ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-21013/20 от 03.02.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

февраля 2021 года

№ дела

А46-21013/2020

Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луговик М.В., рассмотрев в судебном заседании дело № А46-21013/2020 по исковому заявлению Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации Иртышского сельского поселения (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании денежных средств в размере 1 717 021,98 руб.,

при участии в заседании суда:

от истца – ФИО1 (доверенность от 25.05.2020 № МСТД-5258, паспорт, диплом),

от ответчика - ФИО2 (глава Иртышского сельского поселения по удостоверению № 8 от 18.12.2015, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Иртышского сельского поселения (далее – ответчик, Администрация) о взыскании денежных средств в размере 1 717 021,98 руб.

Определением от 08.12.2020 Арбитражного суда Омской области указанное исковое заявление принято, возбуждено производство по делу № А46-21013/2020.

Определением от 13.01.2021 Арбитражного суда Омской области назначено судебное разбирательство по делу.

В заседании суда, открытом 03.02.2021, представитель истца требования поддержала, указав на несоблюдение получателем субсидии срока введения объекта в эксплуатацию и недостижение необходимого показателя эффективности (достигнут 91 %).

Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснила, что объект (дорога) был построен в установленный срок, но по причине плохих погодных условий тротуары своевременно построены не были.

Рассмотрев материалы дела, заслушав позиции сторон, суд установил следующее.

Постановлением Правительства Омской области от 1 марта 2018 года № 55-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2018 году Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области» Иртышскому сельскому поселению Черлакского муниципальному району Омской области в 2018 году распределена субсидия из областного бюджета в размере 34 847 960,11 руб. на строительство автомобильных дорог в квартале комплексной застройки «Северный» с. Иртыш Черлакского муниципального района Омской области.

В соответствии с Соглашением Министерство обязуется перечислить субсидию на объект в объеме 35 080 750 (тридцать пять миллионов восемьдесят тысяч семьсот пятьдесят) рублей 92 копейки из областного бюджета в бюджет Иртышского сельского поселения.

Платежными поручениями от 20.12.2018 № 1923 на сумму 1 275 601,59 руб. и от 06.12.2018 № 1896 на сумму 30 461 687,62 руб. субсидия была перечислена ее получателю.

Установив, что Администрацией в рамках указанного Соглашения не достигнут показатель ввода в эксплуатацию автомобильной дороги и степень реализации мероприятия по строительству автомобильной дороги, Министерство направило в адрес Администрации уведомление о возврате средств областного бюджета в размере 1 717 021,98 руб. (расчет размера субсидии произведен в соответствии с подразделом 10.1 раздела 10 подпрограммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта в Омской области» государственной программы Омской области (редакция № 48 от 23.05.2018)).

Оставление означенного уведомления Администрацией без исполнения явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Проанализировав представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд находит требование истца подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Омской области в рамках подпрограммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта в Омской области» государственной программы Омской области «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие транспортной системы в Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 262-п (далее - государственная программа Омской области), по результатам отборов муниципальным образованиям Омской области предоставляются субсидии в сфере дорожного хозяйства.

Подразделом 10.1 раздела 10 подпрограммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта в Омской области» государственной программы Омской области (редакция № 48 от 23.05.2018) определено, что значения показателей результативности предоставления субсидий, а также форма, сроки и порядок предоставления муниципальными образованиями Омской области отчетности об исполнении условий предоставления и расходования субсидий, в том числе о достижении показателей результативности предоставления субсидий, устанавливаются соглашением о предоставлении субсидии.

Как указывалось ранее, между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Администрацией Иртышского сельского поселения Омской области было заключено соглашение о предоставлении субсидии Иртышскому сельскому поселению Черлакского муниципального района Омской области на осуществление дорожной деятельности.

Пунктом 1 Соглашения определен порядок взаимодействия сторон в целях реализации мероприятия по строительству автомобильных дорог в квартале комплексной застройки «Северный» с. Иртыш Черлакского муниципального района Омской области (далее – объект).

Пунктом 2.3.9 Соглашения установлено, что Администрация обязуется обеспечить в срок до 31 декабря 2018 года выполнение целевого показателя результативности предоставления субсидии - степень реализации мероприятия по строительству автомобильной дороги -100 %, ввод в эксплуатацию автомобильных дорог - 1,90 км.

В соответствии с пунктом 3.4 Соглашения в случае, если муниципальным образованием Омской области по состоянию на 31.12.2018 года не достигнуты показатели результативности предоставления субсидии, а так же допущены нарушения обязательств в части соблюдения графика выполнения мероприятий по строительству, предусмотренные Соглашением, объем средств, подлежащих возврату в областной бюджет, а так же сроки возврата определяются в соответствии с федеральным и областным законодательством.

