АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск 25 февраля 2020 года | № дела А46-20909/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышева В.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономоревой И.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Орлова Олега Николаевича (ИНН 550601291127, ОГРНИП 317554300103270) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Ленинского административного округа г. Омска, о признании незаконным приостановления государственной регистрации,
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 24.09.2019;
от заинтересованного лица – ФИО3. по доверенности от 09.01.2019;
от третьего лица – не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Омской области с уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – заинтересованное лицо, Управление), в котором просил:
- признать незаконным решение Управления Росреестра по Омской области о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 228-ФЗ, выраженное в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 06.09.2019 № КУВД-001/2019-10662630/1 в части необходимости для кадастрового учёта получения разрешения на реконструкцию изменяемого объекта и решение, содержащееся в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 23.09.2019 № КУВД-001/2019-10662630/2, принятые Управлением Росреестра по Омской области по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 29.08.2019 № МРС-0136/2019-210665-1;
- признать незаконным решение Управления Росреестра по Омской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26, статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 228-ФЗ по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 29.08.2019 № МРС-0136/2019-210665-1 и обязать Управление Росреестра по Омской области осуществить государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером 55:36:170101:3582 по заявлению ФИО1 от 29.08.2019 № КУВД-001/2019-11605592/2 (№ МРС-0136/2019-210665-1) о государственном кадастровом учете.
Определением суда от 10.12.2019 к участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация Ленинского округа г. Омска.
Заявитель требования с учётом уточнений поддержал в полном объёме.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо, надлежащим образом извещённое о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения спора по существу по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие названного участника арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
29.08.2019 ФИО1 обратился в Управление с заявлением № КУВД-001/2019-11605592 о государственном кадастровом учёте изменений характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:170101:3582.
С заявлением представлен технический план, подготовленный в связи с изменением характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:170101:3582.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учёте от 29.08.2019 № КУВД-001/2019-11605592/2 (№ МРС-0136/2019-210665-1) вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 06.09.2019 № КУВД-001/2019-10662630/1 в отношении здания с кадастровым номером 55:36:170101:3582, расположенного по адресу: <...> (далее - Объект).
Указанное решение обусловлено необходимостью в целях кадастрового учёта изменений сведений об Объекте получения разрешения на реконструкцию объекта с кадастровым номером 55:36:170101:3582 (далее - Часть) в связи с его переводом из жилого в нежилое помещение, а также рядом причин технического характера.
В целях устранения причин приостановления кадастрового учёта Объекта Заявителем 18.09.2019 подано заявление о предоставлении дополнительных документов с приложением технического плана здания от 16.09.2019, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:170101:3582.
По результату рассмотрения представленных Заявителем дополнительных документов 23.09.2018 регистратором принято решение о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учёта от 23.09.2019 № КУВД-001/2019-10662630/2.
Регистратором Управления Росреестра по Омской области ФИО4 в уведомлениях о приостановлении кадастрового учёта указывалось на необходимость в целях осуществления кадастрового учёта изменений характеристик объекта недвижимости: жилого дома с кадастровым номером 55:36:170101:3582 получения разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного здания в порядке статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, поскольку Жилищным кодексом РФ определён порядок изменения назначения помещений, но действующим законодательством не определён порядок изменения назначения здания, а также указано на изменение оконных и дверных проёмов здания и расположение здания на земельном участке с кадастровым номером 55:36:170109:2410 с видом разрешённого использования «для размещения домов индивидуальной жилой застройки».
Не согласившись с указанными решениями, в порядке статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2019 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», 20.09.2019 ФИО1 обратился с заявлением об оспаривании решения о приостановлении в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Омской области (далее - Апелляционная комиссия).
По результатам рассмотрения обозначенного заявления Апелляционной комиссией принято решение об отклонении заявления ФИО1 об обжаловании решения о приостановления № 246 от 24.10.2019 (далее - Решение).
В основу Решения положены те же основания, что указывались в Решении о приостановлении государственного кадастрового учёта, а также отмечено несоответствие представленного заявления о государственном кадастровом учёте прилагаемым к нему документам и отступов от границы смежного земельного участка до Объекта градостроительным регламентам.
Полагая, что указанные решения нарушают права и законные интересы ФИО1, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По положениям части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в силу положений Закона о государственной регистрации недвижимости понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
На основании части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ истребование у заявителя дополнительных документов не допускается, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом о государственной регистрации недвижимости или иными федеральными законами.
В соответствии со статьями 15, 16 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
К жилым помещениям относятся:
1)жилой дом, часть жилого дома;
2)квартира, часть квартиры;
3)комната.
Отсюда следует, что ЖК РФ относит к помещениям не только помещения как части здания, но и здания - жилой дом в целом. При этом обобщающим понятием, что для жилого дома, что для части дома, квартиры, части квартиры, комнаты является «жилое помещение».
Главой 3 ЖК РФ установлены общие правила перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение вне зависимости от вида такого жилого помещения с указанием на особенности перевода в зависимости от вида переводимого помещения.
