ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-21969/20 от 18.03.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

марта 2021 года

№ дела

А46-21969/2020

Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 19 марта 2021  года.

Арбитражный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Пермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голдыревой В.А.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Омской области по адресу: г. Омск, ул. Учебная, 51,

заявление общества с ограниченной ответственностью «Альфа-18» (ИНН 5507208534, ОГРН 1085543061966) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным решения, выраженного в письме № 09/8141 от 10.09.2020, а также об обязании совершить действие,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска (г. Омск, ул. Гагарина, 32 к 1), Администрации Кировского административного округа г. Омска (г. Омск, ул. Профинтерна, д. 15), Администрации г. Омска (г. Омск, ул. Гагарина, 34),

в заседании суда приняли участие:

от заявителя  – Дегтярева А.С. по доверенности от 05.09.2020, паспорт,

от заинтересованного лица – Бусс С.А. по доверенности от 16.02.2021, служебное удостоверение, диплом, Бруева Е.А. по доверенности от 16.02.2021, служебное удостоверение, диплом,

от ДГХ Администрации г. Омска – не явились, извещены,

от Администрации г. Омска – не явились, извещены,

от АКАО – не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Альфа-18» (далее - ООО «Альфа-18», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - ДаГ, Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выраженное в письме №09/8141 от 10.09.2020, об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 55:36:110110:4229, площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 35 м. по направлению на север относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, КАО, ул. Волгоградская, д. 8, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов физической культуры и спорта; в качестве восстановления нарушенного права просил обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу привести сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229, содержащиеся в ЕГРН, в первоначальное состояние, с указанием вида разрешенного использования в соответствии с действующим классификатором «спорт (5.1)»; обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 55:36:110110:4229, площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 35 м. по направлению на север относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, КАО, ул. Волгоградская, д. 8, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов физической культуры и спорта.

Определением от 02.02.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска (далее – ДГХ, третье лицо), Администрация Кировского административного округа г. Омска (далее – Администрация КАО г. Омска, третье лицо), Администрация г. Омска (далее – Администрация г. Омска, третье лицо).

Представитель заявителя в судебном заседании требование к Департаменту архитектуры поддержал в полном объёме.

Представитель Департамента возражала против удовлетворения заявленных требований, указав на включение спорного земельного участка в адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству и осуществлении благоустройства данной территории.

Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Согласно представленного отзыва на заявление, Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что в настоящее время данный земельный участок используется как зона отдыха граждан.

Администрация Кировского административного округа г. Омска, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечила. Согласно представленного отзыва на заявление, Администрация Кировского административного округа г. Омска просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что данный земельный участок включен в программу «Благоустройство общественных территорий», проведены мероприятия по благоустройству, установлены детские, спортивные площадки.

Администрация г. Омска, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечила. Согласно представленного отзыва на заявление, Администрация г. Омска просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что спорный земельный участок не может являться предметом аукциона, поскольку он предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой субъекта РФ, а также является земельным участком общего пользования.

Арбитражный суд Омской области, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, установил следующее.

13.08.2018 ООО «Альфа-18» обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о проведении аукциона по предоставлению в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 55:36:110110:4229 в аренду и провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 35 м. по направлению на север относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, КАО, ул. Волгоградская, д. 8, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов физической культуры и спорта.

При этом, к указанному заявлению приложено решение Омского городского Совета от 18.07.2018 № 72 об установлении территориальной зоны Ж3-2850 (спорный земельный участок расположен в границах указанной территориальной зоны), а также выписка из публичной кадастровой карты, согласно которой видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229 является «размещение объектов физической культуры и спорта».

В ответе на обращение от 30.08.2018 № 06/9811 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска указал, что в настоящее время проводятся работы по подготовке необходимого пакета документов для проведения торгов в отношении испрашиваемого земельного участка для размещения физкультурно-оздоровительного учреждения. По результатам подготовки документов на указанный земельный участок, материалы будут переданы в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска для проведения аукциона.

10.09.2018 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска направил в адрес Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска положительное градостроительное заключение №165-А от 27.08.2018 и технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

В установленный законом срок Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска решение принято не было.

Полагая указанное бездействие незаконным, ООО «Альфа-18» обратилось в суд за защитой нарушенных прав.

Решением Арбитражного суда Омской области от 05.05.2019 по делу № А46-20491/2018 признано незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, выразившееся в непринятии в установленный законом срок на основании заявления ООО «Альфа-18» от 13.08.2018 решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229, площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 35 м. по направлению на север относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, КАО, ул. Волгоградская, д.8, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов физической культуры и спорта, сроком на 10 лет, цель использования земельного участка: для строительства объекта физической культуры и спорта.

Суд также обязал Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ООО «Альфа-18» от 13.08.2018 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 55:36:110110:4229, площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 35 м. по направлению на север относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, КАО, ул. Волгоградская, д. 8, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов физической культуры и спорта, сроком на 10 лет, цель использования земельного участка: для строительства объекта физической культуры и спорта.

