АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
14 декабря 2009 года
№ дела
А46-21318/2009
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14 декабря 2009 года
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ильиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Новорождественское»
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области)
при участии в деле в качестве третьего лица ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» в лице Омского филиала
о признании незаконными действий и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 03.12.2009, паспорт гражданина РФ), ФИО1 (паспорт гражданина РФ, приказ об избрании директором общества),
от заинтересованного лица – ФИО2 (доверенность от 22.11.2009 № 54, удостоверение № 212),
от ФГУП «ФКЦ «Земля» – не явились, сторона извещена надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Новорождественское» (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту – Управление, заинтересованное лицо). В названном заявлении Общество просило:
1. признать незаконными действия Управления по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0022 площадью 183450000 кв.м., местонахождение которого установлено относительно Новорождественская с/а, с. Новорождественка в Исилькульском районе с кадастровой стоимостью 548 478 810 руб. 00 коп.
2. в качестве устранения допущенных нарушений прав заявителя обязать Управление исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0022.
В обоснование заявленных требований Общество указало на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0022 была определена Управлением в соответствии с не подлежащими применению в данном случае Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, путём умножения среднего для муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.
О нарушении своих прав заявитель узнал из письма Управления Роснедвижимости по Омской области от 17.07.2009 № 06-05/1245, согласно которому при выполнении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области в 2007 году земельный участок с кадастровым номером 55:06:000000:0022 не вошёл в перечень объектов оценки ввиду отсутствия его в перечне земельных участков, утверждённом Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 175-п (в отношении которых были утверждены результаты государственной кадастровой оценки в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области).
При заполнении налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год ЗАО «Новорождественское» применило сведения о кадастровой стоимости земельных участков на территории районов Омской области по состоянию на 01.01.2008, размещённые на странице официального сайта Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет, что не противоречит законодательству.
Как следует из указанной страницы, кадастровая стоимость принадлежащего ЗАО «Новорождественское» на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 55:06:00 00000022 составляет 185 853 195, 00 рублей.
19.05.2009 ЗАО «Новорожественское» представило уточнённую налоговую декларацию по земельному налогу за 2008 год в Межрайонную ИФНС России № 3 по Омской области. После этого налоговой инспекцией в период с 19.05.2009 по 29.07.2009 была проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, в результате которой был составлен акт камеральной налоговой проверки за № 2620, датируемый 29.07.2009, в котором указывалось, что кадастровая стоимость земельного участка с присвоенным кадастровым номером 55:06:000000:22 составляет 548 478 810 рублей 00 коп.
В период с 13.07.2009 по 15.07.2009 ЗАО «Новорождественское» обращалось к Главе Администрации Исилькульского муниципального района Омской области ФИО3 с просьбой оказать содействие в решении вопроса о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ЗАО «Новорождественское».
24.07.2009 из Администрации Исилькульского муниципального района Омской области заявителем был получен ответ с приложением письма Управления Роснедвижимости по Омской области от 17.07.2009 и кадастровой выписки о земельном участке от 03.02.2009, из которых заявителю стала известна кадастровая стоимость земельного участка и порядок её определения.
Следовательно, датой, с которой ЗАО «Новорождественское» стало известно о совершении заинтересованным лицом оспариваемых действий, следует считать 24.07.2009, что свидетельствует о соблюдении заявителем срока на обращение в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Для ранее сформированных и учтённых в установленном порядке земельных участков были утверждены индивидуальные показатели кадастровой стоимости, однако в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0022 этого сделано не было.
Таким образом, по мнению заявителя, заинтересованное лицо внесло в Государственный земельный кадастр (в настоящее время ГКН) сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0022 без законных оснований.
Кроме этого, по мнению заявителя, установленный Управлением Роснедвижимости Омской области размер кадастровой стоимости земельного участка не отражает фактическое состояние земель, поскольку находящиеся в собственности ЗАО «Новорождественское» земли имеют более низкий бонитет по сравнению с землями других хозяйств района. В подтверждение данного довода заявитель ссылается на письмо Омского филиала ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» от 11.09.2009 № 05-09/83.
В ходе производства по делу заявителем также представлены в материалы дела дополнительные доводы и пояснения по существу спора.
Управление Роснедвижимости по Омской области в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) представило письменный отзыв на заявление. При этом отмеченная в отзыве позиция заинтересованного лица сводится к тому, что земельный участок с кадастровым номером 55:06:000000:22 не являлся объектом государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области, проведённой в 2007 году. Следовательно, применению подлежали Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённые приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 2.1.1. отмеченных Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтённого земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), отнесённого настоящими Методическими указаниями к первой-шестой группам кадастровая стоимость определяется путём умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка. Как считает заинтересованное лицо, земельный участок заявителя являлся ранее учтённым и не включенным в состав инвентаризационной описи.
