ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-2115/2022 от 07.09.2022 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

сентября 2022 года

№ дела

А46-2115/2022

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 07 сентября 2022 года, полный текст решения изготовлен 14 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Малыгиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Агаповой Е.В., рассмотрев дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), при участии деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Капитал-Строй» (ИНН <***>, ОГРН <***>), о взыскании 699 387 руб. 35 коп.,

при участии в заседании суда:

от истца – ФИО2 по доверенности от 10.01.2022 №04-22, личность удостоверена паспортом РФ;

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 21.03.2022, личность удостоверена паспортом РФ;

от третьего лица – ФИО4 по доверенности от 30.12.2021, личность удостоверена паспортом РФ;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Магнит» (далее - ООО «Магнит», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - ИП ФИО1, предприниматель, ответчик) о взыскании 699 387 руб. 35 коп. задолженности.

Определением Арбитражного суда Омской области от 18.02.2022 указанное исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 22.03.2022.

Определением Арбитражного суда Омской области от 22.03.2022 дело признано подготовленным, назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 12.05.2022.

В судебном заседании, состоявшемся 12.05.2022, суд вынес на обсуждение сторон вопрос относительно привлечения в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Капитал-Строй» (далее - ООО «Капитал-Строй»).

Определением Арбитражного суда Омской области от 12.05.2022 рассмотрение дела в судебном заседании отложено на 08.06.2022; в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Капитал-Строй».

Протокольными определениями Арбитражного суда Омской области от 08.06.2022, 20.06.2022, 03.08.2022, для представления лицами, участвующими в деле, дополнительных документов и пояснений по обстоятельствам спора, рассмотрение дела отложено на 05.09.2022.

Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 05.09.2022 для сверки представленных сторонами расчетов, в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 07.09.2022. Информация об объявлении перерыва размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Картотека арбитражных дел».

В судебном заседании, продолженном после перерыва 07.09.2022, представитель истца поддержал уточненные исковые требования. Представитель ответчика возражал относительно обоснованности заявленных требований, по ранее изложенным доводам, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а также копии платежного поручения от 06.09.2022 № 45 в подтверждение оплаты задолженности на сумму 36 393 руб. (с указанием в назначении платежа «оплата услуг по обращению ТКО за период с 01.07.2021 по 23.11.2021 за ул. 70 лет Октября, д.19, ул. Масленникова, <...>), копии платежного поручения от 06.09.2022 № 46 на сумму 98 руб. 80 коп. (с указанием в назначении платежа «оплата услуг по обращению ТКО за период с 01.10.2019 по 30.06.2021 за ул. 70 лет Октября, д.19, ул. Масленникова, <...>), на обозрение суда представил оригинал платежного поручения с отметкой банка об исполнении. Представитель третьего лица поддержал доводы отзыва на исковое заявление, представленного в материалы дела в судебном заседании 20.06.2022. Суд приобщил к материалам дела дополнительные документы, а также копию платежных поручений.

Руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнение размера исковых требований судом принято.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Магнит» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Омской области, осуществляющим свои обязательства в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила № 1156), на основании соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 17.08.2018.

ООО «Магнит» приступило к осуществлению своей деятельности в качестве регионального оператора с 01.04.2019.

Ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на территории Омской области с 14.02.2011 согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - выписка из ЕГРИП).

Региональным оператором установлено, что ИП ФИО1 в исковой период осуществлял предпринимательскую деятельность по адресу:

- <...> Октября, д.19,

- <...>,

- <...>,

- <...>,

- <...>.

Согласно договору аренды НТО №К610 от 19.09.2019 (далее - договор №К610), заключенного между ООО «Капитал-Строй» (арендодатель) и ИП ФИО1, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) нестационарный торговый объект № К610 (далее - «НТО», «объект»), расположенный в торгово-остановочном комплексе по адресу: ул. 70 лет Октября, д. 19, в состав которого входят 2 НТО (НТО № К610-1, общей площадью 21 кв.м.; НТО № К610-2, обшей площадью 21 кв.м.), в состоянии, пригодном для его эксплуатации и использования в качестве объекта розничной торговли и общественного питания.

