ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-21159/2021 от 26.01.2022 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

04 февраля 2022 года

№ дела

А46-21159/2021

Решение в виде резолютивной части принято 26 января 2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 4 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Колмогоровой А.Е., рассмотрев в порядке упрощенного производства исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к садоводческому некоммерческому товариществу «Строитель-1» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 175 548 руб. 22 коп.,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Магнит» (далее – ООО «Магнит», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу «Строитель-1» (далее – товарищество, ответчик) о взыскании 175 548 руб. 22 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) за периоды: с 01.05.2019 по 30.09.2019, с 01.05.2020 по 30.09.2020, с 01.05.2021 по 30.09.2021.

Определением от 29.11.2021 указанное исковое заявление принято к производству с дальнейшим рассмотрением дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ).

Ответчик, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в том числе, путём размещения информации на сайте арбитражного суда (сервис «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет), в сроки, установленные в определении от 29.11.2021, представил отзыв на иск, в котором высказал возражения против его удовлетворения, оспаривал примененный истцом при расчете норматив.

Кроме того, товариществом заявлено ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В части 5 статьи 227 АПК РФ содержится перечень оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, а именно: удовлетворение ходатайства третьего лица о вступлении в дело; принятие встречного иска, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой; либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны; необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.

Однако в ходатайстве ответчика не содержится ни одного из названных оснований, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

Довод о том, что дело не может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, если требования истца не носят бесспорный характер, не признаются ответчиком, отклоняется судом ввиду отсутствия таких оснований в статье 227 АПК РФ, на которую ссылается товарищество.

Нормами главы 29 АПК РФ урегулирована процедура рассмотрения дела в порядке упрощённого производства, какая в полной мере позволяет участникам процесса при добросовестном поведении в той же, что и при рассмотрении дела по общим правилам искового производства, мере реализовать права и нести обязанности, предоставленные им и возложенные соответственно на них арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, в том числе представлять доказательства и приводить свои доводы по всем, возникающим при рассмотрении спора доводам и обстоятельствам.

При этом согласно пунктам 1, 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» в отличие от приказного производства рассмотрение дел в порядке упрощенного производства не исключает наличие спора о праве, если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названным в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется.

Само по себе наличие возражений относительно рассмотрения заявления в порядке упрощённого производства не влечёт перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Поскольку ни один из доводов, приведённых заявителем, не согласуется с положениями части 5 статьи 227 АПК РФ, суд не находит препятствий для рассмотрения настоящего дела в порядке упрощенного производства.

26.01.2022 в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ принято решение суда в виде резолютивной части, которым исковое требование общества удовлетворено в полном размере.

28.01.2022 товарищество обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения по делу.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

ООО «Магнит» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Омской области, осуществляющим свои обязательства в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила № 1156), на основании соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 17.08.2018.

Услуги оказываются региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 № 74.

Как указывает истец, между ООО «Магнит» и СНТ «Строитель-1» (далее также - должник, потребитель) 01.12.2020 был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО № РГ0027061/ТКО (далее - Договор). По условиям Договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в Договоре (Приложение № 1), и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно пункту 4.1. Договора, стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учёта объёма ТКО, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов» расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.

Согласно Приложению № 1 к Договору, место накопления ТКО должника находится по адресу: <...>., Крутогорская, д. 14, - периодичность вывоза установлена в соответствии с требованиями СанПиН.

В соответствии с пунктами 2.2, 2.4 Договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Основанием для расчетов является Универсальный передаточный документ (далее по тексту - УПД) или Счет-фактура и Акт оказанных услуг. В случае неполучения по каким-либо причинам до 5-го числа месяца, следующего за расчетным данных документов потребитель обязан для надлежащего исполнения обязательства по оплате получить дубликат платежного документа путем обращения в адрес Регионального оператора. В случае отсутствия обращения потребителя платежные документы считаются полученными им в необходимый для оплаты в соответствии с условиями договора срок.