Средний уровень кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Омской области, в частности - по Исилькульскому муниципальному району, утверждён постановлением Правительства Омской области № 175-П от 19.12.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области».
Следовательно, расчёт кадастровой стоимости земельного участка имеет следующий вид: 183450000 кв.м. х 2,9898 руб./кв.м. = 548 478 810 руб.
Как полагает заинтересованное лицо, данная кадастровая стоимость была рассчитана и внесена в государственный кадастр недвижимости 11.02.2009 после выявления названного земельного участка при обращении землепользователя в орган кадастрового учёта.
Таким образом, по мнению Управления Роснедвижимости по Омской области, действия по определению кадастровой стоимости земельного участка и по дальнейшему её внесению в сведения государственного кадастра недвижимости являются законными, а требования заявителя не подлежат удовлетворению в полном объёме.
Омским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» представлен письменный отзыв на заявление в порядке статьи 131 АПК РФ, в котором указано, что Омским филиалом ФКЦ «Земля» работы по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения в Исилькульском районе проводились на основании контракта № 21/07-зем от 24.09.2007, дополнительного соглашения № 1 от 28.09.2007, заключённого с Управлением Роснедвижимости по Омской области.
Составление перечня земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения осуществлялось Омским филиалом ФКЦ «Земля» и включало следующие действия:
1. Получение в Управлении Роснедвижимости по Омской области
кадастровых планов (далее - КПТ) кадастровых кварталов для расчёта
кадастровой стоимости земельных участков;
2. Анализ предоставленных Заказчиком материалов на предмет их
возможности для использования в целях государственной кадастровой
оценки земель, распределение объектов оценки по группам видового
использования.
По кварталу 55:06:000000 сведений в виде кадастровых планов Управлением Роснедвижимости по Омской области не представлено.
Одной из причин возможного отсутствия сведений о земельном участке в предоставленных КПТ могло быть отсутствие в кадастре по состоянию на дату оценки сведений о принадлежности участка к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Заявителем в порядке статьи 49 АПК РФ уточнены требования в части указания на то, что оспариваемые действия Общество просит признать незаконными с момента совершения, что отражено в протоколе судебного заседания от 14.12.2009.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточнённые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнениях к нему.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования заявителя не признал и просил в их удовлетворении отказать по основаниям, отражённым в отзыве.
Представитель Омского филиала ФГУП «ФКЦ «Земля», извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении дела не заявил, просил рассмотреть дело без его участия, что позволило суду с учётом требований части 3 статьи 200 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Закрытое акционерное общество «Новорождественское» зарегистрировано в качестве юридического лица 31.03.1998 Администрацией Исилькульского района Омской области за основным государственным регистрационным номером 1025501577353, о чём выдано свидетельство серии 55 № 001757649.
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:06:000000:0022 площадью 183450000 кв.м., относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, местоположение которого установлено относительно Новорождественская с/а, с. Новорождественка в Исилькульском районе Омской области.
Право собственности правопредшественника заявителя (АО «Новорождественское») на указанный земельный участок подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй № 134 от 27.07.1993, согласно которому решением Администрации Исилькульского района № 308 от 08.07.1993 землепользователю предоставлен земельный участок для сельхозпроизводства.
В кадастровой выписке о земельном участке, выданной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 03.02.2009 № 5506/02/09-17, имеются сведения о кадастровой стоимости земельного участка, которая составляет 548 478 810 руб. Также в выписке отражено, что датой внесения номера земельного участка в государственный кадастр недвижимости является 15.06.2005.
Считая, что действия Управления Роснедвижимости по внесению в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0022 в указанной сумме являются незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормативным правовым актом, регулирующим сферу правоотношений, связанных с государственной кадастровой оценкой земель, имеющим в сравнении с иными нормативными правовыми актами, действующими в этой сфере, большую юридическую силу, является Земельный кодекс РФ (ЗК РФ).
По положениям пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
Во исполнение данного законоположения Правительством Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу пункта 2 Правил Правила проведения государственной оценки земель от 08.04.2000 № 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Пунктом 10 Правил проведения государственной оценки земель правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения определён Методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения (далее - Методические рекомендации), утверждёнными Приказом Минэкономразвития России от 01.07.2005 № 145.