Неотъемлемой частью настоящего договора являются паспорт НТО (Приложение № 1), в котором указаны технические характеристики и иные сведения об объекте аренды, схема расположения НТО, состояние внутренней отделки НТО, с которыми Арендатор ознакомлен в момент подписания настоящего договора.

Пунктом 1.2 договора №К610 предусмотрен следующий вид торговой деятельности: розничная торговля, общественное питание.

Срок аренды согласно пункту 2.1 договора №К610 составляет 3 года с даты подписания сторонами акта приема-передачи НТО.

Пунктом 4.3.2, 4.3.3, 4.3.14 договора №К610 закреплена обязанность арендатора:

- своевременно и в полном объеме уплачивать арендную плату и иные платежи в соответствии с условиями договора. Обеспечить бесперебойное круглосуточное обслуживание НТО, в т.ч. организовать вывоз бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате деятельности;

- поддерживать НТО, а также окружающую (прилегающую) его территорию в границах благоустройства, предусмотренных паспортом НТО, в нормальном эксплуатационном и техническом состоянии, проводить текущий ремонт НТО) своими силами и за свой счет нести расходы на содержание НТО и прилегающей к нему территории, обеспечивать надлежащий порядок и чистоту как в НТО, так и на окружающей его территории в границах благоустройства, в том числе очистку от снега, наледи, сосулек и т.п.

- организовывать сбор и обеспечивать вывоз образующихся в процессе деятельности отходов.

В соответствии с пунктом 5.2.7 договора №К610 в размер арендных платежей не включены затраты по обеспечению НТО коммунальными ресурсами и услугами.

Согласно договору аренды НТО №Ц594 от 19.09.2019 (далее - договор №Ц594), заключенного между ООО «Капитал-Строй» (арендодатель) и ИП ФИО1, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) нестационарный торговый объект №Ц594 (далее - «НТО», «объект»), расположенный в торгово-остановочном комплексе по адресу: ул. Масленникова, д. 5, в состав которого входят 2 НТО (НТО №Ц594-1, общей площадью 21 кв.м.; НТО №Ц594 -2, обшей площадью 21 кв.м.), в состоянии, пригодном для его эксплуатации и использования в качестве объекта розничной торговли и общественного питания.

Неотъемлемой частью настоящего договора являются паспорт НТО (Приложение № 1), в котором указаны технические характеристики и иные сведения об объекте аренды, схема расположения НТО, состояние внутренней отделки НТО, с которыми Арендатор ознакомлен в момент подписания настоящего договора.

Пунктом 1.2 договора №Ц594 предусмотрен следующий вид торговой деятельности: розничная торговля, общественное питание.

Срок аренды согласно пункту 2.1 договора №Ц594 составляет 3 года с даты подписания сторонами акта приема-передачи НТО.

Пунктом 4.3.2, 4.3.3, 4.3.14 договора №Ц594 закреплена обязанность арендатора:

- своевременно и в полном объеме уплачивать арендную плату и иные платежи в соответствии с условиями договора. Обеспечить бесперебойное круглосуточное обслуживание НТО, в т.ч. организовать вывоз бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате деятельности;

- поддерживать НТО, а также окружающую (прилегающую) его территорию в границах благоустройства, предусмотренных паспортом НТО, в нормальном эксплуатационном и техническом состоянии, проводить текущий ремонт НТО) своими силами и за свой счет нести расходы на содержание НТО и прилегающей к нему территории, обеспечивать надлежащий порядок и чистоту как в НТО, так и на окружающей его территории в границах благоустройства, в том числе очистку от снега, наледи, сосулек и т.п.

- организовывать сбор и обеспечивать вывоз образующихся в процессе деятельности отходов.

В соответствии с пунктом 5.2.7 договора №Ц594 в размер арендных платежей не включены затраты по обеспечению НТО коммунальными ресурсами и услугами.

Согласно договору аренды НТО №Ц602 от 19.09.2019 (далее - договор №Ц602), заключенного между ООО «Капитал-Строй» (арендодатель) и ИП ФИО1, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) нестационарный торговый объект №Ц602 (далее - «НТО», «объект»), расположенный в торгово-остановочном комплексе по адресу: ул. Красный Путь, д. 4, в состав которого входят 2 НТО (НТО №Ц602 -1, общей площадью 21 кв.м.; НТО №Ц602-2, обшей площадью 21 кв.м.), в состоянии, пригодном для его эксплуатации и использования в качестве объекта розничной торговли и общественного питания.

