ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-21166/2021 от 17.05.2022 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

24 мая 2022 года

№ дела

А46-21166/2021

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 17 мая 2022 года, полный текст решения изготовлен 24 мая 2022 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Малыгиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Агаповой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Управдом-7» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сфера» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании передать документацию на многоквартирный дом,

в судебном заседании приняли участие:

от истца - ФИО1, по доверенности от 03.11.2021, личность удостоверена паспортом РФ;

от ответчика - ФИО2 по доверенности от 10.01.2022 №1-10-1-22, личность удостоверена паспортом РФ;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Управдом-7» (далее - ООО «УК «Управдом-7», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сфера» (далее - ООО «ЖКХ «Сфера», ответчик) об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом № 4 корпус 1 по ул. Светлая в г. Омске и иные документы, связанные с управлением домом и содержащие актуальные на момент передачи сведения, по акту приема-передачи в течение 3-х дней с момента вступления решения суда в законную силу, а именно следующие документы:

1) оригинал технического паспорта, содержащий актуальные сведения по состоянию на сентябрь 2021 г.;

2) план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;

3) схемы внутридомовых сетей холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления (теплоснабжения), газоснабжения, электроснабжения;

4) исполнительные чертежи контуров заземления;

5) протоколы измерения сопротивления электросетей;

6) протоколы измерения вентиляции;

7) договор с подрядной организацией ООО «Антей» на выполнение в 2018-2019 г.г. работ по капитальному ремонту крыши МКД, вместе с актом приемочной комиссии от 07.03.2019 г. о готовности законченного капитального ремонта крыши и актом выполненных работ по форме КС-2;

8) акты весеннего и осеннего осмотра общего имущества за период с 01.01.2019 г. по 30.09.2021 г.г., включающие в себя сведения о проверке состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

9) акт проверки готовности системы отопления к отопительному периоду 2021/2022 г.г., паспорт готовности многоквартирного дома к отопительному периоду 2021/2022 г.г.;

10) акты границ разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности на инженерные сети холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения (отопления), электроснабжения (формы ТС-15), утвержденные ресурсоснабжающими организациями и действующими по состоянию на сентябрь 2021 г.;

11) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

12) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

13) договоры о предоставлении коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества;

14) договоры об использовании общего имущества с собственниками помещений и иными лицами;

15) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений;

16) электронный паспорт многоквартирного дома;

17) проектная документация на внутридомовое газовое оборудование;

18) заключение по результатам технического диагностирования внутридомового газового оборудования;

19) техническая документация на контейнер для сбора твердых коммунальных отходов;

20) схема размещения контейнерной площадки и площадки для сбора крупногабаритных отходов, утвержденная органами местного самоуправления,

о взыскании денежной суммы (астрент) на случай неисполнения решения суда в размере 5 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со дня, следующего за истечением трехдневного срока после вступления решения суда в законную силу и до фактического исполнения решения суда в полном объеме, а также 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины и 20 000 руб. судебных издержек, понесенных в связи с оплатой юридических услуг.

Определением Арбитражного суда Омской области от 25.11.2021 указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 21.12.2021.

Определением Арбитражного суда Омской области от 28.01.2022, учитывая невозможность рассмотрения указанного выше искового заявления прежним составом суда, в целях соблюдения процессуальных сроков, в соответствии с положениями части 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена состава суда.

Определением Арбитражного суда Омской области от 04.02.2022 указанное исковое заявление принято к производству судьей Малыгиной Е.В., дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 09.03.2022.

Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 09.03.2022 дело признано подготовленным, назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 24.03.2022.

Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 24.03.2022 в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 12 часов 20 минут 31.03.2022.

Информация об объявлении перерыва размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Картотека арбитражных дел».