При этом обязательным документом, прилагаемым к заявлению о переводе является подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Документами, подтверждающими изменение назначение жилого помещения на нежилое помещение, в том числе перевод жилого здания в нежилое, и законность произведенной перепланировки, переустройства в целях изменения такого назначения, являются уведомление о переводе жилого помещения в нежилое и акт приемочной комиссии (статья 23 ЖК РФ).
Действующим законодательством не предусмотрено обязательное реконструирование жилого дома для изменения его функционального назначения. Болеетого, достаточным основанием для перевода жилого помещения (дома) в нежилое помещение является решение уполномоченного органа на осуществление такого перевода.
Как следует из материалов дела, распоряжение администрации Ленинского административного округа города Омска от 23.04.2019 № 246 «О переводе жилого помещения в нежилое по адресу: <...> угол дома № 26» в нежилое помещение, принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, никем не оспорено, а потому, по убеждению суда, является законным.
В жилом доме, принадлежащем заявителю, в связи с его переводом в нежилое помещение были выполнены работы по перепланировке и переустройству для обеспечения возможности его использования в качестве нежилого помещения.
Проект перепланировки и переустройства жилого дома по адресу: ул. Машиностроительная угол Литейная, д. 76/26 в Ленинском округе г. Омска с целью перевода в нежилое помещение - офис (архитектурные решения, 2-ПП), выполненный ЗАО «Омскстройпроект» (далее - Проект), представленный в орган регистрации прав в составе технического плана от 16.09.2019, свидетельствует о том, что в жилом доме в целях его перевода в нежилое были предусмотрены работы по выравниванию стен, демонтажу существующих перегородок и возведению новых перегородок, монтаж отопительного оборудования на базе имеющихся инженерных сетей, монтаж электрооборудования и осветительных приборов, монтаж пожарной сигнализации, перенос и устройство дверных проемов путем раскрытия проемов с их усилением и закладка не предполагаемых к использованию дверных и оконных проемов.
Указанный проект разработан специалистами-архитекторами, являющимися работниками ЗАО «Омскстройпроект», которое является членом саморегулируемой организации - Ассоциация «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири» и имеющее право разрабатывать проектную документацию любого рода (перепланировка, переустройство, реконструкция, новое строительство и т.п.), согласован с предусмотренным в нём перечнем работ в качестве основания для перепланировки и переустройства рассматриваемого здания с целью его перевода в нежилое Администрацией Ленинского АО г. Омска.
Проектной организацией определено допустимые места расположения проемов, их ширина и высота, исходя из конструктивных особенностей здания.
При этом Администрацией Ленинского АО г. Омска, являющейся специально уполномоченным органом на перевод жилых помещений в нежилые, не усмотрено в разработанном Проекте и проведённых согласно Проекту работах по перепланировке и переустройству Объекта признаков реконструкции. Соответственно, возможность выполнения работ, предусмотренных Проектом, определена согласующим органом, который выдал разрешение на проведение таких работ.
Работы по перепланировке и переустройству Объекта выполнены в соответствии с вышеуказанным проектом, что подтверждается актом приемочной комиссии от 01.07.2019.
Статьёй 25 ЖК РФ предусмотрены виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме, а именно переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме; перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, по убеждению суда, в данном жилом доме были выполнены работы исключительно по выравниванию стен, демонтажу существующих перегородок и возведению новых перегородок, монтаж отопительного оборудования на базе имеющихся инженерных сетей, монтаж электрооборудования и осветительных приборов, монтаж пожарной сигнализации, перенос и устройство дверных проемов путем раскрытия проемов с их усилением и закладка не предполагаемых к использованию дверных и оконных проемов, что полностью соответствует понятиям перепланировки и переустройства жилого помещения, предусмотренным статьей 25 ЖК РФ.
Статья 1 Градостроительного кодекса РФ определяет реконструкцию объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что при изменении объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, не требуется выдача разрешения на строительство.
В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила № 170) перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение много комнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. Правила № 170 применяются в части, не противоречащей ГрК РФ и ЖК РФ.
При переводе жилого дома с кадастровым номером 55:36:170101:3582 в нежилое здание его параметры в виде площади, конфигурации, этажности, несущих строительных конструкций изменений не претерпели (не изменились высота, количество этажей, объем и площадь). Не были осуществлены его надстройка, перестройка, расширение, а также не были затронуты его несущие строительные конструкции, все работы по перепланировке и переустройству осуществлялись исключительно внутри дома, без вмешательства в его несущие строительные конструкции. Изменение оконных и дверных проемов подпадает под понятие переустройства здания, не является заменой или восстановлением несущих конструкций, и при соблюдении проектных решений, разработанных в соответствии с техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, не может повлечь нарушение прочности несущих конструкций здания.
Таким образом, поскольку выполненные перепланировка и переустройство жилого дома не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надёжности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, постольку выполненные работы не являются реконструкцией дома и на основании пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство не требуется. Соответственно, не требуется и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Действующим законодательством не предусмотрено, что изменение функционального назначения жилого дома возможно только в результате реконструкции.