Неотъемлемой частью настоящего договора являются паспорт НТО (Приложение № 1), в котором указаны технические характеристики и иные сведения об объекте аренды, схема расположения НТО, состояние внутренней отделки НТО, с которыми Арендатор ознакомлен в момент подписания настоящего договора.

Пунктом 1.2 договора №Ц602 предусмотрен следующий вид торговой деятельности: розничная торговля, общественное питание.

Срок аренды согласно пункту 2.1 договора №Ц602 составляет 3 года с даты подписания сторонами акта приема-передачи НТО.

Пунктом 4.3.2, 4.3.3, 4.3.14 договора №Ц602 закреплена обязанность арендатора:

- своевременно и в полном объеме уплачивать арендную плату и иные платежи в соответствии с условиями договора. Обеспечить бесперебойное круглосуточное обслуживание НТО, в т.ч. организовать вывоз бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате деятельности;

- поддерживать НТО, а также окружающую (прилегающую) его территорию в границах благоустройства, предусмотренных паспортом НТО, в нормальном эксплуатационном и техническом состоянии, проводить текущий ремонт НТО) своими силами и за свой счет нести расходы на содержание НТО и прилегающей к нему территории, обеспечивать надлежащий порядок и чистоту как в НТО, так и на окружающей его территории в границах благоустройства, в том числе очистку от снега, наледи, сосулек и т.п.

- организовывать сбор и обеспечивать вывоз образующихся в процессе деятельности отходов.

В соответствии с пунктом 5.2.7 договора №Ц602 в размер арендных платежей не включены затраты по обеспечению НТО коммунальными ресурсами и услугами.

Согласно договору аренды НТО №Ц629 от 04.03.2020 (далее - договор №Ц629), заключенного между ООО «Капитал-Строй» (арендодатель) и ИП ФИО1, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) нестационарный торговый объект №Ц629 (далее - «НТО», «объект»), расположенный в торгово-остановочном комплексе по адресу: ул. 4-я ФИО5, д. 66, ООТ «Амурский рынок», в состав которого входят 2 НТО (НТО №Ц629-1, общей площадью 21 кв.м.; НТО №Ц629-2, обшей площадью 21 кв.м.), в состоянии, пригодном для его эксплуатации и использования в качестве объекта розничной торговли и общественного питания.

Неотъемлемой частью настоящего договора являются паспорт НТО (Приложение № 1), в котором указаны технические характеристики и иные сведения об объекте аренды, схема расположения НТО, состояние внутренней отделки НТО, с которыми Арендатор ознакомлен в момент подписания настоящего договора.

Пунктом 1.2 договора №Ц629 предусмотрен следующий вид торговой деятельности: розничная торговля, общественное питание.

Срок аренды согласно пункту 2.1 договора №Ц629 составляет 3 года с даты подписания сторонами акта приема-передачи НТО.

Пунктом 4.3.2, 4.3.3, 4.3.14 договора №Ц629 закреплена обязанность арендатора:

- своевременно и в полном объеме уплачивать арендную плату и иные платежи в соответствии с условиями договора. Обеспечить бесперебойное круглосуточное обслуживание НТО, в т.ч. организовать вывоз бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате деятельности;

- поддерживать НТО, а также окружающую (прилегающую) его территорию в границах благоустройства, предусмотренных паспортом НТО, в нормальном эксплуатационном и техническом состоянии, проводить текущий ремонт НТО) своими силами и за свой счет нести расходы на содержание НТО и прилегающей к нему территории, обеспечивать надлежащий порядок и чистоту как в НТО, так и на окружающей его территории в границах благоустройства, в том числе очистку от снега, наледи, сосулек и т.п.

- организовывать сбор и обеспечивать вывоз образующихся в процессе деятельности отходов.

В соответствии с пунктом 5.2.6 договора №Ц629 в размер арендных платежей не включены затраты по обеспечению НТО коммунальными ресурсами и услугами.

