АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск мая 2022 года | № дела А46-21860/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2022 года, полный текст решения изготовлен 18 мая 2022 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Микуцкой А.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шабуниной Д.М., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ИНН 3239348 , ОГРН 5543062072 ) к индивидуальному предпринимателю Бадыгиной Светлане Алексеевне (ИНН 300195148 , ОГРНИП 554326500174 ) о взыскании 111 120 руб. 84 коп.,
в судебном заседании участвуют:
от истца – представитель ФИО2 по доверенности от 30.12.2021 № 205, паспорт, диплом;
от ответчика – представитель ФИО3 по доверенности от 24.11.2021 55 АА № 2664773, паспорт, диплом;
УСТАНОВИЛ:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее – Региональный фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - ИП ФИО1, ответчик) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.09.2014 по 30.09.2021 в сумме 262 368 руб. 65 коп.; а также расходов по оплате государственной пошлины.
Определением от 03.12.2021 указанное исковое заявление принято к производству с дальнейшим рассмотрением дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Омской области от 26.01.2022 произведена замена состава суда, дело передано на рассмотрение судье Микуцкой А.П.
В сроки, установленные в определении от 03.12.2021, ответчик представил отзыв на исковое заявление.
Уточнения судом приняты.
Определением от 01.02.2022 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и назначил предварительное судебное заседание на 15.03.2022.
Определением от 15.03.2022 дело признано подготовленным и назначено к судебному разбирательству.
В судебном заседании 28.04.2022 к материалам дела приобщена справка Фонда, согласно которой ремонт крыши нежилого помещения, принадлежащего ответчику, в рамках капитального ремонта не проводился.
Определением от 28.04.2022 судебное разбирательство отложено на 12.05.2022.
В судебном заседании 12.05.2022 представитель истца поддержал заявленные требования в полном объёме.
Представитель ответчика заявил о необходимости зачета стоимости произведенных последним затрат на самостоятельный ремонт крыши нежилого помещения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
На основании постановления Правительства Омской области от 25.07.2013 № 170-п «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области» сформирован фонд капитального ремонта, размер взноса в спорный период составляет 6 руб. 70 коп. за 1 кв. м. общей площади помещения в месяц.
Как указывает истец, нежилое помещение № 1П площадью 460,7 кв. м., находящееся на первом этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, на праве собственности принадлежит ИП ФИО1, что подтверждается представленной в материалы дела копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
20.10.2016 истцом заключён договор с ООО «Стройсервис» № 2016/158/к, предметом которого являлись работы по капитальному ремонту кровли МКД № 2В по ул. Краснознамённая в г. Омске. В подтверждение факта проведенных работ по указанному договору Региональный фонд представил в материалы дела акты о приемке выполненных работ за 2017 год (КС-2) от 30.01.2017 № 1 и № 2.
Как указывает истец, ответчик взносы на капитальный ремонт общего имущества в данном многоквартирном доме не производил, в связи с чем образовалась задолженность за период с 01.10.2018 по 30.09.2021 в размере 111 120 руб. 84 коп. (с учетом уточнений).
Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов в адрес ответчика направлена претензия от 25.10.2021 № 12/ДЗ/6203 с просьбой погасить задолженность.
Отсутствие действий со стороны ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).
Отношения, возникающие по поводу пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, регулируются жилищным законодательством (статья 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).
По правилам статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ и пунктом 1 стать 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
В статье 39 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с региональной программой капитального ремонта, субъектом Российской Федерации – Омской областью создана специализированная коммерческая организация – Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов (региональный оператор), к функциям которой относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (статья 180 ЖК РФ).
Частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, уплачиваемого собственниками помещений в таких многоквартирных домах, - 6,70 руб./кв. м в месяц установлен постановлением Правительства Омской области от 25.07.2013 № 170-п.
На основе анализа взаимосвязанных положений приведенных выше норм суд приходит к выводу, что ответчик обязан вносить взносы на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.
Ответчик не оспаривая обязанность по оплате взносов на капремонт, заявил о пропуске истцом срока исковой давности; согласно расчету ответчика размер взносов за период с 26.10.2018 по 30.10.2021 составляет сумму 111 120 руб. 84 коп.
В связи с чем истец заявил ходатайство об уточнении требований, просил взыскать долг за период с 01.10.2018 по 30.09.2021 в размере 111 120 руб. 84 коп., исходя из площади нежилого помещения ответчика (460,7 кв. м) и тарифа в размере 6 руб. 70 коп. (размер взноса за капитальный ремонт).
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ИП ФИО1 заявила о проведении в августе 2014 года самостоятельного ремонта кровли над принадлежащим ей нежилым помещением 1П.