Учитывая, что изменение назначения жилого дома осуществлено в результате процедуры перевода жилого помещения в нежилое помещение, при этом выполнены работы по перепланировке и переустройству в целях такого перевода Объекта, никаких изменений жилого дома, относящихся к реконструкции объекта капитального строительства, не производилось, в Управление Росреестра по Омской области, по убеждению суда, были представлены все необходимые для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости документы.
Перевод жилого помещения - жилого дома с кадастровым номером 55:36:170101:3582 осуществлен в строгом соответствии с требованиями законодательства, что подтверждается Распоряжением Администрации Ленинского АО г. Омска от 23.04.2019 № 243 «О переводе жилого помещения в нежилое по адресу: <...> угол дома № 26», Уведомлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение № МУ-АЛАО/207 от 23.04.2019, актом приемочной комиссии от 01.07.2019.
Указанный объект и земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:2410, на котором расположен объект, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 (далее -Правила), расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки Ж1-447. Для указанной зоны размещение административных зданий и офисов коммерческой организации относится к условно разрешенным видам использования. Предоставление разрешения на использование таких видов производится в особом порядке, установленном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ.
Заявителем такое разрешение получено. Постановлением Администрации города Омска № 378-П от 27.04.2017 земельному участку с кадастровым номером 55:36:170109:2410 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования: для размещения административных зданий и офисов коммерческой организации.
Из оспариваемого решения следует, что согласно Правилам минимальный отступ от границ земельных участков до зданий, строений, сооружений в отношении земельных участков, предназначенных для строительства и эксплуатации индивидуальных и блокированных жилых домов, от границ смежного земельного участка до основного строения - 3 м, до прочих хозяйственных построек, строений, сооружений вспомогательного использования -1м, минимальный отступ от красной линии до зданий, строений, сооружений - 3 м при осуществлении нового строительства. В представленном для кадастрового учета техническом плане отступ от границы смежного земельного участка до Объекта менее 1 м.
В соответствии со статьи 65 Закона Государственный регистратор прав имеет права и несёт обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных Законом.
При проведение кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав регистратором проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 29 Закона).
Статьёй 26 Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Одним из таких оснований является то, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешённого использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.
По убеждению суда, не осуществлялась реконструкция или строительство объекта, разрешение на строительство которого не требуется. Осуществлялся перевод существующего здания из жилого в нежилое, что требовало разрешение на осуществление такого перевода со стороны компетентных и уполномоченных на такой перевод органов власти, которое заявителем было получено. Соответственно, при оценке данного обстоятельства орган регистрации прав вышел за пределы установленных Законом полномочий.
Кроме того, Правилами предусмотрен минимальный отступ от смежных границ до основного здания в отношении земельных участков, предназначенных для строительства и эксплуатации индивидуальных и блокированных жилых домов, тогда как в результате перевода из жилого в нежилое Объект приобретает функциональное назначение нежилое наименование «офис», а для земельного участка под Объектом получено разрешение на условно разрешенный вид использования: размещение административных зданий и офисов коммерческой организации. Следовательно, требование о соблюдении описанного минимального отступа от границ земельного участка до зданий, строений, сооружений для земельных участков, предназначенных для строительства и эксплуатации индивидуальных и блокированных жилых домов не применимо к земельному участку для размещения административных зданий и офисов коммерческих организаций. Иные предельные параметры минимальных отступов в Правилах отсутствуют.
В результате перепланировки и переустройства Объекта, как отмечалось выше, не изменилась его конфигурация, объем и площадь, Объект во внешних границах сохранился в неизменном виде, на который зарегистрированы права Заявителя. При этом Объект построен до вступления в силу Правил землепользования и застройки, а именно в 2008 года, техническая инвентаризация и учет впервые проведены 02.06.2008.
Ввиду того, что произведенные перепланировка и переустройство жилого дома не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности, не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, на основании пункта 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство в настоящем случае не требуется. Следовательно, не требуется и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, обязанность по предоставления указанных документов на предпринимателя возложена быть не может.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 № 08АП-3731/2019 по делу N А46-22620/2018.
По положениям части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного обжалуемые решения Управления следует признать противоречащим закону и нарушающим права ФИО1 как собственника объекта недвижимости, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением заявленных требований подлежат отнесению на заинтересованное лицо в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) удовлетворить с учётом уточнений.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Омской области о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 228-ФЗ, выраженное в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 06.09.2019 № КУВД-001/2019-10662630/1 в части необходимости для кадастрового учёта получения разрешения на реконструкцию изменяемого объекта и решение, содержащееся в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 23.09.2019 № КУВД-001/2019-10662630/2, принятые Управлением Росреестра по Омской области по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 29.08.2019 № МРС-0136/2019-210665-1.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Омской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26, статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 228-ФЗ по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 29.08.2019 № МРС-0136/2019-210665-1 и обязать Управление Росреестра по Омской области осуществить государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером 55:36:170101:3582 по заявлению ФИО1 от 29.08.2019 № КУВД-001/2019-11605592/2 (№ МРС-0136/2019-210665-1) о государственном кадастровом учете.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица17.12.2004) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной на основании платежного поручения № 116 от 01.11.2019.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в течение указанного срока путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.И. Чернышев