Согласно договору аренды НТО №Ц636 от 04.03.2020 (далее - договор №Ц636), заключенного между ООО «Капитал-Строй» (арендодатель) и ИП ФИО1, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) нестационарный торговый объект №Ц636 (далее - «НТО», «объект»), расположенный в торгово-остановочном комплексе по адресу: ул. Багратиона, д. 4, ООТ «Магазин «Заря», в состав которого входят 2 НТО (НТО №Ц636-1, общей площадью 15,75 кв.м.; НТО №Ц636-2, обшей площадью 21 кв.м.), в состоянии, пригодном для его эксплуатации и использования в качестве объекта розничной торговли и общественного питания.

Неотъемлемой частью настоящего договора являются паспорт НТО (Приложение № 1), в котором указаны технические характеристики и иные сведения об объекте аренды, схема расположения НТО, состояние внутренней отделки НТО, с которыми Арендатор ознакомлен в момент подписания настоящего договора.

Пунктом 1.2 договора №Ц636 предусмотрен следующий вид торговой деятельности: розничная торговля, общественное питание.

Срок аренды согласно пункту 2.1 договора №Ц636 составляет 3 года с даты подписания сторонами акта приема-передачи НТО.

Пунктом 4.3.2, 4.3.3, 4.3.14 договора №Ц636 закреплена обязанность арендатора:

- своевременно и в полном объеме уплачивать арендную плату и иные платежи в соответствии с условиями договора. Обеспечить бесперебойное круглосуточное обслуживание НТО, в т.ч. организовать вывоз бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате деятельности;

- поддерживать НТО, а также окружающую (прилегающую) его территорию в границах благоустройства, предусмотренных паспортом НТО, в нормальном эксплуатационном и техническом состоянии, проводить текущий ремонт НТО) своими силами и за свой счет нести расходы на содержание НТО и прилегающей к нему территории, обеспечивать надлежащий порядок и чистоту как в НТО, так и на окружающей его территории в границах благоустройства, в том числе очистку от снега, наледи, сосулек и т.п.

- организовывать сбор и обеспечивать вывоз образующихся в процессе деятельности отходов.

В соответствии с пунктом 5.2.6 договора №Ц636 в размер арендных платежей не включены затраты по обеспечению НТО коммунальными ресурсами и услугами.

Таким образом, истец полагает, что плательщиком коммунальных услуг, в частности услуг по обращению с ТКО, является арендатор – индивидуальный предприниматель ФИО1, который образует ТКО и обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с ООО «Магнит».

Поскольку в исковой период (с октября 2019 года по 11 ноября 2021 года) договор сторонами подписан не был, отношения сторон в этот период урегулированы условиями типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Условиями проекта договора от 10.08.2021 №РГ0031940/ТКО, направленного истцом ответчику, в приложении № 1 определено место накопления ТКО по адресу:

- <...> Октября, д.15/1,

- <...>,

- <...>,

- <...>,

- <...> д. 17;

способ учета объема ТКО - по норме; периодичность вывоза ТКО - по норме; расчетная единица, в отношении которого устанавливается норматив - на 1 кв.м. общей площади; показатель расчетной единицы – 42/36,75 (в отношении объекта, расположенного по адресу: <...>); тариф в период с 01.10.2019 по 31.12.2019 - 256,50 руб.; в период с 01.01.2020 по 31.05.2020 - 213,76 руб.; в период с 01.06.2020 по 30.06.2020 - 256,76 руб.; в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 338,18 руб.; в период с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 716,19 руб.; в период с 01.07.2021 по 30.10.2021 - 1302,84 руб.; в период с 01.11.2021 по 11.11.2021 - 1222,73 руб.

Ссылаясь на оказание в спорный период ответчику услуг по обращению с ТКО и отсутствие их оплаты со стороны предпринимателя, общество обратилось в суд с настоящим иском.

В ходе судебного разбирательства ответчиком произведена оплата задолженности на сумму 84 065 руб. 50 коп., что подтверждается платежным поручением от 01.09.2022 № 44 на сумму 47 573 руб. 70 коп., платежным поручением от 06.09.2022 № 45 на сумму 36 393 руб., платежным поручением от 06.09.2022 № 46 на сумму 98 руб. 80 коп.

Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности и взаимной связи, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Правоотношения сторон сложились из договора возмездного оказания услуг по обращению с ТКО, подлежащими регулированию положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (возмездное оказание услуг) и специальными нормами Закона № 89-ФЗ, условиями типового договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

По смыслу главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации оплате подлежат только фактически оказанные исполнителем услуги (или его деятельность).