В силу пункта 1.2. названных Методических рекомендаций государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится по шести группам земель, выделяемым по функциональному назначению и особенностям формирования рентного дохода в сельскохозяйственном производстве.
Как устанавливает пункт 1.3. Методических рекомендаций, государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения включает определение удельных показателей кадастровой стоимости каждой из шести групп земель и определение кадастровой стоимости земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями в целях реализации положений статьи 79 «Особенности использования сельскохозяйственных угодий» Земельного кодекса Российской Федерации.
По положениям пункта 3 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки», утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215, государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам РФ.
В соответствии с пунктами 3.2.6, 3.3.1 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 30.12.2004 № П/119, к функциям Управления Роснедвижимости по Омской области относится организация ведения государственного земельного кадастра, проведение государственной кадастровой оценки земель.
Пункты 6.2, 9.9, 11.5 и приложение № 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Административный регламент), утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 №215, содержат положения о том, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 6.2. Административного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 Административного регламента).
Судом установлено, что земельный участок заявителя в названный перечень Управлением Роснедвижимости по Омской области включен не был по причинам, которые заинтересованное лицо назвать затруднилось.
Пунктом 9 Правил Правила проведения государственной оценки земель от 08.04.2000 № 316 определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (в настоящее время - государственный кадастр недвижимости).
При этом экономические характеристики земельных участков могут быть внесены в кадастр только при условии выполнения всех требований по определению кадастровой стоимости земельных участков, установленных действующим законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 9.9 Регламента от 28.06.2007 № 215 сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель; руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ (пункт 11.1 Регламента от 28.06.2007 № 215).
Пунктом 11.2 Регламента от 28.06.2007 № 215 предусмотрено, что перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту РФ осуществляет проверку соответствия утверждённых органом исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение.
Согласно пункту 11.4 Регламента от 28.06.2007 № 215 Управление Роснедвижимости по субъекту РФ в срок не более месяца с даты окончания проверки обеспечивает внесение в государственный земельный кадастр тех сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), которые соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение.
Во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, пунктов 35, 36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» Правительство Омской области постановлением № 175-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области» утвердило:
- результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области на 1 января 2007 года согласно приложению № 1 к настоящему постановлению;
- удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Омской области согласно приложению № 2 к настоящему постановлению;
- средний уровень кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Омской области согласно приложению № 3 к настоящему постановлению.
В судебном заседании представитель Управления Роснедвижимости по Омской области не отрицал, что земельный участок заявителя не являлся объектом государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области, проведённой в 2007 году, в приложении № 1 (результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области на 1 января 2007 года) постановления Правительства Омской области № 175-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области» названный участок отсутствует. Также отметил, что названный участок являлся ранее учтённым. В этой связи, как полагает заинтересованное лицо, правовым основанием для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:22 в размере 548 478 810 рублей является именно пункт 2.1.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222.
По положениям пункта 1.2. Методических указаний они (указания) применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка при упорядочении его границы;
- изменения вида разрешённого использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определённой категории земель;
- выявления ранее учтённых земельных участков, не включённых в состав инвентаризационной описи (далее - ранее учтённых земельных участков).
При таких обстоятельствах суд соглашается с мнением ЗАО «Новорождественское», что употребляемый в пункте 2.1.1. термин «ранее учтённые земельные участки» согласно абзацу 6 пункта 1.2. Методических указаний является сокращением другого термина - «ранее учтённые земельные участки, не включённые в состав инвентаризационной описи».
При рассмотрении настоящего дела, как полагает суд, определяющим является то, что применение пункта 2.1.1. Методических указаний возможно только при одновременном наличии двух условий: во-первых, земельный участок должен быть ранее учтённым земельным участком, и, во-вторых, земельный участок должен быть не включён в состав инвентаризационной описи.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 15.06.2001 № П/119 утверждён Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района (далее - Порядок ведения реестра земель). Как следует из пункта 2.1.2 названного Порядка (Раздел «Земельные участки»), внесение сведений о ранее учтённых земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтённых земельных участках (ГЗК-1-Т.Р-11-02-01), утверждённых Росземкадастром 10.04.2001 (далее - Указания). Эти Указания устанавливают технические правила подготовки и оформления территориальными органами Росземкадастра сведений о земельных участках, кадастровый учёт которых проводился до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
В силу пункта 1.1. Указаний отражение сведений о ранее учтённых земельных участках в государственном реестре земель кадастрового района (ГРЗ КР) и на дежурной кадастровой карте является подготовительной работой к кадастровому учёту земельных участков и проводится с целью:
- обеспечения проверки представленных документов о межевании на соответствие данным государственного земельного кадастра;
- обеспечения уникальности кадастровых номеров, присваиваемых земельным участкам при их кадастровом учёте.