Согласно пунктам 2.4, 9.2 Договора, основанием для расчетов по Договору является УПД или Счет-фактура и Акт оказанных услуг. Также данными пунктами предусмотрен и способ получения должником указанных первичных бухгалтерских документов. После получения УПД, Счета-фактуры, Акта оказанных услуг и иных первичных документов потребитель в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения указанных документов подписывает и предоставляет или направляет указанными способами региональному оператору УПД или Акт оказанных услуг либо направляет в адрес регионального оператора мотивированный письменный отказ от их подписания.

В случае невозврата подписанного со стороны потребителя УПД или Акта оказанных услуг в установленный срок, а также мотивированного отказа от подписания УПД или Акта оказанных услуг - услуги по обращению с ТКО считаются принятыми потребителем в полном объеме без претензий.

В периоды: с 01.05.2019 по 30.09.2019, 01.05.2020 по 30.09.2020, 01.05.2021 по 30.09.2021, - ООО «Магнит» оказало должнику услугу по обращению с ТКО на общую сумму 153 586 руб. 67 коп., что подтверждается универсальными передаточными документами, а также справкой, предоставленной транспортной компанией ЗАО «ЭКОС».

В адрес должника были направлены документы УПД (или Счет-фактура) для оплаты услуг регионального оператора.

Должник направленные документы не подписал, мотивированный письменный отказ от подписания УПД в адрес ООО «Магнит» не направил.

В соответствии с пунктом 6.2 Договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате Договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Таким образом, сумма требований сложилась с учетом задолженности за оказанную коммунальную услугу в размере 153 586 руб. 67 коп. и неустойки в размере 21 961 руб. 55 коп.

27.05.2021 ООО «Магнит» в адрес ответчика была направлена претензия № 5063 об оплате задолженности, оставленная последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового требования, исходя из следующего.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ обращение с
ТКО обеспечивается региональными операторами.

Из пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Закон № 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Исключением (в части даты наступления обязательности исполнения установленной законом схемы обращения с ТКО) является случай несостоявшегося конкурсного отбора или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, которое не может быть компенсировано органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункты 6, 7 статьи 29.1 Закона № 89-ФЗ). Тогда обязательные правила указанного Закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении ТКО региональными операторами вступают в силу не позднее 01.01.2020.

В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).

Если до проведения реформы исполнитель услуги по вывозу ТКО получал стоимость услуги от собственника отходов и далее должен был дополнительно оплачивать услуги держателя мусорного полигона по размещению отходов (что при недобросовестности транспортировщика ТКО приводило к фактическому вывозу отходов на несанкционированные свалки), то после реформы плата за услуги по обращению с ТКО вносится собственником отходов напрямую региональному оператору, оплачивающему услуги транспортировщиков ТКО (оператора по общению с ТКО, далее - оператор), которым, в свою очередь, выгодно увеличить объем отходов, привозимых на полигон, а не уменьшать его.

В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.

Законом установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю территорию субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников ТКО возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО (пункты 4, 9 статьи 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила № 881), Правила № 1156.

Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ). Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки (далее - НВВ), должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы в области обращения с ТКО, содержащей, в числе прочего, данные о нахождении всех источников образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации (статья 13.3, пункты 2, 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Закона № 89-ФЗ, абзацы двадцатый, двадцать второй пункта 2, подпункт «а» пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее - Основы ценообразования), разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16).

Региональные операторы несут расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, учитываемые при установлении тарифов (пункт 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ, пункт 43(1) Основ ценообразования). Расходы операторов учитываются в составе НВВ регионального оператора (пункт 22 Основ ценообразования).

В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с ТКО, по существу представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с ТКО всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации.

От наполнения НВВ регионального оператора (равномерно распределенной тарифным органом на всех собственников ТКО региона) зависит выполнение им производственных и инвестиционных программ, то есть строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. Поэтому неоплата собственником (производителем) ТКО услуг регионального оператора ведет к срыву достижения целей реформы регулирования обращения с ТКО.

Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил № 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8(17) Правил № 1156).

При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания НВВ регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил № 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.

То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил № 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.

Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.

Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.

Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.

Иными словами, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения. Равным образом невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае невостребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ, пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»).

По смыслу раздела I(1) Правил № 1156 инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Именно собственник ТКО инициирует необходимость заезда машины регионального оператора на свою площадку. Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения абонентской платы региональному оператору, во-вторых, также и не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем.