В соответствии со статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.

Из пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Закон № 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.

Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).

В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.

Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии пунктом 1 статьи 13.4, пунктом 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ накопление ТКО осуществляется исключительно с использованием контейнерных площадок. При этом определение мест накопления ТКО входит в компетенцию органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 13.4, статья 8 Закона № 89-ФЗ).

Согласно Правилам № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого юридического лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.

Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя (в данном случае ответчика), так и для регионального оператора.

Региональный оператор по обращению с ТКО вывозит их из мест (площадок) накопления, определенных органом местного самоуправления. Невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством не является основанием для уменьшения размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8 (4) - 8 (16) Правил № 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8 (17) Правил № 1156).

Согласно пункту 8 (10) Правил № 1156, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.

При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил № 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.

То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил № 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.

В исковой период в отсутствие подписанного сторонами договора отношения сторон урегулированы типовым договором оказания услуг.

Системный анализ вышеприведенных нормативных актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу раздела I (1) Правил № 1156 инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО.

Если такая инициатива не проявлена, то это не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем.

Вместе с тем указание в статье 24.6 Закона № 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 № 306-ЭС21-8811 по делу № А57-4118/2020).

В спорный период на территории Омской области статусом регионального оператора было наделено ООО «Магнит».

Факт осуществления ответчиком предпринимательской деятельности в исковой период по адресу:

- <...> Октября, д.19,

- <...>,

- <...>,

- <...>,

- <...>, подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.

С учетом изложенного, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, в связи с чем на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора.

Расчет оказанных услуг произведен истцом исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях, установленных приказомРегиональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 31.05.2017 № 61/27 в приложении № 2 для киосков, торговых павильонов, лотков (категория 13).

Возражая относительно примененного истцом тарифа при расчете задолженности исходя из 13 категории, индивидуальный предприниматель полагает, что необходимо применять 11 категорию, согласно приказу РЭК Омской области от 31.05.2017 № 61/27 как для продовольственных, промтоварных магазинов, исходя из вида деятельности осуществляемого ответчиком.

Проанализировав представленные в материалы дела ответчиком документы, разрешая разногласия сторон относительно правомерности расчета по категории, осуществляемой предпринимателем деятельности, либо по категории строения, к которым истец относит НТО как киоск, торговый павильон, лотки, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила № 505).

Согласно этим правилам коммерческому учету подлежат объем и (или) масса ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО (пункт 1).

Пунктом 5 Правил № 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется, в том числе расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В данном случае расчет произведен исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях - объем площади используемых помещений.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденным приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли. Термины, установленные настоящим Стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.  В соответствии с пунктом 38 ГОСТ Р 51303-2013 магазином является стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Согласно пункту 16 раздела 2 «Термины и определения» ГОСТа Р 51303-2013, имеющему ссылку на статью 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, под нестационарным торговым объектом (далее – НТО) понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

По типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различают стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты.

Под киоском понимается - НТО, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляют хранение товарного запаса (пункт 63); торговым павильоном признается НТО, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов. Павильон может иметь помещения для хранения товарного запаса (пункт 68); лотки - относятся к передвижным средствам развозной и разносной торговли.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381).

В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Закона № 381 органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием таких условий, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 10 Закона № 381 установлено, что размещение НТО осуществляется только на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения НТО.

В целях упорядочения размещения НТО на территории города Омска в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом № 381 администрацией города Омска принято постановление от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска», которым утвержден Порядок № 1812-п.

Порядок № 1812-п определяет процедуру размещения НТО на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения НТО на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).

Согласно пункту 3 Порядка № 1812-п размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной администрацией города Омска схемой размещения НТО на территории города Омска.

