ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-21005/17 от 14.12.2017 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

15 декабря 2017 года

№ дела

А46-21005/2017

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шамгоновой Ж.К., рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к департаменту транспорта Администрации города Омска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 644043, <...>) о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче карт маршрута регулярных перевозок, содержащих сведения о государственном регистрационном знаке транспортных средств и обязании восстановить нарушенное право путем исключения данной информации из карт маршрута,

при участии в заседании суда:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 26.07.2016 на 3 года (паспорт);

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 23.11.2016 б/н (паспорт);

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту транспорта Администрации города Омска (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании действий, выразившихся в выдаче карт маршрута регулярных перевозок, содержащих сведения о государственном регистрационном знаке транспортного средства: серия 55 № 0013352 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013353 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013354 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013355 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013356 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013357 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013358 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013359 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013360 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013361 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013362 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013363 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013364 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013365 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013366 – государственный регистрационный знак <***>, серия 55 № 0013367 – государственный регистрационный знак <***>, незаконными и обязании Департамента выдать заявителю новые карты, без содержащихся в них сведений о государственном регистрационном знаке транспортного средства.

Определением суда от 07.11.2017 данное заявление было принято к производству.

В судебном заседании 07.12.2017 суд с согласия сторон перешел к судебному разбирательству, протокольным определением от 07.12.2017 судебное разбирательство было отложено ввиду необходимости представления заинтересованным лицом конкурсной документации.

В судебном заседании 14 декабря объявлена резолютивная часть решения.

В ходе судебного разбирательства заявитель требования поддержал, заинтересованное лицо просило в их удовлетворении отказать.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил, что ИП ФИО4 признан победителем открытого конкурса, объявленного приказом директора департамента транспорта Администрации города Омска № 93 от 07.09.2017г. и ему было выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 55 №0000375 на маршрут с регистрационным номером в реестре 1.182, порядковым номером 18 сроком с 23.10.2017г. по 22.10.2022г. с максимальным количеством транспортных средств малого класса 16.

На основании названного свидетельства заявителем были получены карты маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013352- серия 55 №0013367, выданные Департаментом, в каждой из которых указан государственный регистрационный знак транспортного средства.

Полагая, что указание таких сведений, как государственный регистрационный знак транспортного средства, не предусмотрено законом, а также усматривая в названных действиях Департамента нарушение своих прав, заявитель обратился в суд.

Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим причинам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь в том случае, если: а) он не соответствует закону или иным правовым актам; и б) - нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, их вышеназванных норм права следует, что ненормативный акт государственного органа (должностного лица) может быть признан недействительным лишь при условии, если он нарушает права и интересы юридического (физического) лица, либо необоснованно возлагает на последнего какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком (а в случае рассмотрения заявлений в порядке главы 24 АПК РФ – оспариваемым актом).

В обоснование несоответствия оспариваемых действий закону заявитель ссылается на то, что:

- статьей 28 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон №220-ФЗ) не предусмотрено отражение указанных сведений в картах маршрута;

- аналогичные требования к содержанию карт маршрута регулярных перевозок установлены Порядком заполнения карты маршрута регулярных перевозок, утвержденного Приказом Минтранса России от 10.11.2015г. № 322 «Об утверждении формы бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядка его заполнения».

Однако, проанализировав нормы закона №220-ФЗ, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из статьи 1 указанного закона, он регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

При этом статьей 2 закона оговорено:

- законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1 статьи);

- отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи);

- отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Как следует из взаимосвязанных положений статей 14 и 17 закона №220-ФЗ,

осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов;

осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам обеспечивается путем проведения открытого конкурса, по результатам которого победителям выдаются свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута регулярных перевозок.

При этом взаимоотношения сторон: организатора открытого конкурса – Департамента, а также перевозчика – победителя , с учетом вышеприведенных норм статьи 2 закона №220-ФЗ, регламентируются как данным федеральным законом, так и гражданским законодательством.

Принятие федерального закона №220-ФЗ было вызвано необходимостью установления неких единых правил организации перевозок на территории РФ, что не исключает права органов субъектов РФ и органов местного самоуправления устанавливать собственное правовое регулирование, в том числе и устанавливать конкретные условия проведения конкурса, которые фактически регламентируются статьей 447 Гражданского кодекса РФ.

Заявка, поданная предпринимателем, претендующим на право заключения фактически гражданско-правового договора на оказание перевозок на конкретном маршруте, представляет своего рода «оферту», которая впоследствии рассматривается Департаментом.

Как следует из заявки предпринимателя ФИО1 – победителя конкурса на маршруте 18 (документы представлены заинтересованным лицом в материалы дела 12.12.2017), для осуществления перевозки на маршруте им предложены индивидуально определенные транспортные средства (в заявке указаны, в том числе государственные регистрационные номера ТС).

При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях Департамента по указанию государственных регистрационных знаков ТС в картах маршрута, фактически подтверждающих заключение договора перевозки по результатам открытого конкурса, не соответствия закону.

Не усмотрел суд также и в указанных действиях нарушения прав заявителя, поскольку изменение условий договора в гражданско-правовом смысле возможно по соглашению сторон, доказательств невозможности замены карт маршрутов в случае изменения условий в части выполнения перевозки определенным транспортным средством заявителем не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к департаменту транспорта Администрации города Омска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 644043, <...>)

- о признании незаконными действий Департамента транспорта администрации города Омска, выразившихся в выдаче ИП ФИО4 карт маршрута регулярных перевозок, содержащих сведения о государственном регистрационном знаке транспортного средства, а именно: в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013352 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013353 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013354 - запись «государственный peгистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013355 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013356 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013357 - запись «государственный регистрационный знак T212PI155»; вкарте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013358 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013359 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013360 - запись «государственный регистрационный знак Т127Р055»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013361 - запись «государственный регистрационный знак Т14114)55»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013362 - запись «государственный регистрационный знак Tl 75Р055»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013363 - запись «государственный регистрационный знак T609PI155»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013364 - запись «государственным регистрационный знак T623PII55»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013365 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013366 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013367 - запись «государственный регистрационный знак <***>»;

- в порядке восстановления нарушенного права обязании Департамента транспорта администрации города Омска оформить ИП ФИО5 карты маршрута регулярных перевозок, исключив из них сведения о государственном регистрационном знаке транспортного средства: в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013352 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013353 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013354 - запись «государственный peгистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013355 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013356 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013357 - запись «государственный регистрационный знак T212PI155»; вкарте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013358 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013359 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013360 - запись «государственный регистрационный знак Т127Р055»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013361 - запись «государственный регистрационный знак Т14114)55»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013362 - запись «государственный регистрационный знак Tl 75Р055»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013363 - запись «государственный регистрационный знак T609PI155»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013364 - запись «государственным регистрационный знак T623PII55»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013365 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013366 - запись «государственный регистрационный знак <***>»; в карте маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0013367 - запись «государственный регистрационный знак <***>»

оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.Г. Захарцева