С учетом установленной абонентской обязанности по оплате услуг регионального оператора не является основанием для освобождения собственника ТКО от этой обязанности и факт заключения им договора на обращение с ТКО (либо входящих в этот термин одного или нескольких видов деятельности) с лицом, не являющимся региональным оператором, а также факт исполнения таким лицом обязанностей по указанному договору.

Иными словами, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения.

Указанные выводы согласуются с позицией Арбитражного суд Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 05.03.2021 по делу № А70-19349/2019.

Согласно правовой позиции, изложенной Верховным судом Российской Федерации в определении от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978 по делу № А07-3169/2014, бремя доказывания тех или иных фактов должно возлагаться на ту сторону спора, которая имеет для этого объективные возможности и, исходя из особенностей рассматриваемых правоотношений, обязана представлять соответствующие доказательства в обоснование своих требований и возражений.

Сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что истец, являясь региональным оператором по обращению с ТКО, в спорный период осуществлял свою деятельность, в то время как в ходе деятельности ответчика образовывались ТКО, которые подлежали вывозу истцом.

Доказательств, подтверждающих обращение ответчика с отходами другими, не нарушающими норм действующего законодательства способами, а также свидетельствующих о том, что потребитель не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО, ответчиком в материалы дела не представлено.

Учитывая, что истец осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО на территории г. Омска, Омской области как региональный оператор, ООО «Магнит» оказывает услуги по обращению с ТКО, следовательно, вправе требовать оплаты оказанных услуг за спорный период.

Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Учитывая, что ответчиком в спорный период велась хозяйственная деятельность, суд приходит к выводу о том, что последним образовывались ТКО.

При этом доводы ответчика, приведенные в отзыве на исковое заявление, отклоняются судом ввиду следующего.

Обустройство контейнерных площадок не относится к компетенции регионального оператора, следовательно последний не может нести ответственность за удаленность, недостаток или отсутствие контейнерных площадок, поскольку в соответствии с действующим законодательством вышеперечисленные условия не входят в обязанности регионального оператора.

Учитывая, что коммунальная услуга по обращению с ТКО является общедоступной, контейнеры, установленные на улицах города Омска и Омской области, не изолированы, доступ к ним открыт, установить, какой конкретно площадкой пользовались члены товарищества не представляется возможным.

Таким образом, потребитель не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО в виду того, что у ответчика имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к объекту недвижимости контейнерной площадки, расположенной на территории общего пользования, на которой вывоз также осуществлялся региональным оператором.

При этом в порядке исполнения части 1 статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие об обращении ответчиком с отходами иными законными способами, не нарушающими норм действующего законодательства, на основании которых можно сделать вывод о том, что потребитель не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО, в частности, договоры об оказании услуг по вывозу ТКО, заключенные с иными организациями ответчиком в материалы дела также не представлены.

Кроме того, основанием для начисления потребителям платы за вывоз ТКО является
заключенный между региональным оператором и товариществом Договор.

Государственное регулирование тарифов по обращению с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Омской области тариф и нормативы накопления ТКО утверждает Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК Омской области).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО.

Пунктом 5 Правил коммерческого учета предусмотрено несколько способов коммерческого учета ТКО, а именно, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из:

а) нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В случае отсутствия у потребителя контейнера для накопления ТКО размер платы за услуги по обращению с ТКО рассчитывается исходя из нормативов накопления ТКО, установленных уполномоченным органом субъекта Российской Федерации для определенной категории потребителей.

Поскольку РЭК Омской области при определении норматива накопления садовые некоммерческие товарищества не выделены в отдельную категорию объектов, расчет стоимости услуги осуществляется по нормативу накопления, установленному для учреждений, офисов, контор, где расчетной единицей является - 1 сотрудник, применительно для СНТ - 1 участник (член) садоводства. Годовой норматив, согласно приказу РЭК Омской области от 31.05.2017 № 61/27, составляет 1,46 м? в год.

При этом норматив накопления, установленный для категории учреждения, офисы, конторы равен нормативу накопления, установленному для населения неблагоустроенных многоквартирных и жилыхдомов, в связи с чем отнесение садовых товариществ к категории учреждения офисы конторы не нарушает норм действующего законодательства.