В судебном заседании, продолженном после перерыва 31.03.2022, представитель истца в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об истребовании из Администрации города Омска (далее - Администрация г. Омска), Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов (далее - РФКР МКД) информации о том, проводился ли капитальный ремонт систем холодного и горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения), электроснабжения, капитальный ремонт кровли по объекту - многоквартирный дом №4 корпус 1 по ул. Светлая в г. Омске за период с 2018 года до 01.10.2021, если да, то представить имеющиеся сведения.

Определением Арбитражного суда Омской области от 31.03.2022 рассмотрение дела в судебном заседании отложено на 17.05.2022, в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации из Администрации г. Омска, Регионального РФКР МКД истребована информации о том, проводился ли капитальный ремонт систем холодного и горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения), электроснабжения, капитальный ремонт кровли по объекту - многоквартирный дом №4 корпус 1 по ул. Светлая в г. Омске за период с 2018 года до 01.10.2021, если да, то представить имеющиеся сведения.

19.04.2022 в материалы дела от РФКР МКД поступил ответ на запрос суда с приложением копии договора о проведении капитального ремонта №2018/144/ЭА от 14.08.2018, копии актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 07.03.2019 №№1,2, копии справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 07.03.2019 №№1,2, копии акта приемочной комиссии о готовности законченного капитального ремонта кровли многоквартирного жилого здания от 07.03.2019.

19.04.2022 в материалы дела от Администрация г. Омска поступил ответ на запрос суда, из содержания которого следует, что в период с 01.01.2018 по 01.10.2021 работы по капитальному ремонту многоквартирного дома 4/я по ул. Светлой, в том числе в рамках исполнения мирового соглашения, заключенного в отношении указанного многоквартирного дом, за счет средств бюджета г. Омска не проводились. Иная информация о проведении ремонтных работ в указанном многоквартирном доме отсутствуют.

В судебном заседании, состоявшемся 17.05.2022, представитель истца поддержал уточненные требования в полном объеме; представитель ответчика возражал относительно обоснованности заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ООО «УК «Управдом-7» является управляющей организацией, осуществляющей свою деятельность на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 055 000214 от 23.06.2016.

В соответствии с протоколом общего собрания № 2 от 25.08.2021 собственники помещений в многоквартирном доме № 4 корпус 1 по ул. Светлая в г. Омске (далее - МКД) приняты решения о расторжении с 01.09.2021 договора управления с ООО «ЖКХ «Сфера» (вопрос № 3), выборе в качестве новой управляющей организации ООО «УК «Управдом-7» (вопрос № 4) и заключении между собственниками помещений в МКД и ООО «УК «Управдом-7» договора управления с 01.09.2021 (вопрос № 5)г

Государственной жилищной инспекцией Омской области (далее - ГЖИ) принято решение о внесении с 01.10.2021 изменений в реестр лицензий Омской области в части исключения сведений о МКД, как находящемся под управлением ООО «ЖКХ «Сфера», и включения сведений о МКД, как находящемся под управлением ООО «УК «Управдом-7», что подтверждается письмом ГЖИ от 30.09.2021 исх-21/ГЖИ 13004.

В настоящее время управление, содержание и ремонт общего имущества в МКД осуществляется ООО «УК «Управдом-7» на основании заключенного договора управления от 26.08.2021.

Согласно реестра лицензий Омской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Омской области по состоянию на 01.11.2021 МКД находится в управлении ООО «УК «Управдом-7».

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013
№ 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» и частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации,
ООО «ЖКХ «Сфера» обязано было передать всю техническую документацию, оригиналы документов и картотеку на многоквартирный дом, реестр собственников и иную документацию.

ООО «УК «Управдом-7» письмом исх. № 214 от 26.08.2021 в адрес ООО «ЖКХ «Сфера» направлено уведомление о расторжении договора управления МКД с требованием передать по акту приема-передачи в установленном законом порядке техническую и иную документацию на МКД.

