В расчете площади земельного участка необходимого для использования Железнодорожных путей, расположенных на исследуемом земельном участке, экспертом принято минимальное значение ширины земельного участка для данного вида сооружений, которое по нормам составило 20 м., следовательно, проведя проекцию на плане, экспертом сделан вывод о том, что минимально необходимый размер земельного участка для эксплуатации Железнодорожных путей составляет 880 кв.м.

В результате натурного обмера, площадь контура Козлового крана, расположенного на исследуемом земельном участке, внешнему обводу с учетом земляного полотна составила 450 кв.м.

При производстве разгрузочных работ из автотранспорта необходимо соблюдать требования ПБ 10-382-00 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, «СНиП 12-03-2001 «Техника безопасности в строительстве», ГОСТ 12.3.009-76 «Работы погрузочно-разгрузочные». Так согласно требованиям данных норм, при производстве погрузочно-разгрузочных работ составляется Технологическая карта.

Типовая Технологическая карта на погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов козловым краном ККК-20А (далее - ТТК) предусматривает при установке Козлового крана организацию следующих технологических зон:

-сооружение Козлового крана на рельсах подкранового пути;

-упоры подкранового пути;

-площадки для складирования;

-граница опасной зоны от крана.

Учитывая нормы ТТК площадь земельного участка для установки сооружения Козловой кран должна быть не менее 1705 кв.м.

Граница опасной зоны от крана согласно ТТК, составляет в 3.5 м по периметру действия контура Сооружения Козлового крана, с учетом максимального вылета мачты. Таким образом, проведя проекцию на плане, экспертом сделан вывод о том минимальный размер земельного участка, необходимый для эксплуатации Козлового крана составляет 2351 кв.м.

Следовательно, площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации исследуемых объектов: одноэтажное здание, общей площадью 300.2 кв. м, соединительный путь (1У), путь № 1 (2У), путь № 2 (ЗУ), путь № 3 (4У), путь № 4 (5У), кран козловой электрический, определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями, расположенными на земельном участке и составляет:

Sуч. = Sзд.скл. + Sжд.путь + Sкран = 1188 + 880 + 2351 = 4419 кв. м

Учитывая, что на исследуемом земельном участке, помимо указанных объектов недвижимости находятся и иные сооружения, входящие в имущественный комплекс предприятия, а именно: бетонное ограждение, длинной 41.5 м, сооружение металлического прямостенного ангара, металлические сооружения для хранения газовых баллонов, коммуникационный колодец, а также площадки для складирования материалов, экспертом сделан вывод о том, что исследуемый земельный участок, выделен с учетом сложившегося порядка пользования и не превышает нормативно необходимой площади, которая составила 4 600 кв.м.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявителями обоснована площадь земельного участка, необходимой для размещения и эксплуатации объектов недвижимости. Учитывая, что козловой кран необходим для эксплуатации спорного объекта, включение площади земельного участка для размещения указанного крана также признается обоснованным.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, минимальный процент застройки в границах земельного участка (П-2) составляет 20%.

Даже без учета площади, необходимой для эксплуатации козлового крана, и иных объектов, помимо здания склада и железнодорожного пути, площадь испрашиваемого земельного участка соответствует указанным выше нормам.

В этой связи суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ департамента является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в области предпринимательской деятельности, в связи с чем, правовых оснований для отказа в удовлетворении требований заявителей у суда не имеется.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, требования заявителей являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с пунктами 3 частей 4 и 5 указанной выше нормы права, решение арбитражного суда должно содержать указание на обязанность заинтересованного лица совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения.

Из смысла части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

При этом избранный таким лицом способ защиты должен соответствовать имеющемуся нарушению права и обеспечивать его восстановление.

Вывод о конкретном способе устранения допущенных нарушений прав и законных интересов суд делает на основании установленных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами. Такой способ должен быть определён, исходя из критериев необходимости, достаточности и соразмерности средств, направленных на устранение нарушений, допущенных изданием спорного ненормативного правового акта (совершения неправомерных действия либо бездействия).

Испрашиваемый заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует действующему законодательству и является основанием для совершения заинтересованным лицом соответствующих действий.

В связи с удовлетворением заявленных требований, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд в размере 3000 руб. и за проведение судебной экспертизы в сумме 36870 руб. подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требование общества с ограниченной ответственностью «Завод Треста Железобетон», индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, изложенный в сообщении от 13.08.2020 № 0701/7362, по заявлению от 17.07.2020 № 12208/СОО ФИО1, общества с ограниченной ответственностью «Завод Треста Железобетон», общества с ограниченной ответственностью «Промышленные технологии».

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) согласовать заявление от 17.07.2020
№ 12208/СОО о предварительном предоставлении земельного участка в аренду.

Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Завод Треста Железобетон» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы за проведение судебной экспертизы в сумме 36 870 руб. и по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         В.Ю. Распутина