Как установлено пунктом 1.2. Указаний, подготовка сведений о ранее учтённых земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтённых земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала (далее - инвентаризационная опись).
Инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтённых земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале (далее - инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело (пункт 1.3. Указаний).
В силу пункта 4 Указаний после подписи составителем и утверждения руководителем райгоркомзема оригинала описи изготавливается второй экземпляр - копия. Подлинник описи хранится в рай(гор)комземе, заверенная копия описи передаётся в орган кадастрового учёта для дальнейшей работы. Передача описи оформляется актом приёма - передачи.
Из приведённых норм суд заключает, что составление инвентаризационной описи предшествует включению сведений об участке в кадастр.
Таким образом, под ранее учтёнными земельными участками, не включёнными в состав инвентаризационной описи, по мнению суда, следует понимать земельные участки, кадастровый учёт которых проводился до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (дата вступления в силу – 03.07.2000), и сведения о которых в государственном кадастре отсутствуют.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 03.02.2009 № 5506/02/09-17, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости является 15.06.2005. Согласно примечанию 4 к форме кадастровой выписки о земельном участке, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.03.2008 № 66 «Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории», в графе строки 6 «Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости» указываются дата открытия подраздела - в отношении земельных участков, учтённых по правилам Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», либо дата утверждения документа, подтверждающего право на земельный участок, в отношении земельных участков, учтённых до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
Согласно пунктам 5, 5.1 Порядка ведения реестра земель открытие подраздела относится к технологическим процедурам ведения государственного реестра земель кадастрового района и осуществляется при принятии должностным лицом оформленного в письменной форме решения:
- о постановке на кадастровый учёт вновь сформированного земельного участка;
- о внесении в государственный реестр земель кадастрового района сведений о ранее учтённом земельном участке.
Таким образом, поскольку 15.06.2005 представляет собой дату открытия подраздела, то сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:06:000000:22 были внесены в государственный земельный кадастр, как считает суд, не позже 15.06.2005, а не 11.02.2009 года, как указывает в своём отзыве Управление. Точную дату совершения оспариваемых действий представитель заинтересованного лица после приведения заявителем данных аргументов назвать затруднился.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суду заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 55:06:000000:22 не был включен в состав инвентаризационной описи, копия которой в силу приведённых выше норм передаётся в орган кадастрового учёта.
При таких обстоятельствах, Управление не представило в суд доказательств, свидетельствующих о законности применения для определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:22 Методических указаний, а значит действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в сумме 548 478 810 руб. 00 коп. земельного участка с кадастровым номером 55:06:00 00 00:0022 площадью 183450000 кв.м., относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, местоположение которого установлено относительно Новорождественская с/а, с. Новорождественка в Исилькульском районе являются незаконными с момента их совершения.
По мнению суда, не является состоятельной ссылка заинтересованного лица на Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», якобы предписывающий в рассматриваемой ситуации обращаться именно к пункту 2.1.1. отмеченных ранее Методических указаний.
Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтённом в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учётом недвижимого имущества (далее - кадастровый учёт) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о таком недвижимом имуществе.
В соответствии с названным Федеральным законом осуществляется кадастровый учёт, в том числе, и земельных участков.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Как установлено статьёй 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее - орган кадастрового учёта).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При этом сведения, указанные в пунктах 8 и 9 части 2 статьи 7 отмеченного Федерального закона, вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, если в соответствии с частью 10 указанной статьи иное не установлено Правительством Российской Федерации.
По положениям статьи 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» («Ранее учтённые объекты недвижимости») государственный кадастровый учёт или государственный технический учёт объектов недвижимости, осуществлённые в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учётом определённых статьёй 43 настоящего Федерального закона особенностей, признаётся юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтёнными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтённые объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учёт которых не осуществлён, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтёнными объектами недвижимости.
Землеустроительная документация, включённая в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, документы государственного земельного кадастра, а также технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учёта и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.
Сведения о ранее учтённых объектах недвижимости с учётом предусмотренного статьёй 7 отмеченного Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу части 6 статьи 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», если на день получения предусмотренного статьёй 14 этого Федерального закона запроса сведения и документы о ранее учтённом земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учёта в установленный частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьёй порядке.