На основании обращения ООО «УК «Управдом-7» (исх. № 258 от 05.10.2021) ГЖИ была проведена проверка соблюдения действующего законодательства, в результате которой установлено, что ООО «ЖКХ «Сфера» в установленный законом срок техническая документация на МКД в адрес ООО «УК «Управдом-7» не передана, в связи с чем, принято решение о привлечении ответчика к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается письмом ГЖИ от 02.11.2021 № исх-21/ГЖИ-14963.

Отсутствие действий со стороны ответчика по передаче технической документации на многоквартирный дом в полном объеме явилось основанием для предъявления настоящего иска в суд.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд исходит из невыполнения ответчиком обязанности, установленной в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по передаче технической и иной документации на спорный дом в полном объёме.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.

На основании части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.

Согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации МКД может управляться только одной управляющей организацией.

Договор управления МКД заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению МКД в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами (часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления МКД осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Собственники помещений в МКД на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления МКД, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления МКД обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Порядок передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования определен разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416).

Прием, ведение, хранение, актуализация и восстановление (при необходимости) технической документации на МКД и иных связанных с управлением МКД документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), подпунктом «а» пункта 4 Правил № 416 прямо отнесены к стандартам управления МКД.

В соответствии с пунктом 20 Правил № 416 техническая документация на МКД и иные документы, связанные с его управлением, подлежат передаче в составе (комплекте), предусмотренном Правилами № 491.

В пункте 24 Правил № 491 содержится перечень технической документации на МКД, а в пункте 26 поименованы иные связанные с управлением МКД документы. Техническая документация на МКД включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в МКД индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в МКД, конструктивных частей МКД на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду; г) инструкцию по эксплуатации МКД по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства (пункт 24 Правил № 491).

В состав иных документов, связанных с управлением МКД, как это предусмотрено пунктом 26 Правил № 491, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) МКД (при наличии); д(1)) реестр собственников помещений в МКД, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в МКД; д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД; д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД; е) иные связанные с управлением МКД документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

В силу пункта 27 Правил № 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким МКД документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

Таким образом, действующим законодательством закреплена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации или товариществу собственников жилья.

При этом согласно пункту 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, техническая документация в случае отсутствия подлежит восстановлению обязанным лицом.

По общему правилу, именно на ответчике как на предыдущей управляющей организации, лежит бремя доказывания объективной невозможности исполнения законодательно установленной обязанности по передаче испрашиваемых истцом документов, в том числе по причине их фактического отсутствия.

Из вышеизложенного следует, что обязанность предшествующей управляющей организации передать вновь избранной управляющей организации МКД документы, связанные с управлением таким жилым домом и управлением им вытекает из норм закона и не обусловлена возможностью вновь избранной управляющей организации МКД исполнять обязательства, принятые по договорам управления.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нормы действующего законодательства, регулирующие отношения, связанные с прекращением деятельности по управлению МКД и передачей технической документации вновь выбранному лицу, приступающему к управлению МКД, устанавливают обязательные требования к составу документов, которые подлежат передаче новой управляющей организации; между тем указанные требования не исполнены ООО «ЖКХ «Сфера» в полном объеме.

Так, истец указывает на необходимость передать следующую документацию:

- оригинал технического паспорта, содержащий актуальные сведения по состоянию на сентябрь 2021 года;

- план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;

- схемы внутридомовых сетей холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления (теплоснабжения), газоснабжения, электроснабжения;

- исполнительные чертежи контуров заземления;

- протоколы измерения сопротивления электросетей;

- протоколы измерения вентиляции;

- договор с подрядной организацией ООО «Антей» на выполнение в 2018-2019 г.г. работ по капитальному ремонту крыши МКД, вместе с актом приемочной комиссии от 07.03.2019 г. о готовности законченного капитального ремонта крыши и актом выполненных работ по форме КС-2;

- акты весеннего и осеннего осмотра общего имущества за период с 01.01.2019 по 30.09.2021, включающие в себя сведения о проверке состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

- акт проверки готовности системы отопления к отопительному периоду 2021/2022 г.г., паспорт готовности многоквартирного дома к отопительному периоду 2021/2022 г.г.;

- акты границ разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности на инженерные сети холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения (отопления), электроснабжения (формы ТС-15), утвержденные ресурсоснабжающими организациями и действующими по состоянию на сентябрь 2021 г.;

- договоры о предоставлении коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества;

- техническая документация на контейнер для сбора твердых коммунальных отходов;

- схема размещения контейнерной площадки и площадки для сбора крупногабаритных отходов, утвержденная органами местного самоуправления.