В подтверждение указанных доводов в материалы дела представлены копии договора возмездного оказания услуг от 15.08.2014, заключенного с ООО «СтройАлгоритм» на услуги по ремонту кровли строения общей площадью 460,7 кв.м.; акта сдачи-приемки выполненных работ от 24.02.2015; счетов-фактур № 9080001067/18 от 08.09.2017, № 9080001070/18 от 08.09.2017, № 55 от 18.05.2016; товарной накладной № 127 от 18.05.2016.
В ходе судебного разбирательства стороны не оспаривали, что Региональный фонд в 2016 году проводил ремонт кровли спорного МКД за исключением части кровли над нежилым помещением, принадлежащим ответчику.
Довод ответчика о том, что расходы, понесенные предпринимателем на ремонт общедомового имущества, подлежат зачету в счет задолженности по взносам на капитальный ремонт, отклонен судом на основании следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В соответствии со статьей 8 Закона Омской области от 18.07.2013 № 1568-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области» зачет стоимости ранее оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества, предусмотренных региональной программой капитального ремонта (далее - зачет), осуществляется на основании следующих документов:
1) заявление о зачете по форме, установленной органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Омской области в сфере жилищно-коммунального комплекса, содержащее согласие на обработку персональных данных;
2) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение о проведении зачета, а также решение по вопросам, установленным частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) копия договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества;
4) копия утвержденной проектно-сметной документации или сметной документации, если необходимость в подготовке проектной документации отсутствует в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
5) акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества;
6) справки о стоимости выполненных работ и затрат;
7) документы, подтверждающие факт оплаты оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества;
8) реестр платежей каждого собственника помещений в многоквартирном доме за оказанные и (или) выполненные до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества услуги и (или) работы по форме, установленной органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Омской области в сфере жилищно-коммунального комплекса, на бумажном и электронном носителях.
Вышеуказанные документы представляются региональному оператору лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме.
Региональный оператор в течение двадцати рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет их проверку и принимает решение.
При отсутствии оснований для принятия решения об отказе в проведении зачета региональный оператор принимает решение о направлении запроса в орган исполнительной власти Омской области, осуществляющий реализацию основных направлений государственной политики Омской области в сфере жилищно-коммунального комплекса, об инициировании процедуры установления необходимости повторного оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в срок, установленный региональной программой капитального ремонта. Данный запрос направляется в течение 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
Копии решений регионального оператора, направляются лицу, уполномоченному действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, в течение пяти рабочих дней со дня их принятия. В случае принятия решения об отказе в проведении зачета указанное лицо вправе повторно обратиться к региональному оператору после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения.
Орган исполнительной власти Омской области, осуществляющий реализацию основных направлений государственной политики Омской области в сфере жилищно-коммунального комплекса, устанавливает необходимость повторного оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, в порядке, определенном Правительством Омской области, и в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения направляет его копию региональному оператору.
В случае принятия органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Омской области в сфере жилищно-коммунального комплекса, решения об отсутствии необходимости повторного оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, региональный оператор в течение 15 рабочих дней принимает решение о проведении зачета стоимости ранее оказанных услуг и (или) проведенных работ и проводит зачет, а также обеспечивает хранение представленных документов, в течение срока действия региональной программы капитального ремонта.
В рассматриваемом случае предприниматель не обращался в фонд с заявлением о зачете по правилам статьей 8 Закона Омской области от 18.07.2013 № 1568-03, необходимый пакет документов в фонд не представил, что ответчиком не оспаривалось.
В связи с чем правовых оснований для зачета не имеется.
Самостоятельное решение о проведении ремонтных работ не освобождает ответчика от обязанности уплаты взносов.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 № 309-ЭС18-26252, принятого со схожими обстоятельствами дела.
При этом следует отметить, что взыскание спорной суммы с ответчика не препятствует проведению зачета стоимости проведенного ремонта в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками в соответствии с положениями статьи 181 ЖК РФ и Закона Омской области от 18.07.2013 № 1568-03.
Поскольку оплата в размере 111 120 руб. 84 коп.не произведена ответчиком, что не отрицается последним, то исковые требования в указанной сумме являются законными и обоснованными.
Согласно статье 110 АПК РФ в связи с удовлетворением исковых требований судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 334 руб. возлагаются на ответчика.
В связи с уменьшением цены иска, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу надлежит возвратить из федерального бюджета уплаченную им по иску государственную пошлину в размере 7 088 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., <...>, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, адрес: 644105, <...>) в пользу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 644043, <...>) 111 120 руб. 84 коп. задолженности; а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 334 руб. 00 коп.
Возвратить Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 644043, <...>) из федерального бюджета 7 088 руб. 00 коп. государственной пошлины, перечисленной платежным поручением от 10.11.2021 № 871.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья А.П. Микуцкая