Временные сооружения:

1) павильон - нестационарный торговый объект, предназначенный для оптовой или розничной торговли, с обслуживанием покупателей внутри помещения;

2) киоск - нестационарный торговый объект, предназначенный для оптовой или розничной торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь сооружения (в ред. Постановления Администрации города Омска от 18.04.2019 № 313-п);

3) летнее кафе - специально оборудованное временное сооружение, представляющее собой площадку для размещения предприятия общественного питания для дополнительного обслуживания питанием и (или без) отдыха потребителей, действующее в период с мая по октябрь;

4) веранда - специально оборудованное временное сооружение, расположенное на территориях, прилегающих к стационарному предприятию, представляющее собой площадку для размещения предприятия общественного питания для дополнительного обслуживания питанием и (или без) отдыха потребителей, действующее в период с мая по октябрь (в ред. Постановления Администрации города Омска от 09.04.2018 № 382-п);

5) торговая галерея - нестационарный торговый объект, выполненный в едином архитектурно-художественном решении, состоящий из совокупности, но не более пяти (в одном ряду), специализированных павильонов или киосков, симметрично расположенных напротив друг друга, обеспечивающих беспрепятственный проход для покупателей, объединенных под единой временной светопрозрачной кровлей, не несущей теплоизоляционную функцию (абзац введен Постановлением Администрации города Омска от 09.04.2018 N 382-п; в ред. Постановления Администрации города Омска от 18.04.2019          № 313-п);

6) торгово-остановочный комплекс (далее - ТОК) - нестационарный торговый объект, размещенный на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта, состоящий из одного или двух павильонов или киосков, конструктивно объединенных и выполненных в едином архитектурно-художественном решении с остановочным навесом. При этом остановочный навес может представлять собой как открытую, так и закрытую конструкцию, оборудованную обогревательными элементами (в ред. Постановлений Администрации города Омска от 09.06.2020 N 324-п, от 25.06.2021 № 390-п);

7) шиномонтажная мастерская некапитального типа - нестационарный торговый объект, состоящий из одного киоска или павильона и специально оборудованной площадки, на которой производится парковка автотранспортного средства для проведения ремонта местных повреждений шин и камер, балансировки колес (абзац введен Постановлением Администрации города Омска от 25.06.2021 № 390-п).

В пункте 3.17 раздела 3 «ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации.  Услуги  торговли.  Классификация  предприятий  торговли» определено значение понятия «лоток», под которым понимается передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, не  имеющий торгового зала и помещений для хранения товаров, представляющий собой легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, рассчитанную на одно рабочее место продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день.

При этом торгово-остановочный комплекс размещается исключительно на остановках общественного транспорта и предназначено для ожидания  пассажирами транспортных средств, и имеет иное назначение, в отличие от других видов НТО, таких как киоск, павильон, лоток, устанавливаемых на любых территориях в целях ведения торговой деятельности.

В соответствии с «ГОСТ 33062-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного   сервиса» остановочный   пункт   маршрутных   транспортных   средств представляет собой предназначенное для остановки маршрутных транспортных средств, ожидания, посадки и высадки пассажиров. 

При этом остановочные пункты автобусов, в том числе с павильонами,  относятся  к  объектам  дорожного  сервиса,  т.е.  к зданиям и сооружениям,   расположенным в пределах полосы отвода и предназначенным для обслуживания пассажиров.

Согласно пункту 3.5 раздела 3 «ГОСТ Р 58287-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Отличительные знаки и информационное обеспечение транспортных средств пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и автостанций. Общие технические требования» под остановочным пунктом следует понимать место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

В соответствии с «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие  требования»  обязательными  элементами  остановочного являются: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания; переходно-скоростные полосы; заездной   «карман»   (при   размещении   остановочного   пункта   у   пересечений и примыканий автомобильных дорог); боковая разделительная полоса (для дорог I - III категорий); тротуары и/или пешеходные дорожки; пешеходный переход; автопавильон или навес; скамьи; туалет (через 10 - 15 км для дорог I - III категорий); контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна); технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

Согласно пункту 22 Порядка № 1812-п на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта допускается размещение одного или нескольких торгово-остановочных комплексов. Максимальное количество ТОК на одном отдельно взятом остановочном пункте общественного пассажирского транспорта определяется департаментом транспорта администрации города Омска в зависимости от пассажиропотока, рассчитанного на основании общей вместимости общественного транспорта, выполняющего в течение одной минуты остановку на данном остановочном пункте.

Из анализа указанных нормативных документов следует, что торгово-остановочный комплекс – это один из видов нестационарного торгового объекта, который является обязательным элементом остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта, и имеет особое социального значение для обеспечения жизнедеятельности граждан в сфере транспорта.