Согласно подпунктов б, в пункта 24 Правил № 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра.

В соответствии с пунктами 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170, в состав технической документации длительного хранения в том числе входят: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).

В соответствии с пунктами 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят: сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.

В связи с тем, что согласно пункту 6 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.20212 № 124 к заявке (оферте) прилагаются следующие документы: документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым: направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета). Отсутствие технической документации и иной, связанной с управлением многоквартирного дома исключает возможность начисления за коммунальные услуги, снятие показаний приборов учета.

Указанная выше документация должна сопровождать собственную хозяйственную деятельность управляющей компании по управлению МКД.

Одновременно, как было указано ранее, в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, в соответствии с пунктом 26 Правил № 491, в том числе включаются:

- копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

- выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

- договоры об использовании общего имущества с собственниками помещений и иными лицами;

- оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.

Истец, выполняя функции управления многоквартирным домом, имеет право требовать передачи документации на дом, необходимой для осуществления деятельности по управлению и содержанию его общего имущества.

Ответчик не представил в материалы дела доказательства передачи истребуемой технической документации на многоквартирный дом и иные связанные с управлением МКД документы.

Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме (Определение Верховного суда РФ от 04.09.2015 № 301-ЭС15-10395), то есть, обязанность передавать любую техническую документацию исходит из права собственности жителей многоквартирного дома на документацию и отсутствия такого права у застройщика, передавшего построенный объект собственникам МКД.

Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, техническая документация является принадлежностью к многоквартирному дому (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2019 № 09АП-68405/2018).

Учитывая, что управление многоквартирным домом осуществляется силами управляющей организации, которая представляет интересы собственников дома по вопросам управления общим имуществом, техническая и иная, связанная с управлением домом, документация, подлежит передаче действующей управляющей организации.

Исходя из вышеизложенного и в соответствии с пунктом 7 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации (утверждены Приказом Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 № 92), необходимо требовать предоставления:

технических условий на присоединение и акт допуска в эксплуатацию (вновь присоединяемых или реконструированных объектов, установок, тепловых сетей);

данные о величине присоединенной нагрузки, потребности в тепловой энергии и теплоносителях;

данные об узле учета потребления тепловой энергии и теплоносителей;

данные об особенностях режима теплопотребления, размерах заявляемых аварийной и технологической броней;

схемы тепловых сетей и тепло-потребляющих установок.

Указанные документы должны быть представлены теплоснабжающей организации при заключении договора теплоснабжения.

Наличие таких схем (исполнительных чертежей, паспортов тепловой сети и тепло-потребляющих установок) является обязанностью абонента (пункт 51 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ (утв. приказом Госстроя РФ от 21.04.2020).

В соответствии со статьями 15, 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проведение энергетического обследования является обязательным. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.

Согласно части 4 статьи 11 вышеуказанного Закона, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Документы, включаемые в состав технической документации на многоквартирный дом, должны храниться у эксплуатирующей организации и, следовательно, техническая документация является принадлежностью объекта недвижимости, и в случае поступления объекта в распоряжение новой управляющей организации она подлежит передаче непосредственно этой управляющей организации (статья 135 Гражданского кодека Российской Федерации).

Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.

Имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи (пункты 22, 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами).

Ответчик, осуществляя функций по управлению МКД, действуя разумно и добросовестно, должен был располагать всей необходимой документацией, предусмотренной действующим законодательством в качестве необходимой для управления МКД.

