АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
30 марта 2012 года
№ дела
А46-2120/2012
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 30 марта 2012 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём Хабаровой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Цветнополье» (ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации права собственности ЗАО «Цветнополье» на жилой дом, расположенный по адресу: <...>, и обязании произвести государственную регистрацию права собственности,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя – ФИО1 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ), действующего по доверенности от 14.02.2011; после перерыва – ФИО2 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ), действующего по доверенности от 23.06.2010;
от заинтересованного лица – ФИО3 (удостоверение № 033254), действующей по доверенности от 21.12.2011 № 238,
У С Т А Н О В И Л:
Закрытое акционерное общество «Цветнополье» (далее - ЗАО «Цветнополье», заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации права собственности ЗАО «Цветнополье» на жилой дом, расположенный по адресу: <...>.
В обоснование требований Общество указало, что право собственности на вышеуказанный жилой дом ЗАО «Цветнополье» в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области зарегистрировано не было.
15.11.2011 Управление ФРС по Омской области уведомило ЗАО «Цветнополье» о приостановлении государственной регистрации за регистрационным номером 55-55-02/017/2011-773 права собственности на жилой дом по заявлению конкурсного управляющего ЗАО от 18.10.2011 по тем основаниям, что для регистрации права собственности на жилой дом Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области требуются документы об отводе земельных участков в колхозе им. Ленина под жилищное строительство.
Заявитель отмечает, что согласно статье 93 ГК РСФСР (в редакции 1964 года) собственность в РСФСР делилась на государственную (общенародную) собственность, колхозно-кооперативную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций и личную.
В силу статей 99, 100 ГК РСФСР колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями). Право распоряжения имуществом, составляющим собственность колхозов, принадлежало исключительно им самим. Собственностью колхозов являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
В соответствии с действовавшим в 1980 году законодательством государственная регистрация права собственности юридического лица на объекты недвижимого имущества не требовалась.
В силу статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившего в силу 31 января 1998 года, права на недвижимость, возникшие до момента вступления в силу названного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в порядке, введённом этим законом.
Регистрация таких прав производится по желанию их обладателей. При этом из пункта 1 названной статьи следует, что ранее возникшие права признаются юридически действительными независимо от того, осуществлялась ли их государственная регистрация в порядке, действовавшем в отдельных субъектах Российской Федерации.
Заявленный жилой дом, как указывает Общество, находился в собственности Колхоза имени Ленина Одесского района.
Основания для приостановления государственной регистрации прав предусмотрены статьёй 19 Закона о государственной регистрации. Учитывая, что право собственности на жилой дом возникло у ЗАО «Цветнополье» до момента вступления в силу Закона о государственной регистрации, оно, как считает Общество, признаётся юридически действительным и для его регистрации не требуется предоставления документов, как для вновь возведённого объекта.
В этой связи заявитель считает действия регистрирующего органа незаконными и нарушающими права заявителя.
Управление представило суду письменный отзыв в порядке статьи 131 АПК РФ, в котором указало, что не согласно с заявленными требованиями.
В судебном заседании заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования и просил признать незаконными действия по приостановлению государственной регистрации права собственности ЗАО «Цветнополье» на жилой дом, расположенный по адресу: <...>, а также обязать произвести государственную регистрацию права собственности.
Заинтересованное лицо в судебном заседании высказалось согласно представленному отзыву.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14 сентября 2010 года по делу № А46-3405/2010 ЗАО «Цветнополье» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим ЗАО «Цветнополье» назначена ФИО4
По мнению заявителя, ЗАО «Цветнополье» на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <...>. Данный факт Общество подтверждает актом приёмки в эксплуатацию законченного строительства объекта государственной приёмочной комиссии от 19 декабря 1980 года, выданным Колхозу имени Ленина Одесского района, правопреемником которого является ЗАО «Цветнополье».
18.10.2011 конкурсный управляющий ЗАО обратилась в Азовское отделение УФРС по Омской области с заявлением, зарегистрированным за номером 02/017/2011 -773, для регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...>.
15.11.2011 Управление ФРС по Омской области уведомило ЗАО «Цветнополье» о приостановлении государственной регистрации за регистрационным номером 55-55-02/017/2011-773 права собственности на жилой дом по тем основаниям, что для регистрации права собственности на жилой дом Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области требуются документы об отводе земельных участков в колхозе им. Ленина под жилищное строительство.
Считая действия по приостановлению регистрации незаконными и нарушающими права Общества, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришёл к выводу, что требования Общества не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, совершения действия, возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемые акт, решения, совершили оспариваемые действия или бездействие (часть 3 статьи 189, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий органов и должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого действия и устанавливает: 1) их соответствие закону или иному нормативному правовому акту; 2) наличие полномочий у органа или лица, которые совершили действие; 3) нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
По положениям статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 2 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 указанного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.