Во исполнение решения Арбитражного суда Омской области от 05.05.2019 по долу №А46-20491/2018 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска письмом №09/5855 от 10.07.2019 уведомил ООО «Альфа-18» о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предметом аукциона, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует цели использования земельного участка, указанной в заявлении о проведении аукциона.

В качестве обоснования для отказа Департаментом указано, что по сведениям ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229 «физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа (спортивные площадки, теннисные корты, хоккейные площадки, катки, роллердромы, велотреки и др.)», тогда как испрашиваемая цель: для строительства объекта физической культуры и спорта.

ООО «Альфа-18», полагая, что решение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, выраженное в письме №09/5855 от 10.07.2019 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, является необоснованным и незаконным, обратилось в суд с заявлением за защитой нарушенных прав (Дело №А46-14595/2019).

Решением Арбитражного суда Омской области от 22.11.2019 по делу № А46-14595/2019 признано незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выраженное в письме от 10.07.2019 № 09/5855 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 55:36:110110:4229.

Также суд обязал Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение по заявлению ООО «Альфа-18» от 13.08.2018 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 55:36:110110:4229.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 решение от 22.11.2019 по делу № А46-14595/2019 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2020 решение от 22.11.2019 и постановление от 19.03.2020 по делу № А46-14595/2019 оставлены без изменения.

Во исполнение решения Арбитражного суда Омской области от 22.11.2019 по делу №А46-14595/2019 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска письмом от 10.09.2020 № 08/8141 отказал ООО «Альфа-18» в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229, на основании пп. 15, 18 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, указав, что земельный участок включен в адресный перечень общественных территорий подлежащих благоустройству в 2018-2020 годах (на основании Постановления Администрации г. Омска от 05.10.2017 №1099-п), а также ввиду несоответствия испрашиваемой цели виду разрешенного использования.

ООО «Альфа-18»» полагая, что решение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выраженное в письме №08/8141 от 10.09.2020 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, является необоснованным и незаконным, а также нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Суд находит требование подлежащим отказу в удовлетворении, исходя из следующего.

По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий.

Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Кодекса, заключается на торгах.

Статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнесены управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица (пункт 4 статьи 39.11).

Подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что проверка наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона осуществляется уполномоченным органом.

Исходя из определения уполномоченного органа, используемого в статье 39.2 ЗК РФ, следует, что решение о проведении аукциона принимается органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками.

Согласно статье 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, структура Администрации города Омска состоит из должностей, не входящих в состав ее структурных подразделений (первый заместитель (первые заместители) Мэра города Омска, заместители Мэра города Омска), отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений.

Таким образом, свои полномочия Администрация города Омска реализует через структурные подразделения Администрации города Омска, входящие в структуру Администрации города Омска. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местного самоуправления (структурные подразделения Администрации города Омска), реализуя полномочия местной администрации, являются при этом самостоятельными юридическими лицами.

Согласно статье 7 Устава города Омска в систему муниципальных правовых актов включены не только нормативные и иные правовые акты Администрации города Омска, но и нормативные иные правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом.

Учитывая указанное, Администрация города Омска реализует полномочия по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Омска, через структурные подразделения Администрации города Омска, входящие в ее структуру, в том числе посредством принятия должностными лицами местного самоуправления муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Из Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3 (далее - Положение), следует, что департамент архитектуры является структурным подразделением Администрации города Омска (пункт 1 Положения); наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, может от своего имени выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде (пункт 3 Положения).

В соответствии с подпунктами 1.1, 1.2, 1.3 пункта 19 Положения в сфере земельных отношений департамент архитектуры осуществляет следующие функции:

- управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Омска, за исключением земельных участков, предоставляемых в аренду для размещения погребов;

- распоряжается земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых в аренду для размещения погребов;

- является организатором торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, принятие решения о проведении аукциона (об отказе в проведении) относится к компетенции департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, как органа, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками.

По положениям статьи 39.11 ЗК РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного   участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченный органом, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц.

Подготовка, организация и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы, соответственно, статьи 39.11 и 39.12 ЗК РФ.

Так, согласно статье 39.11 указанного кодекса решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц.

Согласно части 4 проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. Поскольку испрашиваемый земельный участок уже образован и поставлен на кадастровый учет, то в силу пункта 6-8 части 4 статьи 39.11 ЗК РФ осуществляются следующие действия (подготовка аукциона):

обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;

обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1,5-19 пункта 8 настоящей статьи;

получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

Частью 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.

Как следует из материалов дела, Департамент архитектуры отказал в проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229 на основании подпунктов 15, 18 пункта 8 статьи 39.11ЗК РФ

Согласно подпунктам 15, 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой; если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.

В соответствии с постановлением Администрации города Омска от 5 октября 2017 года № 1099-п «Об утверждении муниципальной программы города Омска «Формирование комфортной городской среды» территория «Городской поляны» 1 микрорайона в Кировском административном округе города Омска, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 55:36:110110:4229, включена в адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018-2020 годах.

Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229: «земельные участки (территории) общего пользования (12.0); площадки для занятий спортом (5.1.3.)».

Так, Решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 72 внесены изменения в Правила землепользования и застройки согласно которым из территориальной зоны Р1-385 выделена территориальная зона ЖЗ-2850.

С учетом вступивших в силу изменений в Правила землепользования и застройки в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 55:36:110110:4229 располагается в границах территориальной зоны ЖЗ-2850.

Постановлением Омского городского Совета от 03.10.2018 № 326 «О необходимости сохранения места отдыха жителей в Кировском административном округе города Омска» перед Мэром города Омска поставлен вопрос о необходимости сохранения места отдыха жителей, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229.

Территория, расположенная в 1 микрорайоне Кировского административного округа города Омска, в границах которой находится участок с кадастровым номером 55:36:110110:4229, используется администрацией Кировского административного округа города Омска для проведения спортивных и праздничных мероприятий. В границах участка расположена детская игровая площадка, которой пользуются жители всего микрорайона.

18.12.2019 на заседании Архитектурно-градостроительного совета города   Омска за основу был принят представленный дизайн-проект благоустройства территории «Городская поляна» 1 микрорайона, администрации Кировского административного округа города Омска рекомендовано доработать композиционно-планировочное решение территории с учетом задач функционального назначения территории, проработать структуру пешеходных связей с учетом прилегающей жилой застройки, предусмотреть организацию велосипедной дорожки по периметру рассматриваемой территории с выходом на улице Ватутина и парк им. 300 - летия города Омска.

В июле 2020 года в департамент архитектуры поступил проект постановления Омского городского Совета «О присвоении наименования территории в Кировском административном округе города Омска» (далее -проект постановления Омского городского Совета), подготовленный администрацией Кировского административного округа города Омска.

В пояснительной записке проекта постановления Омского городского Совета было указано, что проектом постановления предлагается присвоить территории, расположенной в Кировском административном округе города Омска в границах дома № 10 по улице Волгоградская и домов №№ 7Б, 5В по улице Ватутина, наименование «Городская поляна». Решение о присвоении территории наименования «Городская поляна» принято исходя из итогов опроса жителей территориального общественного самоуправления «Левобережный-1». В настоящее время данная территория используется местными жителями как зона отдыха.

28.10.2020 Омский городской Совет принял постановление № 934 «О присвоении наименования скверу в Кировском административном округе города Омска».

20.05.2020 постановлением Администрации города Омска № 272-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 5 октября 2017 года № 1099-п» территория «Городская поляна» 1 микрорайона в Кировском административном округе города Омска, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 55:36:110110:4229, включена в адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018-2020 годах.

Согласно разделу 1 постановления Администрации города Омска от 05.10.2017 № 1099-п «Об утверждении муниципальной программы города Омска «Формирование комфортной городской среды» важнейшей задачей органов местного самоуправления является формирование городской среды, комфортной и благоприятной для проживания населения, в том числе повышение уровня благоустройства территорий. Благоустройство территории города включает комплекс мероприятий по содержанию городских территорий, по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В 2020 году с использованием бюджетных средств было осуществлено благоустройство территории «Городская поляна».

Таким образом, указанные действия органов местного самоуправления направлены на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную среду обитания, повышение уровня комфорта проживания населения на территории города Омска, повышение уровня благоустройства городских общественных территорий.

Кроме того, согласно части 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171- ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны были внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков (Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 455- ФЗ указанный срок продлен до 1 января 2021 года).

25.08.2020 в соответствии с распоряжением департамента архитектуры вид разрешенного использования «физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа (спортивные площадки, теннисные корты, хоккейные площадки, катки, ролледромы, велотреки и др.) земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229 был приведен в соответствие с действующими Правилами землепользования и застройки и изменен на вид разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования (12.0); площадки для занятий спортом (5.1.3)».

Согласно выписке ЕГРН от 16.12.2020 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229 - «земельные участки (территории) общего пользования (12.0); площадки для занятий спортом (5.1.3)».

Согласно подпунктам 15, 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой, а также если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.

Таким образом, департаментом архитектуры принято решение об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229, изложенное в письме от 10.09.2020 № 08/8141, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, суд находит заявленные ООО «Альфа-18» требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Альфа-18» (ИНН 5507208534, ОГРН 1085543061966) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о призании незаконным решения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выраженное в письме №09/8141 от 10.09.2020, об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 55:36:110110:4229, площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 35 м. по направлению на север относительно 5-этажногожилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, КАО, ул. Волгоградская, д. 8, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов физической культуры и спорта; в качестве восстановления нарушенного права просил обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу привести сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229, содержащиеся в ЕГРН, в первоначальное состояние, с указанием вида разрешенного использования в соответствии с действующим классификатором «спорт (5.1)»; обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 55:36:110110:4229, площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 35 м. по направлению на север относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, КАО, ул. Волгоградская, д. 8, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов физической культуры и спорта, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в указанный срок может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         В.В. Пермяков