Доказательств передачи данной документации материалы дела не содержат, соответственно требование истца в данной части является обоснованным.

Одновременно суд принимает во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что за время осуществления управления МКД ответчик не проводил никаких подрядных работ на указанном доме (капитальных либо текущих).

Деятельность ООО «ЖКХ «Сфера» не могла не включать выполнение подрядных работ (ремонтные работы, замена систем отопления, водоснабжения и проч.), при этом производство подобного рода работ должно сопровождаться оформлением соответствующей документации (акты скрытых работ, акты проверок, получение заключений и т.п.), которая не была передана обществу ООО «УК «Управдом-7».

Обоснования невозможности передачи истцу актов весеннего и осеннего осмотров за период с 01.01.2019 по 30.09.2021, включающие в себя сведения о проверке состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям ответчиком также не представлены.

Препятствий для ответчика в получении необходимых документов в целях последующей передачи истцу (если таковые не были получены в период осуществления деятельности по управлению МКД) суд не усматривает.

В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «д» пункта 2, пункта 5 Правил № 491 в состав общего имущества многоквартирного дома включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, подпунктом «б» пункта 6 которых определено, что в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.12.2017 № 1614/пр утверждена Инструкция по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд (далее - Инструкция).

В силу пункта 1.2 Инструкции лицами, ответственными за безопасное использование и содержание ВДГО в многоквартирном доме, являются лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (в том числе управляющие организации).

Пунктом 3.1.9 Инструкции на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, возложена обязанность обеспечивать наличие проектной, эксплуатационной и другой технической документации, в том числе подтверждающей надлежащее техническое состояние ВДГО, дымовых и вентиляционных каналов, а также представлять копии указанных документов по запросу специализированной организации, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор и уполномоченных органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный жилищный контроль.

Согласно подпункту 5.1.1 ГОСТ Р 54961-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», утвержденного приказом Росстандарта от 22.08.2012 № 251-ст, владельцы газифицированных жилых и многоквартирных домов в течение всего срока эксплуатации сетей газопотребления должны иметь и хранить: проектную и исполнительную документацию на строительство сетей газопотребления; акты приемки сетей газопотребления; разрешения на первичный пуск газа для ввода в эксплуатацию сетей газопотребления и акты ввода их в эксплуатацию.

При отсутствии или утрате исполнительной документации ее восстановление должно производиться визуальным осмотром, замерами, техническими обследованиями и другими методами, позволяющими получить необходимую информацию.

Истец указывает на необходимость передать следующую документацию:

- проектная документация на внутридомовое газовое оборудование;

- заключение по результатам технического диагностирования внутридомового газового оборудования.

Вместе с тем ООО «ЖКХ «Сфера» в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что им принимались меры для передачи ООО «УК «Управдом-7» соответствующей документации, не представило.

Кроме того, согласно приказу Минкомсвязи России № 53, Минстроя России № 82/пр от 17.02.2016 «Об утверждении формы электронного паспорта многоквартирного дома, формы электронного паспорта жилого дома, формы электронного документа о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктур» (зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2016 № 41429), утверждены форма электронного паспорта многоквартирного дома согласно приложению № 1; форму электронного паспорта жилого дома согласно приложению № 2; форма электронного документа о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктур согласно приложению № 3, а также установлено, что формы, предусмотренные пунктом 1 настоящего приказа, размещаются в открытой части государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система).

Электронные паспорта многоквартирного дома, электронные паспорта жилого дома, электронные документы о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктур формируются в системе в автоматизированном режиме из информации, содержащейся в системе, на момент запроса о формировании в системе соответствующего электронного паспорта или электронного документа.

Вместе с тем ООО «ЖКХ «Сфера», утратив полномочия по управлению многоквартирным домом, электронный паспорт многоквартирного дома ООО «УК «Управдом-7» не передало.

В свою очередь отсутствие перечисленной документации создает существенные препятствия в управлении жилым домом.

Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 Гражданского кодека Российской Федерации).

В силу закона в случае предъявления управляющей организацией требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая компания) обязан передать ее кредитору, а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору.

Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 17074/09 от 30.03.2010.

Принимая во внимание выше изложенное, а также тот факт, что ООО «ЖКХ «Сфера» до настоящего времени не представило суду доказательства передачи документации, относящейся к технической и иной документации, связанной с управлением МКД, суд находит исковые требования в соответствующей части законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.

Судебные акты по требованиям об обязании совершить определенные действия должны быть исполнимыми, и эффективному исполнению судебных актов способствует срок исполнения, указанный в судебном акте.

Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского Кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

С учетом характера спорных правоотношений, суд полагает, что 3-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным для исполнения судебного акта.

Доводы ООО «ЖКХ «Сфера» о том, что техническая документация письмом с описью вложения была направлена в адрес ООО «УК «Управдом-7», признается судом не соответствующей действительности.

Бесспорных доказательств исполнения своих обязанностей по передаче документации ответчиком в материалы дела не представлено.

Одновременно суд полагает необходимым отметить, что представленные РФКР МКД по запросу суда в материалы дела документы, а именно: копия договора о проведении капитального ремонта №2018/144/ЭА от 14.08.2018, копии актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 07.03.2019 №№1,2, копии справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 07.03.2019 №№1,2, копия акта приемочной комиссии о готовности законченного капитального ремонта кровли многоквартирного жилого здания от 07.03.2019, не свидетельствуют об исполнении ответчиком обязательств в соответствующей части.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика денежной суммы (астрента) на случай неисполнения решения суда в размере 5 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со дня, следующего за истечением трехдневного срока после вступления решения суда в законную силу и до фактического исполнения решения суда в полном объеме

В силу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Кодекса).

По смыслу данной нормы и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее - постановление № 7), суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.

Судебная неустойка в отличие от классической неустойки несет в себе публично-правовую составляющую, поскольку она является мерой ответственности на случай неисполнения судебного акта, устанавливаемой судом, в целях дополнительного воздействия на должника (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 05.06.2018 № 305-ЭС15-9591 по делу № А40-66152/2014).

На основании пунктов 31, 32 постановления № 7 суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре; судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства; удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения. Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.

Если требование о взыскании судебной неустойки заявлено истцом и удовлетворяется судом одновременно с требованием о понуждении к исполнению обязательства в натуре, началом для начисления судебной неустойки является первый день, следующий за последним днем установленным решением суда для исполнения обязательства в натуре (пункт 28 постановления № 7).

С учетом указанного, суд исходит из наличия оснований для взыскания с ответчика судебной неустойки в целях побуждения ответчика к исполнению обязанности в натуре в размере 5 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со дня, следующего за истечением трехдневного срока после вступления решения суда в законную силу и до фактического исполнения решения суда в полном объеме

Доводов относительно несогласия с удовлетворением требования истца о взыскании судебной неустойки и ее несоразмерности ответчик не заявил.

Одновременно с исковыми требованиями ООО «УК «Управдом-7» просит суд взыскать с ООО «ЖКХ «Сфера» расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.

Оценивая на предмет обоснованности предъявленных истцом требований о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 7 000 руб., суд пришел к следующим выводам.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которой определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах.

Вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении (статья 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В пунктах 3, 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» разъяснено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность. При оценке чрезмерности расходов суд исходит из категории дела, объема и сложности выполненной представителем работы, времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, продолжительности рассмотрения дела, стоимости оплаты услуг адвокатов по аналогичным делам.

В пункте 20 Информационного письма от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 Постановления № 1).

Таким образом, судебные издержки в виде расходов на оплату оказанных юридических услуг, возникших в сфере арбитражного судопроизводства, могут быть возмещены арбитражным судом, если они были фактически произведены, документально подтверждены и в разумных пределах, определяемых судом. При этом разумность пределов каждый раз определяется индивидуально, исходя из особенностей конкретного дела.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 454-О и от 25.02.2010 № 224-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

В соответствии с пунктом 11 Постановления № 1, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 3, 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 2, 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которых оно основывает свои требования и возражения.