Если обратиться к перечню объектов указанных в приказе РЭК Омской области от 31.05.2017 № 61/27, то такой вид объекта, как торгово-остановочный комплекс, там не содержится.

Вместе с тем наряду с 13 категорией (киоски, торговые павильоны, лотки) отдельно указана также категория 19 (автомастерские, шиномонтажные мастерские, СТО, автомойки), тогда как шиномонтажная мастерская некапитального типа также отнесена к видам нестационарного торгового объекта, как и торгово-остановочный комплекс (пункт 7 Порядка № 1812-п).

Однако 19 категория выделена РЭК Омской области в отдельные объекты с иным нормативом и расчетной единицей.

Учитывая, что перечень объектов назначения, приведенный в приказе РЭК Омской области от 31.05.2017 № 61/27, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит, отнесение торгово-остановочного комплекса к категории 13 (киоски, торговые павильоны, лотки), определяющей нормативы накопления ТКО, при очевидном отсутствии схожести понятий названных объектов, признается судом необоснованным.

Более того суд учитывает, что собственник объекта (ТОК) ООО «Капитал-Строй» передал во временное владение и пользование данный вид объекта социального значения исключительно в целях ведения деятельности розничной торговли и общественного питания, что согласуется с потребностью населения.

Договор №К610, заключенный между ООО «Капитал-Строй» (арендодатель) и ИП ФИО1, согласно условиям которого, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) нестационарный торговый объект № К610 (далее - «НТО», «объект»), расположенный в торгово-остановочном комплексе по адресу: ул. 70 лет Октября, д. 19, в состав которого входят 2 НТО (НТО № К610-1, общей площадью 21 кв.м.; НТО № К610-2, обшей площадью 21 кв.м.), в состоянии, пригодном для его эксплуатации и использования в качестве объекта розничной торговли и общественного питания; договор №Ц594, заключенный между ООО «Капитал-Строй» (арендодатель) и ИП ФИО1, согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) нестационарный торговый объект №Ц594 (далее - «НТО», «объект»), расположенный в торгово-остановочном комплексе по адресу: ул. Масленникова, д. 5, в состав которого входят 2 НТО (НТО №Ц594-1, общей площадью 21 кв.м.; НТО №Ц594 -2, обшей площадью 21 кв.м.), в состоянии, пригодном для его эксплуатации и использования в качестве объекта розничной торговли и общественного питания; договор №Ц602, заключенный между ООО «Капитал-Строй» (арендодатель) и ИП ФИО1, согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) нестационарный торговый объект №Ц602 (далее - «НТО», «объект»), расположенный в торгово-остановочном комплексе по адресу: ул. Красный Путь, д. 4, в состав которого входят 2 НТО (НТО №Ц602 -1, общей площадью 21 кв.м.; НТО №Ц602-2, обшей площадью 21 кв.м.), в состоянии, пригодном для его эксплуатации и использования в качестве объекта розничной торговли и общественного питания; договор №Ц629, заключенный между ООО «Капитал-Строй» (арендодатель) и ИП ФИО1, согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) нестационарный торговый объект №Ц629 (далее - «НТО», «объект»), расположенный в торгово-остановочном комплексе по адресу: ул. 4-я ФИО5, д. 66, ООТ «Амурский рынок», в состав которого входят 2 НТО (НТО №Ц629-1, общей площадью 21 кв.м.; НТО №Ц629-2, обшей площадью 21 кв.м.), в состоянии, пригодном для его эксплуатации и использования в качестве объекта розничной торговли и общественного питания; договор №Ц636, заключенный между ООО «Капитал-Строй» (арендодатель) и ИП ФИО1, согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) нестационарный торговый объект №Ц636 (далее - «НТО», «объект»), расположенный в торгово-остановочном комплексе по адресу: ул. Багратиона, д. 4, ООТ «Магазин «Заря», в состав которого входят 2 НТО (НТО №Ц636-1, общей площадью 15,75 кв.м.; НТО №Ц636-2, обшей площадью 21 кв.м.), в состоянии, пригодном для его эксплуатации и использования в качестве объекта розничной торговли и общественного питания.

Согласно пунктам 1.2 вышеназванных договоров предусмотрен вид торговой деятельности: розничная торговля, общественное питание.