В соответствии с подразделом 10.1 раздела 10 подпрограммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта в Омской области» государственной программы Омской области (редакция № 48 от 23.05.2018) в случае если муниципальным образованием Омской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты показатели результативности предоставления субсидии, предусмотренные соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Омской области в доход областного бюджета в срок до 20 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, определяется по формуле:

CBi = (Сi х Ki х m / n) x 0,1, где:

CBi - объем средств, подлежащий возврату i-м муниципальным образованием Омской области в областной бюджет;

Сi - объем фактически предоставленной бюджету i-го муниципального образования Омской области субсидии в отчетном финансовом году (без учета остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года), а также части субсидии, предоставленной на погашение кредиторской задолженности;

Ki - коэффициент возврата  субсидии для i-го муниципального образования Омской области;

m - количество t-x показателей результативности предоставления субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения t-го показателя результативности предоставления субсидии, имеет положительное значение;

n- общее количество t-x показателей результативности предоставления субсидии.

Коэффициент возврата субсидии для i-го муниципального образования Омской области определяется по формуле: Ki = 1/m x ∑ Dit.

Dit - индекс, отражающий уровень недостижения i-м муниципальным образованием Омской области t-ого показателя результативности предоставления субсидии, определяемый по формуле:

Dit =l -Tit/Sit, где:

Tit - фактическое значение t-ro показателя результативности предоставления субсидии по i-му муниципальному образованию Омской области на отчетную дату;

Sit - плановое значение t-ro показателя результативности предоставления субсидии по i-му муниципальному образованию Омской области, установленное соглашением;

Dit = 1 - Sk / Tit.

Как следует из материалов дела, в ходе контрольных мероприятий по соблюдению положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также соблюдению условий договоров (соглашений) государственных (муниципальных) контрактов Главным Управлением финансового контроля Омской области установлен факт недостижения Администрацией показателя ввода в эксплуатацию автомобильной дороги - 1,90 км. и степени реализации мероприятия по строительству автомобильной дороги в соответствии с Соглашением.

Так, при установленном Соглашением сроке ввода в эксплуатацию автомобильной дороги до 31 декабря 2018 года, фактически разрешение на ввод автомобильной дороги в эксплуатацию выдано 18 декабря 2019 года.

Кроме того, как следует из пояснений главы Администрации, проект строительства дороги не выполнен в части строительства тротуаров и по состоянию первую дату представления отчетности о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии.

По существу не оспаривая данное обстоятельство, в обоснование своих доводов Администрация указывает, что не достижение целевых показателей Соглашения вызвано неисполнением обязательств со стороны подрядной организации, а именно: по причине погодных условий не были установлены тротуары. Ввод объекта в эксплуатацию ввиду отсутствия тротуаров невозможен.

Вместе с тем, в материалы дела не представлены какие-либо обращения Администрации в Министерство с просьбой установления иного срока выполнения обязательств по Соглашению с изложением всех обстоятельств.

Более того, как установлено судом и следует из материалов дела, соглашение было заключено еще 25 мая 2018 года, срок ввода в эксплуатацию установлен в данном соглашении до 31 декабря 2018 года; каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности провести все необходимые приготовления к заключению контракта с подрядчиком, а также соблюдения срока исполнения работ за время с 25.05.2018 по 31.12.2018, ответчиком не представлено.

Пунктом 2.1.1 Соглашения оговорено, что условием перечисления субсидии является фактическое осуществление расходов за счет средств бюджета Иртышского поселения с соблюдением доли финансирования и выполнение работ по объекту, предлагаемому к финансированию.

Как пояснил представитель истца, перечисление субсидий производилось только после предоставления подписанного акта выполненных работ и справок об их стоимости (форма КС-2 и КС-3). Указанное также следует и из пункта 2.3.5 Соглашения.

Соглано имеющимся в деле актам выполненных работ, таковые были выполнены в два этапа: с 17.08.2018 по 02.11.2018 и со 02.11.2018 по 20.11.2018.

В то же время, каких-либо предложений по переносу срока освоения средств, установленного Соглашением, со стороны ответчика не поступало (доказательства иного не представлено).

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

Размер субсидии, подлежащей возврату из бюджета Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области в доход областного бюджета равен 1 717 021,98 руб., рассчитан с учетом показателей результативности предоставления субсидии на 31 декабря 2018 года:

- степень реализации мероприятия по строительству автомобильной дороги (план - 100 %, факт -91,90 %);

- ввод в эксплуатацию автомобильной дороги (план - 1,9 км., факт – 0 км.).

Расчет размера субсидии, подлежащей возврату, Администрацией не оспорен и судом признан верным.

Судебные расходы в виде государственной пошлины по делу не распределяются ввиду освобождения истца и ответчика от ее уплаты на основании пункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 АПК РФ, именем РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области удовлетворить полностью.

Взыскать с Администрации Иртышского сельского поселения (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения): 646261, Омская область, <...>) в пользу Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), адрес (место нахождения): 644099, <...>) 1 717 021,98 руб. денежных средств, полученных из бюджета Омской области в качестве субсидии в сфере дорожного хозяйства.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице данного определения. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.

Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в настоящем определении коду.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья

С.Г. Захарцева