Статьёй 17 Закона о регистрации установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество к числу которых отнесены: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
По положениям статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как определено пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона о регистрации в указанных в пункте 1 статьи 19 случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.
Судом установлено, что 18.10.2011 в Азовский отдел Управления обратилось ЗАО «Цветнополье» в лице конкурсного управляющего ФИО4 за государственной регистрацией права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Омская область, Азовский немецкий национальный район, <...>. При этом на государственную регистрацию представлены только: заявление, платёжное поручение, кадастровый паспорт здания, справка о вводе жилых домов, акт приёмки в эксплуатацию, решение Арбитражного суда Омской области от 14.09.2010.
В качестве правоустанавливающего документа представлен акт приёмки в эксплуатацию законченного строительством объекта государственной приёмочной комиссией от 19.12.1980.
15.11.2011 государственная регистрация приостановлена сроком на один месяц (до 15.12.2011) на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) ввиду наличия сомнений в основаниях для проведения государственной регистрации.
На момент вынесения решения суда срок приостановления истёк, государственная регистрация приостановлена на основании п. 3 ст. 19 Закона о регистрации по заявлению ЗАО «Цветнополье» в связи с оформлением права собственности и подачи документов в Азовский районный суд Омской области.
В соответствии со ст. 13 Закона о регистрации при поступлении документов на государственную регистрацию проводится правовая экспертиза, которая заключается в установлении отсутствия оснований для отказа либо приостановления, предусмотренных ст.ст. 19, 20 Закона о регистрации. Проведение государственной регистрации возможно исключительно при отсутствии указанных оснований.
В силу статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Согласно пунктам 6, 7 Методических рекомендаций о порядке осуществления государственной регистрации прав на создаваемые, созданные и реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных приказом Росрегистрации от 08.06.2007 № 113, при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества государственному регистратору рекомендуется удостовериться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности (п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ). Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
ЗАО «Цветнополье» на государственную регистрацию представило акт приёмки в эксплуатации от 19.12.1980. При этом суд отмечает, что согласно названному документу приёмочная комиссия произвела приёмку домов №58, 60, 67, 54, 56. В акте даже не отмечен населённый пункт. Указанный акт не содержит и иных характеристик объектов недвижимого имущества, позволяющих однозначно установить, какой именно объект введён в эксплуатацию.
Заявителем представлена справка от 18.10.2011, подписанная конкурсным управляющим, о соответствии строительных номеров жилых домов ныне существующим адресам, в которой отмечено, что дом №60 имеет в настоящий момент адрес: улица Молодежная 22, с. Цветнополье. При этом, не ясно улица 22-я Молодежная или Молодёжная, дом 22. Никакими иными доказательствами это обстоятельство не подтверждено. В акте указана дата ввода в эксплуатацию - декабрь 1980 год, отражено, что работы начаты в сентябре 1980 года.
Суд обращает внимание, что в представленном Обществом кадастровом паспорте на объект недвижимого имущества год ввода в эксплуатацию указан 1978, а не 1980, при этом отмечено, что объектом является жилой дом в Азовском ННМР в <...>, литера А, хотя в заявлении Общество просило зарегистрировать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Омская область, Азовский немецкий национальный район, <...>
Суд принял во внимание, что органами прокуратуры неоднократно проводились проверки соблюдения Управлением требований действующего законодательства по жалобам жителей с. Цветнополье и с. Роза-Долина Азовского немецкого национального района Омской области на действия конкурсного управляющего ЗАО «Цветнополье» по продаже жилых домов. В ходе проверок прокуратурой выявлены нарушения действующего законодательства, в том числе и по причине отсутствия землеотводных документов, в адрес Управления были внесены представления. Указанное обстоятельство было учтено при проведении правовой экспертизы.
В частности, в приобщённом к материалам дела представлении прокурора района от 25.11.2011 №7-04-2011 отмечено, что ситуация с регистрацией домов по заявлению конкурсного управляющего является общественно значимой, затрагивает интересы жителей с. Цветнополье, проживающих в домах, выставляемых затем на продажу конкурсным управляющим ЗАО «Цветнополье» ФИО4 Названным жителям грозит массовое выселение без предоставления иных жилых помещений.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, у регистрирующего органа возникли обоснованные сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав, а значит, приостановление регистрации не противоречит закону.
С учётом изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
По положениям части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы, к которым согласно статье 101 АПК РФ отнесена государственная пошлина.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая отказ в удовлетворении требований заявителя, судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат отнесению по правилам статьи 110 АПК РФ на Общество.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных закрытым акционерным обществом «Цветнополье» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 646884, <...>) требований отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Цветнополье» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 646884, <...>) в связи с ранее предоставленной отсрочкой в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
Судья В.И. Чернышёв