По положениям части 7 статьи 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтённом объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учёта документации о таком ранее учтённом объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учёта на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, и (или) документов, подтверждающих ранее осуществлённый государственный учёт указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учёта по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учёта по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учёта указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данные правовые нормы не опровергают ранее изложенные выводы суда.
Также суд считает необходимым указать, что заинтересованным лицом не соблюдена и процедура внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр, определённая Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222.
В частности, пункт 1.3. Методических указаний устанавливает, что кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2. Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
Как предусмотрено пунктом 1.4. Методических указаний, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей.
По положениям пункта 1.5. Методических указаний акт определения кадастровой стоимости земельных участков оформляется для земельных участков в пределах одного кадастрового квартала.
Следовательно, при применении пункта 2.1.1. Методических указаний сведения в кадастр могут быть внесены лишь после отражения в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков и удостоверения должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учётных кадастровых записей.
Как следует из материалов дела, Акт определения кадастровой стоимости земельного участка заявителя утверждён только 11.02.2009, в то время как из имеющейся в материалах дела кадастровой выписки от 03.02.2009 видно, что действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в сумме 548 478 810 руб. 00 коп. земельного участка с кадастровым номером 55:06:00 00 00:0022 площадью 183450000 кв.м., относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, местоположение которого установлено относительно Новорождественская с/а, с. Новорождественка в Исилькульском районе, совершены ранее 11.02.2009.
Это позволяет суду прийти к выводу о том, что оспариваемые действия заинтересованного лица противоречат приведённым нормам права.
В соответствии со статьями 7, 14, 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ землепользователь имеет право обладать достоверной информацией о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка. Внесение указанных сведений в кадастр с нарушением закона влечёт недостоверность указанной информации, что нарушает названное право заявителя.
Учитывая установление статьями 388, 390 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности землепользователя по исчислению и уплате земельного налога, рассчитываемого из кадастровой стоимости земельного участка, определяемой в соответствии земельным законодательством, действия Управления нарушают права и законные интересы общества, связанные с исчислением и уплатой законно установленного земельного налога.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действия незаконным.
При таких обстоятельствах действия заинтересованного лица по внесению в ГЗК (ГКН) кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0022 в сумме 548 478 810 руб. 00 коп. признаются судом незаконными.
При этом суд находит подлежащим удовлетворению и требование заявителя об устранении нарушения его прав и законных интересов путём возложения на Управление Роснедвижимости обязанности исключить из ГКН сведения о кадастровой стоимости в сумме 548 478 810 руб. 00 коп. земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0022 площадью 183450000 кв.м., относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, местоположение которого установлено относительно Новорождественская с/а, с. Новорождественка в Исилькульском районе.
Доводы заинтересованного лица подлежат отклонению на основании приведённых норм права.
При принятии решения и определении кадастра, из которого следует исключать сведения, суд учитывает, что Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» признан утратившим силу в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
При обращении в суд с заявлением Обществом по платёжному поручению № 260 от 28.09.2009 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 НК РФ.
По положениям части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы, к которым согласно статье 101 АПК РФ отнесена государственная пошлина.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При таких обстоятельствах расходы, понесённые Обществом по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., подлежат взысканию в его пользу с Управления Роснедвижимости по Омской области как со стороны по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 110, статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Заявление Закрытого акционерного общества «Новорождественское» удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в сумме 548 478 810 руб. 00 коп. земельного участка с кадастровым номером 55:06:00 00 00:0022 площадью 183450000 кв.м., относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, местоположение которого установлено относительно Новорождественская с/а, с. Новорождественка в Исилькульском районе, с момента их совершения, как не соответствующие: Земельному кодексу РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки», утверждённому Приказом Министерства экономического развития РФ от 28.06.2007 № 215, Методическим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утверждённым Приказом Минэкономразвития России от 01.07.2005 № 145, Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённым Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222.
Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 548 478 810 руб. 00 коп. земельного участка с кадастровым номером 55:06:00 00 00:0022 площадью 183450000 кв.м., относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, местоположение которого установлено относительно Новорождественская с/а, с. Новорождественка в Исилькульском районе Омской области.
Взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (644043, <...>) в пользу Закрытого акционерного общества «Новорождественское» (646014, <...>), государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную при подаче заявления в арбитражный суд по платёжному поручению № 260 от 28.09.2009.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
Судья В.И. Чернышёв
Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru