ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-21679/08 от 22.12.2008 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Омск дело № А46-21679/2008

29 декабря 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2008 года.

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2008 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Глазкова О.В.,

при ведении протокола судебного заседания и. о секретаря судебного заседания Шитовой А.М.,

рассмотрев 22.12.2008 в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Афина» города Омска к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Омской области о признании незаконным и отмене решения от 08.08.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица, решения об оставлении без рассмотрения уведомления формы № 15003, изложенного в письме от 08.08.2008 № 05-11/28997 и обязания устранить допущенные нарушения,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, представившей доверенность от 18.12.2008 № 01-11, сроком действия до 31.03.2009, паспорт <...>;

от заинтересованного лица – ФИО2, представившей доверенность от 10.01.2008 № 03-22/1, сроком действия до 31.12.2008, удостоверение УР 338850; ФИО3, представившей доверенность от 10.01.2008 № 03-22/4, сроком действия до 31.12.2008, удостоверение УР 339596, ФИО4, представившей доверенность от 19.12.2008, сроком действия от 31.12.2008, удостоверение УР 339789.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Афина» города Омска (далее по тексту – заявитель, общество, ООО ЮФ «Афина») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Омской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, регистрирующий орган, налоговый орган, МИФНС России № 12 по Омской области) о признании незаконным и отмене решения от 08.08.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица, решения об оставлении без рассмотрения уведомления формы № 15003, изложенного в письме от 08.08.2008 № 05-11/28997 и обязания устранить допущенные нарушения.

В ходе судебного разбирательства по делу заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) уточнил заявленное требование, попросив суд признать незаконным решение от 08.08.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица, решение об оставлении без рассмотрения уведомления формы № 15003, изложенного в письме от 08.08.2008 № 05-11/28997 и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В открытом судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении и дополнениях к нему, представители налогового органа требования ООО ЮФ «Афина»не признали, настаивая на законности и обоснованности оспариваемых ненормативных правовых актов.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил, что 25.03.2008 единственным учредителем (участником) ООО ЮФ «Афина» ФИО5 было принято решение № 4 о ликвидации общества, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ) была внесена соответствующая запись и выдано свидетельство серии 55 № 003037200. Названным решением № 4 ликвидатором ООО ЮФ «Афина» была назначена ФИО5, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ и выдано свидетельство серии 55 № 003071272 от 06.05.2008.

18.07.2008 решением участника общества были утверждены промежуточный и ликвидационный баланс общества, в связи с чем 19.07.2008 ликвидатором ООО ЮФ «Афина» в МИФНС России № 12 по Омской области были направлены уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса формы 15003 и промежуточный ликвидационный баланс, а также заявление формы № Р16001, ликвидационный баланс, копия описи вложения в ценное письмо о направлении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска (далее по тексту – УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска) письма со сведениями о застрахованном лице, документов формы АДВ-6-1, сведений формы СЭВ-4-2 и документ об уплате государственной пошлины,

01.08.2008 налоговый орган отметкой в уведомлении о составлении промежуточного ликвидационного баланса формы 15003 и распиской о получении названных документов подтвердил их получение.

МИФНС России № 12 по Омской области 08.08.2008, рассмотрев представленные документы, приняла решение об оставлении без рассмотрения уведомления формы № 15003, изложенное в письме № 05-11/28997 и решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документов, а именно отсутствует промежуточный и ликвидационный баланс, поскольку представленные документы не утверждены учредителем, составлены и подписаны не уполномоченным лицом, отсутствуют сведения о наличии задолженности по уплате налогов и сборов в сумме 197 руб. 16 коп. (справка Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу города Омска от 01.08.2008), отсутствует документ об уплате государственной пошлины, поскольку государственная пошлина уплачена не обществом, а физическим лицом ФИО5 (квитанция СБ РФ от 18.07.2008), не представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений.

Не согласившись с названными решениями налогового органа, полагая, что они не соответствуют нормам действующего зако­нодательства, нарушают его права и законные интересы общество обра­тилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Суд находит заявленные ООО ЮФ «Афина» требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Пунктом 4 статьи 22 Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 названного Закона, согласно которому должны быть представлены: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Данный перечень является исчерпывающим.

В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов.

Из материалов дела следует, что основанием для оставления без рассмотрения уведомления формы № 15003 и отказа в государственной регистрации ликвидации Общества явилось указание налогового органа на то, что Обществом не представлены: промежуточный и ликвидационный баланс, поскольку представленные документы не утверждены учредителем, составлены и подписаны не уполномоченным лицом, отсутствуют сведения о наличии задолженности по уплате налогов и сборов в сумме 197 руб. 16 коп. (справка Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу города Омска от 01.08.2008), отсутствует документ об уплате государственной пошлины, поскольку государственная пошлина уплачена не обществом, а физическим лицом ФИО5 (квитанция СБ РФ от 18.07.2008), не представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений.

Однако, согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться физические лица, в том числе конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно пункту 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Поскольку из материалов дела следует и не было оспорено налоговым органом по существу, что ФИО5 является единственным учредителем (участником) и ликвидатором ООО ЮФ «Афина», а так же учитывая, что представленное налоговым органом в материалы дела заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией (ООО ЮФ «Афина») содержит подпись уполномоченного лица (ФИО5), подлинность которой засвидетельствована в нотариальном порядке, промежуточный и ликвидационный баланс утверждены учредителем (ФИО5), составлены и подписаны так же названным лицом, ссылка налогового органа на то, что промежуточный и ликвидационный баланс общества не утверждены учредителем, составлены и подписаны не уполномоченным лицом, судом отклоняется.

Доводы налогового органа основанные на том, что на момент обращения заявителя в налоговый орган с вышеуказанными документами задолженность общества по уплате налогов и сборов составляла 197 руб. 16 коп., а государственная пошлина уплачена не обществом, а физическим лицом ФИО5, судом не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 № 41-О положения пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

Из материалов дела следует и не было оспорено налоговым органом по существу, что в адрес общества налоговым органом было направлено требование об уплате налога, пени, штрафа № 55438 по состоянию на 27.06.2008, согласно которому обществу было предложено уплатить пени в сумме 174 руб. 68 коп.

При этом доказательств подтверждающих, что на момент обращения общества в налоговый орган с вышеуказанным заявлением о ликвидации какие либо иные требования со стороны налогового органа, либо иных кредиторов были предъявлены ликвидатору, в связи с чем общество должно было включить задолженность в промежуточный и соответственно в ликвидационный баланс общества налоговым органом представлено не было.

Из материалов дела следует, что на основании указанного требования с учетом пояснений налогового органа, полученных ликвидатором до обращения последнего в МИФНС России № 12 по Омской области с вышеуказанным заявлением о ликвидации, задолженность общества по налогам, сборам и пени в общей сумме 196 руб. 73 коп, в том числе пени за несвоевременную уплату единого налога с совокупного дохода в сумме 191 руб. 73 коп. и единого минимального налога в сумме 5 руб. была оплачена, что подтверждается квитанциями СБ РФ от 10.07.2007 № 01 000030 и № 01 000031. Согласно указанным квитанциям произведена оплата пени по требованию № 55438 и единого минимального налога, плательщиком указана ФИО5, которая согласно выписки из ЕГРЮЛ являлась единственным учредителем (участником) ООО ЮФ «Афина» и ликвидатором на момент оплаты названной задолженности общества. При этом форма квитанции в графе «Плательщик (Ф.И.О.)» предусматривает указание фамилии, имени, отчества лица, осуществившего оплату.

Согласно квитанции СБ РФ от 18.07.2007 государственная пошлина была оплачена так же ФИО5, из названной квитанции следует, что платеж в сумме 400 руб. произведен за государственную регистрацию ликвидации юридического лица.

Согласно вышеуказанного определения Конституционного Суда Российской Федерации из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями его главы 4 вытекает, что по своему содержанию оспариваемая норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Как указанно выше ФИО5 согласно выписки из ЕГРЮЛ являлась единственным учредителем (участником) ООО ЮФ «Афина» и ликвидатором на момент оплаты названной задолженности общества и государственной пошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая положения пункта 1 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 33, статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», пунктов 2 и 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации и то обстоятельство, что МИФНС России № 12 по Омской области не было представлено суду доказательств, подтверждающих, что на момент обращения общества в налоговый орган с вышеуказанным заявлением о ликвидации юридического лица, налоговым органом либо иным кредитором к обществу предъявлялись требования, кроме указанного выше требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу города Омска № 55438 по состоянию на 27.06.2008 об уплате пени в сумме 174 руб. 68 коп., суд убежден, что у налогового органа отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемых решений со ссылками на недостоверность сведений указанных заявителем в промежуточном и ликвидационном балансе и отсутствием документа об уплате государственной пошлины.

Суд также находит несостоятельным и довод налогового органа о непредставлении обществом документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пункта 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виду того, что в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска направлены индивидуальные сведения по форме СЭВ-4-2, не утвержденные Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п, а также не представлены в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска сведения по форме № АДВ-11 «Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» и формам № СЗВ-4-1 и № СЗВ-4-2 «Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица», а также информационное письмо, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что наряду с остальными необходимыми для регистрации ликвидации документами заявителем в налоговый орган была представлена опись вложения в ценное письмо, подтверждающая направление заявителем в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска следующих документов: письмо со сведениями о застрахованном лице, опись документов форма АДВ-6-1, индивидуальные сведения форма СЭВ-4-2.

Поскольку единой формы справки, содержащей все необходимые налоговому органу сведения о ликвидируемом юридическом лице, не предусмотрено, суд убежден, что представление таких сведений в произвольной форме не может считаться нарушением.

Отсутствие отметки Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска о принятии от общества перечисленных документов (в том числе в виде уведомления о вручении корреспонденции) не может свидетельствовать о невыполнении заявителем требования подпункта «г» пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При таких обстоятельствах, суд убежден, что у налогового органа отсутствовали законные основания для вынесения решения от 08.08.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица и решения об оставлении без рассмотрения уведомления формы № 15003, изложенного в письме от 08.08.2008 № 05-11/28997, что влечет удовлетворение заявленных обществом требований полностью.

В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Поскольку указанные выше решения является незаконным, суд полагает необходимым, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя, обязать МИФНС России № 12 по Омской области произвести государственную регистрацию юридического лица, в связи с ликвидацией ООО ЮФ «Афина» на основании представленных 18.07.2008 документов.

В виду удовлетворения требований общества, на основании статей 104, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в силу которого с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уплаченная заявителем платежной квитанцией СБ РФ от 20.11.2008 государственная пошлина в сумме 500 руб. взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу, с МИФНС России № 12 по Омской области и в доход федерального бюджета 3 500 руб. судебных расходов в виде государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Афина» города Омска требования к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Омской области о признании незаконным решения от 08.08.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица, решения об оставлении без рассмотрения уведомления формы № 15003, изложенного в письме от 08.08.2008 № 05-11/28997 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя удовлетворить полностью.

Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Омской области от 08.08.2008 об отказе Обществу с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Афина» города Омска в государственной регистрации юридического лица незаконным.

Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Омской области об оставлении без рассмотрения уведомления Общества с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Афина» города Омска формы № 15003, изложенное в письме от 08.08.2008 № 05-11/28997 незаконным.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 12 по Омской области произвести государственную регистрацию юридического лица, в связи с ликвидацией Общества с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Афина» города Омска на основании представленных 18.07.2008 документов.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Омской области, расположенной по адресу: 644010, <...>, в пользу Общества с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Афина» города Омска, расположенного по адресу: 644027, <...>, государственную пошлину в сумме 500 руб., уплаченную при подаче заявления платежной квитанцией СБ РФ от 20.11.2008.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Омской области, расположенной по адресу: 644010, <...>, в доход федерального бюджета 3 500 руб. государственной пошлины.

Решение о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов подлежит немедленному исполнению, вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия, может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья О.В.Глазков