При этом согласно выписке из ЕГРИП, основным видом деятельности ответчика является: деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10).

В качестве дополнительных видов деятельности ответчика, в том числе указано: торговля оптовая неспециализированная (ОКВЭД 46.90), торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.19), торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.24), торговля розничная мучными кондитерскими изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.24.21), деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (ОКВЭД 56.10.1), деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием на вынос (ОКВЭД 56.10.21), консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (ОКВЭД 70.22), деятельность по подбору персонала прочая (ОКВЭД 78.30).

В свою очередь ООО «Капитал-Строй», поддерживая общественную доступность, предоставляет ИП ФИО1 часть торгово-остановочного комплекса для обслуживания покупателей, с целью оказания услуг общественного питания населению.

Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание, условия договоров аренды №К610, №Ц594, №Ц602, №Ц629, №Ц636, сведения ЕГРИП относительно видов деятельности, осуществляемой предпринимателем, учитывая, что по видам объектов общественного назначения предпринимательская деятельность ответчика подпадает под продовольственные, промтоварные магазины, суд признает правомерным контррасчет ответчика в части применения 11 категории приказа РЭК Омской области от 31.05.2017 № 61/27, в отношении которой расчетный показатель норматива накопления установлен в размере 1 кв.м. от общей площади.

Представленный ООО «Магнит» в материалы дела ответ РЭК Омской области от 24.06.2022 №ИСХ-22/РЭК-3015, не влияет на выводы суда применительно к рассматриваемому спору и не опровергает необходимость применения при расчете задолженности норматив по 11 категории согласно приказу РЭК Омской области от 31.05.2017 № 61/27.

Исходя из изложенного, суд самостоятельно произвел перерасчет стоимости услуг на основании нормативов и тарифов, утвержденных РЭК Омской области, исходя из приказа                            № 61/27, которым утверждены нормативы накопления ТКО для населения, нормативы накопления ТКО для объектов общественного назначения, и предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО (установленные в рассматриваемый период приказами РЭК Омской области от 20.03.2019 № 24/13, от 18.12.2020 № 535/98 и № 538/89, от 11.08.2022 № 106/40), который в соответствии с алгоритмом контррасчета ответчика (расчет представлен в материалы дела в качестве приложения 06.09.2022), исходя из точного количества дней в календарном месяце, составил 84 059 руб. 50 коп.

Учитывая, что ответчиком произведена оплата задолженности в размере 84 065 руб. 50 коп., суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Ссылка истца на судебные акты по делу №А46-1743/2021, не может быть принята судом во внимание, поскольку указанная судебная практика не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, принята судами по конкретному делу, фактические обстоятельства которого отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.

Одновременно суд полагает необходимым указать на обстоятельства дела А46-7124/2022, где региональным оператором при расчете задолженности был применен норматив накопления ТКО по 11 категории приказа РЭК Омской области от 31.05.2017 № 61/27, к собственнику нестационарного объекта (НТО), с учетом вида его экономической деятельности, что свидетельствует о противоречивой позиции истца относительно выбора категории и применения тарифов.

В главе 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

При подаче искового заявления истцом в доход федерального бюджета была уплачена государственная пошлина в размере 20 132 руб. (платежное поручение от 01.12.2021 № 37336 на сумму 11 958 руб., от 05.08.2021 № 19760, от 01.12.2021 №37336 на сумму 5 330 руб.).

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации из федерального бюджета истцу надлежит вернуть излишне уплаченную по платежному поручению от 01.12.2021 № 37336 государственную пошлину в размере 2 212 руб.

Поскольку задолженность в обоснованном судом размере погашена после подачи искового заявления в арбитражный суд, что подтверждается платежным поручением от 01.09.2022 № 44 на сумму 47 573 руб. 70 коп., платежным поручением от 06.09.2022 № 45 на сумму 36 393 руб., платежным поручением от 06.09.2022 № 46 на сумму 98 руб. 80 коп.,  расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 019 руб. подлежат отнесению на ответчика на основании пункта 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».

В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении исковых требований в остальной части, судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 2 019 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 2 212 руб. государственной пошлины, уплаченной по платёжному поручению от 01.12.2021 № 37336.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Омской области разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         Е.В. Малыгина