При расчете ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО для товарищества региональным оператором использованы следующие данные.

Для 28 категории (учреждения, офисы, конторы) согласно нормативам накопления установлены следующие показатели:

кг/год- 155,855 (масса образуемых отходов)

м?/год - 1,46 (объем отходов год на 1 расчетную единицу) 1,46/12 = 0,122 куб м. в месяц на 1 расчетную единицу.

Средняя плотность = 155,855/1,46/1000 = 0,10675 т/м?

Для перевода из тонн в кубические метры необходимо тариф в тоннах умножить на среднюю плотность отходов получаем цену за 1 кубический метр.

Для расчета применяются следующие тарифы, установленные по периодам действия договора:

Тариф с 01.04.2019-31.07.2019 составил 5024 руб. 29 коп. за тонну, что при переводе в метры кубические составляет 536 руб. 34 коп за 1 м? (с учетом НДС)

Тариф с 01.08.2019-31.12.2019 составил 3641 руб. 33 коп. за тонну, что при переводе в метры кубические составляет 388 руб. 72 коп. за 1 м? (с учетом НДС)

Тариф с 01.01.2020 - 30.06.2020 составил 3034,44 руб. за тонну, что при переводе в метры кубические составляет 323,93 руб. за 1 м?

Тариф с 01.07.2020 - 31.12.2020 составил 4800,72 руб. за тонну, что при переводе в метры кубические составляет 512,48 руб. за 1 м?

Кроме того, в 2019 и 2020 году РЭК Омской области установил и ввел в действие предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в руб./тонну. В 2021 году РЭК Омской области ввел в действие предельный единый тариф как в руб./тонну. так и в руб./куб.метр. Тариф с 01.01.2021 - 30.06.2021 составил 4800,72 руб. за тонну и 716,19 руб. за 1 м?. Тариф с 01.07.2021 -30.10.2021 составил 8733,13 руб. за тонну и 1302,84 руб. за 1 м?. Тариф с 01.11.2021 -31.12.2021 составил 8196,22 руб. за тонну и 1222,73 руб. за 1 м?.

Расчет платы за услугу осуществляется по следующей формуле:

Р = РЕ * N *(кол-во месяцев период действия тарифа) Т , где

Р - расчет стоимости;

РЕ - расчетная единица, в отношении которой установлен норматив;

N - норматив накопления твердых коммунальных отходов;

Т - тариф на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Региональный оператор также учел сезонность деятельности товарищества норматив в отношении 125 участников (членов) товарищества действует с 01.05.2019 по 30.09.2019, 01.05.2020-30.09.2020,01.05.2021-30.09.2021.

Между тем, норматив накопления, установленный для категории учреждения, офисы, конторы равен нормативу накопления, установленному для населения неблагоустроенных многоквартирных и жилых домов.

Таким образом, отнесение СНТ к категории учреждения офисы конторы не нарушает норм действующего законодательства.

Вместе с тем, довод ответчика о ненадлежащем ознакомлении с условиями договора при его подписании свидетельствует лишь о том, что товарищество не проявило должной осмотрительности при заключении сделки, а не о ненадлежащих действиях со стороны истца.

Таким образом, в отсутствие доказательств оплаты оказанных ООО «Магнит» услуг, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения искового требования о взыскании с ответчика задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО в заявленном размере.

Кроме того, на основании 6.2 Договора истцом начислена ответчику пеня за период с 11.06.2019 по 10.11.2021 в сумме 21 961 руб. 55 коп.

В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Указанный расчет судом проверен, признан арифметически верным, ответчику не опровергнут.

При таких обстоятельствах исковые требования ООО «Магнит» подлежат удовлетворению в полном размере.

В связи с удовлетворением искового требования судебные расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 6 266 руб., согласно статье 110 АПК РФ, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 121, 123, 156, 167-171, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить, взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества «Строитель-1» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
175 548 руб. 22 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.05.2019 по 30.09.2019, с 01.05.2020 по 30.09.2020, с 01.05.2021 по 30.09.2021 и 6 266 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

По заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья А.Е. Колмогорова