В подтверждение факта несения судебных расходов ООО «УК «Управдом-7» в материалы дела представило договор оказания юридических услуг от 03.11.2021, заключенный с ФИО1.

Относимость представленного договора не вызывает сомнений, учитывая предмет исковых требований по настоящему делу.

Факт несения расходов на сумму 20 000 руб. подтверждается представленной в материалы дела распиской в получении денежных средств от 17.11.2021.

Представитель ответчика о чрезмерности судебных расходов не заявил, доказательств, подтверждающих чрезмерность судебных расходов, не представил.

Как указано выше, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. Разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в арбитражном процессе.

Суд, изучив доказательства, имеющиеся в деле, и руководствуясь пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах», при отсутствии доказательств, свидетельствующих о явном превышении разумных пределов суммы судебных издержек, принимая во внимание объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку исследованных документов, сложность и категорию дела, количество проведенных судебных заседаний, пришел к выводу, что с ответчика в пользу истца надлежит взыскать стоимость фактически оказанных услуг в размере 20 000 руб.

В связи с удовлетворением исковых требований расходы по оплате государственной пошлины следует отнести на ответчика по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сфера» (ИНН <***>, ОГРН <***>) передать обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Управдом-7» (ИНН <***>, ОГРН <***>) техническую документацию на многоквартирный дом № 4 корпус 1 по ул. Светлая в г. Омске и иные документы, связанные с управлением домом и содержащие актуальные на момент передачи сведения, по акту приема-передачи в течение 3-х дней с момента вступления решения суда в законную силу, а именно следующие документы:

1) оригинал технического паспорта, содержащий актуальные сведения по состоянию на сентябрь 2021 г.;

2) план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;

3) схемы внутридомовых сетей холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления (теплоснабжения), газоснабжения, электроснабжения;

4) исполнительные чертежи контуров заземления;

5) протоколы измерения сопротивления электросетей;

6) протоколы измерения вентиляции;

7) договор с подрядной организацией ООО «Антей» на выполнение в 2018-2019 г.г. работ по капитальному ремонту крыши МКД, вместе с актом приемочной комиссии от 07.03.2019 г. о готовности законченного капитального ремонта крыши и актом выполненных работ по форме КС-2;

8) акты весеннего и осеннего осмотра общего имущества за период с 01.01.2019 г. по 30.09.2021 г.г., включающие в себя сведения о проверке состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

9) акт проверки готовности системы отопления к отопительному периоду 2021/2022 г.г., паспорт готовности многоквартирного дома к отопительному периоду 2021/2022 г.г.;

10) акты границ разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности на инженерные сети холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения (отопления), электроснабжения (формы ТС-15), утвержденные ресурсоснабжающими организациями и действующими по состоянию на сентябрь 2021 г.;

11) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

12) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

13) договоры о предоставлении коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества;

14) договоры об использовании общего имущества с собственниками помещений и иными лицами;

15) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений;

16) электронный паспорт многоквартирного дома;

17) проектная документация на внутридомовое газовое оборудование;

18) заключение по результатам технического диагностирования внутридомового газового оборудования;

19) техническая документация на контейнер для сбора твердых коммунальных отходов;

20) схема размещения контейнерной площадки и площадки для сбора крупногабаритных отходов, утвержденная органами местного самоуправления.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сфера» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Управдом-7» (ИНН <***>, ОГРН <***>) денежную сумму (астрент) на случай неисполнения решения суда в размере 5 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со дня, следующего за истечением трехдневного срока после вступления решения суда в законную силу и до фактического исполнения решения суда в полном объеме, а также 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины и 20 000 руб. судебных издержек, понесенных в связи с оплатой юридических услуг.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Омской области разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья Е.В. Малыгина